Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND STUDENTS DURING TEACHING PRACTICE

Ermakova L.I. 1 Yanyushkina G.M. 1
1 Karelian state pedagogical academy, Petrozavodsk, Russia
The article describes the role of the interaction between a teacher and a student of a pedagogical higher school during the teaching practice which is based on the principles of the experimental teaching model by D. Colb. This model results in the formation of teacher’s competences. Distance learning through the medium of Moodle makes it possible to work out the methodical support for students during the teaching practice. The support implies theoretical, pedagogical, psychological and information support of future teachers. This helps effective planning and professional self-development of all the participants of the teaching practice. The methodical support helps students prepare for their professional teaching activity on the highest level.
interaction
teaching practice
distance learning through the medium of Moodle
Введение. В качестве одной из долгосрочных проблем высшего профессионального образования выделяется проблема формирования профессионально-компетентной личности специалиста, умеющего самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности; а также проблема подготовки учителя, обладающего высоким интеллектуальным уровнем самосознания, способного к достижению профессионального успеха. Соответственно меняется и роль преподавателя вуза: функция транслятора информации замещается функциями фасилитатора, методиста, консультанта, советчика, наставника, т.е., по сути, менеджера образовательного процесса.

Несмотря на то что высшее профессиональное образование за последние годы непрерывно развивается, в практике вузов слабо представлены условия для реализации индивидуально ориентированного сопровождения студентов, в том числе и во время педагогической практики, предполагающие опору на отдельные индивидуальные особенности личности обучающегося, на сферу его образовательно-профессиональных интересов и потребностей, предпочтений, профессиональные и жизненные планы [2].

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения. Поэтому в своем исследовании мы опирались на компетентностную модель современного педагога [3].

Формирование компетенций возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в режиме интерактивного обучения.

Цель исследования состояла в том, чтобы выявить формы реализации интерактивного обучения на этапе педагогической практики студентов.

Материалы и методы исследования. Опыт и знания всех участников образовательного процесса - педагогической практики (студентов, руководителя, методистов) служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, студенты берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Процесс интерактивного обучения включает в себя: переживание студентами конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, изучение определенной ситуации); осмысление полученного опыта; рефлексия; применение знаний на практике (проведение уроков и внеклассных дел в школе).

Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме online. Мы рассматривает интерактивное обучение как, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие студентов и преподавателей в условиях педагогической практики в режиме дистанционного обучения.

Среда дистанционного обучения Moodle представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Система позволяет участникам вступать в интерактивный диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делает возможным активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени [5]. Эта программа позволяет эффективно организовать процесс обучения, используя возможности: проведение семинаров, тестов, заполнение электронных журналов, включение в урок различных объектов и ссылок из Интернета и многое другое.

Среда дистанционного обучения Moodle выступает как:

  • среда для реализации учебных курсов дистанционного образования, где слушатели или студенты данного курса проходят полностью обучение в рамках данной среды (они могут быть территориально удалены);
  • дополнение в образовательном процессе школы или вуза, где наряду с традиционным обучением используется и параллельное обучение в среде Moodle.

Возможности дистанционного обучения в среде Moodle позволили нам разработать методическое сопровождение педагогической практики для студентов физико-математического факультета Карельской государственной педагогической академии, включающее теоретическую, педагогическую, психологическую и информационную поддержку будущих учителей. Среда Moodle обеспечивает доступ студентов, проходящих практику не только в городе, но и в районах республики Карелия к педагогической информации и знаниям, различным технологиям и сервисам, а также их эффективное использование как инструмента интеграции в информационно-образовательном пространстве вуза.

Как показывает опыт, такое интерактивное взаимодействие между преподавателями, студентами и учителями в условиях педагогической практики способствует более эффективному проектированию и осуществлению профессионального самообразования и саморазвития всех субъектов педагогического процесса.

Знакомство с методическим сопровождением студентов происходит на установочной конференции по педагогической практике с помощью интерактивной доски. Студенты знакомятся с программой практики, с ее целями и задачами, с заданиями на практику, формами и схемами отчетов, а также с требованиями к знаниям и умениям студентов.

В разделе «Содержание педагогической практики» представлены задачи и цели педагогической практики, ее структура. На четвертом и пятом курсах студенты проходят практику в качестве учителя-предметника. Она позволяет последовательно и в определенной системе в течение всего времени обучения в вузе соединить теоретическую подготовку студентов с их практической работой в образовательных учреждениях разного типа. Структура педагогической практики ориентирована на формирование личности будущего учителя, усвоение им последовательно усложняющихся педагогических умений, а также приобретение и осмысление педагогического опыта.

Раздел «Формы отчетности» информирует студентов о необходимых отчетах к сдаче после практики, а также предлагает помощь в их составлении.

В качестве дистанционной поддержки на сайте представлена литература, необходимая для подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий; рекомендации по подготовке и оценке урока.

Полную информацию о новостях педагогической практики, нормативных документах, организации практики студенты получают на сайте «Сетевая дистанционная поддержка практики студентов» (http://praktika.kspu.karelia.ru/). Например, разделы «Методическое обеспечение практики» и «Методическая копилка» направлены на оказание помощи студентам в педагогическом общении, в разрешении конфликтов с учащимися, исследовании межличностных отношений в группе. Здесь же представлено примерное планирование учебного материала по физике, уроки по различным предметам, рекомендации к подготовке урока, сценарии внеклассных мероприятий, презентации к урокам, учебно-методическая литература по предметам. На сайте есть ссылки на педагогические интернет-ресурсы, где студенты могут найти много полезной информации для урочной и внеклассной работы. В разделе «Фоторепортажи с практики» представлены лучшие презентации, в которых в краткой форме студенты рассказывают о школах города и районов, об их традициях, учителях, а также о своих достижениях в педагогической деятельности в данном образовательном учреждении.

Для многих студентов педагогическая практика предоставляет возможность создания конкретного профессионального образа. Продумать собственную систему правил взаимодействия с детьми, для того чтобы на первом же уроке их изложить и далее им следовать, - сложная задача для будущего учителя. Поэтому большую роль на начальном этапе профессионального становления студента играют те дотеоретические знания, которые позволяют ему справиться с ситуацией в классе, а именно: фрагменты курса педагогики, воспоминания о собственном ученичестве, идеальные образцы деятельности собственных учителей (рассматриваемых только с точки зрения ученика). В дальнейшем, включаясь в школьный образовательный процесс, студент постигает гражданский и нравственный смысл педагогической деятельности, корректирует личные профессиональные установки и пути саморазвития личности. Студент получает возможность быть конструктором своего проекта, ориентироваться в межличностных отношениях, вступает в новую для него социальную роль и при этом становится субъектом новых отношений, которых не было еще на его жизненном пути.

На этапе непосредственного включения в педагогическую работу осуществляется интерактивное взаимодействие студентов, методистов, учителей школ через Moodle путем переписки между всеми участниками практики. В процессе педагогической практики студенты сообщают своим методистам расписание уроков в школе, задают вопросы, обсуждают различные проблемы. В итоге методисты могут не только быть информированными об успехах студентов, но и оперативно решать возникшие проблемы.

Задачи руководителя педагогической практики, методистов в интерактивной технологии состоят в следующем:

  • направление и помощь процессу обмена информацией;
  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту студентов;
  • поддержка активности студентов;
  • соединение теории и практики;
  • взаимообогащение опыта студентов;
  • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания студентов;
  • поощрение творчества и самостоятельности будущих учителей.

Результаты исследования и их обсуждение. Опираясь на экспериментальную модель обучения Д. Колба [4], мы выстроили педагогическую практику на следующих положениях: использование методов активного обучения; обучение предполагает рассуждение и обсуждение; из внешних источников добавляется новая информация или теория; студенты должны практиковать новые навыки и умения, разрабатывать стратегию и действия; должны продемонстрировать, что они способны на практике использовать то, что усвоили. Приняв за основу цикл Д. Колба, мы можем видеть, что именно непосредственный опыт, полученный в результате профессиональной деятельности в процессе педагогической практики, создает педагогическое поле коллективного взаимодействия студентов и преподавателей в процессе практики. Этот опыт приводит к размышлениям и новым наблюдениям за происходящим, за действиями и событиями, которые теперь уже вызывают живой интерес, так как связаны с собственными внутренними переживаниями и сравнениями: «Я делаю так, а он или она - так...», к размышлениям о том, к каким результатам приводит тот или иной вариант действий. Практическое применение полученных теоретических выводов, в свою очередь, запускает новые интерактивные обучающие циклы.

По окончании педагогической практики студентам пятого курса мы предложили ответить на вопросы в режиме online:

  • Какие качества обеспечивают Вам успех в работе с учениками на практике?
  • Оправдались ли Ваши ожидания от педагогической практики?
  • Чему Вы научились на практике?
  • Как Вы оцениваете интерактивное взаимодействие через среду Moodle?

Отвечая на первый вопрос, студенты выделили такие качества, как общительность, понимание, спокойствие, ассертивность, доброта, справедливость, дисциплинированность, внимательность, практичность, активность, терпение.

Ответы на второй вопрос показали разноплановость ожиданий от педагогической практики. Часть студентов отмечала, что практика помогла раскрыть их потенциал, приобрести уверенность в своих силах. Другие, при использовании на уроках разнообразных методов и технологий обучения, не думали, что много времени будут уделять при работе с информационными ресурсами в поиске материала к уроку и к внеурочной деятельности.

Отвечая на третий вопрос, студенты обратили внимание на то, что педагогическая практика помогает адаптироваться будущему педагогу в профессиональной среде.

Что касается оценивания организации интерактивного взаимодействия между преподавателями и студентами, последние отметили, что среда Moodle оказала им большую методическую поддержку на педагогической практике, куда они могли обратиться за помощью в любое время.

Критериями оценки результатов педагогической практики являются степень развития умений решать профессионально-педагогические задачи, уровень осмысления своей профессиональной деятельности. Оценки такого рода даются на основе систематического анализа работы студентов в процессе практики; отзывов учителей, классных руководителей о работе студента; самооценки студентом своей работы, степени подготовленности к практической деятельности. Оценить степень подготовленности студента к такой деятельности методист может, проанализировав анкету «Самоанализ начальной профессиональной подготовки» [1], которую студент выставляет в Moodle и из которой можно сделать вывод, насколько сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления профессионально-педагогической деятельности.

Вывод. Таким образом, интерактивное обучение на педагогической практике предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение, при котором обеспечивается стремление будущего специалиста к возможности и способности для выполнения задач и обязанностей повседневной деятельности в будущем.

Рецензенты:

  • Акулова О.В., д.п.н., профессор, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург.
  • Маликов Р.Ш., д.п.н., профессор кафедры педагогики Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.