Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCERNING THE ICT-COMPETENCE FORMATION OF BACHELORS OF EDUCATION

Lapchik M.P. 1
1 Omsk State Pedagogical University, Omsk
In accordance with new Federal State Educational Standards of Higher Professional Education (FSES HPE) a significant part of educational programs sections should be developed by higher education institutions independently. The article on the basis of evolution analysis of Pedagogical Universities curriculums gives the grounds for approaches to the developing of those educational programs sections of the direction ‘Education and Pedagogy’ which are to provide the information and communication competence formation (ICT-competence) as a part of future educators-bachelors professional competence taking into account their profile and peculiarities of their future professional activity. The result is that the catalogue of additional competences to FSES HPE of ‘Education and Pedagogy’ direction has been stated; also the tentative catalogue of educational subjects has been formulated, the inclusion of those subjects into educational programs will facilitate the problem solution of ICT-competence formation for all Skills profiles of Bachelors of Education.
information and communication competence
an educational program
Bachelor of Education
Введенные с 2011/2012 учебного года Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) поставили перед вузами, реализующими образовательные программы направления «Образование и педагогика», непростые задачи.   Одна из них - разработка  тех разделов   программ, которые будут обеспечивать формирование информационно-коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности) как части  профессиональной компетентности будущих педагогов-бакалавров с учетом их профиля и особенностей будущей профессиональной деятельности.

Формирование ИКТ-компетентности будущих учителей в современных условиях является   одной из наиболее важных задач системы высшего педагогического образования.   Под информационно-коммуникационной компетентностью мы понимаем не только совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и личностно-деятельностную характеристику специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе [2].

Само понятие и, соответственно, требования к структуре и содержанию компьютерной грамотности педагогов в отечественной системе высшего педагогического образования начали формироваться достаточно давно - с 1980-х гг. прошлого века, соразмерно развитию технологического и ресурсного обеспечения профессиональной педагогической деятельности, и прошли к настоящему времени достаточно протяженный исторический путь ([2], [3]). Активная фаза исследования проблемы компьютерной грамотности педагогических кадров началась после того, как в школе был введен   предмет информатика (1985), а в педвузах вслед за тем стали осваиваться учебные планы подготовки учителей информатики. Эти учебные планы с самого начала служили полигоном для своеобразной исследовательской лаборатории, результаты деятельности которой впоследствии переносились на всю систему подготовки учителей, когда стало понятно, что  в принципиальном плане стандарт технологической (в смысле ИТ) под­готовки учителей разных специальностей не может различаться, а преимущества учителей информатики в этой области профессиональной деятельности определяются лишь более глубокими фундаментальными знаниями в области информатики и ее приложений, что определяется только объемом содержания блока профильных информатических дисциплин.

Весьма значимым для нашего рассмотрения результатом первого этапа опытной работы по формированию учебных планов педвузов, реализованного еще в «докомпетентностную» эпоху, является сосредоточение на  двух основных видах  деятельности учителей: а) учитель-«предметник» (знания в профильной предметной области), б) учитель-преподаватель (дидактика, информационные технологии и на их основе - приемы педагогической технологии) [2]. Такое разделение напрямую согласуется с двумя важнейшими направлениями использования компьютеров в образовании: а) как средства актуализации информационных технологий для исследовательской работы в предметных областях зна­ния: математике, физике, химии, филологии, географии, истории и т.п. (компьютер как инструмент исследования); б) как средства для реализации образовательных технологий (компьютер как средство обучения).   С учетом этого подхода блок основных компьютерно-ориентированных дисциплин учебного плана подготовки учителей распадался на две группы, размещаемые, соответственно, в  области предметной подготовки и в области технологической подготовки учителя.  

Область предметной подготовки по информатике и ИТ реализуется через общеобразовательные разделы курса информатики, а также через приложения информатики, определяемые с учетом особенностей конкретной предметно-профильной деятельности учителя. Сказанное привело к  выделению в этом курсе блока общих основ информатики как некоторой достаточно общей части образования в области информатики студентов всех специальностей и блока «специальной» информатики, обслуживающей приложения информатики в данной предметно-профильной области. Область технологической подготовки включает обновленную   дидактику (имеются в виду ее новые разделы, обосновывающие роль компьютерных технологий в обучении), методику преподавания предмета, педагогическую практику. И в том, и в другом случае важную роль    выполняют соответствующие спецкурсы (дисциплины по выбору).

 Особую роль в каждой из указанных областей должны были выполнять две новые учебные практики - предметно-профильная (формирование навыков применения компьютеров и ИТ к решению прик­ладных задач профильной предметной области) и технологическая (отработка технологических приемов работы в современном школьном кабинете информатики). Как показал многолетний опыт внедрения построенных на этих принципах «компьютеризированных» учебных планов в Омском педагогическом институте, эти учебные практики служили не только целям  приведения уровня подготовки учителей в соответствии с требованием времени, но и являлись хорошим стимулом для мобилизации и повышения квалификации преподавателей специальных и методических кафедр в сфере компьютерной грамотности, что было в переходный период весьма актуально.

Важное значение для формирования  ИКТ-компетентности педагога любого профиля деятельности имеет также практикум «Английский язык в информационно-коммуникационных технологиях», предполагающий реализации телекоммуникационных проектов на английском языке (в этих целях в ОмГПУ был подготовлен специальный учебник  [4] и разработаны соответствующие методические материалы).

Согласно сложившимся к началу 2000-х годов представлениям профессиональную компетентность специалиста, в частности  -  педагога,  стали рассматривать как  совокупность трех групп компетентностей: ключевых, базовых и специальных [1].  Обращаясь к вопросу формирования ИКТ-компетентности, естественно предположить, что в процессе формирования профессиональной компетентности педагогического работника испытывать влияние ИКТ-компетенций должны все три указанные выше ее составные части. В связи с этим исследование вопроса о ИКТ-компетентности бакалавра-педагога связывается именно с выявлением его ключевых, базовых и специальных ИКТ-компетенций.

В ныне действующей  версии ФГОС третьего поколения   бакалавр педагогического направления  должен обладать компетенциями, представленными двумя основными группами: группой общекультурных компетенций (ОК) и группой профессиональных компетенций (ПК), включающих  общепрофессиональные компетенции (ОПК), компетенции в области педагогической деятельности и компетенции в области культурно-просветительской деятельности [6]. Вместе с тем по характеру и составу этих групп компетенций легко понять, что общекультурные компетенции относятся к ключевым, а  профессиональные компетенции -  к базовым компетенциям (впрочем, можно сказать, что перечисленные в ФГОС бакалавров-педагогов общепрофессиональные компетенции во многом являются общезначимыми для любой профессии и могут быть причислены к ключевым).

Как показывает анализ компетенций, представленных в ФГОС, их явно недостаточно для обеспечения современных (и постоянно нарастающих) требований к ИКТ-компетентности педагога. А это значит, что, ориентируясь только на них, вуз может получить образовательные программы, не обеспечивающие нужный объем требований к современной ИКТ-компетентости педагога. Воспользуемся тем,  что согласно официальным рекомендациям при разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям [5]. Ниже   перечислены компетенции, взятые из требований ФГОС, а также  рекомендуемые нами дополнительные компетенции (выделены курсивом), которые в своем единстве могут рассматриваться как требования к ИКТ-компетентности будущего бакалавра-педагога (нумерация дополнительных компетенций дана в продолжение нумерации компетенций из соответствующих групп - ОК, ОПК, ПК).

Ключевые ИКТ-компетенции. Из ФГОС: ОК-1, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОПК-5. Дополнительные: понимает сущность и значение информационной культуры как составной части общей культуры современного человека (ОК-13); понимает роль и перспективы процессов информатизации в обществе и образовании (ОПК-7); понимает   и способен оценивать значение ИКТ-компетентности для успешной профессиональной деятельности (ОПК-8).

Базовые ИКТ-компетенции. Из ФГОС: ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-11. Дополнительные: умеет пользоваться профессионально-ориентированными программными средствами реализации технологий (ПК-12); умеет создавать автоматизированное рабочее место учителя, классного руководителя и других работников образования (ПК-13);    умеет формировать систему средств обучения с включением в нее средств информатизации (ПК-14); умеет строить информационные модели педагогических объектов, явлений, систем (ПК-15); способен использовать современные информационные и коммуникационные технологии для разработки электронных образовательных ресурсов     (ПК-16); способен проектировать информационную образовательную среду учебного заведения (ПК-17); владеет английским языком как средством компьютерных коммуникаций (ПК-18).

Формулируя базовые требования,  ФГОС не предусматривает (и не может предусматривать) перечень специальных компетенций, поскольку в соответствии с официальными рекомендациями этот перечень разрабатывается вузом исключительно самостоятельно с учетом направленности (профиля) основной образовательной программы.   Вместе с тем, часть специальных компетенций (СК) будущего бакалавра-педагога, имеющих выраженный инвариантный характер, мы все-таки можем сформулировать: владеет методами применения ИТ в предметной (профильной) области своей деятельности (СК-1); способен разрабатывать авторские методические материалы по своему учебному предмету, апробировать и внедрять их в учебно-воспитательный процесс (СК-2); знает и умеет использовать технические средства и информационные технологии в методической системе обучения учащихся конкретному предмету (СК-3); умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства в конкретной сфере своей деятельности (СК-4);

В таблице 1 указан перечень учебных дисциплин, обеспечивающих формирование ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления, с сопоставлением для них всех указанных выше компетенций.  Последовательность   изучения приведенных в таблице дисциплин строится на основе преемственности и последовательности перехода от формирования необходимого уровня компьютерной грамотности к ознакомлению с методами использования ИКТ в учебном процессе и, на этой основе, - к изучению курса методики преподавания предмета и педагогической практике.

Таблица 1. Рекомендуемый минимальный состав учебных дисциплин по формированию ИКТ-компетентности будущих педагогов-бакалавров

 

Дисциплины

 

Формируемые компетенции

Базовый курс информатики и ИТ

ОК-1, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОК-12, ОК-13, ОПК-7, ОПК-8

Профильно-предметная учебная практика

ОК-1, ОК-4, ОК-8, ОПК-8, СК-1

Методы математической обработки информации

ОК-4, ОК-8,  ПК-12, ПК-15

 ИКТ в образовании

ОК-8,  ОК-9, ОПК-7, ОПК-8,  ПК-2,  ПК-3, ПК-4,  ПК-8, ПК-11, ПК-12,ПК-13,ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, СК-4

Английский язык в ИКТ

ОК-10, ОПК-5, ПК-18

Технологическая практика

ПК-2,  ПК-3,  ПК-4,  ПК-12,ПК-13,ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, СК-2, СК-3, СК-4

Методика преподавания предмета

ПК-2,   ПК-3, ПК-4,   ПК-12,ПК-13,ПК-14, ПК-16, ПК-18, СК-2, СК-3, СК-4

Педагогическая практика

ПК-2,   ПК-3, ПК-4,  ПК-12,ПК-13,ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, СК-2, СК-3, СК-4

Такое построение учебного процесса, по нашему мнению, позволит подготовить будущих учителей не только к работе с профессионально-ориентированными программными продуктами, но и сформировать у студентов целостное представление о современных информационных технологиях и возможностях их применения в профессиональной педагогической деятельности. 

Приведенные в статье рекомендации могут быть положены в основу разработки рабочих учебных программ учебных дисциплин и практик.

Рецензенты:

Удалов С.Р., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных и коммуникационных технологий в образовании ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет, г.Омск.

Рагулина М.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики обучения информатике ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г.Омск.