Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF MODERN DEMANDS IN ORGANIZATION OF MYOPIA PREVENTION AMONG SCHOOLCHILDREN

Shiller S.I. 1 Mingazova E.N. 2
1 “Kuzlyar”Ophthalmology clinic, Kazan, Russia (420073, Kazan, A. Kutui st., 44а),
2 State Educational Institution of Higher Professional Education “Kazan State Medical University of the Ministry of Healthcare and Social Development of the Russian Federation” Kazan, Russia (410012, Kazan, Butlerov st.,49),
Information on prevention techniques for vision disorders among schoolchildren applied in the practice of children ophthalmologists, revealed modern demands in organization of this type of preventive work is given in the article. The results of the interviews of 28 children ophthalmologists working in different municipal healthcare organizations of Kazan showed insufficient level of their awareness about the risk factors for myopia development. The absolute majority of the interviewed children ophthalmologists (82, 1%) noted that the time for discussing the problems of vision protection during consultation reception of schoolchildren was extremely limited. At the same time, with the account of low staffing levels of medical workers at school (one school pediatrician for 17 schools, and one school nurse for 6 schools) observed at present time, the responsibility for organization of medical prevention work in this area falls on the ophthalmologists of the outpatient-and-polyclinic institutions for children and ophthalmology centers. However, the major number of specialists (71, 4 %) expressed wish to widen their knowledge on the problems of preventing vision disorders among schoolchildren. Every interviewed ophthalmologist spoke about the necessity for development of new guidance manuals and reminders on prevention of vision disorders among schoolchildren. The data resulting from the study were taken into account in development of new organizational approaches to prevention of visual acuity disorders among schoolchildren.
medical service.
ophthalmologists
prevention
children
risk factors
myopia
schoolchildren
Введение. В реформах отечественного здравоохранения приоритетным направлением считается создание системы государственных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников [1; 5]. Значительное место в данной системе отводится профилактике «школьных болезней», в том числе профилактике снижения остроты зрения. Актуальность данной проблемы обусловлена наблюдаемыми тенденциями роста распространенности миопии среди детей и подростков [2-4; 6].

Цель исследования: изучить спектр применяемых в профессиональной деятельности детских офтальмологов методов профилактики нарушений зрения среди школьников, выявить современные потребности в организации данного вида профилактической работы.

В работе были применены социально-гигиенический, социологический и статистический методы исследования, в частности, методом интервьюирования был проведен социологический опрос 28 детских офтальмологов, работающих в различных муниципальных и частных медицинских организациях г. Казани.

В результате было выявлено, что все опрошенные нами детские офтальмологи считают, что деятельность по организации профилактики нарушений зрения среди школьников является крайне актуальной и остро необходимой. Варианты ответов специалистов на вопрос «Какие формы работы врача-офтальмолога по профилактике нарушений зрения среди школьников Вы считаете действенными?» были разнообразными, т.к. форма вопроса предполагала «открытые» ответы. Все специалисты считают проведение бесед и лекций для школьников эффективной формой профилактики нарушений зрения. Кроме того, большинство из опрошенных специалистов (71,4%) действенной формой профилактики называют беседы с родителями школьников, а четверть (25,0%) - соблюдение гигиенических нормативов освещения помещений, правил посадки учащихся. Частота остальных ответов была следующей: в 21,4% случаев - раздача школьникам медицинских пособий и памяток; в 17,9% - проведение профилактических осмотров; в 14,3% - выпуск санитарных бюллетеней, в 14,3% - проведение лекций для учителей; в 3,6% - соблюдение физкультпауз на уроках; в 3,6% случаев - размещение в коридоре школы таблицы для самоопределения остроты зрения.

На вопрос «Какие факторы риска развития нарушений зрения среди школьников являются, по Вашему мнению, значимыми?» ответы врачей офтальмологов не были разнообразны. Наиболее частым был ответ «значительные зрительные нагрузки» - в 96,4% случаев, «применение электронных устройств: телевизоров, компьютеров, электронные игры на телефоне и т.д.» - в 50,0%, «наследственность» и «нарушения осанки и нарушения в шейном отделе позвоночника» - в 28,6%, «дефицит питания» - в 25,0%, «работа на близком расстоянии» - в 21,4%, «родовые травмы» - в 10,7%, «недостаточное освещение» - в 7,6%, «гиподинамия» - в 3,8% случаев.

Особый интерес вызывает анализ ответов специалистов на вопрос о том, кто должен заниматься профилактикой нарушений зрения среди школьников. Почти все опрошенные специалисты (96,4%) ответили - «школьные медицинские сестры», в 92,9% случаев - «школьные врачи», в 71,4% - «офтальмологи детских поликлиник», в 25,0% - «врачи центров медицинской профилактики», в 21,4% - «специалисты Роспотребнадзора», в 10,7% - «участковые педиатры», в 7,6% случаев - «родители».

Однако с учетом низкой штатной обеспеченности медицинскими кадрами общеобразовательных учреждений основная нагрузка в профилактике нарушений остроты зрения ложится на специализированную службу детских офтальмологов. В связи с этим вызывал особый интерес анализ ответов специалистов о применяемых ими в практической деятельности формах и средствах профилактики миопии среди школьников.

Все специалисты отметили, что как средство профилактики применяют беседы с детьми, 75% офтальмологов применяют в дополнение и беседу с родителями школьников. Далее варианты ответов были следующими: «раздача методических пособий» - в 35,7% случаев, «рекомендации гимнастики для глаз» - в 10,7% случаев, «рекомендации гимнастики для шейного отдела позвоночника» и «рекомендации тренажеров для глаз» - в 3,6% случаев. По результатам анализа ответов на этот вопрос можно сделать вывод о том, что перечень применяемых средств и форм профилактики не отличается разнообразием и в нем отсутствуют современные формы.

Абсолютное большинство опрошенных детских офтальмологов (82,1%) отмечали, что на консультативном приеме школьников времени на обсуждение вопросов охраны зрения крайне мало. Лишь 17,9% детских офтальмологов, причем все из частных офтальмологических центров, ответили, что времени на профилактические беседы достаточно. В среднем на обсуждение вопросов охраны зрения на индивидуальном приеме 14,3% офтальмологов тратят 1-3 минуты, 35,7% - 5 минут, 28,6% - 5-7 минут, 10,7% - 10 минут, 7,1% - 15 минут, 3,6% - 20 минут.

На вопрос «Какие методические рекомендации и разработки последних лет Вы используете в работе по профилактике нарушений зрения?» специалисты ответили: в 53,6% случаев - «никаких», в 42,9% - методические пособия фирмы «Промед Экспортс», в 17,9% - методические пособия фирмы «Экомир», в 21,4% - методические пособия профессора С.Э. Аветисова, в 14,3% - «гимнастику глаз по У.Г. Бейтсу, в 7,2% - точечный массаж, в 3,6% - методические пособия профессора М.В. Кузнецовой, в 3,6% - лекции профессора Е.П. Тарутты.

Таким образом, анализ результатов ответов специалистов выявил несколько проблемных моментов. С одной стороны, все опрошенные врачи-офтальмологи считают, что деятельность по организации профилактики нарушений зрения среди школьников является крайне актуальной и остро необходимой, с другой - большинство из числа работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения считают, что времени на проведение профилактической работы на индивидуальном консультационном приеме недостаточно, поэтому основными методами профилактики миопии, в том числе и используемыми в своей деятельности, называются групповые мероприятия - чтение лекций и проведение бесед, раздача информационных материалов.

Основными «исполнителями» программ профилактики снижения зрения, по мнению специалистов-офтальмологов, должны быть школьные медицинские работники. На первый взгляд, «упование» в этом вопросе на школьных медицинских работников вроде бы логично, ведь данная работа по профилактике «школьных болезней», коей является и миопия, входит в перечень их функциональных обязанностей. Вместе с тем современные реалии медицинского обслуживания школ таковы, что большинство школ не имеют не только школьного врача, но и школьную медицинскую сестру. По данным официальной статистики, в 2010 году в Республике Татарстан на обслуживание 377 243 учащихся, которые обучаются в 2131 общеобразовательном учреждении, выделено 168 врачебных ставок, а фактически физических лиц - 129, ставок среднего медицинского персонала выделено 456,5 а фактически физических лиц - 362 человека. Таким образом, один школьный врач приходится на 17 школ, а одна школьная медицинская сестра - на 6 школ. Картину фактического состояния дел в медицинском обслуживании школьников дополняют официальные сведения о том, что каждый третий врач (28,2%), работающий в педиатрической службе, пенсионного возраста.  

Результаты опроса специалистов показали недостаточный уровень их осведомленности в вопросах знания факторов риска развития миопии. В каждой анкете назывались лишь 2-3 «традиционных» фактора. Основное число опрошенных офтальмологов (71,4%) высказали желание пополнить свои знания по вопросам профилактики нарушений зрения среди школьников, а 17,9% - хотели бы пройти дополнительное обучение по данным вопросам. Лишь 10,7% специалистов (сотрудники кафедры офтальмологии) считают свои знания в этой области достаточными. О необходимости разработок новых методических пособий и памяток по профилактике нарушений зрения среди школьников высказались все специалисты без исключения. Полученные в ходе исследования результаты были учтены при разработке новых организационных подходов к профилактике нарушений остроты зрения среди школьников.  

Рецензенты:

  1. Низамов Ильдус Галеевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением Казанской государственной медицинской академии, г. Казань.
  2. Садыкова Тамара Ильдусовна - д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением Казанской государственной медицинской академии, г. Казань.