Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INFLUENCE OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF XINJIANG-UGHUR AUTONOMY REGION OF CHINA ON THE CHANGING OF THE SOCIALLY-RELIGIOUS SITUATION

Пшенцов П.С.
The article refers the basic strategy of activity of the Chinese government on development of economy in Xinjiang - Ughur autonomy region of China. One of the mainest problems of the actions spent to 90th years of XX century, reduction of social heat in the environment of national minorities and liquidation of principal causes of separative tendencies was. Among the basic actions, in article following directions are resulted: development of industrial base in Xinjiang - Ughur autonomy region by large-scale attraction of foreign investments and creation of a free economic zone, creation of a modern infrastructure, participation of the state in programs on struggle against poverty, creation of qualified personnel from among indigenous population Xinjiang - Ughur autonomy region. In the conclusion is done about that, development of industrial potential of independent area is not only one of ways to affect separative moods of indigenous population Xinjiang-Ughur autonomy region, but also to promote growth of economy of the state as a whole.

Проблема экономического развития национальной территории играет большую роль в определении настроений, которые являются определяющими для населения данной территории. Кроме этой важной социальной функции, экономика может явиться тем связующим организмом, который может помочь соединить прочными экономическими связями различные территории страны, способствуя тем самым сохранению единства всего государства.

С древних времен Синьцзян являлся территорией, по которой проходили торговые пути, связывавшие Азию с Европой [7]. Большие объемы товаров перевозимых по шелковому пути несли с собой немалую выгоду тем, кто жил от этой караванной торговли. Следствием этого были многочисленные войны за право контроля над территорией Синьцзяна. Начиная с XIX в., значение торгового пути ослабевает и в первой половине XX в. он совсем приходит в упадок. К 30-м годам XX в. Синьцзян представал собой экономически отсталую сельскохозяйственную область, которая целиком зависела от экспорта товаров.

В 50-е гг. XX в. развитию экономики района способствовали два фактора. Во-первых, это антифеодальная аграрная реформа, во-вторых, деятельность Производственно-Строительного корпуса Народно-освободительной армии Китая (ПСК НОАК). Усилиями ПСК НОАК в Синьцзяне были проведены большие ирригационные работы, построены новые населенные пункты, в сельскохозяйственный оборот вовлечено большое количество ранее не используемых земельных фондов [8].

Большое значение на развитие экономики Синьцзяна оказала экономическая помощь со стороны СССР. Так, в 50-е годы было создано два совместных советско-китайских предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых. В 1954 году СССР подписал с КНР Коммюнике о строительстве железной дороги Ланьчжоу - Урумчи - Алма-Ата, которая в дальнейшем сыграла большую роль в укреплении китайских позиций в Синьцзяне, а также содействуя ханьской колонизации этого района.

Новый этап в развитии экономики СУАР начинается с приходом к власти Дэн Сяопина. После 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва, как утверждают китайские специалисты, экономика СУАР перешла на новый этап развития, связанный с реализацией политики открытых дверей [1]. В результате, экономика региона получила новый толчок в своем развитии. По уровню роста валового национального продукта Синьцзян сравнялся с другими районами Китая, о чем позволяют судить данные Таблицы 1. [10]

Таблица 1. Рост ВНП СУАР в сравнении с ростом ВНП КНР

Годы

ВНП КНР в млрд. юань

ВНП Синьцзяна в %

ВНП Китая в %

1978

3,9

н.д.

Ежегодный средний рост с 1978-83 составил 9 %

1985

17,3

10,9

н.д.

1990

26,6

10,9

3,9

1992

34,4

10,2

12,8

1993

49,8

9,5

13,4

1994

67,4

10,9

11,8

1995

88,0

11,0

10,2

1996

97,9

9,0

9,7

1997

105,0

11,0

8,8

Как видно из таблицы 1, если в первые годы реформ Дэн Сяопина рост ВНП Синьцзяна оставался на одном уровне, то в 1993 и в 1996 годах он падает. В это же время можно наблюдать рост сепаратистских настроений в регионе. Однако в последующие годы, когда происходил рост ВВП СУАР, сепаратистские тенденции были низки. То есть можно видеть прямую зависимость между уровнем развития сепаратистских настроений в обществе и состоянием экономики.

Необходимость повышения уровня экономического развития СУАР до промышленно более развитых районов КНР является важной не только с точки зрения стратегического развития Китая, но и как средство с национального единства ханьцев с неханьским народами для создания политической, социальной и экономической стабильности в регионе [15].

Для достижения этого правительство КНР совместно с руководством Синьцзяна разработали региональную стратегию развития. Ее цель состоит в том, чтобы создать множество полюсов роста, стимулируя, таким образом, развитие промышленности в регионе.                  

Помимо проектов предусмотренных пятилетними планами проводились различные мероприятия, ставившие своей целью экономическое развитие СУАР. Поскольку КНР стремиться в будущем к усилению своего экономического влияния в мире и, следовательно, развитию промышленности. Ключевое развитие Синьцзяна состоит в том, чтобы преобразовать имеющиеся природные ресурсы в экономическую силу и конкурентноспосбность [2]. Это требует от китайского правительства полной стабилизации и нормализации ситуации в СУАР и недопущения в будущем вспышек национализма и сепаратизма.

Задача китайского правительства является вывод экономики Синьцзяна на один уровень с промышленно развитыми районами Китая. Одним из способов реализации этой задачи стало привлечение иностранных инвестиций.

Началом этого процесса стал 1980 год, когда было открыто два предприятия, иностранные инвестиции составили 9 млн. долл. [12]. К 1994 году было открыто 725 предприятий с общей долей иностранных инвестиций на сумму в 225 млн. долл. В 1995 году было подписано уже 132 контракта на общую сумму в 315 млн. долл., в то время как фактическая сумма инвестиций составила 347 млн. долл. Таким образом, рост инвестиций, по сравнению с 1994 годом, когда количество инвестируемых средств было равно 67 млн. долл., составил 150 % [9]. Основными объектами иностранных инвестиций стали нефтегазодобывающая отрасль, добыча минеральных ресурсов, сельское хозяйство, а также строительство новых объектов инфраструктуры.

В 1994 году была создана первая на северо-западе Китая свободная экономическая зона с центром в г. Урумчи. Примером послужили подобные зоны на юге Китая, где посредством создания благоприятных условий удалось привлечь большое количество иностранных инвестиций.

Такой успех позволил китайскому правительству поставить задачу о массовом привлечении инвестиций в СУАР. В целом тактика регионального привлечения инвестиций уже оправдала себя в других районах Китая, например в провинциях, Хынань, Сычуань и ряде других. Однако с СУАР дело обстояло иначе. Представлялось проблематичным привлечение иностранных инвестиций в регион, который во всех западных СМИ представлялся как нестабильный и подверженный сепаратизму. Поэтому руководству КНР пришлось приложить немало усилий для демонстрации в целом стабильного положения в Синьцзяне. Одновременно становиться, понятна крайне болезненная реакция официальных властей КНР на любые заявления о массовом «нарушении прав человека» в СУАР, а также «подавлении повстанческого движения», так как это сразу же отражалось на притоке иностранных инвестиций и таким образом имело очевидную финансово-экономическую основу.

Большое значение, помимо иностранных инвестиций, оказала помощь центрального правительства. В 1953-80 годы финансовые субсидии из Пекина составили 24,6 млрд. юаней. Начиная с 1980 по 90-е годы, субсидии составили 18,4 млрд. юаней, а в 1994 году уже составили 4,3 млрд. юаней в год [13]. Общее количество инвестиций и их динамику можно увидеть из Таблицы 2 [11].

Таблица 2. Общая инвестиция в экономику СУАР КНР (в млрд. юань)

Годы

1980-91

1992

1993

1994

1995

1996

Вложено активов

62,7

17,0

23,2

29,9

30,4

41,3

Рост в % в сравнении с предшествующим периодом

н.д

36,1

36,4

20,4

6,4

24,0

Однако общая позитивная ситуация усугубляется нестабильностью роста инвестиций в процентном отношении. Частично это можно объяснить общим ростом напряженности обстановки, а также усилением деятельности различного рода экстремистских организаций в Центральной Азии в 1994-95 годах.

Хотя правительству КНР и не удалось добиться стабильности иностранных инвестиций в 90-е годы XX века, тем не менее, положительная динамика роста капиталовложений должна способствовать развитию экономики Синьцзяна. Это в свою очередь, должно сказаться на росте материального благосостояния населения снизив, таким образом, социальный накал в обществе.

Большой проблемой Синьцзяна является высокий уровень бедности населения. В наибольшей степени это затрагивает коренные национальности. Государство в последние годы начало выделять большое количество средств на борьбу с бедностью. С момента начала осуществления программы в 1986 году около полутора миллиона человек поднялись над официальной чертой бедности. Однако еще, по меньшей мере, 1,4 миллиона человек находятся за чертой, большинство из них проживает в южных районах Синьцзяна, где наиболее активны выступления в поддержку сепаратизма [3]. Начиная с 1994 года, государство еще более усилило политику, направленную на борьбу с бедностью. С 1996 года ежегодно на эти цели выделяется до 3,5 млрд. юаней [6]. По заявлению Цзян Цзэминя это должно в значительной степени сократить количество людей проживающих за чертой бедности [14, 5].

Анализируя стратегии экономического развития Синьцзяна, нельзя упускать из виду тот факт, что данный регион представляет собой этнически разнородную территорию. Поэтому, разрабатывая долгосрочные программы, необходимо учитывать интересы этнических народов СУАР. Исходя из этих соображений китайскому правительству, вероятно, придется жертвовать экономической эффективностью своих планов по индустриализации и инвестированию экономики Синьцзяна. В противном случае ситуация может еще более усугубиться.

Наибольший протест у национальных этносов вызывают вопросы эксплуатации природных ресурсов Синьцзяна и большие темпы переселения ханьцев в СУАР. Для того чтобы избежать подобной критики, китайскому правительству необходимо, проводя дальнейшую политику освоения природных ресурсов, привлекать к этому процессу этническое население, создавая благоприятные условия для их трудоустройства. Это в значительной мере может способствовать росту их материального благосостояния и ослабить таким способом недовольство и исключить основу для идей сепаратизма.

Таблица 3. Основные экономические индикаторы в СУАР за 1995-97 годы

 

 

1995

1996

1997

Валовой внутренний продукт

100 миллионов у.е.

834.57

912.15

1050.5

Потребление на душу населения

В юанях

1649

2146

 

Доходы на душу населения (городские жители)

В юанях

4163.44

4649.86

4845

Расходы на душу населения (городские жители)

В юанях

3186.76

3457.14

4581

Доходы на душу населения (сельские жители)

В юанях

1136.45

1290.01

1504

Расходы на душу населения (сельские жители)

В юанях

941.58

1346.57

1395

Продукция сельского хозяйства (брутто)

100 миллионов у.е.

415.19

430.96

455

Посевные площади зерновых культур

1000 гектар

3050.2

3081.2

 

Производство зерна

10000 тонн

718.5

805.3

830

Производство промышленной продукции

100 миллионов у.е.

802.02

679.5

 

Строительство

10000 юаней

875728

928911

 

Грузооборот

10000 тонн

19294

20714

26792

Розничная продажа товаров потребления

10000 юаней

253.6

295.4

296.3

Экспорт и импорт

10000 долларов США

117146

93871

 

Фактически используемые иностранные инвестиции

10000 долларов США

18888

28254

 

Таким образом, проведенные мероприятия позволяют говорить о том, что китайское правительство прилагает большие усилия, направленные на создание благоприятных условий для развития экономики СУАР. Произошло формирование современной промышленной базы СУАР. Производимая продукция, не только удовлетворяет потребности собственного населения, но и вывозиться на экспорт. Преобразования в сельскохозяйственном производстве позволили сократить уровня экономического разрыва между городом и деревней. Строительство новых транспортных магистралей, в том числе и трансконтинентальных (например, евроазиатская железная дорога), новых средств телекоммуникации явилось еще одним шагом, позволившим подняться на новый уровень развития. Такие выводы подтверждаются статистическими данными Таблица 3 [4].

Заключение

Развитие промышленного потенциала автономного района является одним из способов повлиять на сепаратистские настроения коренного населения СУАР. Развитие экономики позволяет создать большое количество новых предприятий, что в свою очередь, ведет к появлению новых рабочих мест и, в конечном итоге, к росту благосостояния населения. Примечательна попытка властей сравнять по уровню экономического развития город и сельские области, где уровень недовольства населения был наиболее высок. Такой путь изменения ситуации в регионе является более эффективным, чем репрессивные меры, поскольку в материально благополучных областях уровень националистических настроений обычно низок. В свою очередь стабильная обстановка помогает привлечь еще большее количество инвестиций, а это ведет и к увеличению экономического роста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. Статьи и выступления./Дэн Сяопин. - М., 1997.
  2. Наумов И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996- 2020 гг. и проблемы ее реализации. / И.Н. Наумов. - М., 2001.
  3. Наумов, И.Н. Проблемы формирования и подъема уровня жизни населения КНР. / И.Н. Наумов. - М.: Наука. Изд. фирма "Вост. лит.", 1993.
  4. Статистические данные СУАР КНР. // http://www.umich.edu/~iinet%20/chinadata/stat/ChinaStatistics/Economy%20Indicators%20of%20Regions/Xinjiang_Econ.htm
  5. Цзян Цзэминь. Доклад на XV Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая. // Информационный бюллетень Посольства КНР в РФ. №28. 1997.
  6. Bernard L W. Developing China's Hinterland: From Autarky to Anarchy. Challenge. Vol. 39, no. 2. 1996. p. 57.
  7. Lattimore Owen. Pivot of Asia: Sinkiang and the Inner Asian Frontiers of China and Russia. Little, Brown. Boston. 1950. p. 222.
  8. McMillen Donald. The Urumchi Military Region: Defense and Security in China's West. Asian Survey. Vol. 22, no. 8. August 1982. p. 709.
  9. Statistical Communiqué of the Xingjiang Uygur Autonomous Region Statistical Bureau on 1995 Economic and Social Development. Xingjiang Daily, 27 January 1996. p. 2
  10. Xingjian Statistics Bureau and State Statistics Bureau. Beijing. 1999.
  11. Xingjian Statistics Bureau, 1979-96. Beijing. 1998.
  12. Xinhua News Agency (Beijing). 20 September 1995.
  13. Ya Rongchun. A Study of the East-West Inequalities in China. Xinjiang Society and Economy, no. 4. 1996. p. 31.
  14. Zemin Jiang. By the End of the Century, Basically Solve the Food and Clothing Problem of the Impoverished People Throughout the Country. People's Daily, Overseas Edition. 6 January 1997. p. 1.
  15. Zhao Yueyao Pivot or Periphery? Xinjiang's Regional Development. Asian Ethnicity. Vol. 2, Numb. 2. September. 2001. p. 209