Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERIORIZACHIA IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF SOCIAL DETERMINATION

Popova E.V. 1 Pushkareva T. V. 1
1 Moscow pedagogical state university
The analysis interiorizachyia in a context of social determination is carried out. The person in the course of development of the social environment, will transform external in internal, but thus independently carries out a free choice of external conditions of own formation. Any external reasons, operate not directly and directly, but only through internal conditions. Mastering of system of social norms is one of the major conditions providing the persons successful socialization.Mastering and carrying out social roles, the person at first interiorizachyed translates external in private world) social values existing in a society, that is as though them "appropriates" to itself, and then in the course of own creative activity them increases.Interiorizachyia which is presented as set internally containing and outwardly shown norms both valuable orientations defines also behavior of the person in the social environmen.
interiorizachyia
the social environment
the socialization mechanism
the person
Основы идеи социальной обусловленности развития человека и его способностей занимают определенное место во многих научных концепциях. В работах В. М. Бехтерева,   А. Ф. Лазурского. Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского обосновывается тот факт, что человек в процессе освоения социальной среды преобразует внешнее во внутреннее, но при этом самостоятельно осуществляет свободный выбор внешних условий собственного становления. То есть, развитие личности как особой целостности, возможно только при единстве двух процессов: внешнего - социального и внутреннего - личностного; внешнее преломляется через внутреннее, поскольку внутреннее действует через внешнее (Д. Н. Узнадзе, Н. И. Сарджвеладзе).

Исследования С. Л. Рубинштейна внесли серьезные коррективы в представления о механизмах становления субъективности человека в процессе его деятельности. Он показал, что любые внешние причины, и деятельность в первую очередь, действуют на человека не непосредственно, а преломляются через внутренние условия. Психика человека исключительно избирательна [5].

Впервые об интериоризации как процессе «переноса» общественного опыта в «голову» ребенка говорит в своих критических замечаниях С. Л. Рубинштейн. Затем эта трактовка получила свое отражение в работах, как его учеников, так и школы П. Я.Гальперина. П. Я. Гальперин говорит о возникновении понятия «интериоризация» во французской социологической школе, где оно означало прививание элементов идеологии и изначально биологическому сознанию индивида: идеология, общественное сознание переносились в индивидуальное сознание.

В социальной психологии интериоризация рассматривается как один из механизмов социализации. Под «социализацией» обычно подразумевается процесс усвоения социального опыта определенного содержания: ценностей, социальных установок, определенных ролей как моделей поведения.

В процессе социализации и связанной с ним интериоризации можно выделить несколько аспектов, которые целесообразно рассматривать по отдельности. Во-первых, это процесс приобретения знаний о данном типе социальной реальности (о ценностях, ролях и пр.). Во-вторых, в данном процессе происходит преобразование структуры личности: появление новых подструктур (например, «Сверх-Я» в классическом психоанализе  З. Фрейда, «зеркального Я» Ч. Кули, самосознания «me» у Дж. Мида) или личности в целом (в теории Дж. Болдуина), трансформация уже имеющихся. В-третьих, по отношению к нормам, ролям, ценностям выделяется такой аспект процесса их усвоения, как принятие. Здесь имеется в виду, что, для примера, некоторую социальную норму можно знать, но не следовать ей; можно знать, но не соглашаться с ней, при этом выполняя ее «внешним» образом; наконец, можно принять ее, сделать своей «внутренней» нормой. Именно достижение последнего состояния обозначается словом «интернализация». Последние два понимания (формирование новых структур личности и «принятие» социальных норм, ценностей и т.п.) являются специфичными значениями термина «интернализация» (хотя второе может быть обозначено и самим по себе термином «принятие»): в истории психологии не было введено отличных от «интернализации» обозначений данных процессов. Однако за ними закрепилось именно терминологическое обозначение «интернализация», а не «интериоризация» [6].

В работах Н. П. Аникеевой, А. А. Бодалёва, Я. Л. Коломинского, С. В. Кондратьевой, Е. С. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Обозова, А. В. Петровского в качестве ведущего принципа развития обозначен принцип социальной детерминации. По мнению А. В. Петровского, активно действуя, человек вызывает изменения внутреннего мира другого человека, то есть осуществляет вклад в других людей. Один человек близок, привлекателен другому, его поведение доступно пониманию, и другой начинает подражать ему. Но подражание - это не процесс копирования, а процесс осознания, осмысления и присвоения ценностей, перенос привлекательных черт, качеств личности, способов и норм поведения в собственные [4].

Еще более решительный шаг в теории интериоризации сделала гуманистическая психология. В соответствии с ее представлениями, психическое развитие человека осуществляется не по формуле «от социального к индивидуальному» (или еще более обобщенно: «от только внешнего к внутреннему»), а  путем усвоения внешних обстоятельств через внутренние условия.

Об этом же говорят исследования Н. В. Кузьминой, рассматривающей несколько типов соотношения внешних и внутренних границ в процессе освоения среды. По мнению автора, если «внутренние и внешние границы равны, то отношения между субъектами будут строиться на гармонии, любви и дружбе. Но если внешние границы уже внутренних, возникает феномен диссидентства, феномен снижения творческой активности, что тормозит развитие личности» [1].

Следовательно, для актуализации личности важны два процесса: внешний и внутренний, экстериоризации и интериоризации, интериндивидный и интраиндивидный, то есть, перенося внешнюю среду во внутреннее пространство личности, человек должен опять перейти от внутреннего к внешнему, вступая во взаимодействие с социальной средой, которая представляет возможность формировать свою внутреннюю жизнь.

Таким образом, любые внешние причины действуют не прямо и непосредственно, а только через внутренние условия [2]. Человек выступает как вершитель своего жизненного пути, проявляя активность, внутреннюю свободу и автономность, он инициирует и развивает свои потенциальные возможности.

Человек способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты. Осваивая и выполняя социальные роли,  человек сначала интериоризирует (переводит внешнее во внутренний мир) существующие в обществе социальные ценности, то есть как бы их «присваивает» себе, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Именно в процессе получения образования личность вбирает в себя знания, позволяющие ей разобраться во всем многообразии ценностей, норм, законов и правил, без которых не существует ни одно общество, вне которых не может существовать и человек как разумный и активный гражданин, как член общества.

Восприятие человеком системы социальных норм взаимосвязано с процессом его вхождения в мир законов и правил, при этом совершается огромное количество воздействий со стороны социума. Усвоение системы социальных  норм является одним из важнейших условий, обеспечивающих личности успешную социализацию. Это предполагает, что человек будет по-настоящему обладать социальным знанием, а значит, понимать социально-экономические, общественные, политические отношения, уметь ориентироваться в общественных процессах и отношениях. Он будет способен вносить предложения по улучшению существующей системы, сможет решать стоящие перед ним задачи, а не перекладывать их на других. Если он не займет такую активную позицию в сообществе, то вынужден будет склоняться к пассивному проживанию в нем. Необходимым является выражение и использование своих внутренних знаний и способностей в интересах других при сохранении гармонии между потребностями своего «Я» и требованиями социального общества.

При трактовке процесса усвоения системы социальных норм только как присвоения, подражания человеческому опыту практически не остаётся места для саморазвития, самовоспитания, самоопределения личности и проявления, какой бы то ни было, автономности, необходимо учитывать «внутреннее, позитивное ядро человека». С точки зрения А. Б. Орлова, «нельзя сформировать у человека гуманистические убеждения извне, лишь изнутри можно создать условия, в которых человек сам придёт к этим убеждениям, свободно выберет их» [3]. Поэтому необходима активизация самой личности.

Интериоризация, которая представлена  как совокупность внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм и ценностных ориентаций, определяет и  поведение личности в социальной  среде.

Рецензенты:

  • Сокольникова Э.И., д.п.н., профессор кафедры психолого-педагогического образования ГОУ ВПО  «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.
  • Леванова Е.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Московского социально-педагогического института, г. Москва.