Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

AXIOLOGICAL SUBCULTURE CHARACTERISTICS OF STUDENTS

Mosienko L.V. 1
1 Orenburg State University, Orenburg
В статье определены различные подходы к исследованию молодежной субкультуры (социологический, деятельностный, системно-динамический, синергетический и др.), обоснована правомерность применения аксиологического подхода, позволяющего выработать многомерный взгляд на молодежную субкультуру, в том числе студенческую. Автором уточнено понятие студенческой субкультуры как динамического автономного и относительно целостного образования, представляющего собой актуализированную личностью культурно-образовательную среду, обладающую темпоральными и пространственными характеристиками, имеющего свою историю, отличающегося особым способом поведения и стереотипами, собственной ритуальной практикой, своими языковыми особенностями, определяются подходы к исследованию феномена субкультур, обоснована правомерность. В контексте аксиологического подхода выявлены аксиологические характеристики студенческой субкультуры: ценности, ценностные ориентации, ценностное самоопределение личности в пространстве молодежной субкультуры, аксиологический потенциал личности, субъектность, стереотипы, нормативное поведение, идеалы.
The article clarifies the notion of “student subculture” as a dynamic, relatively autonomous and rather comprehensive formation when cultural and educational environment, being actualized by an individual, attains its temporal and spatial features, differing in ways of behavior, stereotypes, proper ceremonial practices and peculiar language qualities. The author systematizes research approaches to subculture phenomenon and substantiates the application validity of axiological approach because it helps to identify axiological characteristics of student subculture: values, value orientation, ideals, criterion behavior, stereotypes, self-determination, axiological potential of a person.
student subculture
values
value orientations of students
value self- determination in the space of a youth subculture
the subjectivity of the student
Понятие «субкультура» относительно недавно вошло в лексикон философов, социологов, культурологов, педагогов. В настоящее время им достаточно широко пользуются отечественные и зарубежные ученые, считая, что оно является наиболее подходящим для раскрытия специфических особенностей креативной деятельности, систем ценностей представителей различных общностей.

Существуют различные подходы к исследованию понятия субкультуры: социологический подход к определению субкультуры базируется на понимании культуры как совокупности всех материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством [6]; деятельностный подход заключается в рассмотрении культуры как процесса творческой деятельности человека [4]; системно-динамический подход представляет субкультуру как сложную систему, претерпевающую фазовые преобразования; синергетический подход описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс, а также информационный, генетический, иерархический, трофический, экологический, эпидемиологический подходы [3], когнитивный подход [8]. Л.В.Шабанов объединяет различные концепции в три реально существующих подхода: структурно-функциональный, психоаналитический подходы и антропологическую концепцию молодежных субкультур [10].  

Аксиологический подход в изучении молодежной субкультуры объединяет различные методы, методики и позволяет выработать многомерный взгляд на молодежную проблему, а также разрешить целый ряд вопросов, связанных с исследованиями молодежной субкультуры, среди которых - вопрос об определении аксиологических параметров исследования молодежной субкультуры.

В контексте аксиологического подхода мы рассматриваем молодежную субкультуру как коммуникативную систему, самовоспроизводящуюся во времени, как систему ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной субкультурной группы, отличающуюся от господствующей в обществе культуры, но порожденную ею и неразрывно с ней связанную. Эта система обеспечивает воспроизводство и изменение жизни социальной группы во всех ее основных проявлениях. Выделяя студенчество как отдельную молодежную субкультуру, имеющую свою историю, отличающуюся особым способом поведения и стереотипами, собственной ритуальной практикой, своими языковыми особенностями, определяем ее как динамическое образование, представляющее собой актуализированную личностью культурно-образовательную среду, обладающую темпоральными и пространственными  характеристиками.  Студенческая субкультура - автономное и относительно целостное образование.

 Студенты позитивно оценивают свою принадлежность к студенчеству как особой социальной группе и ставят ее на одно из первых мест по престижности, отмечая преимущественное положение студента в «молодежной иерархии», высокий интеллектуальный уровень, большие шансы «устроиться в жизни». Высшее учебное заведение они воспринимают не только как институт профессионального образования, но, в первую очередь, как среду общения. Среди признаков, консолидирующих студенчество, указывают осознание себя как группы, набор ритуалов (посвящение в студенты, «экватор», защита диплома, первая сессия), магические представления и связанные с ними ритуальные действия (приметы, поведенческие и ритуальные табу), личностные характеристики (умение выживать в любых условиях, повышенная работоспособность, особенно, во время сессии, подверженность суевериям), студенческий лексикон, так называемый сленг.

В результате диагностического исследования в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (регистрационный номер 2.1.3/9524) выявлены аксиологические характеристики студенческой субкультуры: ценности, ценностные ориентации, ценностное самоопределение личности в пространстве молодежной субкультуры, аксиологический потенциал личности, субъектность, стереотипы, нормативное поведение, идеалы.

«Аксиологическим ядром» молодежной субкультуры выступают ценности. Вслед за А.В.Кирьяковой, в широком смысле определяем ценность как объект окружающего мира, наделенный особым значением, как положительным, так и отрицательным для человека, социальной группы, общества в целом. Ценностью является любой объект, материальный или идеальный, реальный или воображаемый, ситуативный или устойчивый, локальный или универсальный, которому отдается наибольшее предпочтение. С одной стороны, ценность - это все то, что считается нормальным, правильным, чем восхищаются, на что равняются, стараются придерживаться. С другой стороны, то, что считают анормальным, что осуждают, не одобряют. Это - так называемые антиценности. К ценностям, которые характеризуют, выделяют субкультуры как таковые, относим именно те, которые присущи определенной субкультурной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.

Результаты исследования позволили определить следующую типологию ценностей молодежной субкультуры с полярным профилем дихотомии «добра» и «зла»: моральные ценности (с положительной коннотацией: здоровье, мужество, уважение, гордость, счастье, свобода, любовь к природе, естественности, ненасилие, торжество жизни во всех ее проявлениях, противостояние несправедливости, жажда  самовыражения, преданность, ответственность, патриотизм; с отрицательной коннотацией: цинизм, критичность в отношении всего, наплевательское отношение к ценностям внешнего мира, анархизм, смерть, агрессивность, культ силы, свобода в передвижении и действиях без оглядки на норму, мораль); интеллектуальные, профессиональные ценности (с положительной коннотацией: работа, карьера, книга, игра, знания, стремление обеспеченной жизни, достижение успеха в профессиональной сфере, успех в работе и спорте, интерес к истории, языкам, боевым искусствам, фехтованию и др., развитие и преобразование виртуального пространства, его всеобщая доступность и привлекательность, творчество, любознательность; с отрицательной коннотацией: работа только для пропитания, развлечения и невмешательство, ничегонеделанье; стремление к халяве); общественные ценности (с положительной коннотацией: семья, дружба, любовь, свобода, братство, взаимовыручка, солидарность, сплоченность, общительность, самоутверждение через воспроизведение исторического сюжета, против войны, за мир, вера в человеческий дух, традиции предков, традиции; с отрицательной коннотацией: необязательность, отказ от ценностей старшего поколения и разрыва с ним, отрицание общества, основ государства, собственности, бродяжничество, отрицание семейных ценностей, непотребное отношение к женщине); эстетические ценности (с положительной коннотацией: эстетика, искусство, музыка, красота, юмор, мода, протест против безвкусицы, пестроты, развитый ум, изысканный гардероб, коллекции пластинок, хорошая библиотека, протест против стереотипов поведения, против единообразия в одежде, музыке, стиле жизни; с отрицательной коннотацией: небрежность (в одежде); эпатажность).

Обращает на себя внимание представленность в молодежных субкультурах ценностей, связанных с утверждением в обществе, ближайшей социальной средой, ценностей, связанных с удовлетворением в общении, а также с самосовершенствованием, самовыражением.  Приоритет, безусловно, принадлежит общечеловеческим ценностям (семья, любовь, дружба, личная жизнь, работа, знания, карьера).  Антиценности (наркотики, алкоголь, агрессивность, цинизм, национализм и др.) характеризуют отдельные молодежные субкультуры и являются индикатором традиционно отрицательного отношения к данному явлению.

Следующим параметром исследования молодежной субкультуры считаем ценностные ориентации, под которыми понимаем избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении. Ценностная ориентация, по утверждению А.В.Кирьяковой, - это сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, развертывающийся «по спирали» как в пространстве, так и во времени, это «ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее» [1,49]. 

Ценностные ориентации определенной субкультуры определяются социальной практикой общества и его ценностями, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры, возрастными или иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Синтез ценностных ориентаций как реализованных возможностей, так и не удовлетворенных потребностей личности в самоуважении, саморазвитии, самореализации  есть не что иное, как аксиологический потенциал личности, та «ось сознания», которая определяет выбор, пронизывая все жизненные ситуации, и влияет на весь процесс жизнедеятельности человека. От того, насколько развит аксиологический потенциал молодого человека, в значительной мере зависят его жизнь и качество его деятельности, его ориентация в пространстве молодежной субкультуры. 

Ценностное самоопределение молодого человека в пространстве молодежной субкультуры представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени молодежной субкультуры. Этот процесс предполагает качественные изменения в ценностном отношении личности к собственной жизни в пространственно-временном континууме молодежной субкультуры, благодаря формированию целостного представления о мире и осмыслению своего места в нем.

Заинтересованное отношение студента к молодежной субкультуре, к представителям различных молодежных субкультур, собственная активная позиция, скорее, участие в молодежных субкультурах  определяют субъектность,  являющуюся уровневой характеристикой человека. Субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериоризации, континуумом внешнего и внутреннего (Т.А.Ольховая). Субъектность молодого человека в пространстве молодежной субкультуры - это целостное, развивающееся качество его личностной позиции, которое характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение к молодежной субкультуре; выражается в его сориентированности в пространстве молодежной субкультуры, в желании и умении видеть и определять, оценивать социализирующие, развивающие возможности молодежной субкультуры, выработать собственное отношение к молодежной субкультуре; может выступать предпосылкой и показателем личностного, возможно, профессионального становления.

Применительно к молодежной субкультуре под стереотипом понимаем образ субкультурной группы, который может отражать как физические, так и интеллектуальные черты, сформированный под воздействием определенной информации, опыта и  зафиксированный в сознании с помощью эмоций, и реализуемый в поведении.

В процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы как один из аксиологических показателей молодежной субкультуры, которые в той или иной степени должны разделять все участники. По своей сути - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Они являются стандартом нормативного поведения в малой группе, регулятором отношений, которые в ней складываются.        

Способ и характер нормативного поведения, деятельности субкультурной группы определяются также идеалами, раскрывающимися в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности - в форме выбора цели. Наличие идеалов связано с особым состоянием эталонности сознания, предполагающим не только принятие идеи или чьего-то поведения, деятельности, творчества в качестве образца, а наличие убеждений, абсолютной веры в правоту избранных идей.

 Таким образом, аксиологический подход позволяет под новым углом зрения рассматривать молодежную субкультуру, конструировать участие в ней как ценностно-детерминированный, креативно-деятельностный и личностно-ориентированный процесс, способствующий ценностному самоопределению молодого человека, а аксиологическими параметрами ее исследования выступают ценности, ценностные ориентации, ценностное самоопределение личности в пространстве молодежной субкультуры, аксиологический потенциал личности, субъектность, стереотипы, нормативное поведение, идеалы.

Работа выполнена в рамках реализации Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (регистрационный номер 2.1.3/9524)

Рецензенты:

  • Попов Е. Б., д.п.н., доцент кафедры иностранных языков, Оренбургский институт (филиал) Московской государственной юридической академии, г. Оренбург.
  • Колобова Л. В., д.п.н., доцент, профессор кафедры французского языка и методики преподавания французского языка, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.