Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

Гусевская О.В.

Постоянное расширение сферы образовательных услуг, ускорение процесса морального старения всех компонентов социального опыта требуют от современного специалиста в области образования высокой мобильности, субъективной готовности к непрерывному самообразованию, самоисследованию и самосовершенствованию собственных профессиональных качеств с тем, чтобы адекватно социальным запросам творчески самореализоваться в учительской профессии. В школе востребован педагог, готовый успешно и продуктивно сотрудничать со всеми участниками педагогического процесса, способный брать на себя ответственность, владеющий современными образовательными технологиями, письменным и устным общением, способный оперативно реагировать и быстро адаптироваться в различных педагогических ситуациях.

Классическая система подготовки педагогических кадров, в большей мере ориентированная на социальную стабильность, консервативна, поэтому с опозданием откликается на запросы обновляющейся школы.

В результате сложившейся ситуации все более осознаются противоречия между постоянно возрастающими требованиями к личности учителя - профессионала и невозможностью традиционной модели непрерывного профессионального образования обеспечить процесс ее становления и развития, между объективной потребностью общества в эффективно действующей системе непрерывного образования, способствующей профессиональному становлению учителя и недостаточной разработанностью её социально-педагогических основ.

Реакцией на эту ситуацию может стать повышение интенсивности процесса обучения студентов педагогического вуза.

Процесс обучения, как нелинейный, обладает свойством ветвления на подпроцессы, включающие в свой состав, в частности, следующие: процессы деятельности - преподавание и учение; психические процессы - мыслительные, мотивационные, эмоциональные; процессы самоорганизации и саморазвития и др. С позиции поиска путей интенсификации процесса обучения, особый интерес представляют те его структуры, воздействуя на которые можно добиться существенного повышения эффективности и качества учения.

Анализ научной литературы позволил нам выделить возможные пути интенсификации образовательного процесса. А именно: интенсификация на основе использования современных технологий; индивидуализация учебно-воспитательного процесса при условии наиболее полного учета индивидуально - психических особенностей студентов; строгий отбор и применение активных методов обучения; построение образовательного процесса в соответствии с требованиями педагогической эргономики.

Рассмотрим подробнее каждый из путей. Самую существенную черту интенсификации характеризует положение К. Маркса, высказанное им в "Капитале" "... через известные промежутки времени совершается воспроизводство, и притом - если рассмотреть его с общественной точки зрения, - воспроизводство в расширенном масштабе: расширенном интенсивно, если применяются более эффективные средства производства"(10,193). Приведенное высказывание позволяет сделать вывод о том, что в качестве одного из существенных признаков интенсификации выступает применение более эффективных средств производства. Экстенсивное развитие определено однозначно: оно осуществляется путем расширения поля производства и строительства новых фабрик, а интенсивное развитие с помощью более эффективных средств производства, которые предполагают качественное изменение характера труда.

Экстенсивное обучение в высшей школе строилось за счет расширения содержания учебного материала, которое требовало и увеличение сроков обучения. Поскольку рост информации касается всех учебных предметов, то было бы абсурдным предположить увеличение сроков обучения по всем дисциплинам. Следовательно, решить эту проблему можно только с помощью эффективных средств, методов, приемов обучения, обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов при сохранении прежних сроков обучения.

Основываясь на высказываниях К. Маркса, можно выделить основные признаки, характеризующие интенсификацию: это, прежде всего научно-технический процесс, являющийся материальной основой интенсификации, а также интенсивное применение имеющихся средств производства, более полное использование всех производственных ресурсов.

В работах В.Г. Афанасьева, В.А. Бондина, Ю.М. Иванова, А.И. Ноткина и др. рассмотрены основные направления интенсификации развития, производства, проанализированы экономические факторы, влияющие на динамику интенсификации. "Интенсификация означает, - пишет В.Г. Афанасьев, - резкое повышение эффективности производства, повышение качества и работы, и продукции, упор на конечные высокие результаты, повышение производительности труда, на всестороннюю экономию, на мобилизацию тех огромных ресурсов и возможностей, которые у нас имеются"(13,22).

А.Е. Бусыгин рассматривает интенсификацию производства как "такой тип производства, который осуществляет на основе научно-технического процесса за счет совершенствования всех факторов производства и более полного, напряженного использования всех производственных ресурсов"(4,9).

На современном этапе развития науки и техники, увеличения объема, необходимой для усвоения информации, перехода от массового к индивидуальному обучению важным условием эффективности деятельности вуза является его техническое оснащение. Таким оснащением в настоящее время принято считать компьютерную и видео - технику. Исследования ряда ученных (16; 180 и др.) подтверждают, что использование компьютерной техники в целостной педагогической системе интенсифицирует познавательную деятельность студентов, формирует у них фундаментальные знания, в том числе методические, в значительной степени способствует усилению мотивации к изучению специальных дисциплин, улучшению профессиональной подготовки. Функционирование компьютерных локальных систем в преподавании различных дисциплин усиливает восприятие и усвоение учебного материала в направлении индивидуализации, способствует установлению связи "студент-преподаватель".

Степень распространенности и использования современных технических средств обучения можно определить двумя факторами: 1) производством и распространением дидактических материалов, которые определяют содержание этих средств для учебного процесса и придают смысл их существованию; 2) уровнем профессионализма преподавателей, которые должны быть подготовлены к методически грамотному использованию в своей работе технических средств и дидактических материалов, а в более широком понимании - к работе в условиях современной технологии обучения. Без учета этих факторов наполнение учебного процесса техническими средствами и дидактическими материалами является делом бесполезным, несущим в себе угрозу аудиовизуального вербализма (16).

Анализ современных исследований проблемы интенсификации обучения подтверждает идею о том, что она не может осуществляется без напряжения, усиления не только содержания, методов, форм, средств учебной деятельности, но и без напряжения как духовных, так и физических сил обучаемых и обучающих.

В связи с этим, большой интерес представляет развитие интенсивных методик обучения. В конце 60-х, начале 70-х годов XX века в рамках идей болгарского ученного Г. Лозанова, частично используя принципы и приемы его методики, российские и зарубежные ученые создали ряд своих методических систем, предусматривающих раскрытие значительных резервов в психике человека в специально организованных условиях обучения. Это позволило нам наметить ещё один путь интенсификации образовательного процесса в вузе: индивидуализация учебно-воспитательного процесса при условии наиболее полного учета индивидуально-психических особенностей студентов.

По мнению С. Тадеуша, реализация личностного аспекта при интенсификации учебно-воспитательного процесса в вузе опирается на следующие действия студентов: самообразование студентов; освоение современной техники воздействия на самого себя; введение индивидуализации в педагогическое творчество; введение современных методов в самовоспитательную работу; определение реального уровня жизненного пространства студента; определение психологической концепции современного студента.

Совершенно очевидно, что интенсификация производства в условиях научно-технического прогресса связана не только с совершенствованием техники и технологии, но и с деятельностью людей, с их знаниями, образованием, воспитанием. В этой связи учеными проводится большая работа по изучению социально-психологических условий интенсификации производства. "Под интенсификацией в социально-психологическом смысле, - отмечает, в частности В.Д. Парыгин, - подразумевается наращивание темпов и соответственно уровня напряженности психологической деятельности человека с целью достижения им наибольшей результативности", которая ведет "к активизации и росту производительной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной, созидательной, репродуктивной и творческой активности" (12,100).

Постоянное развитие и усложнение условий социальной, производительной жизни современного человека как никогда остро ставят вопросы об его интеллектуальных и эмоциональных ресурсах и резервах, о возможностях и путях их эффективного и всестороннего развития. Эту мысль развивает В.Д. Комаров, рассматривающий интенсификацию в социологическом плане как "концентрацию сущностных сил человека на определенном отрезке социального времени" (7,55).

Рост производительности труда побуждает человека к поиску внутренних резервов своей деятельности. Возможности психологического развития человека исключительно широки, многообразны, и можно сказать, что интенсификация психической деятельности является неизбежным результатом влияния на человека научно-технического прогресса.

Для нашего исследования принципиально важным выступает положение о том, что наиболее существенным резервом является самоорганизация личности (способность к самоуправлению), которая детерминирует и развитие личностного качества в определенных пропорциональных пределах. В качестве резервных возможностей могут выступать диалектически взаимосвязанные внутренние резервы личности: резервы памяти, мышления, внимания и т.д. Кроме того, в самом учебном процессе кроются возможности для освобождения значительных резервов: освобождение от психических барьеров страха, скованности, создание среды интенсивного общения; отсутствие ярко выраженного оценочного состояния; концентрация внимания и т.д. Опираясь на исследования Д.А. Хафизовой под резервными возможностями личности нами понимается степень рассогласования соответствующих качеств личности между тем, что личность реализует в данный момент и тем, что она может реализовывать при определенных условиях. Под степенью использования возможностей личности нами понимается расхождение между самооценкой стимулирования этих же качеств в процессе педагогического воздействия на занятиях. Чем выше степень использования резервных возможностей личности, тем быстрее стимулируются творческие способности личности и тем скорее происходит процесс личностно-профессионального становления будущего учителя.

Далее нами выяснено, что одним из направлений педагогической науки и практики, призванным решать вопросы оптимального усвоения учебного материала, является релаксопедическое обучение. Наиболее широко проблемы релаксотерапии раскрыты И.Е. Шварцем и его коллегами. Созданная И.Е. Шварцем лаборатория, проводила исследования в области суггестопедии и релаксопедии, которые подтверждают предположение о том, что в состоянии автогенного погружения наблюдается эффект гипернезии (сверхпамяти). Характерной особенностью интенсификации учебной деятельности И.Е. Шварц считает повышение «производительности» учебного процесса без увеличения количества часов, отводимых на изучение данной дисциплины. Он справедливо замечает, что достичь эффективных результатов при помощи традиционных методов невозможно. Кроме того, наращивание темпов и уровня напряженности психической деятельности предполагает экономию времени, что является показателем интенсификации, как деятельности личности, так и производства. Экономия рабочего времени, в свою очередь, предполагает увеличение свободного времени необходимого, согласно К. Марксу, «для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций». «Как для отдельного индивида, - указывал К. Маркс, - так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбереженного времени»(10,201).

Общенаучный анализ интенсификации позволил нам сделать выводы о том, что интенсификация процесса обучения имеет ряд черт, общих со сферой материального производства. А именно, планомерный характер осуществления, приведение в действие всех неиспользованных возможностей и качественное совершенствование производительных сил. Вместе с тем, мы учитываем, что «специфика сферы образования накладывает отпечаток на скорость, глубину, формы проявления и хозяйственный механизм интенсификации, на соотношение экономических и социальных результатов» (9,9). В своем исследовании мы пришли к выводу, что интенсификация с позиций педагогической науки имеет достаточно обширный арсенал возможностей влияния на процессы преподавания и учения. Прежде всего, это изменения в организации образовательного процесса. «Это модернизация учебно-материальной базы, экономия материальных и финансовых ресурсов за счет приближения расходов на одного воспитанника, учащегося, студента к общественно необходимым затратам. Немаловажное значение здесь имеет научная организация труда, улучшение нормирования, внедрение передового опыта» (9,12).

Немаловажным является обеспечение» нормального уровня интенсивности труда», что определяет качество и динамику взаимодействия субъектов процесса обучения в системе «преподаватель-студент». Движущей силой при этом становится повышение квалификации преподавателей, использование ими технических средств обучения, подъем культуры труда и улучшение его условий.

Наконец, «активизация человеческого фактора на любом направлении интенсификации позволяет вскрыть внутренние резервы» (9,14). Организация учебного процесса на основе активизации интеллектуального потенциала студентов будет способствовать развитию у них навыков самообразования, самоуправления и самоконтроля, так необходимых для профессиональной педагогической деятельности.

Для дальнейшего изучения возможностей интенсификации в педагогических процессах мы обратились к исследованиям П.И. Пидкасистого, который рассматривает интенсификацию учебной деятельности студентов в ракурсе соотношения науки и учебного предмета в структуре содержания подготовки специалиста высшей квалификации и соотнесения, воспроизводящих и творческих процессов в структуре учения, как специфического вида познавательной деятельности человека (13). Эта система интенсификации обучения в высшей школе представляет собой целенаправленный процесс конструирования новых знаний на основе познавательной деятельности студента, развития его интереса, мотивации к учению. Такой подход к интенсификации способствует формированию у студентов качеств, необходимых для будущей научной деятельности, последующей самостоятельной работы, профессионального становления.

Т.И. Ильина отмечает, что интенсификация учебного процесса - это, прежде всего «обеспечение прочного усвоения строго отработанного круга профессионально необходимых знаний и выработки соответствующих умений и навыков в оптимально допускаемые интересами общественного развития сроки» (6).

Иными словами, высокое качество преподавания за счет строгого отбора и применения активных методов обучения способствует выработке у студентов таких знаний, которые имеют или могут иметь в будущем практическую ценность, стимулируют их общественное развитие, что ведет к формированию творческой личности. Исходя из такого толкования интенсификации, представляется возможным проиллюстрировать конкретными примерами прикладную и практическую значимость изучаемого материала, раскрыть научную основу процессов и явлений, используемых в производстве, проявить творческую инициативу в деле, что безусловно является необходимым условием повышения уровня личностно - профессионального становления. Н.А. Половникова считает, что «интенсификация обучения в высшей школе означает установление дидактической системы учебно - воспитательной деятельности преподавателей и студентов, которая характеризуется максимальным для данных обстоятельств привлечением их духовных и физических сил и творческой устремленности на наивысшие количественно-качественные, социально - экономические результаты, а также выполнение образовательных, воспитательных задач подготовки будущего специалиста в отводимое время» (14, 73).

Интересна концепция интенсификации В.А. Сластенина, в основе которой лежит программно-целевой подход. Суть его заключается в единстве всех сторон обучения, в их подчинении конечному результату работы - формированию всесторонне подготовленной, активной личности специалиста. Анализ проблемы приводит его к тому же выводу, что и у Н.А. Половниковой - переход на интенсивный путь обучения в высшей школе означает «искать, создавать и применять такие приемы, методы, способы и средства, которые позволяют поднять эффективность учебно-воспитательного процесса не за счет напряженности в труде преподавателей и студентов, а сделать этот труд более легким и производительным» (14,72).

Интенсификацию учебно-творческой деятельности студентов В.И. Андреев видит, прежде всего, через реализацию программно-целевого подхода к воспитанию и самовоспитанию творческой личности специалиста, как основного методологического и общепедагогического принципа в разработке и практическом решении этой проблемы в ее диалектическом единстве.

Данный подход позволяет на основе оптимизации комплекса факторов и условий воспитания и самовоспитания личности перейти с одного вида деятельности (учебного) на другой (учебно-творческий) (1,8). Конечный результат учебно-творческой деятельности определяется субъективной новизной и значимостью, которые являются мощным импульсом в стимулировании творческих способностей личности. Учитель может работать творчески, если у него сформированы компоненты творческой деятельности, а это - задача уже вузовского этапа профессионального становления.

Опытная работа по интенсификации учебно-творческой деятельности позволила В.И. Андрееву сформулировать следующее определение: «Интенсификация учебно-творческой деятельности - это процесс перехода этого вида деятельности с одного уровня активности на другой, более высокий и эффективный, на основе комплексного подхода к оптимизации факторов и условий педагогического управления и самоуправления учащихся (студентов), ориентированных на максимальное использование резервных возможностей личности, но не превышающих физиологических, психологопедагогических норм напряжения их творческих способностей» (6,32).

Проблему интенсификации обучения А.А. Миролюбов и А.Д. Климентенко решают с учетом увеличения объема усваемого учебного материала, а так же путем создания определенных условий для реализации накопленных знаний, умений, навыков. В контексте нашего исследования реализация накопленных профессиональных знаний, умений, навыков может осуществляться в реальных условиях образовательного процесса школы на педагогической практике. Точка зрения этих авторов имеет много общего с понятиями "оптимизация" и "активизация", поскольку одним из способов оптимизации преподавания является "создание благоприятных учебно-материальных, школьно-гигиенических и эстетических условий для обучения", т.е. в соответствии с эргономическими требованиями (8).

Интенсификация в условиях образовательного процесса может осуществляться за счет средств педагогической эргономики.

В узком понимании эргономика для интенсификации производственного труда предполагает совершенствование следующих показателей: 1) антропометрических и биомеханических (соответствие предметов труда и оборудования размерам, форме и весу тела, силе и направлению движений); 2) кинетических (соответствие поз и движений скоростным, энергетическим, зрительным и другим физиологическим возможностям человека); 3) эстетических (оформление рабочих мест и предметов труда в соответствии с эстетическими потребностями человека). В более широком плане осуществляются следующие крупные эргономические мероприятия интенсификации производственного труда: совершенствование предметного содержания и организационной структуры, автоматизация и роботизация, совершенствование средств (внешних и внутренних) и условий труда, охрана человека в труде.

Педагогическая эргономика, решая задачу повышения эффективности учебного процесса, намечает достижение нормальной интенсивности целостной деятельности вуза (и его компонентов) при полном и рациональном использовании рабочего времени, человеческой энергии, предметов и средств труда. Интенсификация деятельности в вузе, как правило, связана с улучшением условий труда, внедрением наиболее прогрессивных форм, разделением и кооперацией труда, применением его трудовых приемов и методов. В результате изучения педагогической эргономики В.К. Кучинкас делает вывод о том, что "... нормальная (оптимальная)" интенсификация учебной деятельности в вузе происходит при таком напряжении физических, нервных и умственных сил преподавателей, студентов и всего коллектива, когда удовлетворяются их потребности трудиться и познавать и обеспечиваются возможности гармонического развития личности, причем рационально расходуется рабочее время и энергия, сохраняется работоспособность и здоровье, предотвращаются монотония и утомление человека" (8,52).

В результате исследований В.К. Кучинскаса было установлено, что на интенсивность деятельности преподавателя и студента влияют (непосредственно или опосредовано) следующие факторы: уровень квалификации преподавателя и степень образованности студента; пол и возраст людей; целенаправленность, мотивация и самостоятельность деятельности; продолжительность рабочего времени и степень его рационального использования; степень физиологического, нервного, умственного и эмоционального напряжения; количество одновременно исполняемых действий (функций) или обучаемых людей; качество осуществляемой работы, темп и режим труда и отдыха; уровень технического обеспечения и автоматизации; санитарно-гигиенические, эстетические и эргономические характеристики средств и условий труда, жизни, досуга; качество питания и медицинского обслуживания; климатические и микроклиматические условия и др.

Несомненно, данный путь интенсификации учебно-воспитательного процесса наряду с достоинствами имеет свои недостатки. А именно, в условиях вуза достаточно сложно и экономически не выгодно совершенствование таких показателей как антропометрические и биомеханические (соответствие предметов труда и оборудования размерам, форме и весу тела и т.п.), кинетических и др. Оборудование, как правило, ориентировано на "среднего" студента. Наряду с этим, лекция в вузе, оставаясь наиболее популярной и приемлемой формой организации умственного труда студентов, вызывает большую утомляемость и снижение работоспособности учащихся. При этом установлено, что три лекции, проведенные поочередно следует считать нерациональным вариантом. Преодоление этих негативных факторов должно осуществляться на общевузовском уровне и может предусматривать следующие мероприятия: нормальный и ритмичный режим учебного труда и отдыха; оптимальные условия учебы и быта.

Наибольший вклад в развитие идей интенсификации учебного процесса внес Ю.К. Бабанский. Он обосновал интенсификацию и оптимизацию процесса обучения как важнейшие принципы научной организации педагогического труда, описал научные предпосылки этих процессов. Обобщив результаты научных исследований и опыт творческих педагогов, учителей новаторов Ю.К. Бабанский выделил основные факторы интенсификации обучения: повышение целенаправленности обучения, усиление мотивации учения, повышение информативной емкости содержания образования, применение активных методов и форм обучения, ускорение темпа учебных действий, развитие навыков учебного труда, использование компьютеров и других новых технических средств. В своей работе мы неоднократно обращаемся к этим фундаментальным научным материалам.

Справедливости ради необходимо отметить, что концепция интенсификации Ю.К. Бабанского ориентирована на учебный процесс школы, а не вуза. Здесь уместно сослаться на Н.Ф. Талызину: « Бытующее у нас мнение - противопоставление педагогики средней и высшей школы - не оправдано. Специалист, овладевший закономерностями усвоения и психологического развития человека, а также определенным кругом других фундаментальных знаний и адекватными им обобщенными педагогическими умениями, сможет самостоятельно использовать усвоенное применительно к любому возрасту и любым целям обучения и воспитания. А перейти от одного уровня образования на другой трудно лишь преподавателю, работающему только на уровне личного педагогического опыта, принимающего решения на основе интуиции».

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что влияние интенсификации процесса обучения на личностно-профессиональное становление студентов напрямую направлено на повышение его продуктивности, поскольку его реализация служит поддержке интереса к учебному процессу, к профессии учителя. При этом каждый студент получает возможность для актуализации своих внутренних потенциалов, активного усвоения профессиональных знаний, формирования профессиональной картины мира, профессиональной позиции.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Абасов З. Инновационность в образовании и подготовка учителей. //Высшее образование в России - 2001. - №4. - С.7-9

2.      Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.- 238с.

3.      Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. - 431с.

4.      Бусыгин А.Е. Диалектика становления интенсивного типа воспроизводства.- Казань: Изд. Казанского университета, 1985.- 193 с.

5.      Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского пед. института, 2000. -440с.

6.      Ильина Т.А. Педагогика.- М., 1984.- 496с.

7.      Комаров В.Д. Философия цивилизации. //Философия и общество.- 2001.- № 3.- С.55-112.

8.      Кучинскас В.К. Эргономические основы интенсификации учебного процесса в высшей школе: Дисс. на соиск.уч. ст. д-ра пед. н., 1988.- 456с.

9.      Литвинова Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. - М.: Пед. 1989.-192 с.

10.  Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения том 24.- 648с.

11.  Околелов О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения. Дисс. на соиск. уч. ст. док. пед. н. Липецк. 1994.- 420 с.

12.  Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. - М.: Политиздат, 1978,-240с.

13.  Пидкасистый П.И. Педагогика. Уч. пособие для студентов пед. вузов.-М.: Пед. общество России,1998.- 640с.

14.  Половникова Н.А. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации //Советская педагогика.-1986.-№3.- С.72-75.

15.  Тимошенко А.И. Подготовка учителя технологии и предпринимательства на основе интеграции содержания обучения. Монография.- Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2000. - 186 с.

16.  Шевченко И.В. Комплексное использование технических средств обучения и новых информационных технологий как фактор интенсификации учебного процесса в вузе. Дисс. на соиск. уч. ст. к.пед.н.- Саратов, 1997.-186с.