Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MANAGEMENT OF RISKS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN REGION

Buyanova M.E. 1
1 FSBEI HPE «the Volgograd state university»
Процессы активизация инновационной деятельности, внедрение различных инноваций и современные технологии несут не только блага для человечества, но и создают серьезные угрозы социально-экономической, политической, культурной стабильности, что сопровождается увеличением рисков, их качественным изменением. В статье аргументирована необходимость формирования и реализации системы управления риском в условиях перехода регионов на инновационное развитие. Предлагаемая система управления риском направлена на оптимизацию условий, ресурсов и факторов регионального развития, обеспечение согласованности интересов всех субъектов хозяйствования, формирование благоприятного климата для повышения активности и снижения рисков предпринимательской деятельности, при условии сохранения целостности окружающей природной среды. Обозначены этапы процесса управления риском, включающие сбор нормативно-справочной, статистической, аналитической и методической информации; мониторинг внутренней и внешней среды функционирования региональной системы; анализ факторов и оценка уровня риска. Предложена организационно-функциональная модель управления рисками, предполагающая защиту региональной экономики от негативных факторов социально-экономической трансформации, и направление ресурсов региона в сторону увеличения социально-экономического потенциала.
Activization of innovative activity, introduction of various innovations and modern technologies bear processes not only the blessings for mankind, but also create serious threats of social and economic, political, cultural stability that is accompanied by increase in risks, their qualitative change. In article necessity of formation and realization of a control system by risk in the conditions of transition of regions to innovative development is given reason. The offered control system of risk is directed on optimization of conditions, resources and factors of regional development, maintenance of a coordination of interests of all subjects of managing, formation of a favorable climate for increase of activity and decrease in risks of enterprise activity, under condition of preservation of integrity of surrounding environment. Stages of managerial process by the risk, including gathering of the is standard-help, statistical, analytical and methodical information are designated; monitoring internal and environment of functioning of regional system; the analysis of factors and a risk level estimation. The organizational-functional model of management by the risks, assuming protection of regional economy against negative factors of social and economic transformation, and a direction of resources of region towards increase in social and economic potential is offered.
region
management of economy of region
innovative development
risk
a risk management of regional development.
Инновационная направленность развития экономики, встав на повестку дня, требует разработки совокупности мер, учитывающих не только национальные интересы страны, но и интересы образующих ее субъектов [3].

Инновационное развитие социально-экономической системы российских регионов, предполагающее процессы перманентного обновления как ее технологического базиса, так и всего комплекса производственных отношений, основывается, прежде всего, на активизации инновационной деятельности, что сопровождается увеличением рисков, их качественным изменением. Так, внедрение различных инноваций и современные технологии не только несут блага для человечества, но и создают серьезные угрозы социально-экономической, политической, культурной стабильности. В то же время в современных обществах ускоренно развиваются глобальные тенденции, возникает признание неопределенности и риска как естественной составляющей социальной самоорганизации, экономической свободы человека в созидании и творчестве.

Соединение свойств инерции и новации, а также неизбежно возникающие риски обеспечивают реальное развитие хозяйственной жизни в процессе воспроизводства, выступают постоянным сильнодействующим фактором движения экономики. Следует учитывать, что такое соединение противоречиво. В ряде случаев оно сопряжено с накоплением рисков, угроз и конфликтного потенциала сверх меры устойчивости системы экономических отношений, тогда ускоренное обновление общественно-хозяйственной жизни оборачивается спадом производства, функциональными и структурными кризисами.

Таким образом, инновационная функция рисков состоит в самообновлении сложившейся системы управления рисками, в преодолении внутренней инерции последней и в поддержании динамического баланса между возникающими угрозами и ресурсным потенциалом безопасного экономического развития.

Глубокое изучение специфики принятия решений в ситуации риска позволяет выявить возможности и способы использования риска в качестве действенного рычага управления инновационным развитием и направления экономических ресурсов в наиболее полезное для общества русло для увеличения социально-экономического потенциала и уровня инвестиционной привлекательности регионов. Следовательно, главными управленческими задачами являются выявление и оценивание степени риска и умение управлять им.

Эффективная система управления регионом строится на совмещении элементов стратегического управления (выполнение обозначенной миссии системы, достижение ее целей и задач), оперативного управления (реализация механизмов продвижения системы по пути достижения ее целей), управления риском (снижение вероятности и величины отклонения системы от достижения собственных целей).

Система управления риском направлена на оптимизацию условий, ресурсов и факторов регионального развития, обеспечение согласованности интересов всех субъектов хозяйствования, формирование благоприятного климата для повышения активности и снижения рисков предпринимательской деятельности при условии сохранения целостности окружающей природной среды. Его инструментарий включает совокупность методов и инструментов, с помощью которых органы управления субъектов РФ оказывают запланированное регулирующее воздействие на среду функционирования хозяйствующих субъектов, что позволяет поддерживать стабильность и безопасность социально-экономического развития как регионов, так и отдельных экономических субъектов.

Система управления риском состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы - объекта управления и управляющей подсистемы - субъекта управления. Субъектами системы в зависимости от характера участия (агенты народного хозяйства) выступают хозяйственные системы различного уровня (государство, макрорегион, регион, предприятия и организации, население). Объект взаимодействий - риск, рисковые вложения капитала, экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.

Анализ экономической литературы позволил нам выделить ряд принципов, которые должны быть положены в основу функционирования систем, обеспечивающих защиту экономического субъекта от негативного воздействия внутренней и внешней среды, в частности системы управления риском [1; 4; 5]:

  • принцип эволюции механизмов регулирования хозяйственных систем, который предполагает, что способы и методы управления изменяются и развиваются в зависимости от предшествующего исторического опыта и тенденций развития общества и включают в себя принципы поступательного и циклического развития хозяйственных систем;
  • принцип изменчивости функционально-структурной организации механизмов регулирования хозяйственных систем, определяющий важнейший фактор методологии их проектирования - принцип системной логики и последовательности процесса: сначала строится их функциональная структура, затем производится привязка элементов морфологической структуры к выделенным группам функций;
  • принцип преемственности функционально-структурной организации механизмов регулирования, определяющий наследование каждой новой его формой основных функций и структурных элементов предшествующих механизмов, который базируется на принципах специализации и универсализации;
  • принцип обновления функционально-структурной определенности механизмов регулирования, раскрывающий процессы образования новых форм их организации, действие которого отражается в принципах разнообразия «генофонда» и эволюционного отбора хозяйственных систем.

Принципы построения и развития механизмов регулирования составляют базис для изучения их эволюции в процессе изменения организационных форм и методов управления хозяйственными системами, а также для методологии функционально-структурного проектирования этих механизмов на различных уровнях организации хозяйства.

Процесс управления региональным риском представляет собой поэтапную деятельность, включающую диагностику предприятий, выработку и принятие решений по стратегии управления рисками, разработку механизмов минимизации и устранения рисков, бюджетирование системы управления рисками (таблица 1).

Таблица 1 - Этапы риск-менеджмента в регионе

Этапы риск-менеджмента в регионе

Диагностика предприятий региона

Выработка и принятие решений по стратегии управления рисками

Разработка механизма минимизации и устранения рисков

Бюджетирование системы управления риском

картографирование рисков (определение опасных и узких мест предприятий в разных аспектах: технологическом, географическом, финансовом, социальном и др.);

ранжирование рисков, определение приоритетов;

выделение критических рисков

макроэкономическая адаптация (налоговая политика, учет тенденция развития национальной и мировой экономики и др.);

микроэкономическая стратегия (повышение надежности и качества взаимодействия подразделений предприятий, повышение устойчивости управления и др.)

реструктуризация предприятий (диверсификация, вертикальная или горизонтальная интеграция и др.);

анализ и пересмотр партнерских отношений;

создание компенсационных экономических и социальных систем, минимизирующих риски

прогнозирование экономических выгод от функционирования системы управления рисками;

прогнозирование затрат на функционирование системы управления рисками;

создание системы резервов

Источник: составлено автором.

Важной составляющей данного процесса должно быть исследование причин и условий возникновения и проявления рисков, а для этого необходимо проводить полномасштабное исследование внешней и внутренней среды региона. Именно с этих позиций должны быть расширены и скорректированы этапные задачи комплексного управления риском в регионах. Указанные аспекты позволяют сформировать модельную блок-схему организации и функционирования комплексной системы управления риском в регионе (рис. 1).

В представленной модели выделено три блока: мониторинг внутренней и внешней среды функционирования региональной системы; анализ факторов и оценка уровня риска; нормативно-справочная, статистическая, аналитическая и методическая информация.

Следует отметить, что система управления риском включает обязательный этап мониторинга внутренней и внешней среды региона как значимых для проведения идентификации и селекции рисков - с одной стороны, как факторов развития и повышения устойчивости региона, а с другой стороны, как деструктивного элемента, снижающего конкурентоспособность региона [2].

На вход блока поступает информация, характеризующая текущее состояние социально-экономической системы и внешней и внутренней окружающей среды.

В блоке II информация, поступающая из блока I, с помощью соответствующих методов анализируется и оценивается. В результате аналитической работы определяется практический состав потенциально возможных нежелательных событий, к которым может привести реализация какого-либо стратегического решения. Устанавливается набор ситуаций, т.е. факторы риска и комбинации факторов риска, характеризующие неопределенность событий в принимаемом решении.

На основе ранее выбранных количественных и качественных характеристик альтернативным способом измеряется новое значение уровня риска. Происходит сопоставление значения уровня приемлемого риска с его измеренным новым значением.

Рис. 1. Организационно-функциональная модель системы управления риском социально-экономического развития региона.

Источник: составлено автором.

Если полученное значение уровня риска не превышает установленного порога приемлемого риска, функция контроля завершается и оформляется протокол риска и передается в блок III. Если уровень риска не уменьшается до установленных пределов, то вновь происходит анализ и оценка уровня риска в блоке II и повторяется до тех пор, пока не будет обеспечен приемлемый уровень риска. Если этого не происходит, то осуществляется отклонение первоначально предложенного решения. Для выполнения всех функций управления в подсистеме управления рисками требуется сосредоточение в блоке III всей необходимой информации.

Предлагаемая модель системы основана на концепции активного динамического управления риском, предполагающая системное преобразование риска в процессе целенаправленного воздействия на условия и среду, ресурсы, субъекты и объекты, процессы и результаты их функционирования в целях:

  • с одной стороны, отражения возникающих угроз и защиты региональной экономики от негативных факторов социально-экономической трансформации;
  • с другой стороны, направления ресурсов региона в сторону увеличения социально-экономического потенциала и реализации позитивных факторов социально-экономического развития.

В данной системе риск рассматривается как регулятор основных тенденций безопасного социально-экономического развития, как необходимый ресурс повышения устойчивости региональной экономики в условиях нарастающей неопределенности.

Таким образом, в отличие от обычных приемов, форм и технологий менеджмента, процесс комплексного управления риском в регионе направлен на:

  • обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов организаций региона при любых экономических, социальных и политических изменениях в стране;
  • применение наиболее эффективных в российских условиях управленческих инструментов;
  • превентивное предупреждение возможных затруднений при оперативном решении текущих внутрирегиональных проблем;
  • оперативное реагирование на существенные изменения внешней среды с учетом заранее разработанных альтернативных вариантов, предусматривающие различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации;
  • осуществление постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях системы;
  • использование оптимальных и рациональных управленческих и финансовых механизмов, влекущих наименьшие для региональной экономики потери.

Рецензенты:

  • Калинина А.Э., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления, проректор по научной работе и информатизации Волгоградского государственного университета, г. Волгоград.
  • Лебедева Н.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и экономической политики Волгоградского государственного университета, г. Волгоград.