Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

Попова Т.В.

Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки открывает объективные возможности для всестороннего исследования данного вопроса. Объективные процессы развития научного познания в XX веке были направлены на дифференциацию разных областей знания. В педагогике, подобно другим наукам, интенсивно развивались концепции, претендующие на самодостаточность. В конце XX в педагогической теории была осознана необходимость разработки теоретической модели, которая будет обеспечивать интеграцию педагогического знания.

Одной из нерешенных проблем современной педагогики является выявление сущности жизненной позиции человека. В различных научных доктринах сформулированы разные подходы к определению содержания дефиниции «жизненная позиция» человека, однако многие вопросы остаются открытыми: от понимания самого термина до определения содержания образования, направленного на поддержку позиционного самоопределения человека. Как учила гегелевская диалектика, наиболее верный путь развития знания - синтез. История доказала, что механический синтез ни к чему, кроме эклектики не приводит. Стремление к целостности невозможно без масштабной теоретической работы по обобщению, оценке, анализу, декомпозиции разнородного материала. Синтез знаний о человеке, таким образом, предполагает поиск внутреннего единства, цельности жизни человека во всех ее проявлениях, его сущности.

Между тем, прежде чем говорить о сущности, следует выяснить, что такое сущность. Уже в ранних представлениях сущность определяют как субстанциальное ядро предметов и явлений, которое движет, а само не движется (Аристотель), как причину самой себя и других (Гегель). Сущность представляет собой первичное, основу. От нее зависит соотношение существенных и несущественных признаков явления, грань между необходимыми и случайными признаками.

Для определения «жизненной позиции» как междисциплинарного научного понятия и его научного обоснования был проведен ретроспективный анализ.

Так, в словарях зафиксировано следующее значение: позиция - «точка зрения, принцип, положенный в основу поведения, действий».

Отечественная психология рассматривает позицию как одно из важных и устойчивых отношений личности, оценочно связывающее ее с действительностью и проявляющееся в ее жизнедеятельности и поведении (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Е.Н. Исаева.). Под позицией понимают постоянно развивающуюся систему личностных отношений человека к социальному окружению, к самому себе, готовность личности реализовывать эти отношения в конкретной деятельности.

В социологических исследованиях позиция раскрывается с точки зрения положения индивида в той или иной социальной структуре (И С. Кон).

Вхождение понятия «позиция личности» в структуру политического мышления общества придало ему статус новой научной категории - «жизненная позиция». Возникла необходимость преодолеть узкоспециализированный взгляд на его содержание. Сущность категории «жизненная позиция» как междисциплинарной, общенаучной категории в 1990 - е годы была конкретизирована в исследовании В.Н. Маркина, раскрывшего основные факторы формирования жизненной позиции, объективные и субъективные механизмы становления, уровни ее сформированности.

К.А. Абульханова-Славская, подвергнув пристальному психологическому разбору активность личности как субъекта жизни, восстанавливает прежнюю идею о том, что «жизненная позиция предполагает не только наличие субъективных отношений, но и их действенную, практическую реализацию личностью в жизни».

Представление о «жизненной позиции» на Западе («life position», «engagement») соотносится с понятиями образа, стиля и качества жизни, являясь предметом анализа исследователей различных философских течений, психологических школ. Понятие «жизненная позиция» стало популярным «благодаря работам сторонников персонализма (Э. Мунье) и экзистенциализма (Сартр).

В западной психологии «жизненная позиция» соотнесена с современными теориями личности (З. Фрейда, А. Маслоу, Э. Шострем, Э. Берн). Например, две кардинально противоположные жизненные позиции - позицию «иметь» и позицию «быть» - выделяет Э. Фромм. Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит».

В восточной философии (даосизм) противопоставляют две основные жизненные позиции. Первая основывается на вечных ценностях и добродетелях, данных Небесами при рождении. Вторая - на том, что дано человеку обществом (материальными ценностями). Не отрицая мирское, необходимо «сохранить разумный баланс, чтобы достоинства, которое дает социальное положение, служили базой для правильного использования духовных начал».

Анализ показал, что на современном этапе не преодолен узкоспециальный и конкретно - исторический подходы к пониманию жизненной позиции, что обедняет и искажает понимание ее сущности. Отсутствует оценка ее позитивной, ценностной содержательности.

Более перспективен с точки зрения системного и целостного анализа подход к жизненной позиции как предметно-практическому образованию, когда жизненная позиция рассматривается как интегральная характеристика жизнедеятельности личности (В.И. Слободчиков, К.В. Карпинский, К.А. Абульханова - Славская). Жизненная позиция личности, таким образом, не просто характеристика ее внутреннего мира через направленность или совокупность ролей, а форма бытия, общественный способ осуществления своей жизни. Однако и этот подход не позволяет осмыслить сущность жизненной позиции.

Современная наука не нашла ответы на вопросы: что есть человек? поддается ли дефиниция «человек» общему определению? Человек это и биологическое, и социальное, и метафизическое существо...

 Традиционно жизненная позиция рассматривалась как способ включения личности в жизнедеятельность общества, между тем как абсолютизация одного, даже важнейшего признака предмета или явления приводит к смещению акцентов понимания его содержания, мешает разграничению существенного и второстепенного. Наука, отвечая на вопрос, каким должен был быть человек, указывала путь и направление образованию, в результате процесс становления жизненной позиции в педагогической практике рассматривался через становление системы оценочных отношений, моменты должного поведения и актуализацию проблемы общественного долга. Бинарное соотношение «активная - пассивная жизненная позиция» по сей день используется в педагогической теории и практике.

Осмысление сущности жизненной позиции, исходя из постулата о внутреннем единстве, неделимости жизни человека во всех ее проявлениях возможно лишь в системе «человек - мир».

Позиция не является присущей человеку изначально. Вступая в сложные многосторонние отношения с окружающим миром, человек предстает перед объективной необходимостью самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, выбирать свой жизненный путь. Способность к саморегуляции и выбору собственного жизненного пути является проявлением индивидуальности (Б.Г. Ананьев, К.В. Карпинский). В системно-целостной сопряженности «человек - мир», «мир - человек» (В.А. Вединяпина) индивидуальность рассматривается как доминирующий компонент сущности человека, выражением взаимообусловленности: индивидуума - индивида - субъекта - личности. Становление жизненной позиции напрямую соотносится с обретение человеком индивидуальности. Лишь при условии активного позиционирования проявляется способность к самоориентации, самовыражению, самоорганизации, самосознанию, вырабатывается жизненный план, личность оказывается готова к самостоятельной жизни в обществе. Из этого следует, что жизненную позицию можно рассматривать как интегративную характеристику человека в его самоосуществлении, в жизнедеятельности. Ее становление осуществляется во взаимодействии всех компонентов соотношения «человек - мир» и «мир - человек». Динамика жизненной позиции обосновывается диалектикой системы «человек - мир».

В отечественной научной парадигме тщательно и глубоко проработана предметно-практическая сторона деятельности человека, в то время как данный подход позволяет проникнуть в тайны внутреннего мира формирующегося человека. Педагогическое целеполагание, соответственно, будет ориентировано не только на социальную, но и на личностную значимость становления жизненной позиции. С данной позиции образование призвано способствовать решению проблем самоопределения человека, понимания, осознания им своей Самости, найти ответ на вечный вопрос: кто я в этом мире?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Большой толковый словарь русского языка. - Санкт-Петербург: «Норинт», 2001. - С. 891.

2.      Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - С. 45.

3.      Вединяпина В.А. Соотношения «мир - человек» в их системно-целостной организации //Успехи современного естествознания. - М. - 2005. - №1. - С.86 - 88.