Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF FORMATION ENTREPRENEURIAL COMPETENCES AT PUPILS IN SOCIAL PARTNERSHIP

Trusova L.A. 1
1 Municipal Budget Educational Institution Gymnasium № 7, Chekhov
The article reveals features of the formation of entrepreneurial competencesat pupils in the social partnership. The author presents statistics on thepreferences and plans of young people in business, focuses attention on key competences the necessary for successful entrepreneurship and business skills formation, is a model of competencies young entrepreneur. We analyzeRussian and international experience to prepare the next generation with the help of different models of social partnership. Social partnership is regardedas a community development of solutions and a balancedshared byresponsibility for the result. The author proposes a scheme of an integrated approach to the interaction of various groups of partner educationalinstitutions in the formation of entrepreneurial competences, stresses the need to act with the plan, in the complex, consider the age and psychological characteristics of children, provide for the general line of development fromclass to class, the interests of all parties and the general result.
youth entrepreneurship
entrepreneurial competence
social partnership
an integrated approach
preparing the future of Russia
Особенности формирования предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства - один из самых актуальных вопросов образования в России. Среди молодежи становятся все наиболее востребованными навыки ведения собственной предпринимательской деятельности. Современное молодое поколение стремится стать деловыми людьми, достичь успеха, хочет не зависеть от государства в экономическом плане. Изменившееся представление об обществе и культуре, противоречивые тенденции, искания и эксперименты, во многом обусловленные усложнением самого мира, привели к необходимости нового концептуального обоснования творческого развития молодежного предпринимательства.

По данным статистических исследований последних лет Фонда «Общественное мнение»  о желании создать собственный бизнес, в общем опросе молодых россиян о трудовых планах было получено 30 % утвердительных ответов, тогда как на прямой вопрос ответили уже 36 % респондентов. Ещё 9 % затруднились ответить. При этом в ближайшие пару лет воплотить эти планы в жизнь намерены 12 % соотечественников 16-26 лет [7].

А кто же такой молодой предприниматель с научной точки зрения? Точного и однозначного определения современная наука и законодательство не дают. Автором статьи на основе изучения и обобщения специальной литературы  предлагается под термином «молодежное предпринимательство» понимать следующее.

 «Молодежное предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданами, возраст которых не превышает 30 лет, прошедших государственную регистрацию в качестве предпринимателя, а также российскими коммерческими организациями, учредителями (участниками) которых являются граждане, возраст которых не превышает 30 лет,  и в штате которых не менее 75 % сотрудников являются гражданами, не достигшими 30 лет». (Примечание: следует знать, что согласно законам Российской Федерации к молодежи относятся лица от 14 до 30 лет, но регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или учредителя юридического лица возможна только с 18 лет.)

В свою очередь, «субъект молодежного предпринимательства» (молодой предприниматель) - гражданин, возраст которого не превышает 30 лет, прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, либо коммерческая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации, учредителями (участниками) которой являются граждане, возраст которых не превышает 30 лет, и в штате которой не менее 75 % сотрудников являются гражданами, не достигшими 30 лет».

Для того, чтобы стать успешным предпринимателем, нужно, чтобы молодой человек уже в школьном возрасте был готов усвоить и реализовать полный набор предпринимательских компетенций, которые будут ему необходимы в работе [3].

Общие компетенции автором предлагается подразделить на шесть блоков (таблица1).

Таблица 1. Модель компетенций молодого предпринимателя

 Общие предпринимательские компетенции

Успехи и достижения

  • Использование возможностей,
  • Инициатива,
  • Владение и использование информации,
  • Настойчивость,
  • Ответственность за обязательства,
  • Повышение эффективности.

 

Взаимодействие и отношения

  • Надежность и честность,
  • Признание важности деловых отношений,
  • Развитие деловых контактов,
  • Имидж.

 

Образование

  • Стремление к самосовершенствованию,
  • Ориентация в профессиональной сфере.

 

Личностные возможности

  • Опыт и экспертиза,
  • Работоспособность и трудолюбие,
  • Самоорганизация,
  • Осознание собственных возможностей,
  • Креативность и нестандартное мышление,
  • Последовательность.

 

Лидерство

  • Уверенность в себе,
  • Влияние и убеждение,
  • Умение работать в команде,
  • Директивность,
  • Повышение уровня образования сотрудников.

 

Предпринимательское мышление

  • Целенаправленность и планирование,
  • Разрешение проблемных ситуаций,
  • Эффективность,
  • Результативность.

 

Формирование данных компетенций - сложный и комплексный процесс, который зависит от разных факторов, среди которых ключевыми являются:  профессиональные качества преподавателя экономических дисциплин в школе, целенаправленная подготовка педагогов  к такому направлению [1], работа классного руководителя, воспитательная система учреждения, психолого-педагогическая поддержка  лидерских и деловых качеств, умения работать в команде, желания постоянно учиться и развиваться.  

Попыток и опыта обучения основам бизнеса и предпринимательства достаточно. Но, следует отметить,  что не всегда такая работа системна (чаще  имеется единичный успешный опыт) и ведется, в основном, на старшей ступени образования в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Так,  для классов социально-экономического профиля имеется целый ряд программ элективных курсов, например, «Основы бизнеса и предпринимательства», автор И. В. Липсиц [5], «Основы предпринимательства» В.Д. Симоненко [5,6] .

По мнению автора, наибольший эффект формирования предпринимательских компетенций может быть достигнут только, когда осуществлен комплексный подход к данной проблеме. Когда работа ведется планово, в системе и с использованием возможностей социального партнерства. Нельзя оставлять школу, которая готовит будущее поколение страны, формирует будущих деловых людей один на один с этой проблемой.

Всё современное образование, система образовательных учреждений, отдельно взятое учебное заведение не могут развиваться в изолированной среде, быть оторванными от общества, его задач, его состояния на определенном историческом этапе, его проблем и его перспектив. Образование работает для общества, отвечает на его социальные чаяния, его социальные заказы.

Организовать социально ориентированную систему обучения и воспитания, развитие определенных, требуемых в данном регионе компетенций у школьников и молодежи  помогает социальное партнерство.

Многие страны мира, особенно Европы,  имеют широкий опыт такой совместной практики подготовки подрастающего поколения к адаптации в обществе с позиций не только гражданственности,  умения общаться, но и профессиональной ориентации, активной жизненной позиции, навыков самостоятельного анализа и решения ситуаций, и развития предпринимательского мышления, и готовности обеспечивать себе достойную жизнь  своим собственным  трудом.    

Опыт стран, где будущих предпринимателей (будущее экономики страны) готовят не только в общеобразовательном учреждении, а с помощью различных социальных партнеров (Нидерланды, Германия, Финляндия, Дания, Великобритания), доказывает, что экономическая эффективность партнерства подтверждается высокой производительностью труда и уровнем трудоустройства выпускников в соответствии с полученной специальностью  (около 90 %), самыми низкими уровнями безработицы среди молодых людей и интенсивностью притоков молодежи и взрослых в учреждения общего и профессионального образования [4]. При этом работа ведется не только со школьниками старшей ступени, а с младшего школьного возраста в игровой форме (не обучая их просто бизнесу, а именно формируя личность и ее деловые компетенции).

Социальное партнерство в образовании - это система отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных) территории,  которая ориентирована на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения данного региона и общих требований к образованию на современном этапе [2].

К субъектам социального партнерства можно отнести:

  • общеобразовательные учреждения;
  • учреждения дополнительного образования;
  • учреждения профессионального образования;
  • органы управления образованием (федеральные и региональные);
  • детские и молодежные общественные объединения;
  • органы труда и занятости (федеральные, региональные и местные);
  • работодатели всех уровней;
  • общественные организации;
  • предприятия и организации:
  • обучающиеся, их родители, общественность.

Уровни партнерства делят на локальный уровень, муниципальный уровень партнерства, региональный уровень партнерства, федеральный уровень партнерства.

Для того, чтобы система социального партнерства была успешной,  необходимы [2]:

  • наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;
  • взаимная заинтересованность всех партнеров;
  • соответствующие юридические документы, оформляющие партнерство и закрепляющие цели и ответственность сторон;
  • определение роли каждого социального партнера;
  • адекватная система взаимодействия и управления;
  • точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон: учащихся, родителей, педагогов, представителей учреждений дополнительного образования, предприятий и организаций;
  • желание работать в команде для достижения общих результатов по подготовке молодежи к жизни в обществе, инициативность участников.

Термин «партнерство» понимается очень широко, но главное, как его нужно понимать, это  объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели  [8].

 Учитывая все особенности формирования предпринимательских компетенций, автор предлагает использовать модель, основанную на социальном партнерстве, приведенную на рис.1­-3.

Рис.1. Общая модель средообразовательного процесса для формирования предпринимательских компетенций и деловой активности  у школьников

Рис.2. Система социального партнерства МОУ гимназии №7 г. Чехова

Рис. 3. Педагогический комплекс, формирующий и развивающий предпринимательские компетенции и деловые качества у школьников через урочную и внеурочную деятельность

В схеме представлены основные субъекты образовательного процесса, возможные социальные партнеры, система их действий и предпринимательские компетенции, которые можно развить в результате их совместной деятельности.

Система должна действовать по разработанному плану, в комплексе, учитывать возрастные и психологические особенности детей, предусматривать общую линию развития от класса к классу, интересы всех сторон и общий результат. За каждое мероприятие в плане должны быть назначены ответственные.

Рецензенты:

  • Королева Г.М., д.п.н., доцент, директор Центра молодежной политики ГОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», г. Москва.
  • Гладилина И.П., д.п.н., профессор, заместитель директора Центра молодежной политики ГОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», г. Москва.