Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PERSONALITY IDENTITY OF STUDENTS HAVING AN INCLINATION TO ALCOHOL ADDICTIVE BEHAVIOR

Kushnerova Yu.Yu. 1
1 «Siberian akademy of states», Novosibirsk
С целью разработки программы профилактики алкогольной зависимости у студентов различных специальностей необходимо изучить специфику статусов их идентичности, а особенно тех студентов, которые имееют склонность к алкогольной аддикции. Проведен теоретический анализ подходов к идентичности личности, рассмотрены особенности алкогольной аддикции. С использованием метода тестирования и статистических методов обработки данных получены результаты по следующим методикам: тест Эго-идентичности Солдатовой и методика «Стандартизированное интервью Эриксона-Марсиа», позволившие определить различия в статусе идентичности в трех группах студентов: без признаков аддиктивного поведения (первая группа); с выявленной склонностью к аддикции (вторая группа); имеющих сформированную аддикцию (третья группа). Всего принимало в исследовании 214 человек. Полученные результаты могут быть использованы работниками сферы образования и психологами для составления программ профилактики аддиктивного поведения и формирования идентичности.
There was carried out a theoretical analysis of approaches towards personality identity, there were considered the peculiarities of alcohol addiction. By using the method of testing and statistical methods of data processing, the results were obtained on the following methods: the test of Ego-identity by Soldatova and the methods «Standardized interview of Ericson-Marcia», which allowed to define the differences in the status of identity in three groups of students: without symptoms of addicted behavior (the first group); having an inclination to addictive behavior (the second group); having an obvious addiction (the third group). The total number of the participants in the investigation was 214 persons. The obtained results may be used by the officials in the sphere of education and by psychologists for working out the programs for preventing addictive behavior and identity formation.
identity
alcohol
addiction
Введение

В постоянно меняющихся социально-экономических условиях особую роль играет процесс формирования личности будущего специалиста, особенно важен этот процесс на начальном этапе обучения в вузе. Студенты представляют собой важнейший ресурс социального преобразования современного российского общества, от мобилизации которого зависит здоровье и жизнеспособность социума.

Именно Эго-идентичность как динамичная структура позволяет развиваться, изменяться на протяжении всего жизненного пути человека, но при этом сохранять целостность личности, что особенно важно в период юности. Трансформация социальной роли школьника и абитуриента на роль студента вуза сопровождается рядом трудностей, связанных с процессом адаптации к обучению в вузе: осваиваются новые способы познавательной деятельности, формируются определенные типы межличностных отношений [1].

Для отдельной категории студентов адаптация к обучению в вузе происходит без потерь внутренних и внешних ориентиров: ценностно-смысловых и мотивационных, а у некоторых данный процесс сопровождается размытостью или спутанностью Эго-идентичности, непереносимым психологическим дискомфортом. Такие люди прибегают к различным химическим веществам, например, к алкоголю, который гарантирует быструю защиту от суровой действительности путем создания ощущения мнимого решения трудностей, ухода от действительности. Простота решения проблем именно таким способом очень быстро закрепляется и формируется аддиктивное поведение.

Мы в своей работе исследовали статусы Эго-идентичности студентов, опираясь на классификацию J. E. Marcia. Он выделил четыре статуса Эго-идентичности, которые приписывал индивиду, используя два параметра: наличие или отсутствие кризиса, наличие или отсутствие единиц идентичности (значимых для личности ценностей, целей, убеждений). К статусам идентичности он относил следующие: достигнутая идентичность, мораторий, преждевременная идентичность и диффузная идентичность [5].

Цель исследования: изучить специфику статусов Эго-идентичности студентов, склонных к алкогольной аддикции, и тех, кто имеет уже сформированную аддикцию.

Материалы и методы: эмпирической базой исследования явились 80 респондентов без признаков аддиктивного поведения (первая группа); 76 испытуемых с выявленной склонностью к аддикции (вторая группа); 58 респондентов, имеющих сформированную аддикцию (третья группа). Всего принимали в исследовании 214 респондентов.

Для достижения поставленной цели использовались: общенаучный поисковый метод, диагностический метод тестирования, методы математической статистики (расчет частоты проявления того или иного статуса идентичности в группах (в %), углового преобразования Фишера) с применением компьютерной программы SPSS 11.0.

Нами были проведены расчеты по следующим методикам: тест Эго-идентичности Солдатовой (далее СЭИ) и методика «Стандартизированное интервью Эриксона-Марсиа».

Результаты и обсуждение. Для изучения особенностей статусов Эго-идентичности студентов необходимо с различной степенью проявления алкогольной аддикции необходимо выявить различия в частоте проявления различных статусов их Эго-идентичности.

Статусы Эго-идентичности непосредственно связаны с наличием или отсутствием кризиса идентичности.

В таблице 1 проведен расчет частоты проявления того или иного статуса идентичности в группах (в %).

Таблица 1.  Частота проявления статусов идентичности в экспериментальных группах

Статусы идентичности

Группы респондентов

Без признаков аддикции

«Склонные к  аддикции»

С выраженными признаками аддикции

СЭИ

Достигнутая идентичность

76 %

8 %

6 %

Размытая идентичность

14 %

58 %

72 %

Предрешенная идентичность

10 %

34 %

22 %

Интервью Эриксона-Марсиа

Диффузия

4 %

6 %

48 %

Мораторий

15 %

54 %

12%

Предрешенность

10 %

30 %

36 %

Достигнутая идентичность

71 %

10 %

4 %

Предварительный анализ показал, что в группе без признаков аддикции преобладает статус достигнутой идентичности, другие варианты испытуемые демонстрируют гораздо реже. В группе респондентов, склонных к аддикции, преобладает размытая идентичность, по Е. Л. Солдатовой, в трактовке Марсиа-Эриксона - мораторий идентичности [3].

Также значительная часть респондентов этой группы имеет статус предрешенной идентичности. В группе с признаками сформированной аддикции преобладает диффузия или размытая идентичность.

Подтвердим полученные различия между группами испытуемых с помощью критерия Фишера (таблица 2 и таблица 3).

Таблица 2. Различия в частоте проявления статусов идентичности, выявленные с помощью углового преобразования Фишера (тест СЭИ)

 

ДИ 1гр

ДИ 3гр

РИ 2гр

РИ 3гр

ПИ 1гр

ПИ 2гр

ПИ 3гр

ДИ 2 гр

3,01**

0,103

2,169*

-

-

1,207

-

ДИ 3 гр

4,382**

-

-

2,547**

-

-

0,738

РИ 1 гр

4,645**

-

2,169*

-

0,297

-

0,518

РИ 3 гр

-

-

2,132*

-

-

-

3,048**

ПИ 1 гр

4,381**

-

-

-

-

-

3,866**

ПИ 2 гр

-

-

1,591

-

1,508

-

2,653**

Примечания: * - 5 % уровень значимости; ** - 1 % уровень значимости (ДИ - достигнутая идентичность, РИ - размытая идентичность, ПИ - предрешенная идентичность).

Таблица 3. Различия в частоте проявления статусов идентичности, выявленные с помощью углового преобразования Фишера («Стандартизированное интервью Эриксона-Марсиа»)

 

ДИ 2

ДИ 3

ПИ 1

ПИ 3

М 1

М 2

Д 1

Д 2

Д 3

ДИ 1

2,939**

2,233*

4,026**

-

4,254**

-

3,115**

-

-

ДИ 2

-

0,288

-

-

-

2,056*

-

0,204*

-

ДИ 3

-

-

-

1,186

-

-

-

-

1,532

ПИ 1

-

-

-

1,630

0,369

-

0,407

-

-

ПИ 2

0,814

-

1,261

0,366

-

1,527

-

1,05

-

ПИ 3

-

-

-

-

-

-

-

-

0,782

М 2

-

-

-

-

2,568**

-

-

1,899*

-

М 3

-

0,372

-

1,230

0,182

2,091*

-

-

1,805*

Д 1

-

-

-

-

0,697

-

-

0,158

2,089*

Д 2

-

-

-

-

-

-

-

-

1,692*

Примечания: * - 5 % уровень значимости; ** - 1 % уровень значимости.

В результате исследования различий в частоте проявления статусов идентичности установлено, что в группе испытуемых без признаков аддикции наиболее часто, как по сравнению с другими группами, так и по сравнению с другими статусами, проявляется достигнутая идентичность. Большинство испытуемых в данной группе отличают: самотождественность, высокий уровень самосознания, гармоничная система ценностей, позитивное самоотношение.

В группе респондентов со склонностью к аддикции чаще выявляется  статус предрешения или мораторий (в трактовке Е. Л. Солдатовой - размытая идентичность) [3].

Для юношеского возраста вариант поиска своего Я является одной из важнейших задач возрастного развития. Кризисный характер этого поиска отмечался еще в классических работах Э. Эриксона, Дж. Марсиа, Ц. П. Короленко [4, 5, 2].

Диагностирующими признаками для этой стадии развития идентичности являются следующие: стереотипные формализованные отношения, замена собственной идентичности групповой, потеря смыслов и сомнения в жизненных целях, пониженное самоуважение и т.д. Можно предположить, что алкогольные напитки являются социализирующим агентом, с помощью которого создается видимость решения тех проблем, с которыми юноша не в состоянии справится самостоятельно, а также снимается высокое внутреннее напряжение. Таким образом, в статусе моратория к алкоголю прибегают из-за недостаточности внутренних ресурсов.

В ситуации предрешения человек выбирает для себя ценности и образцы, заданные референтной группой. Этот статус отличается идеализированным образом будущего, эгоцентрацией, самомнением, стремлением к риску, предрешенным внешней ситуацией выбором. Таким образом, употребление алкоголя можно рассматривать как следование групповым правилам, принятым в значимой социальной среде нормам.

В группе испытуемых, с признаками сформированной аддикции, чаще всего диагностируются размытая или диффузная идентичность. Это состояние идентичности отличается размытостью, слабостью собственного Я, отсутствием временного последовательного самоопределения, несформированной системой личностно значимых целей и жизненных смыслов. Можно предположить, что ядро «здоровой» идентичности у испытуемых третьей группы трансформировалось под влиянием аддикции и приобрело бесформенное состояние, чем и характеризуется диффузная идентичность.

Выводы:

  1. экспериментальные группы отличаются между собой статусом идентичности: для первой группы испытуемых без признаков алкогольной аддикции более свойственна достигнутая идентичность, для второй группы респондентов, склонных к алкогольной аддикции, - предрешенная или мораторий идентичности, для третьей группы студентов с наличием алкогольной аддикции - размытая или диффузная идентичность:
  2. большую роль в формировании достигнутой идентичности у студентов должен играть вуз, формируя программы по профилактике аддиктивного поведения и развитию личности, что предотвратит дезадаптацию студентов и даст возможность полноценно формировать идентичность.

Рецензенты:

  • Дмитриева Н. В., д.псх.н., профессор ФГБОУ ВПО «Новосибирского государственного педагогического университета»,  кафедры психологии личности и специальной психологии, г. Новосибирск.
  • Агавелян Р. О., д.псх.н., профессор, директор Института детства ФГБОУ ВПО «Новосибирского государственного педагогического университета», г. Новосибирск.