Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

LEGAL CULTURE OF THE TEACHER AS A CONDITION OF SUCCESSFUL LEGAL SOCIALIZATION OF STUDYING YOUTH

Budkina L.V. 1 Bystrova L.V. 2
1 Kostroma regional institute of a development of education, Kostroma
2 Krasnoselsky school of art processing of metals
If education concerning formation and perfection of legal culture of pedagogical workers of edn article the short analysis of theoretical approaches to concept «legal culture» in a pedagogical science is given, and also experience of Kostroma regional institute of a development oucational institutions is described. The problem of successful legal socialization of studying youth is one of priorities of development of a modern civil society and a lawful state according to Bases of a state policy of the Russian Federation in sphere of development of legal literacy and sense of justice of the citizens, confirmed by the President of the Russian Federation from April, 28th, 2011 N Pr-1168. The role of the teacher considerably increases In a context of transformation of valuable reference points, the legal culture of the teacher becomes a necessary condition for successful legal socialization of studying youth.
legal formation and education
sense of justice
legal culture
legal socialization
Правовая социализация учащейся молодежи является одним из приоритетов развития современного гражданского общества и правового государства в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г., № Пр-1168.

Данная задача не может быть приоритетной только для государства или определенных политических сил, так как возникает из общих интересов и соответствует вектору общественного развития. В этом плане образование является одним из важнейших институтов, формирующих ценностные ориентиры человека; образовательный процесс обладает большим социализирующим потенциалом, является сферой правовой социализации учащейся молодежи. В этой связи становится очевидным, что назрела безотлагательная потребность в дополнительной правовой подготовке педагогических кадров, поскольку правовая культура педагога является одним из важнейших условий успешной правовой социализации учащейся молодежи.

В психолого-педагогической науке правовая культура рассматривается с различных позиций. По мнению Е.В. Аграновской, правовая культура личности выражается «в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними» [1].

С точки зрения В.П. Сальникова, «структурными элементами правовой культуры являются компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов» [3].

Особую ценность представляет исследование А.Р. Ратинова, который отмечает в составе правовой культуры следующие элементы: право как систему норм, выражающих государственные веления; правоотношения как систему общественных отношений, урегулированных нормами права; правовые учреждения как систему государственных органов, обеспечивающих правоприменение и правореализацию; правосознание как совокупность взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношений к праву, его структуре, отдельным законам; правовое поведение как систему практической деятельности по исполнению и применению права [2].

В целях формирования и совершенствования правовой культуры руководителей и педагогов образовательных учреждений в Костромском областном институте развития образования ведется активная работа в нескольких направлениях.

1. Образовательное направление осуществляется через реализацию образовательных программ правовой направленности.

На отделении факультета профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» директора изучают разделы «Основы права» (36 часов) и «Правовые аспекты деятельности образовательных учреждений» (24 часа). В содержание названных разделов включены темы, связанные с теорией права, отраслями права, при этом акцент делается на изучении особенностей функционирования образовательных учреждений, в частности прав и обязанностей обучающихся, охране прав и защите интересов, ответственности несовершеннолетних, прав и обязанностей законных представителей несовершеннолетних, трудового законодательства в сфере образования, аттестации педагогических работников.

В качестве практических заданий руководителям образовательных учреждений предлагается решить правовые задачи (например: «С преподавателем был заключен срочный трудовой договор. Срок его истек 5 октября. Однако директор не уволил его по истечении срока трудового договора. В отделе кадров преподавателю сообщили, что необходимо написать заявление об увольнении по собственному желанию. Правомерно ли это?»), написать эссе (например, на тему «Россия - правовое государство: аргументы «за» и «против»), составить сравнительные таблицы (например, «Правовой статус учителя и директора», в качестве критериев для сравнения предлагаются следующие: вид трудового договора, продолжительность испытательного срока, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, право работать на условиях совместительства и др.), выполнить тестовые задания (например, предлагается расположить по юридической силе правовые акты, закрепляющие права работников образования: а) Правила внутреннего трудового распорядка; б) Конституция РФ; в) Закон РФ «Об образовании»; г) Должностная инструкция учителя; д) Типовое положение об общеобразовательном учреждении; е) Конвенция ООН «О правах ребенка»). Также в институте для руководящих работников разработаны модуль «Правовые основы управления образовательным учреждением», который изучали не только руководители Костромских образовательных учреждений, но и руководители Ивановской и Тверской областей, модуль «Правовые основы государственно-общественного управления образовательным учреждением».

Для педагогических работников в рамках курсов повышения квалификации предусмотрены модули правовой направленности: «Правовая культура педагога», «Законодательство РФ в области образования», «Права несовершеннолетних в международном и российском законодательстве», «Трудовые правоотношения в сфере образования» и другие.

Кроме этого, проводятся семинары по вопросам теории и методики преподавания курса «Права человека» в образовательном учреждении, правовой социализации учащейся молодежи. В процессе обучения педагогам также предлагается решить правовые задачи, написать эссе, разработать проекты правовых страниц для официальных сайтов образовательных учреждений в сети Интернет.

2. Информационное направление реализуется посредством портала «Образование Костромской области», на котором созданы региональный межведомственный информационно-консультационный правовой узел (http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/RMIKPU/UCH/default.aspx), на страницах которого учащиеся могут познакомиться с основными правами несовершеннолетних, попробовать решить правовые задачи, проверить свои правовые знания, а родители - познакомиться с нормативно-правовой базой в области прав детей; региональный узел «Моя профессиональная карьера» (http://www.koipkro.kostroma.ru/npo/MPROFK/SU/default.aspx), на котором регулярно проводятся форумы по различной тематике, в том числе и правовой, с учащимися и педагогами. На страницах кафедры развития профессионального образования (http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/CROS/fros/KRPO/default.aspx) открыта юридическая библиотека для педагогов и руководителей образовательных учреждений с актуальными нормативными документами, регламентирующими трудовые правоотношения в сфере образования, права несовершеннолетних, новый порядок аттестации педагогических работников, деятельность образовательных учреждений (казенных, бюджетных, автономных).

В контексте трансформации ценностных ориентиров значительно возрастает роль педагога в правовой социализации учащейся молодежи.

Таким образом, для успешной правовой социализации учащейся молодежи необходимо не только развивать практику обучения основам права в образовательных учреждениях, осуществлять поддержку различных вариантов региональных моделей правового образования, разрабатывать учебные курсы, включающие правовую тематику, но и повышать уровень правовой культуры самих педагогов; совершенствовать профессиональную и методическую подготовку преподавателей в области права.

Рецензенты

Захарова Ж.А., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова», г. Кострома.

Иоффе А.Н., д.п.н., профессор кафедры теории и методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва.