Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF RESOURCE MAINTENANCE OF SYSTEM VOCATIONAL TRAINING OF THE TULA AREA

Lischina G.N. 1
1 Tula institute of economy and computer science,Tula
The article presents an efficiency of the resource maintenance which are priority of development in the regional system of vocational training. As for a research context resource maintenance includes such kinds of resources, as material, technical, informational, personnel, scientifically-methodical, network, intellectual. The developed concept of vocational training system in Tula area is basis on integrity. The concept provides also a complex work in such directions, as formation integrating educational space of region, development of personnel potential, perfection of system of social partnership, updating of the maintenance of vocational training, information of regional system of vocational training. Modernization of the specified directions is impossible without resource maintenance. By means of methods of the content-analysis of documents, expert estimations, monographic studying of activity establishments, experience educational activity, quantitative and qualitative results of experiment confirming there were revealed the positive examples of resource maintenance efficiency in the development of regional system of vocational training.
intellectual resources.
network
scientifically-methodical
personnel
information
technical
material
resource maintenance
vocational training system
development
В современных динамичных условиях приоритетом развития региональной системы профессионального образования является его ресурсное обеспечение, включающее следующие виды ресурсов: материальные, технические, информационные, кадровые, научно-методические, сетевые, интеллектуальные [2,3].

Концепция развития системы профессионального образования Тульской области на основе интегративности предусматривает комплексную работу в таких направлениях, как формирование интегративного образовательного пространства региона, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы социального партнерства, обновление содержания профессионального образования, информатизация региональной системы профессионального образования. Модернизация указанных направлений невозможна без ресурсного обеспечения.

Основополагающим ресурсом, на наш взгляд, является информационный ресурс, включая информацию о системе профессионального образования региона; сложившемся опыте, потенциале и ценности «профессиональной школы» как «кузницы подготовки кадров»; социально-экономических особенностях региональной экономики; факторах, оказывающих влияние на развитие системы профессионального образования региона; и, безусловно, первостепенную задачу - информатизации региональной системы профессионального образования.

Решение указанной задачи предусматривает системную работу, векторами которой являются:

- создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) системы управления качеством в учреждениях профессионального образования;

- формирование системы электронного документооборота в профессиональном образовании региона;

- приобщение образовательных учреждений к электронным образовательным ресурсам в сетевом взаимодействии, используя предлагаемые возможности федеральных сайтов и Интернет-ресурсов;

- применение дистанционных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и часто болеющих учащихся;

- создание регионального центра мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности обучающихся, преподавателей, руководителей учреждений профессионального образования;

- использование сайта учебного заведения как интегративного ресурса для сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования с научно-исследовательскими структурами, научными и производственными организациями и предприятиями; 

- ежегодное проведение в регионе Международной научно-практической конференции, посвященной проблеме информатизации образования, с выпуском сборника научных статей, тематической секцией для учреждений профессионального образования Тульской области [3, с.49].  

В регионе сформировался определенный опыт и предпосылки для внедрения информатизации в систему профессионального образования. Так, например, в течение 8 лет Тульский институт экономики и информатики проводит международную научно-практическую конференцию «Проблемы экономики и информатизации образования». С одной стороны, эта сложившаяся традиция, типичная для многих государственных и негосударственных вузов. Конференция позволяет ежегодно активно обсуждать различные аспекты актуальности проблемы, успешно обмениваться опытом, формировать круг единомышленников из других регионов РФ, стран Дальнего и Ближнего Зарубежья, партнеров из Италии, Финляндии, Канады. В конференции традиционно принимают очное и заочное участие преподаватели, докторанты, аспиранты, студенты образовательных учреждений высшего, среднего профессионального и начального профессионального образования, представители органов власти и управления, проявляющие интерес к рассматриваемым проблемам.

В контексте нашего исследования данная конференция выступает как информационный, научно-методический и сетевой ресурс.

«Информационность» ресурса заключается в том, что в ходе конференции происходит изучение и обсуждение проблем экономики, информатизации, совершенствования преподавания, технологий в системе непрерывного образования и др.

Развитие современных средств ИКТ способствует реализации технологий открытого и дистанционного образования на принципиально новом уровне, используя для этих целей самые прогрессивные технические инновации, позволяющие предоставлять и обрабатывать информацию самых различных типов. У представителей «профессиональной школы» появляется возможность научного диалога в процессе выступлений и презентаций на секциях и пленарных заседаниях.

Посещение сайтов образовательных учреждений позволяет получать необходимую информацию о системе профессионального образования региона. Дальнейший информационный обмен продолжается через электронную почту, систему «Scype», электронную обучающую систему на платформе «Moodle», систему видеолекций, разработанную преподавателями Тульского института экономики и информатики. Изучение вузовского опыта применения корпоративной информационной системы учебного заведения (КИСУЗ) позволяет образовательным учреждениям развиваться в плане формирования системы управления качеством и электронного документооборота, что достаточно актуально для учреждений начального и среднего профессионального образования региона.          

С точки зрения научно-методического ресурса, у представителей профессиональной школы появляется возможность участия в «вузовской» конференции международного уровня, презентациях 7 научных школ института, обсуждения в ходе тематической секции для учреждений начального и среднего профессионального образования (например, «Проблемы социального партнерства и сетевого взаимодействия в системе профессионального образования»). Особую значимость и ценность представляют мастер-классы преподавателей вузов и учреждений начального и среднего профессионального образования.

Сетевой ресурс проявляется через обмен методическими материалами, презентацию собственного опыта в сети, распространение опыта «лучших образовательных практик», формирующийся опыт совместного заинтересованного участия в «сетевых» научно-методических мероприятий (семинарах, практикумах, региональных педагогических мастерских, мастер-классах, заседаниях «круглого стола»).     

Интегративный эффект указанного ресурса, выявленный в процессе нашей опытно-экспериментальной работы, заключается в появлении новых качеств, присущих системе как целому по ряду оснований.

Международная конференция в экспериментальном формате проводится в тесном взаимодействии с Департаментом образования Тульской области, управлением образования администрации г. Тулы, образовательными учреждениями высшего, среднего, начального профессионального и общего образования.

В работе VIII Международной научно-практической конференции (14-15 апреля 2011 года) приняли участие 11 учреждений тульской профессиональной школы - Тульский сельскохозяйственный колледж им. И. С. Ефанова, Тульский государственный технологический колледж, Тульский промышленный техникум, Тульский педагогический колледж № 2, Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса, Тульский экономический колледж, Тульский областной медицинский колледж, Донской политехнический техникум, профессиональный лицей № 26 г. Тулы, профессиональный лицей № 31 г. Узловая, профессиональное училище № 17 (г. Алексин); партнеры из системы общего образования - гимназия г. Суворова, Плехановская СОШ № 1 Ленинского района и др. 

Среди представителей вузов - преподаватели и административные работники профессионального лицея А. Лунарди, г. Бреша (Италия), профессионального лицея г. Пьяченца (Италия), Университета г. Торонто (Канада), Посольства РФ в Румынии (г. Будапешт), Национального авиационного университета Украины (г. Киев), Российского государственного социального университета (филиал, г. Пенза), Тульского государственного университета, Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, Всероссийского заочного финансового института (Тульский филиал), Международной российской академии туризма (Тульский филиал), Тульского института управления и бизнеса, Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, Университета Российской академии образования (Новомосковский филиал), Орловской региональной академии государственной службы (Тульский филиал). 

В целом очными и заочными участниками конференции являются 479 человек: 119 - пленарное заседание, 120 и 200 - секционные заседания, 40 - заочное участие. К конференции выпущено два сборника (сборник научных трудов «Тульский институт экономики и информатики на рубеже второго десятилетия» - 388 страниц, сборник материалов конференции «Проблемы экономики и информатизации образования») - 499 страниц. Общее количество научных статей - 146. Количество научных статей работников вузов - 112,  работников учреждений общего и профессионального образования - 34.   

По мнению участников секций, интересен и полезен опыт развития и расширения международных связей Тульского института экономики и информатики в рамках заключенных соглашений, что подразумевают широкий обмен студентами, преподавателями, научными и дидактическими материалами, взаимное участие в научной и исследовательской деятельности, традиционное участие итальянских делегаций в ежегодных международных научно-практических конференциях, проводимых ТИЭИ. Особое значение имеет опыт совместного участия института и его партнеров из Тульского сельскохозяйственного колледжа (директор - Глотов О. А.), профессионального лицея № 26 г. Тулы (директор - Мишкина Л. В.), профессионального училища № 30 г. Богородицка (директор - Смыков В. А.), профессионального училища № 44 г. Донского (директор - Никульникова З. Н.).

Приоритетность информационных ресурсов в развитии системы профессионального образования региона подтверждается другими примерами, полученными в ходе нашей экспериментальной работы по материалам аккредитации образовательных учреждений:

1) Неотъемлемой частью совершенствования образовательного процесса в Тульском технико-экономическом колледже им. А. В. Рогова является информатизация учебного процесса. Применение современного программного обеспечения и разработка собственных электронных средств обучения и источников учебной информации позволяет применять современные компьютерные обучающие технологии при изучении всех циклов дисциплин учебных планов. Повышение компьютерной грамотности студентов проводится в процессе изучения дисциплин учебного плана, факультативных предметов и выполнения курсовых проектов на базе прикладных компьютерных программ. Дисплейное время на 1 студента в год в зависимости от специальности составляет от 92 до 124 часов. На сто студентов приведенного контингента, приходится 24 компьютера, при нормативе - 4. Компьютеризирована работа учебной части, учебно-методического кабинета, отдела кадров, канцелярии, бухгалтерии. Размещение информации на сервере колледжа обеспечивает ее оперативное обновление и доступность учебных материалов и обучающих программ. Имеется выход в Интернет с 48 терминалов, что позволяет использовать его в учебном процессе. Интернет используется как руководством колледжа (сайты Минобразования России, ФИРО, Росаккредагентства и др.), так и преподавателями цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (сайты музеев мира и России, науки и образования и др.), преподавателями специальных дисциплин (сайты фирм-производителей электробытовой техники и радиоаппаратуры и др.). Колледж имеет свой сайт в Интернете. Установлены и активно используются правовые справочно-информационные системы «Гарант» и «Консультант Плюс». В колледже действуют 2 локальные компьютерные сети.

2) Рабочие места преподавателей Болоховского машиностроительного техникума оборудованы компьютерами, имеется доступ к сети Интернет. Библиотека образовательного учреждения имеет электронную версию «Консультант-Плюс», что позволяет сотрудникам и студентам регулярно знакомиться с содержанием периодических изданий и нормативными документами. Сайт учебного заведения отличается интересным дизайнерским решением, полностью соответствует критериям технологичности, функциональности и оригинальности. Сайт имеет единую стилевую выдержанность, продумана обратная связь, он содержит разделы, раскрывающие конкурентные преимущества учебного заведения, нормативно-правовые документы и локальные акты и др. Политика разработки сайта техникума построена на принципах открытости деятельности образовательного учреждения; реализации единства культурного и образовательного пространства; достоверности информации о развитии и результатах уставной деятельности; доступности и актуальности контента, формирующегося из общественно-значимой информации для всех участников образовательного процесса и деловых партнеров, направленной на укрепление имиджа учреждения. На сайте имеются странички калейдоскопа событий (культурно-массовые и спортивные мероприятия, работа методических кафедр), фотогалерея и гостевая книга.

Успешность освоения основных профессиональных образовательных программ подготовки востребованных регионом кадров обусловлена соответствием ресурсного обеспечения системы профессионального образования региона ее целям и задачам (наличие нормативно-правового, программно-методического, информационного, материально-технического сопровождения). Качественная реализация основных профессиональных образовательных программ в учреждениях профессионального образования обеспечивается работой педагогических коллективов, что значительно актуализирует проблему развития кадрового потенциала. 

Кадровое обеспечение профессионального обучения осуществляется на основе повышения квалификации педагогических работников как в системе непрерывного профессионального образования на базе Института повышения квалификации Тульской области, так и в сетевом взаимодействии через спроектированную для экспериментального обучения систему научно-методических мероприятий.

Анализ экспериментальных данных показывает, что количество мастеров производственного обучения и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших за 2006-2011 гг. повышение квалификации, возросло на 39,7 %. Существенным показателем профессионального мастерства является участие педагогов профессиональной школы в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

Сформировались 23 базовые площадки, 5 кластерных локальных сетей, объединенных в общую сеть, предоставляющих собственную ресурсную базу для эффективного сетевого взаимодействия.

Монографическое описание деятельности учреждений профессионального образования позволило выявить «инновационные точки роста». Одной из таких базовых площадок является Профессиональный лицей № 26 г. Тулы. Более 5 лет данное учебное заведение на основании заключенных договоров о сотрудничестве является базовым образовательным учреждением кафедры профессионального образования ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», с 2010 года - базовым учреждением регионального центра развития профессионального образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» (в период работы диссертанта заведующим кафедрой, затем - заведующим центром).

Согласно условиям договора, региональный центр развития профессионального образования, в рамках своих компетенций, обеспечивает подготовку коллектива учебного заведения к работе в условиях развития региональной системы сетевой организации повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. С этой целью регулярно проводятся научно-методические конференции, семинары, консультации, практические занятия. Результативность работы педагогов образовательного учреждения обеспечивается через научно-методическое руководство разработкой программ, учебных материалов, методических рекомендаций.

Сотрудники центра осуществляют педагогическую экспертизу, рецензирование научно-методических материалов; обеспечивают проведение психолого-педагогического мониторинга с целью определения динамики инновационных процессов в образовательном учреждении по проблеме сотрудничества.

Со своей стороны, базовая площадка как элемент локальной сети в условиях реализации сетевой модели повышения квалификации обеспечивает разработку и апробирование педагогических технологий с описанием результативно­го опыта, организацию исследований, ретрансляцию новых идей, подходов в инновационной деятельности; коллективное обсуждение проектов и результатов этой деятельности; принимает участие в научно-практических конференциях разного уровня, региональных педагогических мастерских, областных «круглых столах».

В рамках экспериментальной работы на базе лицея проводятся совместные методические, практикоориентированные семинары, мастер-классы, педагогические чтения, научно-практические конференции в сетевых форматах взаимодействия. Это способствует систематизации, выявлению и распространению опыта лучших образовательных практик в системе профессионального образования по ключевым направлениям деятельности образовательного учреждения и является действенным сетевым, научно-методическим и кадровым ресурсом.      

Образовательное учреждение с 2007 года осуществляет опытно-экспериментальную работу в рамках проекта: «Апробация, доработка и внедрение типовой модели системы качества образовательного учреждения в учреждениях среднего профессионального и начального профессионального образования», утвержденного Управлением учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» Рособразования. Научным руководителем проекта является Смирнов В. П., директор ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации.

Ежегодно Лицей принимает активное участие во Всероссийских олимпиадах профессионального мастерства: 2007/08 год - 6 участников, из них 3 - победителя;  2008/09 год - 4 участника, из них 2 - победителя; 2009/10 год - 2 участника, из них 1 - победитель. 

Региональные олимпиады профессионального мастерства: 2007/08 год - 5 участников, из них 5 - победителей;  2008/09 год - 2 участника, из них 2 - победителя; 2009/10 год - 4 участника, из них 4 - победителя. Обучающиеся Лицея - активные участники других мероприятий: областная олимпиада по правоведению,  конкурс «Лучший выпускник ВУЗа, ССУЗа, НПО Тульской области - 2009»,  областной фестиваль «Я вхожу в мир искусств», областная спартакиада среди сборных команд ОУ НПО, городские спортивные соревнования среди сборных команд ОУ НПО [1, С.22].            

В Программе развития лицея, разработанной на период с 2011 по 2015 год, среди основных стратегических направлений особо выделяется внедрение информационных технологий в образовательный процесс и управление, создание внутренней информационной системы. Для  реализации указанного стратегического направления в учреждении разработан и проведен цикл занятий «Информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности»; создан банк электронных образовательных ресурсов по профессиям начального профессионального образования; заключен договор с ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и коммуникаций "Информика"» Минобрнауки России о создании на базе Лицея регионального центра сертификаций компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе непрерывного образования Тульской области (свидетельство от 17 июля 2010 года).

«Профессиональный лицей № 26» является лауреатом конкурса в номинации «100 лучших образовательных учреждений НПО России» в 2010 году (основание - диплом независимого общественного совета конкурса «100 лучших образовательных учреждений России»), участником Национального Реестра «Ведущие образовательные учреждения России» в 2009 году (основание - свидетельство № 00419 от 18 ноября 2009 года).

Для осуществления системного подхода к управлению качеством предоставления образовательных услуг в учреждении разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества применительно к услугам образования на соответствие требованиям ГОСТ  Р  ИСО 9001-2001 в 2008 году (основание - сертификат соответствия, регистрационный № РОСС  RU. ИС27.К00040 от 31.10.2008 г.).  Данное образовательное учреждение является единственным в регионе и Российской Федерации сертифицированным учреждением начального профессионального образования (в Тульской области есть только учреждения среднего профессионального образования, имеющее сертификат).

В основу модели СМК Лицея положены базовые положения системы менеджмента качества стандартов ГОСТ Р ИСО 9000:2001. В результате внедрения модели системы менеджмента качества: были усовершенствованы ежегодные планы работы Лицея, его подразделений и работников; определены области, требующие улучшения; проведены мотивационные и обучающие семинары для сотрудников, преподавателей и мастеров производственного обучения; создана документационной база системы менеджмента качества Лицея. В рамках системы менеджмента качества определена ответственность за создание документов, разработаны стандарты документов, проекты моделей процессов и документированных процедур Лицея, каждого структурного подразделения, распределены обязанности, полномочия и ответственности каждого сотрудника.

Основой функционирования системы управления качеством является процессная схема, включающая 11 процессов:

Процессы управления: УП-01 «Управление СМК и улучшение деятельности образовательного учреждения»; УП-02 «Внутренний аудит».

Основные процессы: ОП-01 «Исследование и анализ рынка труда и образовательных услуг»; ОП-02 «Разработка профессиональных образовательных программ»; ОП-03 «Прием абитуриентов»; ОП-04 «Реализация профессиональных образовательных программ и контроль качества»; ОП-05 «Воспитательная работа».

Вспомогательные процессы:  ВП-01 «Управление персоналом»; ВП-02 «Управление профессионально-образовательной средой»; ВП-03 «Закупки и входной контроль»; ВП-04 «Обеспечение безопасной жизнедеятельности». 

Все процессы взаимосвязаны: выход одного процесса, является входом, т.е. поставщиком для другого. Вся процессная схема системы управления качеством работает на удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг: работодателей и обучающихся.

Интегративный эффект указанного ресурса заключается в следующем:  

- системная деятельность данного образовательного учреждения позволила создать мощную базовую площадку регионального и межрегионального уровней для проведения системы научно-методических мероприятий, подготовленных учреждением (интеллектуальный ресурс), и экспертизы ИКТ компетентности педагогических и управленческих кадров;

- получить в сентябре 2011 года статус учреждения среднего профессионального образования - Тульский колледж строительства и отраслевых технологий;

- позиционировать в региональной системе профессионального образования в качестве инновационной площадки, мощного элемента сети, изменившего структуру подчинения, организационно-правовую форму, и являющегося примером системной интеграции учреждений, как по горизонтали, так и по вертикали, предоставляя собственную ресурсную базу для сетевого взаимодействия  [2, 3].

Таким образом, оптимальное использование ресурсных возможностей учреждений профессионального образования в сетевом взаимодействии, организованном в разных форматах, позволит решить ключевые задачи развития системы профессионального образования Тульской области.

Рецензенты:

Заславская О. В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой ГОУ ДПО ТО Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области,     г. Тула.

Орлихина Н. Е., д.п.н., начальник инспекции Инспекция Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, г. Тула.