Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF BASE INFORMATION CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN INSTITUTIONS OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

Lukoyanova M.A. 1
1 MBOUDOD, Kazan City
The article deals with the problem of formation of basic information culture for schoolchildren, in the system of supplementary education of children. The survey gives analysis of the concepts, such as «personal information culture» and «basic information culture for schoolchildren». The author reveals the notions principal in the structure of basic information culture for schoolchildren: motivational and evaluative, cognitive, communicative and pragmatic components. The author lays foundations to the educational opportunities of children supplementary institutions (main principles of training, the feature, the interconnected properties of institutions of supplementary education and process of formation of information culture of schoolchildren), with regard to the effective formation of basic information culture for schoolchildren. For realization of process of formation of base information culture of schoolchildren by the author the program of a course of continuous training «Computer science and information technology» is offered. The given program is approved and realized at an initial and base step at School of computer literacy of the Center of children´s creativity «Children´s academy». The author develops educational and methodical maintenance of the continuous course promoting its successful development by schoolchildren. The article gives summary to the experiments on the rate evaluation of the basic information culture for schoolchildren, in the institutions of supplementary education.
system of supplementary education of children
base information culture of the schoolchildren
information culture of the person
В современных условиях во всех сферах жизнедеятельности происходят радикальные изменения, которые коренным образом влияют на повышение роли образования. Эти изменения связаны, как отмечает академик РАО А.М. Новиков, со стремительным переходом человечества в совершенно новую, так называемую постиндустриальную эпоху своего развития. Эту новую эпоху называют по-разному: информационным обществом, обществом знаний, обществом услуг, а новую экономику соответственно называют инновационной экономикой или экономикой знаний.

Становление информационного общества требует обеспечения адекватности образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает повышение информационной культуры личности. Информационная культура характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает, и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды, умения ориентироваться в информационных потоках, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к новым условиям.

Анализ литературы и научных исследований показал, что в настоящее время существует множество определений информационной культуры. В настоящее время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения стали выделять информационную культуру общества, информационную культуру отдельных категорий потребителей информации (например, детей или юристов) и информационную культуру личности [5].

Исследователи в первую очередь акцентируют внимание на информационной культуре как общественном явлении, в котором роль субъекта, носителя культуры выполняет общество (М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина, Э.П. Семенюк и др.). Они понимают информационную культуру как: «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении, уровень создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации и в то же время как деятельность, направленную на оптимизацию всех видов информационного общения, создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы ценности культуры были освоены человеком, вошли органично в его образ жизни» [7]; «область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» [2]; «часть общей культуры общества, личности. Её характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений» [3].

В работах М.Г. Вохрышевой [2], Э.П. Семенюка [8], А.П. Суханова [9] и др. информационная культура представлена как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информации, по мнению авторов, выступают социальные группы и институты.

Существуют определения информационной культуры, в которых она рассматривается, прежде всего, как личностное образование. Так, например, в работе Е.А. Медведевой под информационной культурой понимается «уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [6].

В работе Г.Г. Воробьева под информационной культурой личности понимается «умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными» [1].

А.А.Гречихин, Н.Б.Зиновьева, И.Г.Хангельдиева и др. выделяют ценностную компоненту информационной культуры: информационная культура - это «информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры» [4] идр.

Обобщая приведенные определения и ориентируясь на общее понимание сущности и содержания культуры, можно сказать, что информационная культура личности складывается из двух основных блоков: 1) предметных результатов информационной деятельности людей, накопленных человечеством. Эти результаты представлены в различных формах и включают в себя информацию о материальном и духовном мире, а также о способах ее (информации) производства, хранения, переработки и реализации; 2) собственно человеческих сил и способностей, реализуемых в информационной деятельности. Сюда относятся присвоенные личностью: а) знания в области информации и информационных технологий; б) опыт репродуктивной деятельности в сфере информатизации в виде умений и навыков осуществления информационной деятельности на уровне заданных обществом стандартов; в) опыт творческой деятельности в сфере информатизации в виде сформированной совокупности творческих умений: выявлять и формулировать проблему, выдвигать и доказывать гипотезу, осуществлять перенос известных знаний и умений в новую ситуацию идр.; г) опыт эмоционально-ценностного отношения к информационной деятельности.

Если соотнести данное определение с положениями культурологической концепции содержания образования, разработанной отечественными известными дидактами И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, В.В. Краевским, согласно которой в содержание образования включаются приобретенные личностью опыт познавательной, репродуктивной и творческой деятельности, а также опыт эмоционально-ценностного отношения, то информационная культура личности вообще и информационная культура личности школьника может быть представлена как требуемый на конкретном историческом этапе общественного развития уровень информационных знаний, опыта репродуктивной и творческой деятельности, а также опыт эмоционально-ценностного отношения к информационной деятельности, которыми должен обладать учащийся. Информационная культура школьника характеризует меру его способности и готовности осуществлять информационную деятельность с применением современных информационных и компьютерных технологий. При этом информационная деятельность может рассматриваться как деятельность человека, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации с помощью информационных и компьютерных технологий.

На современном этапе информатизации общественной жизни становится ясным, что само понятие информационной культуры приобретает вариативный характер: его структура разрастается, возникают новые содержательные компоненты, меняются требования к информационной культуре личности, в зависимости от его профессиональных и личностных потребностей. С одной стороны, информационная культура общества расширяется и углубляется, с другой - индивидуализируется. На фоне таких процессов возникает потребность в выделении информационной культуры личности составляющих компонентов, которые позволят объединить интересы определенной группы людей, в частности школьников. Но поскольку информационная культура школьника бывает диаметрально противоположной (первый школьник умеет играть в компьютерные игры, другой - программирует, третий сидит в социальных сетях и др.), различной по своей глубине, возникает следующая потребность - в определении базовой информационной культуры школьника.

В нашем представлении базовая информационная культура школьника - это совокупность развивающихся личностных качеств, системы знаний и умений, характеризующих его способность и готовность к информационной деятельности с применением информационных и компьютерных технологий.

На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по развитию и формированию информационной культуры и учитывая, что информационная культура - понятие конкретно-историческое и потому оно должно отражать реалии того времени, в рамках которого понятие используется, можно выделить следующие компоненты в структуре базовой информационной культуры личности школьника: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и коммуникативный. Мотивационно-ценностный компонент связан с осознанием информации и информационной культуры как объективно востребованной ценности и роли инфокоммуникационных технологий в развитии современного общества; с наличием потребности в развитии информационной культуры; с эмоционально-ценностным отношением к информационной культуре, объектам и явлениям меняющейся информационной среды; со знанием правовых, этических и моральных норм работы в информационной среде. Когнитивный компонент характеризует определённый уровень знаний в области получения, хранения, переработки, передачи и использования информации с использованием современных информационно-компьютерных технологий, направленных на формирование опыта информационной деятельности; осознания своих целей и возможностей в осуществлении информационной деятельности. Деятельностный компонент включает в себя репродуктивные и продуктивные умения и навыки работы с информацией, владение различными средствами инфокоммуникационных технологий; умения по отбору и сбору информации о возможностях инфокоммуникационных технологий для удовлетворения учебно-познавательных и общекультурных запросов и потребностей. Коммуникативный компонент включает в себя способности школьника в гибком и конструктивном ведении диалогов типа «человек - человек», «человек - компьютер», «человек - компьютер - человек»; его представление об этике и такте в компьютерной коммуникации; утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей. Все компоненты являются базовыми, взаимосвязанными между собой и образуют целостное единство структуры информационной культуры личности школьника на современном этапе общественного развития.

В формировании базовой информационной культуры школьников большими педагогическими возможностями обладает система дополнительного образования детей, являясь гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития учащихся. К основным принципам работы учреждений дополнительного образования детей относятся: свободный выбор каждым ребёнком образовательной области, направления и вида деятельности, профиля программы и времени её освоения; включение детей и подростков в самые разнообразные виды деятельности, удовлетворение их многообразных интересов, склонностей и потребностей; творческое саморазвитие личности, её самореализации, самопознания и самоопределения; реализация личностно ориентированного подхода к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого; придание личностно-деятельностного характера образовательному процессу, способствующего развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; привлечение в качестве педагогов талантливых людей самых разных специальностей, проявляющих интерес к детям, их творчеству. Дополнительное образование детей как педагогическая система обладает рядом свойств, которых нет или они слабо выражены у основного образования: личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; многофункциональность; многоуровневость; разнообразие содержания, форм, методов обучения как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Учреждения дополнительного образования детей и процесс формирования информационной культуры учащихся имеют много общих взаимосвязанных свойств: добровольность, открытость, выравнивание возможностей доступа к образовательным ресурсам, ориентация на развитие творческих способностей, создание ситуации успеха, профессионального самоопределения, социализации личности. Анализируя вышесказанное, можно говорить о наличии у системы дополнительного образования детей благоприятных педагогических возможностей для формирования базовой информационной культуры учащихся во взаимосвязи с основной общеобразовательной школой.

Процесс формирования базовой информационной культуры школьников осуществлялся в рамках авторского непрерывного курса «Информатика и информационные технологии», реализуемого на пропедевтическом и базовом этапах обучения в Школе компьютерной грамотности Центра детского творчества «Детская академия». Нами было разработано учебно-методическое обеспечение данного курса, включающее модульную программу обучения информатике и информационным технологиям; учебно-методические пособия для пропедевтической и базовой ступеней обучения; преемственно взаимосвязанный комплекс тестовых заданий, реализованных в программе Test Master; комплекс практических заданий и проектов; разноуровневый дидактический материал. Как показывает анализ учебных программ и многолетняя практика проведения данного курса в Школе компьютерной грамотности, существует реальная возможность формирования базовой информационной культуры школьников в учреждении дополнительного образования.

Для определения уровня сформированности базовой информационной культуры школьников в рамках эксперимента было проведено анкетирование, тестирование знаний, проверка практических умений и навыков информационной деятельности, общеучебных умений и навыков (учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-коммуникативных, учебно-интеллектуальных, учебно-технологических) в контрольной и экспериментальной группах. В контрольную группу входили школьники, обучающиеся по программе общеобразовательной школы, в экспериментальную - учащиеся Школы компьютерной грамотности, обучающиеся по непрерывной программе обучения.

Рис. 1. Сравнительные данные уровня знаний, умений и навыков информационной деятельности на начало и конец эксперимента.

Рис. 2. Сравнительные данные уровня сформированности общеучебных умений и навыков информационной деятельности на начало и конец эксперимента.

В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что формирование базовой информационной культуры школьников происходит более эффективно и является целостным процессом, если принцип непрерывности и преемственности реализуется как в содержании изучаемого курса, так и во взаимосвязи учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы. Используя педагогический потенциал, различные формы и методы работы, гибкость и мобильность учреждений дополнительного образования, отсутствие жестких стандартов, можно добиться реального повышения уровня базовой информационной культуры школьников.

Рецензенты:

  • Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.
  • Шакирова Лилиана Рафиковна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.