Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

Дармограй В.Н., Акулынина Е.В.

Опираясь на современные тенденции развития европейского и ми рового высшего образования по созданию учебных программ нового типа, использованию новых методов организации учебного процесса, среди которых широко применяемые элективные формы, а также общее и профессионально - ориентированное экологическое образова ние [1,2,3,4,6,7,8], на кафедре фармакогнозии с курсом ботаники фар мацевтического факультета Рязанского государственного медицин ского университете им. акад. И.П.Павлова в течение семи лет с 1999 года ведётся преподавание элективного курса «Фармацевтическая экология».

Элективный курс включает 37 часов, 8 приходится на лекции, 30 на 10 занятий. Элективный курс не повторяет «Программу по эколо гии и охране природы» (2001г.), отличен от «Программы по основам экологии и охране природы» (1997г.) для студентов фармацевтиче ских факультетов, которые в целом осваиваются на кафедре общей гигиены с курсом экологии на младших курсах, но разработан с учё том полученных там студентами базовых экологических знаний. Со держательно элективный цикл отражает экологические фармацевти ческие аспекты применительно к лекарственным растениям. Тематика каждого занятия в основном строится по принципу отражения опре делённого экологического фактора, влияющего на качество лекарст венного растительного сырья (ЛРС).

Исходя из парадигмы европейского высшего образования, - пере ход от формата «teaching" к формату "learning» [7], на занятиях при меняются интерактивные и самостоятельные формы и методы обуче ния [5]: выступление с рефератами и краткими сообщениями, ответы на вопросы, учебные дискуссии, работа с литературой, иллюстратив ным материалом, гербарием на занятии, составление таблиц и схем, посещение радионуклидной лаборатории с замером образцов лекарст венного растительного сырья, заготовленного студентами.

В течение четырёх лет проводилось анкетирование студентов по итогам изучения элективного курса. Анкета включала: оценку каждо го занятия по параметрам полезности, новизны, информативности и увлекательность по 10 бальной системе; выделение наиболее удобных форм обучения и др. По результатам анализа анкеты подразделили на 3 группы: от 0 до 4 баллов -низкая; 5-6 баллов -удовлетворительная; от 7 до 10 баллов -высокая оценка занятия.

Студенты однозначно высоко оценивают полезность элективного курса «Фармацевтическая экология», новизну, информативность большинства предлагаемых тем, прежде всего: «Ядовитые растения», «Радионуклидное загрязнение ЛРС», «Загрязнение ЛРС пестицидами и нитратами», «Загрязнение ЛРС тяжёлыми металлами», раздел «Бо лезни растений», что позволяет сделать вывод о необходимости пре подавания курса при подготовке провизора. Рационально проведение электива в весеннем семестре 4-ого курса, когда студенты уже имеют достаточные базовые знания, как по специальным предметам, так и по экологической тематике. Стоит учесть пожелание студентов по уве личению числа лекций в общей структуре часов электива, так как в настоящее время недостаточно литературы с систематизированным изложением материала по фармацевтической экологии. Студенты не всегда готовы к самостоятельным формам обучения, но считаем необ ходимым продолжить вовлечение студентов именно в эти формы ра боты. В курсе электива возможно большее число занятий с активными формами обучения - экскурсии в природе, посещение экологических центров и лабораторий, выполнение УИРС.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алёшина Е., Бирюкова Е., Дагаргулия К. /Тез.докл. межрегион, на-уч.-практ. конф.: Экологическая безопасность и устойчивое развитие регионов. -РязГПУ. -Рязань, 1999. -С.63.

2. Андреева Н., Машкова Н. /Тез.докл. межрегион, науч.-практ. конф.: Экологическая безопасность и устойчивое развитие регионов. -РязГПУ. -Рязань, 1999. -С.54.

3. Гребнёв Л. //Высшее образование в России. -М., 2004. -№1. -С.36.

4.Гребнёв Л. //Высшее образование в России. -М., 2004. -№4. -С.З. 5.Корнеева Л. //Высшее образование в России. -М., 2004. -№12. -С.105.

6. Попов В., Томаков //Высшее образование в России. -М., 2005. -№7. -С.14.

7. Смирнов С. //Высшее образование в России. -М., 2004. -№1, -С.43. 8.Талашова С. /Материалы науч.-пркт.конф., посвящ. 15-летию фар-мац.фак. Ярославской ГМА. -ЯрГМА. -Ярославль. -1997. -С 266.