Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTEREST TO THE HUMAN BEING AS A VALUE ORIENTATION OF THE PEDAGOGICAL INTERACTION

Kuznetsova E.N. 1
1 Pskov state university
The material presented here is devoted to the issues of interest to a human being as a value foundation of pedagogical interaction caused by the necessity of building interpersonal relationships involved in the educational process in the current conditions on the basis of humanity, respect, trust, tolerance and empathy, the desire for mutual understanding and cooperation. The article contains an extrapolation the results of the theory and experimental work performed by the author of the dissertation research on the topic: "The interest to the human being as a value foundation of pedagogical interaction". The article presents the author´s interpretation of " interest to the human being" concept as a pedagogical phenomenon, reveals the practical and theoretical significance of the research problem, as well as its scientific novelty. The article is intended for a wide audience, both teachers, students, and a wider range of professionals working in the sphere of "person-person."
interest
interest to the human being
pedagogical interaction
value orientation
В современных условиях всеобщей глобализации и информатизации, совершенствования компьютерных технологий и преобладания виртуального, интерактивного общения над реальным особенно актуальным выглядит обращение к человеку, интерес к нему и потребность в живом и личном, непосредственном взаимодействии. Тема аксиологического обеспечения образовательного процесса привлекает сегодня все более пристальное внимание исследователей, что связано с изменением общественно-исторических реалий. Сегодня мир идет к единству, интегрируясь в поликультурную целостность с вытекающими отсюда сложными взаимосвязями и взаимозависимостями. Это обусловливает возникновение потребности людей в адаптации к новым условиям жизни, необходимости формирования гуманистического, толерантного сознания и построения межличностных отношений на соответствующих ценностных приоритетах. Подготовить молодое поколение к вхождению в современное общество возможно при помощи адекватной системы образования и воспитания, создания оптимальных условий и выбора наиболее эффективных моделей, методик и технологий образовательной деятельности. Все это естественным образом ведет к постоянно возрастающим требованиям к профессионализму и компетентности учителя.

В связи с изложенным, цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.

Не секрет, что никакая деятельность не будет продуктивной и не достигнет высоких результатов без личностно значимого отношения к ней самого человека. Важно помнить, что творчеством движет интерес. Он является активизатором психических процессов. Под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становятся наблюдение, внимание, совершенствуются приемы запоминания, интенсивней работает воображение.

И хотя проблема интереса не нова в педагогике, психологии, философии и социологии и ею занималось большое количество ученых (И. Гербарт, М. В. Демин, А. К. Дусовицкий, Н. Ф. Добынин, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина и другие), сравнительный анализ психолого-педагогической и философской литературы показал, что проблема воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия остаётся малоизученной: не определены теоретические основания воспитания интереса к человеку, не определено понятие «интерес к человеку» как педагогического феномена, не выявлены условия становления интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, не разработана модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.

В ходе исследования установлено, что, несмотря на достаточно широкую разработанность проблемы интереса и ценностных оснований педагогического взаимодействия, и в образовании достигнуты определенные сдвиги в направлении антропологизации знания, проблема интереса к человеку до сих пор не осмыслена в контексте принципов гуманистического воспитания. Для определения понятия «интерес к человеку» как педагогического феномена, его качественных характеристик, которые позволят ему стать фактором воспитания, мы обратились к философской, психологической и педагогической литературе.

В словарных определениях в философии интерес к человеку как отдельный феномен не рассматривается, а непосредственно интерес определяется как категория познания, направленность на объект исследования.

В связи с этим нами дано авторское определение этого понятия как педагогического феномена: «Интерес к человеку» - «особое позитивно-окрашенное ценностное отношение к человеку; избирательная направленность и ориентир на человека; мощный активизатор психических процессов и ведущий побудитель и ресурс педагогической деятельности; познавательная потребность, внимание которой сосредоточено на человеке».

На основе сопоставительного анализа психологической и педагогической литературы мы определили содержание и функции интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, выявили и интерпретировали две группы педагогических условий: 1) базовые (теоретические) условия воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия (знания, отношение, умения, опыт поведения) и 2) (практико-ориентированные) педагогические условия воспитания интереса к человеку (внимание, извлечение смыслов из жизненных проявлений человека, интерпретация смыслов на основе собственного жизненного опыта, но с учётом ценностей другого человека, понимание).

В исследовании определены следующие компоненты воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия: мотивационно-ценностный, целевой, информационный, конструктивный, рефлексивный.

На основе вышесказанного, нами разработана модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, включающая цель, условия, принципы, этапы, содержание воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия на каждом из этапов и прогнозируемый результат.

В ходе констатирующего эксперимента проводилась диагностика уровней интереса к человеку у участников образовательного процесса. Анализ результатов диагностики исходного уровня интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия позволил сделать вывод о необходимости организации воспитательного процесса по становлению интереса к человеку.

В ходе формирующей части эксперимента проходила практическая реализация спроектированной нами модели воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, которая осуществлялась в рамках различных мероприятий, часов-встреч, объединенных темой «Интерес к человеку как универсалия бытия», которая включала в себя: содействие освоению субъектами педагогического взаимодействия компонентов воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.

Проведенные в соответствии с выделенными критериями и показателями количественный и качественный анализы результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования, позволяют сказать, что в экспериментальных группах наблюдается повышение значений по продвижению в освоении всех пяти компонентов воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия. Данные результаты позволяют утверждать, что спроектированная нами модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия является своевременной и эффективной. Одновременно с освоением участниками компонентов становления интереса к человеку, участники продвигались к осмыслению и принятию интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия.

Таким образом, следует вывод о том, что реализация спроектированной нами модели обеспечивает эффективность воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодействия, что в свою очередь позволяет предположить, что интерес к человеку в качестве ценностного приоритета может стать основанием духовно-нравственного воспитания и педагогического взаимодействия.

Рецензенты:

  • Светенко Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, директор МОУ «Псковская лингвистическая гимназия», г. Псков.
  • Степанов Евгений Николаевич, доктор педагогических наук, профессор ПОИПКРО, г. Псков.