Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

Каргаполов В.Е.

Экономическая культура преобразовывает окружающее социальное пространство, влияя на межчеловеческие отношения, отношения «человек - предмет», переводя экономическую составляющую взаимоотношений, взаимодействий на приоритетное место, определяя четкость, «зацифрованность» этих контактов. В этом смысле экономическая культура, как никакая иная, упорядочивает окружающую социальную действительность, оказывая на нее смысло - и структурообразующее влияние, «приводя все к единому знаменателю». При таком преобразующем влиянии экономической культуры происходит изменение мировоззрения, ценностных ориентаций, поступков человека, в сторону разумного осмысления событий, ухода из сферы эмоциональности, при их оценке и выработке решения для дальнейших действий. Человек - носитель экономической культуры скрупулезен, точен, педантичен, оценивает субъектов, их отношения, предметы, с экономических позиций, в этом смысле он становиться наиболее близко к объективной картине происходящих событий, ведь экономическая среда является базисом для существования современного общества. И в этом смысле именно носители экономической культуры являются теми пассионариями, с выраженной экономической идентичностью, которые определяют дальнейшее будущее человеческого сообщества, пути его развития. Экономическая культура во времени вступает во взаимодействие и в противоречие с другими составляющими культуры, преобладая и преобразовывая их, определяя будущее человеческой цивилизации. Носители экономической культуры являются руководителями успешных хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций). В этом смысле, носители экономической культуры и руководимые ими хозяйствующие субъекты являются флагманами экономики, создающими рабочие места, повышающими благосостояние, как работников, так и в целом населения, выполняющими в этом смысле социальную функцию.

Экономическая культура отдельного человека является показателем его интегрированности в экономический социум, возможности ощущать себя его полноценным субъектом, фактором экономической успешности. Экономическое образование и просвещение являются факторами формирования экономической культуры населения и отдельного человека. Экономическая культура позиционирует отдельного человека, организацию, предприятие (их коллетивы) по отношению к другим взаимодействующим экономическим субъектам, позволяет формировать собственную позицию по вопросам интеграции и сотрудничества при совместной работе, позволяет сплачивать коллективы, человеческие сообщества для реализации стратегических целей и задач, достижения высоких экономических результатов, продвигает финансовые ресурсы, концентрирует их по мере необходимости. Развитая экономическая культура отражается во внешних материальных показателях (успешных проектах, достижениях).

Экономическая аккультурация осуществляется более сильными в этом отношении экономическими культурами. Фактором, препятствующим более полноценной аккультурации, является относимость носителей более слабой экономической культуры к иной религиозной или этнической общности (ведь нормы, в ней заложенные могут противоречить, лежащим в основе более сильной экономической культуре). Соответственно, и противоречия культур выражаются в разделении носителей.

Экономическая культура человека, её становление тесно связано с постановкой проблемы экономического образования (профессионального). Уделение этому вопросу первостепенного внимания, позволяет формировать экономические приоритеты, понимание экономической ситуации в сложившейся системе, перспектив развития у наиболее легко адаптирующейся к новой информации части населения - молодежи. Экономическое, наряду с правовым образованием, являются факторами формирования и развития гражданского общества.