Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

IMPLEMENTATION OF THE TEXT OF THE APPROACH IN THE PROCESS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF SECONDARY SCHOOLS

Arefeva S.A. 1 Podosinnikova A.N. 1
1 Mari state university
В статье рассматривается один из основных подходов к обучению русскому языку – текстовый подход. Проблемы текста, его восприятия, порождения и анализа, проблемы речевого развития учащихся имеют особое значение в процессе формирования коммуникативной компетенции. Текст является ключевой единицей как языка в целом, так и речи, благодаря чему он рассматривается как дидактическая и коммуникативная единица, в процессе работы с которой учащиеся получают не только сведения о тексте, его признаках, типах и стилях речи, но и работают над формированием определенных коммуникативных умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции, что обусловливает развитие самодостаточной языковой личности; создаются возможности для саморазвития и самореализации ученика, развития его творческих способностей и нравственных качеств личности.
IIn article is considered one of the main approaches to teaching the Russian language - text approach. The problem of the text, its perception, generation and analysis, problems of speech development of pupils are of particular importance in the process of formation of communicative competence. The text is a key unit as the language as a whole, and speech, so that he is considered as a didactic and communicative unit, in the course of which the students receive not only information about the text, the signs, types and styles of speech, but also work on formation of a certain communicative abilities and skills that form the basis of communicative competence, which leads to the development of self-sufficient linguistic personality; create opportunities for self-development and self-realization of the disciple, the development of his creative abilities and moral qualities of the personality.
communicative competence
description
type of speech
text
text approach
the development of speech.
Одна из главных целей обучения русскому языку в школе - развитие речи учащихся. Наряду с обучением русскому языку развитие речи школьников предполагает решение нескольких конкретных задач, которые определены в Федеральном государственном стандарте основного общего образования: формирование у школьников лингвистической (языковедческой), культуроведческой и коммуникативной компетенций.

Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования под коммуникативной компетенцией понимается «овладение всеми видами речевой деятельности, основами устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих интересам, опыту, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах» [7, с. 71].

Основные умения, формируемые в рамках коммуникативной компетенции, - умения создавать и воспринимать тексты, продукты речевой деятельности.

Одним из главных способов формирования коммуникативной компетенции у учащихся является обучение, основанное на текстовом подходе, который предполагает обращение к тексту как к коммуникативной единице и подразумевает сообщение учащимся сведений о тексте, типах текстов, жанрах и стилях речи.

Текст является объектом изучения различных наук: языкознания и литературоведения, психологии и методики, речеведения и стилистики. Лингвистический, синтаксический подход к тексту отражается в определениях понятия «текст», данных представителями лингвистики текста, например, Г. Я. Солгаником: «Текст (от латинского textus - ткань, сплетение, соединение) можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сверхфразовых единиц (прозаических строф), фрагментов, разделов и т.д.» [6, с. 16]. Теоретические основы и образцы лингвистического анализа текста содержатся в работах Н. М. Шанского, И. Р. Гальперина, Г. Я. Солганика, Л. М. Лосевой и др.

Филологический анализ текста опирается на понимание текста как «произведения словесности» и «феномена (явления) употребления языка» [4, с. 58]. Филологический подход к тексту раскрывается в работе А. И. Горшкова «Русская стилистика» (2001 г.) на основе следующего определение: «... текст - это (1) выраженное в письменной или устной форме (2) упорядоченное и (3) завершенное словесное целое, (4) заключающее в себе определенное содержание, (5) соотносимое с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности, (6) отграниченное от других подобных целых и (7) в случае необходимости воспроизводимое в том же виде» [4, с. 65]. Филологический анализ, по убеждению А. И. Горшкова, должен соединить содержание и форму, устранить формальный подход к анализу языковых единиц на основе соединения таких филологических наук как литературоведение и языкознание.

Комплексный анализ текста используется в методике как средство реализации внутрипредметных и межпредметных связей при изучении разделов языка (морфологии, синтаксиса, орфографии и т.д.) и филологических дисциплин (русского языка, стилистики, литературы и т.д.) путем выполнения разного рода заданий в процессе работы с текстом: грамматических, стилистических, орфографических, лексических и т.д. Методика проведения комплексного анализа текста, образцы и практические задания содержатся в трудах Т. М. Пахновой, А. Д. Дейкиной и др.

Как дидактическая единица обучения текст находится в центре внимания ученых-методистов: Л. П. Федоренко, М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, Е. И. Никитиной, Е. В. Архиповой, В. И. Капинос, Н. А. Ипполитовой, С. А. Арефьевой и др.

В настоящее время проблемы текста, его восприятия, порождения и анализа наряду с проблемами речевого развития современных школьников имеют особое значение в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся. Е. В. Архипова пишет: «...текст рассматривается как продукт речевой деятельности человека, как реализованный замысел высказывания, а задачей речевого развития учащихся становится обучение порождению и восприятию текстов» [1, с. 52].

Обращение к тексту как к дидактической единице обусловлено задачей развития речи учащихся, связанной с обучением восприятию и созданию учащимися коммуникативно-ориентированных текстов в целях полноценного общения в процессе социальной деятельности.

Реализация текстового подхода в процессе обучения русскому языку и формирование на этой основе коммуникативной компетенции учащихся требует от учителя четко представлять цель обучения и результат, психологические и возрастные особенности учащихся определенного класса, принципы обучения, содержание, средства и методы обучения.

Цель - формирование коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы на уроках русского языка. Результат обучения - достаточно высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся.

Содержание обучения с опорой на принципы обучения, которые обусловливают выбор методов, приемов и средств обучения, должно быть представлено в методике формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Чтобы научить учащихся адекватно воспринимать высказывания (тексты) разного характера, учитывая ситуацию общения, а также создавать коммуникативно правильные тексты, особое внимание в данной методике должно уделяться обучению тексту как единице языка и единице речи. Основные  сведения о единицах речи учащиеся получают в процессе грамматико-стилистической работы, которая имеет целью вооружение учащихся теоретическими сведениями о тексте, типах и стилях речи и формирование коммуникативных умений и навыков в процессе выполнения различного вида грамматико-стилистических упражнений, направленных на обучение школьников выбирать, оценивать и уместно использовать языковые средства в собственной речи.

В содержание данной работы входят определенные упражнения: определение типа речи по типологическим признакам; поиск, анализ и сопоставление текстов, принадлежащих к разным типам речи; построение плана и композиционной схемы текстов всех типов речи; определение темы и основной мысли текста; выделение микротем текста; составление плана и композиционной схемы текста; анализ и выбор соответствующих изобразительно-выразительных средств, характерных для текстов типа описания, повествования и рассуждения, определение их роли в тексте; построение текста определенного типа в соответствии с его типологическими признаками, композиционной структурой и языковым оформлением; анализ, редактирование и рецензирование текстов.

Задача грамматико-стилистических упражнений состоит не только в обеспечении эффективного формирования у учащихся коммуникативных умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции, но и в обеспечении целостности восприятия текста как речевого произведения, понимании текста как сложного единства, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней языковой системы (фонетические, лексические, грамматические), благодаря чему достигается его единство и связность.

Текстовый подход предполагает, что основной дидактической единицей является текст, с помощью работы над которым создается искусственная речевая среда. При подходе к тексту как средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. Такими критериями являются информативность текста, целесообразность, правильность употребленных языковых средств, насыщенность изобразительно-выразительными средствами языка, возможность осуществления анализа использованных в тексте языковых средств, воспитательная направленность текста. Отобранные на основе данных критериев тексты используются для сравнения, сопоставления и выявления особенностей использования языковых средств в текстах различных стилей и типов речи.

Основным методом обучения выступает, в соответствии с классификацией профессора Л. П. Федоренко, метод практического обучения речи, а основными приемами - стилистический анализ текста и обучение созданию текста разных типов и стилей речи.

Итак, успешность формирования коммуникативной компетенции учащихся на основе текстового подхода к обучению русскому языку определяют следующие педагогические условия:

- опора на общедидактические принципы (учет возрастных и психологических особенностей учащихся, научности, доступности, систематичности и последовательности); специфические принципы методики русского языка (взаимосвязь в изучении грамматики и стилистики, обусловленность основного направления в преподавании родного языка его коммуникативной функцией) и стилистический принцип коммуникативной целесообразности речи, что обеспечивает единый процесс обучения языку и развития речи учащихся;

- разработка и внедрение в учебный процесс школы методики обучения тексту как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся, предполагающей систематическое проведение  грамматико-стилистической работы, содержанием которой является сообщение учащимся основных и дополнительных теоретических сведений о типологической структуре, композиционной форме и языковых средствах текста и выполнение различных грамматико-стилистических упражнений на основе текста, типа описания, повествования и рассуждения;

- использование в работе над текстом когнитивного, коммуникативного и деятельностного критериев при оценке знаний, умений и навыков учащихся как показателей уровня (высокого, среднего, низкого) сформированности коммуникативной компетенции школьников;

Итак, текст является ключевой единицей как языка в целом, так и речи, благодаря чему он рассматривается как дидактическая и коммуникативная единица. В процессе реализации текстового подхода учащиеся получают не только сведения о тексте, его признаках, типах и стилях речи, но и работают над формированием определенных коммуникативных умений и навыков, что лежит в основе становления языковой личности учащегося.

Рецензенты:

  • Карташова Елена Павловна, д.ф.н., профессор кафедры русского и общего языкознания ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Апакаев Петр Андреевич, д.п.н., профессор кафедры педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.