Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNIQUE OF CONTROL OVER CALCULATIONS WITH STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF AVERAGE VOCATIONAL TRAINING OF THE CHUVASH REPUBLIC

Porfireva A.V. 1 Afanaseva E.A. 2
1 Cheboksary cooperative institute (branch) of the Russian university of cooperation
2 Cheboksary machine-building technical school of the Ministry of Education and youth policy of the Chuvash Republic
The article considers the questions of the organization the system of control over the legitimacy and correctness of the calculations with students of the educational institutions of the Chuvash Republic by grants and other monetary payments. In the course of control mentioned the questions of legitimacy of appointment of the academic state grants and social grants; supervised a presence of all necessary vouchers, presence the orders of the head of educational institution; correctness of charge and payment of grants and other forms of material support, order of the organization of hot meals being trained, an order of payment of compensation in exchange to hot meals during passing in work practice and also timeliness of carrying out of calculations with the students and correctness of reflection in accounting. The special attention in article is paid to the control over correctness, timeliness and legitimacy of calculations with students from among children-orphans and children without parental support.
calculations with students
appointment and payment of grants
stipendial maintenance
accounting
Control
Основной целью деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена для предприятий по выбранному профилю деятельности. Наряду со специалистами среднего звена, образовательные учреждения также могут выпускать специалистов начального звена, т.е. сочетать в себе уровни среднего и начального профессионального образования. Таким образом, весь контингент обучающихся образовательного учреждения возможно разделить на студентов (обучающихся по уровню среднего профессионального образования) и учащихся (обучающихся по уровню начального профессионального образования).

Весь комплекс контрольных мероприятий по проверке правильности ведения бухгалтерского учета расчетов с обучающимися можно представить следующим образом:

  1. Правильность расчетов со студентами (уровень среднего профессионального образования).
  2. Правильность расчетов с учащимися (уровень начального профессионального образования).
  3. Правильность расчетов с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях государственной поддержки учащихся и студентов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Чувашской Республики,  Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.03.2005 №57 (с изменениями) утверждено Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся и студентов государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Чувашской Республики (далее по тексту - Постановление Кабинета Министров ЧР № 57). Указанное Постановление устанавливает размеры стипендий, а также определяет порядок назначения и выплаты стипендий и других форм социальной поддержки обучающихся. На основании данного Положения образовательным учреждением должно быть разработано и утверждено свое внутреннее Положение. Помимо этого, на каждый учебный год должен быть утвержден состав стипендиальной комиссии.

Стипендии являются денежной выплатой, назначаемой учащимся и студентам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, и подразделяются на государственные академические стипендии, государственные социальные стипендии, именные и специальные стипендии.

В таблице 1 представлены размеры академических стипендий для студентов и учащихся очной формы обучения.

Таблица 1

Размеры государственной академической стипендии на одного обучающегося по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Чувашской Республики

Контингент

Размер стипендии (руб.)

Студенты, не имеющие задолженности по результатам академической сессии

 

400,00

Учащиеся, не имеющие задолженности по результатам академической сессии

 

400,00

Студенты, имеющие 25 % оценок «отлично»

800,00

Студенты, обучающиеся на «отлично»

1060,00

Учащиеся, имеющие хорошие результаты по итогам академической сессии

600,00

Образовательное  учреждение имеет право устанавливать собственные размеры академических и социальных стипендий, однако, они должны быть не ниже размеров, указанных в таблице 1.

Вопрос о назначении стипендии решается на стипендиальной комиссии по ходатайству кураторов учебных групп и на основании ведомостей успеваемости. По представлению стипендиальной комиссии издается приказ руководителя о назначении стипендий. Помимо этого, за особые успехи в учебной деятельности учащимся и студентам учреждения в пределах имеющихся средств могут устанавливаться повышенные академические стипендии в порядке, установленном педагогическим советом образовательного учреждения.

Помимо государственной академической стипендии, студентам выплачиваются государственные социальные стипендии на основании справок, выдаваемых отделом социальной защиты населения по месту прописки. Вопрос о назначении государственной социальной стипендии также решается на стипендиальной комиссии, стипендия выплачивается на основании приказа руководителя.

Размеры государственной социальной стипендии для студентов составляют 600 рублей, для студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 900 рублей.

При этом государственные социальные стипендии не выплачиваются учащимся уровня начального профессионального образования, однако, в обязательном порядке назначаются следующим студентам:

  • из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп;
  • пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;
  • являющимися инвалидами и ветеранами боевых действий.

Помимо государственной академической и социальной стипендии, на основании соответствующего приказа руководителя учреждения в пределах стипендиального фонда может выплачиваться единовременная социальная поддержка.

В ходе контроля за правильностью расчетов со студентами и учащимися образовательных учреждений, вся информация так или иначе проходит через бухгалтерскую службу, поскольку именно бухгалтерские работники занимаются начислением и перечислением стипендий и иных форм материальной поддержки обучающихся. С этой позиции логичным было бы закрепить функции по контролю за правильностью и обоснованностью расчетов с обучающимися в руках работника бухгалтерской службы, ответственного за осуществление расчетов с обучающимися.

Порядок назначения и выплаты стипендий обучающимся представлен схематично на рисунке 1.

Информационной базой при осуществлении контроля за правильностью начисления стипендий обучающимся служат:

1) Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся образовательного учреждения.  Данный документ имеет огромное значение при осуществлении контроля, поскольку именно он определяет весь процесс назначения и выплаты стипендий и иных форм материальной поддержки в образовательном учреждении: закрепляет порядок назначения стипендий, размеры стипендий, порядок и сроки выплаты стипендий и других форм материальной поддержки обучающихся. С одной стороны, в процессе контроля необходимо проверить само Положение на правильность и обоснованность его составления, а с другой стороны, необходимо проконтролировать исполнение данного Положения, т.е. соблюдение порядка назначения и выплаты стипендий, а также размеров стипендий.

 

Рис. 1. Порядок назначения и выплаты стипендии обучающимся

2) Ведомости успеваемости. Указанные документы позволяют проконтролировать обоснованность назначения государственных академических стипендий.

3) Справки с отдела социальной защиты населения, которые позволяют проконтролировать обоснованность назначения государственных социальных стипендий.

4) Протоколы заседания стипендиальной комиссии и приказы руководителя о назначении стипендии и ее размерах. Указанные документы выступают базой для контроля за правильностью назначения стипендий.

5) Ведомости начисления стипендий, которые позволяют проконтролировать правильность выплаты стипендии, а именно размеров стипендии и сроков выплаты.

6) Оборотная ведомость по расчетам с обучающимися. На основании данных оборотной ведомости осуществляется контроль за наличием  кредиторской задолженности по расчетам со студентами.

7) Бухгалтерские справки, которые позволяют проконтролировать правильность отнесения расходов по целевым статьям.

При осуществлении контроля за расчетами с учащимися (уровень начального профессионального образования) следует исходить из того, что, помимо выплаты стипендий, для учащихся, срок обучения которых превышает 10 месяцев, учреждение обязано организовать двухразовое горячее питание. В связи с этим образовательное учреждение может либо самостоятельно организовать горячее питание, либо заключить государственный контракт на оказание услуг по организации горячего питания (оплата по государственному контракту должна производиться на основании представленных актов выполненных услуг и счетов-фактур). Организация горячего питания производится исходя из среднего контингента, количества учебных дней и нормы питания на один день (норма составляет 74,80 руб.).

Поскольку во время прохождения учащимися производственной практики невозможно организовать горячее питание по месту нахождения базы практики, то учреждение обязано выплатить учащимся компенсацию взамен горячего питания из расчета нормы питания в один день и количества дней практики.

Таким образом, организуя контроль за расчетами с обучающимися уровня начального профессионального образования, помимо контроля за правильностью и обоснованностью расчетов по стипендиям, необходимо проконтролировать правильность расчетов по организации горячего питания. Информационной базой в этом случае помимо прочего выступают:

  1. Государственный контракт на оказание услуг по организации горячего питания, акты выполненных работ и счета-фактуры, заявки от кураторов и мастеров академических групп о количестве питающихся учащихся, а также меню на каждый день (с целью контроля за соблюдением норм питания на одного учащегося в день).
  2. Приказы о направлении учащихся на производственную практику с целью контроля за осуществлением расходов по выплате компенсации учащимся в счет горячего питания во время прохождения производственной практики.
  3. Ведомости начисления компенсации и оборотные ведомости.
  4. Бухгалтерские справки, позволяющие проконтролировать правильность отражения расходов по целевым статьям. При этом следует исходить из того, что расходы должны производиться по следующим кодам операций сектора государственного управления:
  • расчеты с обучающимися по выплате стипендий - по КОСГУ 290 «Прочие расходы»;
  • расчеты с учащимися по выплате компенсации горячего питания во время прохождения производственной практики - по КОСГУ 290 «Прочие расходы»;
  • расходы по организации горячего питания учащимся - по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Отдельное внимание следует уделить контролю за расчетами со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании Закона Чувашской Республики от 24.11.2004 г. № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике» (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту - Закон Чувашской Республики № 48) детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, ежемесячно должны осуществляться выплаты денежной компенсации на проезд и культурно-досуговое обслуживание, на обувь и мягкий инвентарь, при выпуске - на одежду, обувь, мягкий инвентарь, оборудование, единовременное денежное пособие.

Расчеты на компенсацию по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть составлены в соответствии с Законом Чувашской Республики № 48 и приложены к плану финансово-хозяйственной деятельности.

В таблице 2 представлены нормы расходов на материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таблица 2 Нормы расходов на материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Наименование выплаты

Норма на 1 сироту (руб.), на 2011 год

На питание в дни учебы, СПО

144,50 (в день)

На питание в дни учебы (теория), НПО

144,50-74,80=69,70 (в день)

На питание в дни учебы (практика), НПО

144,50 (в день)

На питание в выходные, праздничные, каникулярные дни, СПО, НПО

144,50+10%=158,95 в день

На личные расходы - культурный досуг

1680/12мес.=140,00 (в месяц)

На проезд

500,00 (в месяц)

На обмундирование

13700,00 (в год)

На приобретение школьно-письменных принадлежностей в сентябре

1800,00 (раз в год)

Единовременное пособие при выпуске

500,00

На обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, обмундирование при выпуске

23100,00

При контроле за расчетами со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, следует обратить внимание на обоснованность таких расчетов, т.е. обоснованность признания студента сиротой, наличие всех необходимых документов, оправдывающих статус сироты. Во-вторых, контроль должен быть направлен на соблюдение установленных норм расходов на материальное обеспечение сирот.

Таким образом, организуя контроль за учетом расчетов со студентами и учащимися, необходимо исходить из того, что все указанные расчеты проходят через бухгалтерскую службу, и поэтому функции по внутреннему контролю за указанными расчетами целесообразно будет возложить именно на работников бухгалтерской службы. При этом контроль возможно проводить по следующим направлениям:

  • правильность и обоснованность начисления государственных академических и социальных стипендий (проверка протоколов стипендиальной комиссии, а также ведомостей на выплату стипендий);
  • правильность расчетов по обеспечению учащихся горячим питанием (контроль за соблюдением норм обеспечения горячим питанием в день на одного учащегося);
  • правильность расчетов с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (контроль соблюдения норм расходов на материальное обеспечение сирот);
  • соблюдение сроков расчетов со студентами и учащимися по стипендиям и иным выплатам, а также соблюдение сроков и форм отчетности по расчетам со студентами и учащимися.

Рецензенты:

  • Серебрякова Татьяна Юрьевна, доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Чебоксары.
  • Еленевская Евгения Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Чебоксары.