Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SOCIOLOGICAL MONITORING THE INTERNAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL

Sapryka V.A. 1 Shapovalova I.S. 1 Shmigirilova L.N. 1
1 National Research University «Belgorod State University»
Исследования, связанные с разработкой теоретических и методологических основ мониторинга вузовской среды, представляются весьма актуальными и своевременными. В России создание системы оценки качества вузовского образования происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижения в масштабах всей страны. Организация социологического мониторинга в вузе связана с выбором концепции, направлений, методов, организационных форм. Социологический мониторинг вуза представляет собой систему достаточно масштабных социологических исследований, точной и глубокой аналитической работы и деятельности по использованию его результатов. В любом случае, требования к ресурсному обеспечению приводят нас к мысли о таком дополнительном условии внедрения мониторинга в вузе как выбор организационной формы. В статье представлены основные принципы при организации социологического мониторинга внутривузовской среды, его функции и направления. Ключевые слова: внутренняя среда вуза, социологический мониторинг, исследование, модель, направления, показатели.
The Researches are associated with the development of theoretical and methodological bases of the academic environment monitoring very topical and timely. The a system of quality assessment higher education takes place in the period of introduction of educational standards and the necessity to assess their achievements throughout the country creation in Russia. Organization of sociological monitoring in the high school is associated with the choice of the concept, directions, methods, organizational forms. Sociological monitoring of the high school is a system of enough large-scale sociological research, accurate and deep analytical work and activities on the use of its results. In any case, the requirements to resources lead us to the idea of such an additional condition of implementation of monitoring at the high school as the choice of organizational form. This article presents the main principles in the organization of sociological monitoring the internal environment, its functions and directions.
indicators
directions
model
research
sociological monitoring
the internal environment of high school
Вопрос качества отечественного образования, его эффективность и ключевая роль в развитии страны является важнейшим в современных условиях, поскольку в эпоху информатизации и высоких технологий место страны в мире определяется уровнем ее образования и культуры.

В связи с этим становится актуальной задача создания системы получения объективной информации об эффективности функционирования системы образовательных услуг в соответствии с образовательными стандартами, с потребностями рынка труда, а также о повышении конкурентоспособности вуза, совершенствовании управления учреждениями ВПО.

Изучение состояния проблемы управления качеством образования в вузе в теории и практике выявило ряд существенных противоречий, среди которых наиболее актуальными являются следующие:

  • между традиционным подходом к оценке качества образовательного процесса в вузе и динамично меняющейся в соответствии с требованиями рынка труда сферой образовательных услуг, где значительно возросла конкуренция вузов;
  • между потребностью в создании системы управления качеством образования в вузе и недостаточной разработанностью теоретических основ организационно-исполнительных механизмов этого процесса;
  • между потребностью в постоянном информационном обеспечении субъектов управления образовательным процессом в вузе всех уровней о состоянии его качества и отсутствием компактных аналитико-диагностических технологий осуществления обратной связи;
  • между необходимостью рационализации взаимодействия всех субъектов управления качеством образования в вузе и имеющимся дублированием их функций на различных организационных уровнях.

Проблемы мониторинга в научной литературе освещаются достаточно полно и разносторонне. Большое значение в этой области имеют труды таких авторов, как Бойков В.Э. [1], Гуртовой Е. [2], Левада Ю. [3], Решетников А.В. [4],  Шевяков А.Ю. [5], которые раскрывают особенности применения мониторинга в различных сферах деятельности.

В социологии мониторинг рассматривается как целостная система отслеживания происходящих в обществе перемен. На основе исследования и анализа массовых представлений о них с целью научно-информационной помощи местным структурам России разрабатывается социальная политика экономических преобразований, соответствующая социально-культурным характеристикам нашей страны и особенностям массового сознания ее граждан.

Наиболее общая характеристика мониторинга в социологии - это определение круга показателей, отражающих состояние, тенденции и проблемы социальных явлений или процессов. В мониторинговых исследованиях методом повторных замеров накапливается и анализируется информация по выделенным показателям в динамике, при этом используется сравнение с базовыми или нормативными характеристиками, позволяющее выявить тенденции происходящих социальных изменений.

Согласно данному представлению о социологическом мониторинге он предполагает единство четырех последовательных и взаимосвязанных процедур:

  1. сбор социологической информации;
  2. обобщение и анализ информации;
  3. распространение информации;
  4. использование информации.

Можно сказать, что функциями мониторинга в рамках такого подхода являются:

  1. диагностическая - в рамках мониторинга возможно осуществление диагноза состояния, концепций, форм, методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем;
  2. аналитическая (аналитико-прогностическая) - дискретный процесс сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом развития внутривузовской среды;
  3. информационная - мониторинг развития внутривузовской среды является способом регулярного получения информации;
  4. управленческая - уточнение принятых решений на различных уровнях управления и контроль за состоянием полученных результатов.

Социальная значимость мониторинга внутривузовской среды, его роль в процессе управления обуславливают необходимость уточнения принципов его проведения и разработки общих требований к процессу реализации данного вида социологического исследования. Основные принципы мониторинга:

  • научности;
  • системности элементов мониторинга;
  • полноты и достоверности социальной информации;
  • оперативности получения сведений и их систематическая актуализация;
  • сопоставимости получаемых данных путем использования единой методологии сбора и анализа информации;
  • доступности и прозрачности процедур и результатов мониторинга;
  • интеграции результатов мониторинга в процесс управления внутриуниверситетской средой.

Реализация принципов мониторинга и требований к его внедрению обуславливают построение необходимых теоретических моделей. По нашему мнению, процесс разработки системы мониторинга определяет следующий необходимый модельный ряд.

  1. Структурная модель внутривузовской среды - показывает элементы внутренней среды вуза, их иерархию и связи между собой.
  2. Функциональная модель мониторинга - рассматривает связь функций мониторинга с другими организационными и концептуальными элементами: этапами, процедурами, результатами, целями и т.д. (рис. 1).
  3. Концептуальная модель мониторинга - отражает концептуальную сущность, фундамент причинно-следственных связей процесса и результата, определяет системообразующие элементы для других моделей исследования.
  4. Структурная модель мониторинга - устанавливает перечень и связи между элементами мониторинга, является основой организации и содержания исследования.
  5. Системная модель мониторинга - позволяет рассмотреть связь структуры, функций, организации и использования результатов социологического исследования.
  6. Ресурсная модель мониторинга - отражает необходимые требования к ресурсному сопровождению этапов и процедур мониторинга.
  7. Диагностическая модель мониторинга - устанавливает связь между процедурами, объектами, предметами, показателями и результатами диагностики внутривузовской среды.
  8. Аналитическая модель мониторинга - определяет последовательность, акценты и результаты анализа и прогноза на основе данных социологического мониторинга.
  9. Организационная модель мониторинга - устанавливает процессуальные отношения между организационными формами, ответственными лицами, этапами и процедурами мониторинга.
  10. Модель управления результатами мониторинга - рассматривает виды аналитической информации, полученной в процессе реализации этапов и процедур мониторинга, направления ее декларации, субъектов запроса информации и результаты ее использования.
  11. Прогностическая модель мониторинга - разрабатывается на основе динамики показателей социологического мониторинга и установления их связи с объективными социально-экономическими критериями эффективности деятельности высшего учебного заведения.
  12. Проектная модель социологического мониторинга - показывает этапы подготовки и реализации проекта внедрения социологического мониторинга, его ресурсное обеспечение и связь с элементами проектного управления мониторингом.

Объектами системного мониторинга, целью которого является получение максимально обширной информации о функционировании внутривузовской среды, являются: студенты; преподаватели; администрация вуза; персонал/сотрудники вуза; внешние потребители: абитуриенты, родители, работодатели.

В зависимости от целей мониторинга, в частности при реализации его ситуативных форм, характеристики могут представлять собой более детальный список: факультет, курс, форма обучения, специальность, пол, национальность, конфессия и т.д.

Предметом мониторинга является: отношение; мнение;  оценка/самооценка; мотивация; потенциал; готовность; ресурсы.

Исследование предметов мониторинга может быть осуществлено как в контексте каждого направления, так и в отношении каждого из объектов мониторинга. Предметы исследования мониторинга отражаются в качественных показателях и индикаторах, формируя систему качественной оценки уровня развития внутриуниверситетской среды.

Целью социологического мониторинга является получение новой, актуальной и систематизированной социологической информации, систематически, через небольшие периоды времени.

Основные задачи социологического мониторинга можно определить как:

  • непрерывное наблюдение за социально-экономическими условиями системы и получение оперативной информации о ней;
  • своевременное выявление изменений социально-экономических условий, происходящих в системе, и факторов, вызывающих их;
  • определение причин нарушений и поиск разумных решений изменения ситуации;
  • предупреждение негативных тенденций в системе;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов;
  • оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы;
  • накопление материалов, необходимых для дальнейшей деятельности в выбранном направлении.

Модель внутривузовской среды позволяет определить направления социологического мониторинга: образовательные процессы; научная деятельность; социально-трудовые отношения; социальное развитие; конкурентоспособность; система управления; имиджевая деятельность; научно-производственный комплекс.

На наш взгляд, возможны следующие организационные формы социологического мониторинга внутривузовской среды.

  1. Централизованная форма организации мониторинга - предполагает наличие центрального отдела управления процедурами мониторинга, сотрудники которого реализуют функции и управление результатами мониторинга.
  2. Децентрализованная форма мониторинга - распределение функций мониторинга по ответственным лицам по любому из принципов, согласно существующим условиям: определение ответственных лиц по получению, обработке и анализу информации по объектам мониторинга, определение ответственных лиц по получению, обработке и анализу информации по направлениям мониторинга, определение ответственных лиц по получению, обработке и анализу информации для мониторинга в подразделениях вуза.
  3. Смешанная форма мониторинга - данная форма, с одной стороны, позволяет реализовать системный потенциал, заложенный в централизованной форме, с другой - использовать экономию бюджета, заложенную в децентрализованной форме.
  4. Проектная форма мониторинга - реализуется при наличии проектных форм управления в вузе или при апробации направления социологического исследования в вузе.
  5. Внешняя форма организации и проведения мониторинга - может быть осуществлена сторонними организациями или аутсорсированными отделами вуза.

Каждая организационная форма имеет свои положительные и отрицательные моменты, при анализе которых и соотнесении условий реализации формы с ресурсами и целями вуза становится возможным сделать выбор и осуществить подготовку организационных условий до начала процесса мониторинга.

Таким образом, мониторинг внутривузовской среды представляет собой сложную систему, структура которой обусловлена направлениями деятельности вуза, функциями и задачами, которые стоят перед исследователями. Роль и значимость данного вида социологического исследования в обеспечении рефлексии управленческих решений подчеркивает важность поиска адекватных и оптимальных моделей организации, реализации мониторинга и использования его результатов.

 

Статья  подготовлена в рамках выполнения государственного задания высшим учебным заведениям на 2012 год, № 6.2744.2011 «Социологический мониторинг внутриуниверситетской среды как условие обеспечения качества образовательного процесса».

Рецензенты

  • Тарабаева В.Б., д.соц.н., декан факультета управления и предпринимательства, профессор кафедры управления персоналом ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
  • Динакин Н.С., д.соц.н., профессор кафедры социологии и управления ФГБУО ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», г. Белгород.