Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ENTERPRISE INNOVATIVE ACTIVITY: CONCEPT, FEATURES, KINDS

Biryukova I.Yu. 1
1 St.-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
В статье приведено несколько определений инноваций. Термины «инновация» и «нововведение» употребляются как тождественные и означают «введение новшества». Определены условия применения инноваций в предпринимательской деятельности, под которыми понимаются механизмы предпринимательской инновационной деятельности как системного образования, принципы построения и управления инновационной сферой. Названы основные свойства инноваций - научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Также в статье определено, что следует понимать под предпринимательской инновационной деятельностью и какие выделяют виды предпринимательской инновационной деятельности и элементы. Охарактеризован предпринимательский инновационный процесс, который представляет со-бой подготовку, осуществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество. Раскрыто понятие предпринимательской инновационной политики и предпринимательского инновационного потенциала.
In article some definitions of innovations are resulted. Terms "innovation" and "innovation" are used as identical and mean «innovation introduction». Conditions of application of innovations in enterprise activity which are understood as mechanisms of enterprise innovative activity as system formation, principles of construction and management of innovative sphere are defined. The basic properties of innovations - scientific and technical novelty, industrial applicability, a com-mercial realizability are named. Also in article it is defined that it is necessary to understand as enterprise innovative activity and what allocate kinds of enterprise innovative activity and elements. Enterprise innovative process which represents about preparation, realization and distribution of innovations is characterized and consists of the interconnected phases forming the uniform complex whole. As a result of this process there is a realized, materialized innovation. The concept of an enterprise innovative policy and enterprise innovative potential is opened.
an innovation
enterprise activity
potential
process
a policy
Понятие «инновации» произошло от английского слова «innovation», перевод которого на русский язык дается как «ново­введение», «новшество». В соответствии с этим некоторые авторы предлагают рассматривать и употреблять эти термины как синони­мы [1]. Однако думается, что это несколько неверно. Под новшеством понима­ется новый порядок, новый обычай, новый метод, новое явление. А словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества. Инновации также означают процесс использования новшества. Поэтому далее в работе термины «инновация» и «нововведение» будут употреб­ляться как тождественные и означающие «введение новшества».

При организации предпринимательской деятельности предметом инновации могут выступать как продукт новый или усовершенствованный, новый или усовершенствованный про­изводственный процесс, так и организация. Под условиями примене­ния инноваций в предпринимательской деятельности понимаются механизмы предпринимательской инновационной деятельности как системного образования, принципы построения и управле­ния инновационной сферой.

При организации предпринимательской деятельности научно-технические разработ­ки и нововведения выступают как промежуточный результат науч­но-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-техниче­ские разработки и изобретения являются приложением нового зна­ния с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и зна­ний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в про­цессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ ха­рактеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых науч­ных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в произ­водстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рас­сматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в рав­ной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, про­изводственная применимость, коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономиче­скую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следу­ет обратить внимание на два момента: «материализацию» иннова­ции, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, техно­логии и организации производства и «коммерциализацию», превраща­ющую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические инновации должны обла­дать новизной, удовлетворять рыночному спросу и приносить при­быль производителю.

Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов, и уп­равление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Научно-техническая деятельность связана с рождением, раз­витием, распространением и применением научно-технических зна­ний. Она включает научные исследования и разработки; научно-тех­ническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой твор­ческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний. Научные исследования и разработки охватывают: фунда­ментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования - экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных исследований прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических за­дач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результа­тов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Главной целью научно-технического образования является обес­печение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффек­тивное использование их образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.

Направления научных исследований и инновационной деятель­ности должны согласовываться с приоритетами федеральной и ре­гиональной научной, научно-технической и инновационной поли­тики с учетом специфики системы образования.

Научно-технические услуги охватывают деятельность, связан­ную с научными исследованиями и разработками и способствую­щую распространению и применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься научные органи­зации в качестве неосновной деятельности; самостоятельные орга­низации, созданные для этих целей (институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).

К научно-техническим услугам относятся: предоставление науч­но-технической информации; перевод, редактирование и издание на­учно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологи­ческие, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовке и реализации кон­кретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обыч­ных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.

Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элемента новизны.

Заказ фундаментальных исследований и НИР под силу лишь государству и крупным компаниям. И когда результаты этих работ становятся общедоступными, они становятся материалом для нововведенческой деятельности. Фундаментальные, прикладные иссле­дования и в целом наука влияют на общественное воспроизводство через инновации. Любой существенный научный результат, имея самостоятельную значимость для науки, приобретает рыночную ценность только после прохождения инновационного этапа. Взаи­мосвязь науки и инновационной сферы очевидна: результаты иссле­дований способствуют возникновению инновационных идей, реали­зация которых через процесс коммерциализации, в свою очередь, должна пополнять финансовые ресурсы науки. Однако организация эффективного сотрудничества этих двух интеллектуальных сфер оказывается непростой проблемой. Возникают вопросы в правовой, институциональной и финансово-экономической составляющих пе­реходных процессов от научных исследований к инновационным результатам.

Предпринимательская инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, фи­нансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств к потребителям. Это деятельность, направ­ленная на реализацию накопленных научно-технических достиже­ний с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

Выделяют следующие виды предпринимательской инновационной деятельности:

  • инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах про­изводства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
  • пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагает­ся доработка конструкции;
  • маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, т.е. предварительное исследо­вание рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  • приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, кон­струкций, моделей и услуг технологического содержания;
  • приобретение овеществленной технологии (машин и обору­дования, по своему технологическому содержанию связанных с внед­рением продуктовых или процессных инноваций);
  • производственное проектирование (подготовка планов и чер­тежей, предусмотренных для определения производственных проце­дур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

Если потенциал и степень прогрессивности новаций достаточ­но высоки, то инновационные процессы нововведений могут выйти на межорганизационный уровень значимости и осуществляться как по научно-техническим программам, так и на конкурсных началах. Целесообразность конкурсного решения научно-технических про­блем обусловливается стремлением уменьшить коммерческий риск инвесторов, на который влияет недостаточно высокая результатив­ность работы субъектов инновационной деятельности. Принятие решения о многовариантном выполнении работ на конкурсных на­чалах позволит более рационально расходовать выделяемые ресур­сы. Экономически выгоднее провести конкурс среди прикладных НИР и проектных работ в составе ОКР, затраты на которые пример­но в 3 раза меньше, чем на последующих этапах выполнения ОКР.

Основными компонентами сферы предпринимательской инновационной деятельности являются следующие:

  1. рынок создания новшеств, изобретений существует на сты­ке научной и инновационной деятельности. Формируют указанную область рынка отдельные крупные ученые, вузы, временные науч­ные коллективы, объединения научных работников, а также част­ные исследовательские лаборатории. Основным товаром на данном этапе является научный результат - открытие, изобретение или другой продукт интеллектуальной деятельности. Состояние этого компонента инновационной сферы России можно оценить как бла­гоприятное;
  2. рынок капитала и инвестиций самым тесным образом свя­зан с кредитно-финансовым сектором экономики. Данную область формируют инвесторы различного уровня и ранга;
  3. рынок научно-технического персонала самым тесным обра­зом связан с системой образования и подготовки кадров. Для орга­низации инновационной деятельности и проведения НИОКР необ­ходим определенный штат научно-исследовательских сотрудников и инженеров, подготовка которых ведется как в вузах, так и в спе­циальных научно-технических образовательных учреждениях. Сос­тояние данного сегмента инновационной сферы России можно оха­рактеризовать сегодня как относительно благоприятное;
  4. инновационная инфраструктура. Этот компонент сферы представляет собой связующее звено между предыдущими элемен­тами и рынком конкуренции инноваций. Формирование эффектив­ной инновационной инфраструктуры является необходимым инсти­туциональным условием развития инновационной деятельности в рыночной экономике. Инновационная инфраструктура включает в себя различные институты и организации, основной задачей кото­рых является обеспечение успешного протекания инновационных процессов в промышленности. Система инновационных институтов, адекватных современной рыночной экономике, постепенно форми­руется в России;
  5. рынок конкуренции инноваций выступает с двойственных позиций. С одной стороны, хозяйственные образования промыш­ленности в конкурентной борьбе вынуждены повышать техничес­кий уровень инноваций, улучшать их качество, снижать издержки производства, сокращать эксплуатационные расходы, совершенство­вать систему технического обслуживания. С другой стороны, ры­ночный механизм безжалостно отвергает инновации, даже имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают ком­мерческим интересам организаций. Состояние рынка конкуренции инноваций в нашей стране можно охарактеризовать сегодня как крайне неблагоприятное.

Помимо рассмотренных элементов, огромное влияние на предпринимательские ин­новационные процессы оказывают следующие факторы: технологи­ческая политика, условия штандорта, научно-технические связи и уровень экономического развития тех или иных субъектов миро­вого хозяйства. Все эти компоненты взаимосвязаны и образуют свое­образный «инновационный узел», концы которого уходят глубоко в различные отрасли экономики [2].

Элементы предпринимательской инновационной инфраструктуры интегрируются на метауровне в единую предпринимательскую инновационную систему. Такую систему можно назвать как национальная предпринимательская инновационная система (НПИС).

Концепция формирования НПИС начала разрабатываться в 1980-х гг. прошлого века. При этом определение «национальная» од­нозначно трактуется как «государственная». Новый этап развития НПИС, заключающийся в их объединении в единую сеть для созда­ния единого предпринимательского инновационного пространства, начался в 2000 г., когда на мартовском заседании Европейского Совета в Лиссабоне была предложена программа создания инфраструктуры знаний, активи­зации инноваций и экономических реформ, модернизации системы социальной поддержки и реформы образования. Целью программы являлось построение наиболее компетентной и динамичной эконо­мики, основанной на знаниях, которая должна обеспечить ЕС миро­вое лидерство.

Научно-техническая и предпринимательская инновационная деятель­ность характеризуются такими родственными терминами, как предпринимательский инно­вационный процесс, предпринимательская инновационная политика, предпринимательский инновационный по­тенциал, предпринимательский инновационный климат.

Предпринимательский инновационный процесс представляет собой подготовку, осу­ществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвя­занных фаз, образующих единое комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное нов­шество.

Управление инновациями представляет собой процесс управ­ления всеми аспектами предпринимательской инновационной деятельности, что осущест­вляется через разработку предпринимательской инновационной политики организации. В современной литературе нет однозначного понимания дефиниции «предпринимательская инновационная политика». Концепцию предпринимательской инновационной политики следует рассматривать в сущностном аспекте как стратегию и тактику предприятия в части реализации предпринимательского инновационного процесса, а в прикладном - как де­тальный план, программу действий.

Предпринимательская инновационная политика в своей основе ставит задачу совер­шенствования системы путем изменения ее элементов.

  1. Долгосрочные цели предпринимательской инновационной политики направлены на установление баланса между изменением элементов системы (инноваций в производство), заменой ресурсов по качеству исполь­зований (инноваций в качество ресурсов) и повышением эффектив­ности использования имеющихся ресурсов (инноваций в организа­цию системы и использования ресурсов).
  2. Среднесрочные цели направлены на максимальное исполь­зование потенциала эффективности имеющихся ресурсов.
  3. Краткосрочные цели направлены на использование аль­тернативных вариантов ресурсов без предпринимательского инновационного развития про­изводственной системы с сохранением эффективности в целом.
  4. Оперативные цели направлены на компенсацию потерь в производственной системе.

Предпринимательский инновационный потенциал организации - это мера готовно­сти организации выполнить задачи, обеспечивающие достижение по­ставленной предпринимательской инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы предпринимательских инновационных стратегических изменений.

Предпринимательский потенциал организации - главный критерий целесообразно­сти ее существования. Через развитие предпринимательского потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производ­ственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматри­вается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Предпринимательский потенциал организации имеет две состав­ляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельно­сти и готовность к инновациям.

От состояния предпринимательского инновационного потенциала зависит выбор предпринимательской ин­новационной стратегии, а его развитие может осуществляться за счет компонентов и элементов внутренней среды организации. Оценка предпринимательского инновационного потенциала производится по схеме: «ресурс - функ­ция - предпринимательский проект», где под предпринимательским проектом понимается возможность выпуска определенной продукции.

Внешнюю среду организации характеризует предпринимательский инновационный климат, влияние которого на инновационный потенциал устанавли­вается по результатам СТЭП-анализа. Стратегия предпринимательской инновационной позиции организации определяется совместным анализом внутрен­ней и внешней среды, т.е. предпринимательского инновационного потенциала и предпринимательского инноваци­онного климата.

Проводя предпринимательскую инновационную деятельность, фирма должна пони­мать потребности рынка, стараться стать лидером в том секторе рынка, который был выбран для работы, обеспечивать превосходное испол­нение и постоянно ориентироваться на потребителя, приводя его в восторг качеством товара (услуги). В идеале фирма предпочла бы работать в таких условиях, когда потребителям нужны инновации, имеющиеся технологии могут их обеспечить, а конкуренция мини­мальна или вообще отсутствует. Тогда понимание рынка сводится к расширению представления об условиях, благоприятных для про­ведения инноваций.

Рецензенты:

  • Крутик А. Б., доктор экономических наук, профессор,  профессор кафедры организации обслуживания населения Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург.
  • Грунин О. А., доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургской академии управления и экономики, г. Санкт-Петербург.