Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INTERRELATION OF PERFECTIONISM WITH THE WAYS OF REACTION TO THE SUCCESS AND FAILURE OF OTHER PERSON

Beskova T.V. 1
1 Institute of social education (branch) of Public Educational Institution of Higher Professional Training “Russian State Social University”, Saratov, Russia (410015 Saratov, Fabrichnaya, 4)
Перфекционизм в психологической науке определяется как стремление личности к самосовершенствованию, безупречности во всем и является относительно устойчивой личностной чертой. Он может иметь как здоровый, так и патологический характер протекания и проявляться как в отношении субъекта к самому себе, так и к другим. В статье рассматриваются основные способы (стратегии) реагирования субъекта социального взаимодействия на успех и неудачи других людей, которые объединяются в два фактора – нравственные и безнравственные способы реагирования. Представлен анализ результатов исследования взаимосвязи перфекционизма с отношением к успеху и неудачам других, который позволил выявить, что чем выше уровень перфекционизма, тем более для субъекта свойственными являются безнравственные способы реагирования. Высокий уровень перфекционизма в большей степени взаимосвязан со способами реагирования на успех Другого, нежели на его неудачи и в первую очередь проявляется по отношению к профессиональному, статусному и материальному превосходству Другого.
Perfectionism in psychological science is defined as the aspiration of the personality to self-improvement, faultlessness in everything and it is rather a steady personal feature. It can have both healthy, and pathological nature of course and be shown both to the concerning of the subject to himself, and to other persons. In article the main ways (strategy) of the reaction of the subject of social interaction to the success and failures of other people which unite in two factors – moral and immoral ways of reaction are considered. The present analysis of the results of the research of interrelation of perfectionism with the relation to the success and failures of other people which allowed to reveal that the higher the perfectionism level, the more immoral ways of subject’s reaction are peculiar. High level of perfectionism is more interconnected with the ways of response to the success of another person, rather than on his failures and first of all it is shown in the relation to a professional, status and material superiority of another person.
perfectionism
pleasure
regret
desire to reach
desire to deprive
indifference
gloating
assistance
Введение

Изучение перфекционизма является достаточно новой проблемой для отечественной психологии. Перфекционизм, понимаемый как стремление субъекта доводить результаты любой деятельности до соответствия самым высоким стандартам, стремление к самосовершенствованию и потребность в быть безупречным во всем, является относительно устойчивой личностной чертой и имеет сложную психологическую структуру. В настоящее время психологами ведутся активные дискуссии по ключевым моментам в понимании рассматриваемого личностного образования, которые главным образом касаются понимания его психологической структуры и форм, его взаимосвязей с различными типологическими особенностями личности и т.д. Изначально данный феномен рассматривался в рамках клинической психологии и психиатрии как патологическая аддикция. Однако Д. Хамачек [8] впервые провел его дифференциацию и стал выделять здоровый (конструктивный) и патологический (невротический, деструктивный) перфекционизм. Здоровый перфекционизм, по его мнению, не выходит за рамки нормы - человек устанавливает себе высокие личные стандарты, ставит непростые цели, и что немаловажно, получает удовольствие от процесса их достижения. При невротическом перфекционизме, испытываемое человеком желание стать лучше, совершеннее, безупречнее становится навязчивой идеей, а устанавливаемые им цели не соответствуют его же потенциалу. Аналогичный подход прослеживается в работе В.А. Ясной и С.Н. Ениколопова, которые полагают, что «нормальный перфекционист - это тот, кто устанавливает для себя жесткие стандарты, но при этом не педантичен и отличается гибкостью, может приспосабливать свои стандарты к существующей ситуации, т.е. более адаптивен по сравнению с невротическим перфекционистом, устанавливающим для себя завышенные стандарты и не оставляющим себе возможность допускать ошибки» [7, с. 159].

Со временем проблема перфекционизма, традиционно обсуждаемая в рамках клинической психологии и психиатрии, стала выходить за их границы, становясь предметом рассмотрения психологии личности [3; 5 и др.]. Однако данную проблематику до сих пор, на наш взгляд, незаслуженно обходят социальные психологи. Более чем вероятно, что такой сложный личностный конструкт, как перфекционизм, оказывает значительное влияние на сферу социально-психологических отношений человека. Отметим, что центральная для психологии категория «отношение», является и центром, стержнем этики, в которой ее сущность зафиксирована в «золотом правиле»: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Согласно логике «золотого правила» человек действует нравственно тогда, когда он действует в соответствии с такими своими желаниями, которые могли бы быть и желаниями других. Иначе говоря, норма может считаться всеобщей, если субъект действия готов признать ее и в том случае, если другие будут применять ее по отношению к нему самому.

Особое место в системе отношений личности принадлежит отношению к успеху и неудачи Другого. Этот вид отношений является интегральным, так как может быть связан и с деятельностью, и с общественными явлениями и социальным поведением, и с материальным достатком, а также с высокой субъективностью оценки. По мнению Р.М. Шамионова, отношение к успеху Другого «<...> разнообразно по своим содержательным характеристикам - принятие его, радость и поддержка по отношению к другому и его успеху, отвержение другого, снижение или превышение значимости успеха, наконец, отношение зависти. Многие характеристики этих отношений могут совпадать по направленности, однако есть та, которая обнаруживается в большей степени применительно к успеху другого, его превосходству в той или иной области» [6, с. 38]. Спектр отношений к неудачам Другого не менее широк - от искреннего сочувствия и сопереживания, сочетающихся с действенной помощью, до равнодушия и даже злорадства. Можно сказать, что данные виды отношений являются своего рода «лакмусовой бумажкой» нравственности человека. Закономерно, на наш взгляд, возникает вопрос: «Оказывает ли влияние на отношение к успеху и неудачам других такое сложное личностное образование, как перфекционизм, субъект которого ставит перед собой чрезмерно высокие стандарты и которому свойственен высокий (если не сказать завышенный) уровень притязаний?».

Цель исследования: выявление взаимосвязей перфекционизма и способов реагирования на успех и неудачу Другого.

Методы. В качестве методического инструментария были использованы:

  1. Методика выявления перфекционизма (П.А. Шулер) [4, с. 196-198], в основе которой лежит понимание перфекционизма как одномерного конструкта - стремление устанавливать чрезмерно высокие стандарты.
  2. Методика «Способы реагирования субъекта на превосходство и неудачи Другого» (Т.В. Бескова) [1, с. 60-68], состоящая из двух субтестов. Первый субтест «Способы реагирования на превосходство (успех) Другого» включает в себя следующие шкалы: радость за Другого, восхищение им; сожаление по поводу себя; желание достичь того же; желание лишить Другого его превосходства. Второй субтест «Способы реагирования на неудачи Другого» - пассивное сожаление; равнодушие; злорадство; содействие и помощь. Респондентам предлагались различные ситуации, в которых знакомый им человек (коллега, друг, сосед, родственник) достигал либо большого успеха, либо его постигала неудача в различных сферах жизнедеятельности, а также предлагались утверждения, относящиеся к вышеперечисленным способам реагирования, по каждому из которых испытуемые должны были выразить свою степень согласия по пятибалльной шкале.

Обработка результатов осуществлялась с помощью методов корреляционного, факторного анализа и сравнения средних показателей по t-критерию Стьюдента. Выборка исследования составила 203 человека (61,1% мужчин, 38,9% женщин). Возрастной интервал от 17 до 60 лет (Мх=28,46, Мd=26, Мо=18).

Результаты и обсуждение

Первым этапом исследования нами было проведено сравнение средних показателей различных способов реагирования субъекта на успех (превосходство) и неудачу Другого.

Ранжирование средних баллов способов реагирования на успех (превосходство) Другого показало, что они расположились следующим образом: радость за другого, восхищение им (Мх=3,39), желание достичь того же (3,10), сожаление по поводу себя (2,75), желание лишить другого данного преимущества (2,03). Последовательное попарное сравнение вышеназванных способов реагирования с использованием t-критерия Стьюдента указывает на наличие статистически значимых различий: радость за Другого - желание достичь того же (t=3,842, р<0,001); желание достичь того же - сожаление по поводу себя (t=4,744, р<0,001); сожаление по поводу себя - желание лишить Другого (t=8,027, р<0,001), что позволяет говорить о дифференциации этих способов реагирования.

Анализ способов реагирования субъектов на неудачи Другого выявил, что наиболее высокий средний балл имеет способ реагирования «пассивное сожаление» (Мх=3,31) (человек испытывает жалость, сострадание по отношению к людям, которых постигли неудачи или неприятности). Далее в порядке уменьшения следуют содействие и помощь (3,10), равнодушие (2,35) и злорадство (2,06). Статистически значимые различия в средних баллах обнаружены между всеми способами реагирования: пассивное сожаление - содействие (t=2,771, р<0,01); содействие - равнодушие (t=10,661, р<0,001); равнодушие - злорадство (t=4,351, р<0,001).

Далее исходные данные были подвергнуты факторному анализу (метод главных компонент) с последующим Varimax-вращением с нормализацией Кайзера. В результате факторизации наилучшим было признано двухфакторное решение (табл. 1). Данные факторы описывают 65,56% общей дисперсии.

Таблица 1 - Факторные нагрузки способов реагирования на успех (превосходство) и неудачи Другого

Способы реагирования на успех (превосходство) (1-4) и неудачи Другого (5-8)

Компоненты

1

2

1. Радость за Другого

,752

 

2. Сожаление по поводу себя

 

,655

3. Желание достичь того же

,638

 

4. Желание лишить преимущества

-,332

,867

5. Пассивное сожаление

,852

 

6. Равнодушие

-,300

,795

7. Злорадство

 

,850

8. Содействие, помощь

,817

 

Первый фактор (32,88% дисперсии) - нравственное отношение к Другому - объединил два способа реагирования на превосходство Другого (радость за другого и желание достичь того же) и два способа реагирования на неудачи Другого (пассивное сожаление, содействие и помощь). Таким образом, данный фактор можно охарактеризовать как способность человека радоваться чужим успехам, стремиться достичь того же и приходить на помощь при неудачах других.

Второй фактор (32,68%), напротив, объединил компоненты с противоположной направленностью - безнравственное отношение к Другому. В него вошли такие способы реагирования на успех Другого, как сожаление по поводу себя, детерминированное превосходством Другого в какой-либо сфере, и желание прямо или косвенно лишить человека преимущества, а также способы реагирования на неудачи другого - равнодушие, выражающееся в безразличном, безучастном отношении к неприятностям Другого, и злорадство, когда неудача кого-либо становится основанием для радости.

Обобщая данные факторного анализа, подчеркнем, что выделенные две группы факторов достаточно дифференцированы друг от друга, а факторная структура приближена к простой.

Исходя из результатов факторного анализа, нами были определены средние показатели нравственного/безнравственного отношения к Другому в целом и для каждой рассматриваемой сферы в частности. Нравственные способы реагирования на успех и неудачу Другого на статистически значимом уровне превосходят безнравственные как в целом (t=16,776, р<0,001), так и по каждой из сфер. Однако ранжирование средних показателей нравственных и безнравственных способов реагирования для каждой сферы позволило выявить следующее: нравственно реагировать более всего свойственно субъекту при успехе или неудаче Другого в сфере досуга (3,60), приобретения дорогостоящих вещей (3,23) и межличностных отношений (3,21); безнравственные способы реагирования в наибольшей степени проявляются в иных сферах - карьерной (2,61), профессиональной (2,40) и материальной (2,30).

Третий этап исследования включал в себя анализ корреляционных связей способов реагирования на успех и неудачи другого с перфекционизмом личности (табл. 2).

Таблица 2 - Взаимосвязь перфекционизма и способов реагирования на успех и неудачи Другого

Способы реагирования

Сферы

Коэффициент корреляции

Способы реагирования на успех Другого

Радость за Другого

межличностные отношения

0.149*

Сожаление по поводу себя

карьера

0.197**

досуг

0.145*

профессия

0.168*

Общий показатель

0.171*

Желание достичь того же

карьера

0.160*

материальный достаток

0.246***

Общий показатель

0.170*

Желание лишить превосходства

карьера

0.139*

материальный достаток

0.141*

вещи

0.254***

профессия

0.148*

Общий показатель

0.178*

Способы реагирования на неудачи Другого

Злорадство

профессия

0.149*

Примечание. В таблице представлены только те строки, в которых содержатся статистически значимые коэффициенты корреляции.

* - уровень значимости 0,05;

** - 0,01;

*** - 0,001.

 

Таким образом, количество связей перфекционизма с безнравственными способами реагирования на успех и неудачи Другого (10) больше, чем с нравственными (4). Кроме того, высокий уровень перфекционизма в большей степени взаимосвязан со способами реагирования на успех Другого (13 связей), нежели на его неудачи (1).

Отметим также, что максимальное количество корреляций выявлено с успехом Другого в сфере карьеры, профессии и материального достатка. Так, чьи-либо карьерные успехи вызывают у перфекциониста целый комплекс реакций - от мучающего его вопроса «Почему он, а не я?» до желания нивелировать обнаруженное в результате социального сравнения превосходство, используя как нравственные (желание достичь того же), так и безнравственные (желание лишить Другого) способы. Успех Другого в профессиональной сфере является для перфекциониста своего рода показателем собственного неуспеха и детерминирует лишь негативные (безнравственные) реакции, начинающиеся с вопроса «Почему не я оказался на его месте?» и заканчивающиеся активизацией деятельности по устранению чужого успеха как прямыми способами (отобрать, навредить), так и косвенными (дискредитация, клевета, сплетни и т.д.). Превосходство Другого в материальной сфере не приводит перфекциониста к унылому сожалению по поводу своей несостоятельности, а обуславливает его активность, имеющую как конструктивную, так и деструктивную направленность. Чьи-либо преимущества в сфере досуга или покупки дорогих вещей детерминируют у перфекциониста единичные реакции: в первом случае ему свойственно пассивно сожалеть о том, что он не может позволить себе путешествия, а во втором - возникает желание испортить, изъять желанную им вещь Другого. Полученные результаты согласуются с мнением Н.Г. Гаранян [2], которая полагает, что перфекционисту свойственно перманентное ревнивое отслеживание успехов других людей и сравнение себя с ними по принципу «чужие достижения - свидетельство моей несостоятельности». Радоваться за других перфекционист может в случае гармонично складывающихся у них межличностных отношений. Возможно, данная сфера не является для него свидетельством успешности человека, к которой так стремится он.

Как уже отмечалось выше, перфекционизм связан лишь с одним способом реагирования на неудачу Другого: неприятности человека в профессиональной сфере вызывают у перфекциониста радость, он находит в этом нечто приятное для себя.

Проведенный нами далее корреляционный анализ между перфекционизмом и интегративными показателями нравственных/безнравственных способов реагирования на успех и неудачу Другого выявил следующее: чем выше уровень перфекционизма личности, тем более ей свойственны безнравственные способы реагирования (r=0,145, р<0,05). Несмотря на обнаруженную общую взаимосвязь между исследуемыми феноменами, она проявляется по отношению не ко всем сферам успеха и неудачи Другого. Безнравственные способы реагирования свойственны для превосходства или же, напротив, неудачи Другого в сфере карьеры (r=0,201, р<0,01), профессии (r=0,195, р<0,05) и дорогих покупок (r=0,139, р<0,05).

Выводы

  1. Для субъектов социального взаимодействия более типичными являются нравственные способы реагирования на успех Другого (радость, восхищение и желание достичь того же) и его неудачи (сожаление о случившемся и активная помощь).
  2. Чем выше уровень перфекционизма, тем субъект интенсивнее реагирует на превосходство Другого, и в большинстве случаев способы такого реагирования являются негативными (безнравственными). Возможно, что высокие стандарты, которые перфекционист устанавливает перед собой, и завышенный уровень его притязаний приводят к разворачиванию и эскалации сравнительной деятельности (когда сравниваешь себя со всеми и каждым), что в конечном итоге проявляется в болезненном реагировании на достижения других людей, которые приравниваются к собственному поражению («Чем больше достиг Другой, тем менее значимы мои результаты»). Более всего негативные реакции перфекциониста на успех Другого свойственны для профессиональной, статусной и материальной сфер жизнедеятельности человека. Вероятно, успех именно в этих сферах и является для него индикатором достижений. Из конструктивных способов субъект с высоким уровнем перфекционизма выбирает нивелирование превосходства другого путем собственных достижений того же.
  3. Неудачи Другого мало затрагивают перфекциониста, свидетельством чего служит единственная связь перфекционизма со способами реагирования на чью-либо неудачу. Субъект с высоким уровнем перфекционизма воспринимает неприятности Другого в профессиональной сфере с определенной долей злорадства («Твоя беда - моя победа»), что само собой исключает какое-либо сочувствие и сопереживание.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ в рамках проекта № 11-06-00026а.

The research is executed with the backing of the Russian Humanitarian Scientific Foundation within the project No. 11-06-00026a.

Рецензенты

  • Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
  • Григорьева М.В., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.