Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF SOCIAL WORKER TRAINING IN HIGH SCHOOL TO THE PREVENTIVE ACTIVITIES WITH ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Vagina E.E. 1
1 Ulyanovsk Institute training and retraining of educators
This paper describes the structural and functional model of social worker training in high school to the preventive activities with children, orphans and children left without parental care. Characterized in detail the components of the model (system-procedural, structural and informative, preventive and diagnostic, the unit professionally important qualities, skills and communicative criteria), allowing a systematic review process of the training of social workers to the basics of preventive work with orphans. Detail the preventive diagnostic ability of future social workers, characterized by professional and expert important qualities and features of its professional communication.
model of training
the training of future social workers
preventive work with orphans and children left without parental care
Система профессиональной подготовки социальных работников в вузе к превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей - это педагогическая система, включающая в себя совокупность функциональных и структурных компонентов, взаимодействие которых порождает интегративное качество личности будущего специалиста - готовность к осуществлению превентивной деятельности с детьми-сиротами.

Сложную систему наглядно можно лучше представить с помощью модели, под которой понимается «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала» [6, с. 216].

Структурно-функциональная модель профессиональной подготовки социального работника в вузе к превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, состоит из шести взаимосвязанных блоков: системно-процессуального, структурно-содержательного, превентивно-диагностического, блока профессионально важных качеств, профессионально-коммуникативного и критериального блоков (схема 1).

Первый блок модели - системно-процессуальный. По мнению С.А. Смирнова, В.А. Сластенина, В.А. Петровского, процесс общего развития личности приобретает оптимальный характер при наличии субъект-субъектных отношений, а также на основе диалогического подхода и сотрудничества, партнерства во взаимоотношениях педагога и обучаемых. В таких условиях «объектом», на который направлена совместная деятельность преподавателя и студента становится не столько сама личность обучающегося, сколько процесс освоения студентами социальной работы профессиональной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: усвоения необходимых для ее осуществления знаний и способов деятельности, а также развития профессионально значимых личностных свойств и способностей [5, с. 82].

Схема. 1. Структурно-функциональная модель профессиональной подготовки социального работника в вузе к превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Сущность системы профессиональной подготовки студентов к превентивной социальной работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, определяется наличием в ней следующих компонентов: целевого, характеризующего цели и задачи профессиональной подготовки; содержательного, раскрывающего ее содержание; операционно-деятельностного, рассматривающего формы, методы, технологии обучения социальных работников; оценочно-результативного, определяющего результаты деятельности, критерии оценки эффективности педагогической системы.

Целью профессиональной подготовки будущих социальных работников к  превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является формирование высокого уровня готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности с такими детьми. Данная готовность предполагает умение решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на исследовательскую работу в области теории и практики социальной защиты детей-сирот; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области превентивной социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; проектировать и реализовывать в практике содержание учебного спецкурса «Основы превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей».

Содержательный компонент профессиональной подготовки мы выносим во второй блок модели - структурно-содержательный, поскольку его разработка является существенной частью формирующего эксперимента, осуществляемого в процессе опытно-экспериментальной деятельности. В ходе исследования был разработан и внедрен в систему профессиональной подготовки спецкурс «Основы превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». Цель спецкурса заключалась в формировании у студентов системы знаний о генезисе отклоняющегося поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и социально-психологическом обеспечении деятельности институтов социальной работы, осуществляющих превентивные функции.

Содержание процесса профессиональной подготовки студентов к превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, включало в себя следующие компоненты [3]:

  1. систему научных знаний по теории превентивной социальной работы с детьми-сиротами, обеспечивающую формирование высокого уровня готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
  2. способы профессиональной деятельности социального работника в типовых ситуациях, характеризующие аналитические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, рефлексивные умения и навыки студентов для решения практических задач в стандартных ситуациях;
  3. опыт творческой деятельности будущих социальных работников, характеризующий овладение творческими способами деятельности, перенос полученных знаний в новые (внеаудиторные) ситуации для решения новых задач;
  4. опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, позволяющий сформировать у студентов эмпатическое отношение к клиентам, осмыслить и принять ценности социальной работы с детьми-сиротами, привить навыки культуры профессионального общения.

Реализация данных компонентов содержания процесса профессиональной подготовки студентов к превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, наиболее эффективна в случае прохождения производственной практики студентов в организациях, непосредственно занимающихся социальной защитой таких детей. В частности, в Ульяновском детском доме «Гнездышко», Ульяновском областном доме детства для детей с отклонением в развитии, Ульяновском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Открытый дом» и др. Прохождение производственной практики в организациях социальной защиты позволяет студентам закрепить и углубить знания, полученные в ходе изучения спецкурса «Основы превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей», приобрести опыт самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с работниками учреждений и организаций системы социальной работы, а также приобрести опыт относительно самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с детьми и подростками.

Третий блок модели - превентивно-диагностический. Его выделение обусловлено необходимостью владения будущими социальными работниками при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, превентивным психолого-диагностическим инструментарием.

С.А. Беличева отмечает, что «превентивный подход предусматривает переход от карательных мер к превентивным в отношении детей, еще не ставших преступниками, но имеющих отклонения в социальном развитии. Диагностика должна быть направлена на выявление характера трудностей ребенка и его ближайшего окружения. Далее проводится коррекция, оздоравливающая социальную ситуацию развития, и индивидуально-личностная коррекция» [2, с. 74].

Поскольку превентивная деятельность с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ориентирована на детей группы риска, то есть на тех, кому трудно и с кем трудно, то важно прежде всего выявить истоки и характер этих трудностей. При этом социальному работнику требуется не только определить характер и причины отклонений, но и наметить и реализовать комплекс медико-психологических и социально-педагогических мер, способных оздоровить социальную ситуацию, вызвавшую дезадаптацию детей и подростков, и провести индивидуально-психологическую коррекцию. Будущий социальный работник должен уметь выявлять комплекс неблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических и социально-психологических факторов, обусловливающих отклонения в психическом и социальном развитии детей и подростков. В том числе:

  1. выявлять наличие либо отсутствие психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения, затрудняющих социальную адаптацию ребенка (отставания или задержки в умственном развитии, наличия или отсутствия нервно-психических заболеваний и патологий - неврозов, психопатии, психиатрических расстройств, эпилепсии, различных пограничных состояний);
  2. выявлять дефекты индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер (повышенная тревожность, агрессивность, сниженные эмпатийные качества), акцентуации характера, неадекватную самооценку и т.д., что требует индивидуального педагогического подхода, а также дополнительных психокоррекционных программ;
  3. изучать социально-психологические особенности личности подростка, характеризующегося социальной дезадаптацией, выделять диагностически значимые социально-психологические параметры социального развития, подлежащие превентивному диагностическому исследованию;
  4. исследовать социальную ситуацию, провоцирующую дезадаптацию детей и подростков. Эта социальная ситуация может быть представлена неблагоприятно складывающимися детско-родительскими отношениями в замещающей (приемной) семье, атмосферой семьи, характером межличностных отношений и социометрическим статусом ребенка, подростка в среде сверстников, педагогической позицией учителя, школьной атмосферой, социально-психологическим климатом в классном коллективе.

Блок профессионально важных качеств - следующий компонент модели профессиональной подготовки будущих социальных работников к превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Профессионально важные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

Ряд исследователей (Л.Д. Демина, Е.И. Холостова и др.) выделяют следующие группы качеств специалиста по социальной работе: первая - психологические характеристики, являющиеся частью способности к данному виду деятельности; вторая - психоаналитические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста - профессионала; третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [7].

А.И. Ляшенко выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения [4, с. 16].

По нашему мнению, социальный работник, который готовится к профессиональной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, должен обладать следующими профессионально важными качествами: ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

Пятый блок модели - профессионально-коммуникативный. Значимость данного блока в процессе профессиональной подготовки студентов определяется тем, что в социальной работе общение является одной из профессиональных характеристик специалиста. Специалист по социальной работе, помимо общения с клиентами социальных служб и своими коллегами, контактирует с представителями различных организаций, с чиновниками различных уровней (включая правительство и законодательные органы страны); в функции социального работника может входить PR (например, привлечение широкой общественности к помощи нуждающимся людям), он может также контактировать с представителями международных организаций. Очень важно, чтобы социальный работник был компетентен в общении, т.к. от этого зависит эффективность его работы, а значит и состояние (психическое, физическое, материальное и т.д.) его клиентов. Кроме того, компетентный в общении социальный работник может оказать помощь в умении общаться своему клиенту и через это решить его проблему.

В структуре общения социального работника с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, можно выделить три взаимосвязанных стороны:

  • коммуникативную сторону общения, включающую понятие о целях, мотивах, средствах и стимулах общения, умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, организовывать и поддерживать диалог, пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи;
  • интерактивную сторону общения, включающую понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в профессиональном общении, умение управлять групповой динамикой, провести деловую беседу, встречу, производственное совещание, переговоры, занимать адекватную ролевую позицию, оказывать поддержку, увлечь за собой, своими идеями, сформулировать требования, приказ, поощрять, конструктивно разрешать конфликт;
  • социально-перцептивную сторону общения, включающую умения ориентироваться в коммуникативной ситуации, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать эмоциональное состояние партнеров по общению, прогнозировать их возможные реакции в процессе профессионального общения.

Вышеперечисленные стороны реализуются в следующих видах общения социального работника с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: деловом, консультативном и интимно-личностном.

Деловое общение представляет собой общение в официально-деловой сфере специалиста по социальной работе с представителями организаций, социальных институтов, чиновниками различных уровней с целью улучшения деятельности служб социальной помощи, решения каких-либо проблем (правовых, материальных, жилищных, психологических и пр.) детей [1].

Консультативное общение социального работника с детьми - это специально организованное общение между социальным работником и ребенком (подростком) с целью решения различных жизненных или бытовых вопросов, с которыми клиент не может справиться самостоятельно.

Интимно-личностное общение социального работника с ребенком-сиротой предполагает установление между ними дружеских, доверительных связей, превосходящих рамки делового и консультативного общения. Приобретение навыков интимно-личностного общения имеет большое значение при профессиональной подготовке студентов, так как социальный работник часто является для своих клиентов единственным человеком, с которым можно поговорить.

Завершающим блоком модели профессиональной подготовки социального работника в вузе к превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является критериальный блок. В качестве основных критериев готовности будущих социальных работников к превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, были определены следующие: критерий оптимальной мотивации, когнитивный, практический, сформированности профессионально-важных качеств и коммуникативный. Данные критерии были объединены нами в интегральный критерий - «готовность к превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей», который в своем развитии проходит пять уровней.

Таким образом, разработанная в ходе исследования модель профессиональной подготовки социального работника в вузе к превентивной деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, состоящая из системно-процессуального, структурно-содержательного, превентивно-диагностического, блока профессионально-важных качеств, профессионально-коммуникативного и критериального блоков, позволила системно рассмотреть специфику исследуемого процесса.

Рецензенты:

  • Донина О.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.
  • Арябкина И.В., д.п.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск