Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MECHANISM OF MAINTENANCE OF SOCIAL INVESTMENTS IN MUNICIPAL UNION TERRITORY

Shevchenko N.V. 1
1 Belgorod State National Research University
Research of bases of maintenance of social investments at municipal union level is conducted. Practice of maintenance of social investments in the city of Belgorod is analysed. Directions of perfection of maintenance of social investments at municipal level are considered. As a result of research it is defined that realization of conditions of maintenance of social investments in municipal unions includes set of the processes connected with acceptance of administrative decisions, the organization of performance of decisions, control and other processes. Operating influence thus goes on stimulation of activity of subjects of municipal union, definition of optimum structure and volumes of the resources used on development, revealing priority directions of development, etc. During the decision the problem is carried out a number organizational, methodical, information, administrative procedures which define the mechanism of maintenance of social investments.
social sphere
investments
municipal union
social investments
maintenance of social investments
Введение

Важность социально-экономического положения муниципального образования в рамках регионального развития обусловлена тем, что на этом уровне реализуется значительная часть государственных функций, прежде всего связанных с образованием, охраной здоровья, социальной защитой, а также с предоставлением жилищно-коммунальных услуг. Состояние муниципального социально-экономического потенциала в значительной мере определяет экономическое развитие государства. Кроме того, оно оказывает существенное влияние на формирование климата, определяющего, в том числе, отношение населения к государству и проводимым им преобразованиям.

Инвестиционная политика является важным и неотъемлемым инструментом обеспечения социально-экономического развития муниципального образования. Она должна быть направлена на формирования благоприятного климата для потенциальных инвесторов, путем принятия законодательных и нормативных актов, обеспечивающих понятность приоритетов и прозрачность процедур доступа к государственным инвестиционным ресурсам. Однако привлечение инвестиций в самых различных видах на поддержание и развитие экономики муниципального образования на уровне любого муниципального образования на сегодняшний день является ключевой проблемой. Именно этим и определяется важность исследования проблемы обеспечения социальных инвестиций на территории муниципальных образований.

Цель исследования состоит в определении направлений совершенствования обеспечения социальных инвестиций на муниципальном уровне.

Результаты исследования

Особенности инвестирования в социальную сферу муниципальных образований обусловлены, прежде всего, сущностью данной сферы и спецификой выполняемых ею функций. С позиций структурно-функционального подхода социальная сфера раскрывается в двух основных плоскостях - через взаимодействие людей с природой, экономикой и отношения с обществом, друг с другом. Первая в этом смысле охватывает «рукотворную природу», непроизводственную сферу, социальную инфраструктуру, жилищные поселенческие и градообразующие комплексы, вторая, собственно, систему общественных отношений, социальных связей. Таким образом, опираясь на собственную инфраструктуру (жилье, учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, службы занятости и т.д.), социальная сфера выполняет следующие основные функции:

  • собственно социальную, т.е. функцию поддержания и развития человеческой общности;
  • экономическую, так как в рамках данной сферы происходит распределение и потребление жизненных средств;
  • функцию социализации, т.е. обеспечения взаимодействия личности и общества, передачи исторического опыта, традиций;
  • гуманистическую функцию, т.е. обеспечение условий жизнедеятельности людей, достойного образа и качества жизни [2].

Инвестиции в социальную сферу муниципального образования представляют собой вложения в здравоохранение, просвещение и образование, благоустройство и озеленение, развитие физкультуры и спорта, организацию молодежного досуга, реализацию различных социальных программ и т.д.[6].

Такие инвестиции нацелены, прежде всего, не на экономический эффект в виде дохода, прибыли инвесторов, а на достижение социального результата, который, в конечном итоге, выражается в улучшении качества жизни населения муниципального образования. Эта особенность накладывает определенную специфику на методы обоснования и реализации инвестиционных проектов.

При этом субъектами социальных инвестиций  выступают органы власти, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица. Для местной власти целями социальных инвестиций могут быть повышение уровня (качества) жизни и уровня доходов населения одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц - прибыль, для некоммерческих организаций - повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей.

Основные направления обеспечения социальных инвестиций на муниципальном уровне, как правило, представлены в концепциях социально-экономического развития территорий. Так, в основу концепции развития города Белгорода положена стратегическая цель - улучшение качества жизни населения. Одним из важнейших стратегических направлений в деятельности органов местного самоуправления города выступают инвестиции в человеческий капитал. Данное направление реализуется посредством следующих мероприятий:

  • улучшение демографической ситуации путем осуществления мер по снижению заболеваемости и смертности, создания предпосылок для стабилизации и увеличения рождаемости и продолжительности жизни населения, охраны материнства и детства;
  • сохранение и укрепление здоровья жителей города;
  • создание условий для реализации каждой семьей права на благоустроенное жилье за счет развития индивидуального жилищного строительства, системы ипотечного кредитования, строительства социального жилья, реконструкции общежитий в благоустроенное жильё, сноса ветхого и аварийного жилья;
  • обеспечение доступности качественного образования для широких слоев населения на всех ступенях образовательного процесса путем создания в каждом микрорайоне города полного комплекса образовательных услуг (дошкольное, начальное, основное, среднее, дополнительное образование, в том числе профильное и углубленное изучение отдельных предметов) с одновременным развитием материально-технической базы учреждений образования;
  • повышение степени социальной защищенности населения путем реализации городских программ поддержки инвалидов, одиноких престарелых граждан, детей-сирот, многодетных семей, а также лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • развитие духовного потенциала подрастающего поколения через обеспечение многообразия и высокого качества культурно-образовательной и просветительской деятельности, формирование нравственных идеалов и чувства патриотизма;
  • удовлетворение культурных запросов населения за счет устранения диспропорции в размещении объектов культуры на территории города и их материально-технического переоснащения;
  • повышение уровня общественной безопасности, в том числе экологической, обеспечение необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов горожан;
  • обеспечение занятости населения и формирование эффективного рынка труда;
  • развитие социального партнерства в части увеличения минимальной оплаты труда в производственной сфере и расширения работодателями предоставления дополнительных социальных гарантий трудящимся при обязательном соблюдении норм правового поля в трудовых отношениях [5].

Важным итогом деятельности органов местного самоуправления города за период с 2007 по 2010 год, несомненно, является и положительная динамика демографических процессов. Достигнуто высокое значение показателя естественного прироста населения, на тысячу человек населения: по сравнению с данными за 2007 год (-2,3) показатель вырос на 2 пункта и достиг значения -0,3. Ожидаемая продолжительность жизни в городе достигла 71,8 года, что на 2,7 года больше, чем на старте реализации Стратегии (в 2006 году она составляла 69,1 года) [5].

Несмотря на пройденный кризис, ни один социальный проект не был приостановлен. Перед жителями выполнялись все взятые обязательства: вовремя и в полном объёме выплачивались пенсии и пособия, заработная плата. Строились и ремонтировались школы, больницы, объекты культуры. И хотя в 2010 году доходы городского бюджета по сравнению с 2009 годом снизились на 3,9 %, он сохранил свою социальную направленность - объём расходов на социально­-культурную сферу составил в 2010 году 69 % при аналогичном показателе 2009 года - 65 % [5].

Достижения в социальной сфере характеризуются снижением доли малообеспеченных граждан (10,2 %) почти до уровня ожидаемого результата (10 %), а также увеличением бюджетообеспеченности на одного жителя до 20 тысяч 200 рублей, что на 1,5 % выше ожидаемого значения данного показателя. Среднемесячная заработная плата горожан по сравнению с 2007 годом увеличилась на 51 % и достигла 19 тысяч 200 рублей [5].

По итогам  9 месяцев 2011 года сумма инвестиций в основной капитал по городу Белгороду составила 21688,5 млн рублей. При этом  из федерального бюджета было выделено 1446,4 млн руб., из бюджета Белгородской области - 9173,9 млн руб., из внебюджетных фондов - 217,3 млн  рублей. Из муниципального бюджета на строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое оснащение объектов коммунального хозяйства и социальной сферы направлено 548,4 млн  рублей [3].

На объектах строительства и реконструкции МУ «Управление капитального строительства администрации г. Белгорода» и ГУ «Управление капитального строительства администрации Белгородской области» освоено 1280,8 млн  руб., из них на строительстве объектов коммунального хозяйства - 395,2 млн  руб., объектов здравоохранения - 447,6 млн руб., культуры - 99,3 млн  руб., образования - 266,4 млн  рублей [3].

Для любого проекта эффективность выражается отношением полученного результата к произведенным затратам. Экономическая эффективность как конечный результат хозяйственной деятельности  может характеризоваться стоимостными или натуральными показателями. Применительно к социальным инвестициям экономическая эффективность отражает только одну часть общих показателей эффективности. Другую часть отражают показатели социальной эффективности социальных инвестиций.

Оценка эффективности при обосновании инвестиционных проектов в социальной сфере предполагает не только определение состава и размера затрат и круга последствий, результатов, к которым они приводят, но и решения задачи сопоставления показателей, имеющих различное измерение (например, стоимостное и натуральное).

Понятие социальной эффективности включает:

  • эффект длительного воздействия на состояние людей (совершенствование здравоохранения, образования, культуры, борьбы с загрязнением окружающей среды);
  • эффект длительного воздействия на уровень жизни (совершенствование жилищных условий, увеличение уровня доходов населения, улучшение экономической обстановки и т.п.);
  • экономия времени, связанная с совершенствованием инфраструктуры;
  • эффективность, связанная со стоимостью человеческой жизни и ее ценностью [1].

В методологии управления социальной сферы выделяется четыре основных показателя эффективности социального инвестирования. К которым относятся:

  • социальный эффект, характеризующий степень удовлетворенности населения качеством жизни;
  • социальная эффективность - показатель, определяющий повышение уровня жизни людей;
  • социально-экономическая эффективность  - показатель, дающий представление об экономической эффективности инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта;
  • экономическая эффективность  - показатель, отражающий экономическую эффективность проекта на основе соотношения результатов к затратам [1].

Процесс формирования условий для успешного обеспечения социальных инвестиций в процессе социально-экономического развития муниципального образования может быть описан с помощью модифицированной схемы его четырехэтапного реформирования. На каждом этапе должны быть созданы  условия, необходимые для повышения инвестиционной активности муниципалитета.

Первый этап. Преодоление недооценки перспектив экономического развития муниципального образования отечественными и иностранными инвесторами. Такая ситуация возникает в случае, когда власти муниципального образования уделяют недостаточно внимания пропаганде его достижений и возможностей.

Второй этап. Повышение привлекательности муниципального образования за счет реализации местных программ реформирования, за счет: проведения мер по минимизации бюджетных расходов и предоставлению на этой основе гарантий местной администрации выгодным инвесторам; анализа структуры хозяйственного комплекса муниципального образования и выделение в нем экономически полезных (производящих положительную добавленную стоимость) и экономически вредных (производящих отрицательную добавленную стоимость) предприятий с целью последующего принятия мер по реструктуризации или ликвидации последних;  анализа сильных и слабых сторон хозяйственного комплекса муниципального образования, а также возможностей и угроз его развитию, создаваемых внешней средой (SWOT-анализ);  осуществления мер по повышению информационной прозрачности муниципального образования для деловых партнеров, заинтересованных предприятий и инвесторов;  ускорения подготовки и переподготовки управленческих кадров для муниципального образования в соответствии с требованиями изменяющейся внешней среды.

Третий этап. Улучшение условий для развития муниципального образования за счет формирования взаимовыгодных экономических связей с другими муниципальными образованиями и регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.

Четвертый этап. Оптимизация бюджетной системы муниципального образования и формирование механизмов привлечения средств на инфраструктурные проекты с помощью инструментов денежного рынка.

Развитие инфраструктуры муниципального образования значительно повышает его привлекательность для инвесторов и создает основу для притока в него денежных средств и бизнес-проектов и, как следствие, устойчивого роста доходов населения и местного бюджета.

С целью совершенствования обеспечения социальных инвестиций в муниципальном образовании в рамках научно-методического обеспечения следует разработать алгоритм выбора решений по управлению социальными инвестициями. Под таким алгоритмом следует понимать состав и последовательность действий, направленных на повышение уровня управляемости социальными инвестициями со стороны органов местного самоуправления.

Алгоритм предполагает выбор и реализацию следующих решений по совершенствованию управления социальными инвестициями.

Первый блок решений  предусматривает совершенствование реализации функции планирования путем принятия стратегии развития муниципального образования.

Второй блок решений  предусматривает совершенствование реализации функции регулирования и мотивации путем использования инструментов и методов управления социальными инвестициями, предусмотренных законодательством.

Третий блок решений  предусматривает совершенствование реализации функций управления социальными инвестициями посредством учета тенденций саморазвития муниципального образования и устранения недостатков организационной структуры органов местного самоуправления и несогласованности нормативных актов.

Четвертый блок решений  предусматривает совершенствование реализации функций управления социальными инвестициями путем реализации мероприятий по управлению инвестиционными проектами и активизации использования методов прямого участия.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие рекомендации в адрес администраций муниципальных образований:

  • создать условия для развития муниципального образования за счет формирования взаимовыгодных экономических связей с другими муниципальными образованиями и регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья;
  • обеспечить повышение информационной прозрачности муниципального образования для деловых партнеров, заинтересованных предприятий и инвесторов;
  • обеспечить ускорение подготовки и переподготовки управленческих кадров для муниципального образования в соответствии с требованиями изменяющейся внешней среды;
  • обеспечить развитие инфраструктуры муниципального образования, что значительно повысит его привлекательность для инвесторов и создаст основу для притока в него денежных средств и бизнес-проектов и, как следствие, устойчивого роста доходов населения и местного бюджета;
  • разработать  муниципальную целевую программу обеспечения социальных инвестиций;
  • обеспечить реализацию комплекса мероприятий по муниципальному маркетингу, направленных на рост информированности внешних инвесторов об инвестиционной привлекательности муниципального образования;
  • организовать формирование в структуре органов местного самоуправления всех необходимых органов управления инвестициями на основе структурно-функционально-целевого метода построения систем управления;
  • обеспечить использование органами местного самоуправления методики оценки инвестиционных проектов, ориентированной на социально-экономическое развитие муниципального образования и полнее учитывающей в своих показателях (прежде всего, в уточненном показателе общественной эффективности).

Рецензенты:

  • Ломовцева Ольга Алексеевна, д.э.н., профессор,  заведующая кафедрой менеджмента организации, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
  • Колесников Андрей Викторович, д.э.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО БелГСХА им. В. Я. Горина, Белгородская обл., п. Майский.