Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

THE MECHANISM OF OPTIMIZATION OF THE INNOVATIVE POLICY AT THE ENTERPRISE

Makarova I.A. 1
1 St.-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
Управление инновационным развитием предприятия – это тема, которая только приобретает свою актуальность для экономической науки. Актуальность проблемы эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот обусловлена категорией экономического развития и необратимостью НТП. Непрерывное появление все новых и новых технологий вызывает постоянное преобразование экономической системы. В данной статье определены стратегии инновационного развития, предложены методы технологического контроля и мониторинга, описан механизм формирования инновационной политики на предприятии. Многочисленные исследования проблем внедрения инноваций показывают неэффективность прежних подходов по целому ряду причин. Принципы и способы управления новыми технологиями, выделяемые и описываемые в научной литературе, не учитывают специфику управления промышленными предприятиями в постиндустриальных условиях хозяйствования, а также современные темпы появления и распространения новых технологий. В результате потенциал инноваций в плане укрепления конкурентоспособности предприятий используется неполноценно, а процесс технологического отставания отечественной экономики с геополитической точки зрения все больше и больше приобретает необратимый характер.
Management of innovative development of the enterprise is a theme which only gets the urgency for an economic science. The urgency of a problem of effective involving of new technologies in economic circulation is caused by a category of economic development and irreversibility NTP. Continuous occurrence all new and new technologies causes constant transformation of economic system. In given article strategy of innovative development are defined, methods of technological control and monitoring are offered, the mechanism of formation of an innovative policy at the enterprise is described. Numerous researches of problems of introduction of innovations show an inefficiency of former ap-proaches for a number of reasons. Principles and ways of management of the new technologies, allocated and described in the scientific literature, don´t consider specificity of management of the industrial enterprises in postindustrial conditions of managing, and also modern rates of occurrence and distribution of new technologies. As a result the potential of innovations in respect of strengthening of competitiveness of the enterprises is used defectively, and process of technological backlog of domestic economy from the geopolitical point of view more and more have irreversible character.
innovations
development
the enterprises
monitoring
Control
Экономическая среда, в которой действуют предприятия, на­ходится в постоянном движении и изменении. Изучение важней­ших аспектов выживания и конкурентоспособного функциониро­вания в современных экономических условиях, которые принято называть инновационной экономикой, или экономикой высоких технологий, свидетельствует о важности технологического разви­тия предприятий. Именно разработка и внедрение новых техноло­гий в сфере производства товаров и предоставления услуг имма­нентно входят в число наиболее важных факторов перспективного роста и развития предприятий в современных условиях.

Анализ теории и практики внедрения инноваций в условиях трансформации экономической среды позволяет утверждать, что сегодня управление этими процессами нуждается в создании но­вой методологической базы. Исследование уже устоявшихся прин­ципов вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот сви­детельствует о необходимости их преобразования и приведения в соответствие с требованиями внешней среды. Методология инно­вационного управления предприятиями, созданная в период инду­стриального и постиндустриального уклада экономики, больше не отражает реальную действительность и не является теоретичес­кой и практической основой для реализации инноваций в совре­менных условиях.

Крупные диверсифицированные компании могут одновремен­но реализовывать не одну, а несколько параллельных стратегий роста и развития, ориентированных на решение различных за­дач повышения эффективности собственной хозяйственной дея­тельности. На практике ситуация иногда складывается таким об­разом, что одним стратегиям отдается предпочтение в ущерб другим. Для непрерывного и полноценного освоения новых тех­нологий необходимо сформировать комплекс методических ре­комендаций, направленных на эффективную интеграцию страте­гий инновационного развития и других корпоративных планов предприятия. Здесь предстоит разработать способы установле­ния взаимодействия между различными структурными подраз­делениями по оперативному управлению инновационным раз­витием. Механизмами, способными решить поставленные задачи, могут стать технологический контроль, стратегический монито­ринг и инновационная политика.

Промышленно-производственные предприятия с целью сни­жения предпринимательского риска распространяют, как правило, свою хозяйственную деятельность на различные экономичес­кие сферы и рыночные ниши. В зависимости от финансово-эко­номической, денежно-кредитной, политической, экологической, сырьевой и другой конъюнктуры, которая складывается на том или ином рынке, предприятие считает целесообразным развивать и наращивать или, наоборот, сокращать и сворачивать ту или иную производственно-сбытовую деятельность. Для эффективной реализации намеченных планов и результативного достижения выбранных стратегических ориентиров одновременно на всех занимаемых рынках предприятия должны разрабатывать целый комплекс различных стратегий для каждого функционального уровня и производственного подразделения.

Разные стратегии в процессе разработки и реа­лизации иногда вступают в борьбу за существование. Это выра­жается в конкуренции производственно-хозяйственных подраз­делений и структурных отделов за внешние и внутренние финансово-экономические ресурсы. В процессе принятия пред­приятием решений об инвестировании в перспективные направ­ления деятельности стратегию инновационного развития могут сопоставлять с другими, менее рискованными способами расши­рения сфер хозяйствования, к примеру, горизонтальной или вер­тикальной диверсификацией. Здесь выбор осуществляется между разными группами вопросов. Что в плане перспективного раз­вития целесообразнее для предприятия: слиться с системой сбыта и поставки (вертикальная интеграция)? Объединиться или погло­тить производителей аналогичной продукции (горизонтальная интеграция)? Придать существующей ассортиментной группе то­варов определенную уникальность с точки зрения покупателя (дифференциация продукции) за счет условий сервисного обслу­живания и улучшенного дизайна (псевдоинновации)? Или раз­вивать стратегическую конкурентоспособность за счет разработ­ки и внедрения новых продуктов и технологий? [1]

Другая сложность, связанная с выделением финансовых и эко­номических средств на поддержку стратегии инновационного развития и выбора предприятием направления освоения новых технологий, состоит в расстановке приоритетов при распределе­нии ресурсов. Здесь могут возникнуть следующие вопросы. Что эффективнее для предприятия в данный конъюнктурный момент: проведение научно-исследовательских работ и получение при­были в долгосрочной перспективе или вложение средств, к примеру, в рекламную кампанию и улучшение краткосрочных фи­нансовых результатов? Уже отмечалось, что при возникновении финансово-экономических и денежно-кредитных затруднений одной из первых статей бюджета, подвергающейся секвестру, яв­ляются, как правило, научно-исследовательские разработки, так как прибыль от вложения в эту сферу деятельности растягивается на месяцы, а иногда и годы.

На пути у внедрения новых технологий в произ­водство есть множество препятствий как внешнего, так и внут­реннего характера. Однако при принятии управленческих реше­ний в отношении стратегии инновационного развития, а также для постоянного мониторинга и тщательной поддержки ее реа­лизации можно руководствоваться некоторыми специфическими факторами и микроэкономическими особенностями. А именно тем, что пренебрежение этой важной сферой развития может в один момент привести предприятие к технологическому отстава­нию, а возможно, и к краху всей производственной деятельнос­ти. Подтверждением этому могут служить данные статистичес­ких и маркетинговых исследований, согласно которым в рыночных условиях предприятиям необходимо полностью ме­нять продукцию каждые 3-5 лет, чтобы оставаться конкуренто­способными и наращивать высокие темпы объема и рентабельно­сти продаж. Неполноценное и несвоевременное финансирование стратегии инновационного развития, уже находящейся на этапе реализации, в свою очередь, может вызвать другие проблемы, которые мы также описывали: временное отставание или запоз­далый выход новинки на рынок. Поэтому во избежание возник­новения портфельного дисбаланса и нерационального противо­поставления краткосрочных сфер вложения капитала, с одной стороны, и стратегии инновационного развития - с другой, не­обходимо разработать методы установления интеграционных от­ношений между ними.

Решение этой задачи можно осуществить путем дальнейшего развития существующих методических подходов по реализации стратегических планов [2]. Наибольшее влияние на принятие управленческих решений по раз­работке и освоению новых технологий имеют результаты анали­за внешних конъюнктурных факторов и внутренней структурной среды, в которой функционирует предприятие. Если итоги этих оценок окажутся положительными для стратегии инновационно­го развития, то в совокупность корпоративных планов развития будут включены и инновационные проекты.

В связи с выведением стратегии инновационного развития на корпоративный уровень и включением ее в число базовых подхо­ды к осуществлению комплексного контроля над происходящими изменениями в среде функционирования предприятия, как и дру­гие методы формирования стратегического поведения, необходи­мо также усовершенствовать. Чтобы своевременно предвидеть позитивные события и выявить негативные тенденции, а также оце­нить их возможное влияние на результативность процесса освое­ния нововведений, в инновационном менеджменте рекомендуется использовать методы технологического контроля и последующе­го мониторинга. Технологический мониторинг - это система прогнозирования и выявления ситуаций и тенденций, которые могут изменить первоначальные внешние или внутренние усло­вия разработки и реализации стратегий инновационного разви­тия.

Методы технологического контроля и мониторинга позволя­ют выделять во внешней и внутренней среде такие прошлые собы­тия и прогнозировать те будущие тенденции, которые следует рас­сматривать как жизненно важные направления для осуществления инновационной деятельности. Если эти методы интегрировать в процесс формирования стратегического поведения предприятия, то они смогут обеспечить эффективное оперативное управление реа­лизацией стратегии инновационного развития.

Развитие существующей системы технологического мониторин­га предприятия возможно на основе интеграции методов страте­гического и инновационного контроля, которые, в свою очередь, выражаются в трех основных видах контроля - предварительном, направляющем и итоговом. Методы предварительного конт­роля используются до начала исполнения решения и позволяют определять количественные и структурные характеристики опти­мального варианта его реализации [3].

Основное назначение предварительного контроля формиро­вания стратегии инновационного развития - адекватная оценка и постановка собственных инновационных целей. В качестве мето­дологического обеспечения для выбора рациональной стратегии инновационного развития предприятиям целесообразно исполь­зовать:

  • методические подходы по сопоставлению направлений раз­вития предприятия на основе инновационной и нетехнологичес­кой политики;
  • экономические показатели оценки инновационной актив­ности;
  • модели формирования затрат, связанных с базисными и улучшающими инновациями;
  • методику комплексной оценки инновационных проектов;
  • систему анализа инновационного потенциала.

Направляющий контроль применяется постоянно, от начала практического осуществления решения до его завершающего эта­па. Он включает измерение, оценку, сравнение, выработку, а также исполнение корректирующих действий, направленных на дости­жение конечных результатов по исследуемому объекту. Здесь в качестве методического обеспечения последовательного освоения нововведения можно руководствоваться развернутыми моделя­ми разработки и внедрения новых и улучшающих технологий, а также показателями развития хозяйственной деятельности, кото­рые отражены в бизнес-плане инновационного проекта.

Метод контроля по итоговым полученным результатам, или последующий контроль, применяется, когда решение считается вы­полненным. Этот вид контроля при анализе эффективности осво­ения нововведений может быть направлен на оценку результа­тивности выполнения поставленных целей и выбранной стратегии их достижения. Для решения этих задач можно использовать ме­тод анализа инновационного процесса на предприятии. Наряду с этим здесь также представляется необходимым провести анализ актуальности и коммерческой способности разработанной тех­нологии в сопоставлении с текущим состоянием общего научно-технологического развития и сформировавшимися рыночными потребностями.

В процессе коммерциализации целесообразно придерживать­ся основных экономических параметров эффективности иннова­ции, которые были определены в инновационном проекте, вклю­чая планы по охвату сегментов рынка, увеличению выручки, росту чистого дохода, повышению производительности труда. При этом важно помнить о необходимости непрерывного инновационного развития и о важности своевременного перехода на разработку и выведение новых продуктов. Практика показывает, что наиболее эффективным является параллельный переход с реализации одной и разработки другой инновации. Поэтому, прини­мая решение о формировании новой стратегии инновационного развития, важно проанализировать достигнутые результаты на основе анализа инновационного процесса и использовать полу­ченный опыт при разработке новых технологий.

Инновационную политику можно представить в рамках трех основных элементов: постановка целей и задач инновационного развития; выработка эффективных методов и средств достиже­ния поставленных целей, а также подбор и организация кадров, способных решать поставленные перед ними задачи. В этой свя­зи важно, чтобы стратегии инновационного развития, формиру­ющие основу инновационной политики на предприятии, соответ­ствовали таким требованиям, как:

  • подчиненность ведущей цели корпоративного развития;
  • ориентация на экономический результат новых технологий;
  • научная обоснованность  с использованием современного методологического аппарата;
  • измеримость в конкретных показателях;
  • реальность достижения планируемых параметров с учетом внешних возможностей и угроз, внутренних сильных и слабых сторон;
  • гибкость или возможность корректировки параметров под воз­действием изменений факторов внешней или внутренней среды;
  • согласованность достигнутых и планируемых целей, когда эффективное достижение первых обеспечивает реализацию пос­ледующих.

Последовательность формирования инновационной полити­ки на предприятии можно представить в рамках нескольких ос­новных этапов.

  1. Анализ состояния инновационных процессов в предшествующем периоде, выработка рекомендаций.
  2. Разработка конкурентоспособного инновационного поведения в предстоящем периоде, постановка целей и задач и их координация с корпоративными планами развития.
  3. Исследование инновационной активности в предшествующем периоде и оценка современного состояния инновационной инфраструк­туры.
  4. Формирование инновационных стратегий, согласование их по срокам, ресурсам и исполнителям.
  5. Определение экономической эффективности, отбор и форми­рование портфеля инновационных проектов.
  6. Оценка инновационного потенциала и обеспечение на корпора­тивном уровне эффективного оперативного управления стратегия­ми инновационного развития.
  7. Анализ и контроль поставленных и достигнутых стратеги­ческих целей инновационного развития, выявление отклонений [4].

Для проведения активной инновационной политики, направ­ленной на экономический рост и конкурентоспособность предпри­ятия на основе оценки эффективности новых технологий и улуч­шающих продуктов, также необходима дальнейшая разработка соответствующего организационного обеспечения. Речь идет о том, что на практике нужно использовать инструментарий, позволяю­щий добиться отражения в корпоративной планово-экономичес­кой работе закономерных процессов генерирования, оценки, от­бора и внедрения продуктовых и технологических нововведений.

Решение задач информационного обеспечения тесно связано с формированием плана корпоративного развития, в составе ко­торого целесообразно предусмотреть использование справочно-аналитической базы, отражающей достижения науки и техники, потребительские и конкурентные тенденции на рынке и норма­тивно-правовые закономерности. Ведущим исполнителем по раз­работке корпоративного плана может стать, к примеру, группа стратегического развития, в задачи которой входит решение сле­дующих традиционных вопросов: сбор и анализ научно-техничес­кой и рыночной информации, обеспечение отделов и работников специализированными аналитическими материалами, оценка и выдача проектных материалов.

Для эффективного информационного обеспече­ния необходимо выполнение таких функций, как сбор и анализ нормативно-справочных баз данных и распределение отобранных материалов между заинтересованными отделами. Данные функ­ции по своему содержанию однородны с теми, кото­рые традиционно выполняет группа стратегического развития. Для реализации инновационной политики на корпоративном уровне представляется целесообразным поручить группе стратегического развития совместно с патентно-лицензионным отделом (если они имеются) выполнение таких работ, как, например, анализ источников патентной информации, распределе­ние отчетных данных по функциональным отделам, обобщение, анализ и оценка предложений по использованию полученной информации; отслеживание сведений о выставках, конференциях; установление взаимоотношений с научно-информационными центрами, научно-исследовательскими орга­низациями, вузами, венчурными фондами, бизнес-инкубаторами  и др.

Выполнив эту работу, группа стратегического развития смо­жет не только обеспечить соответствующие службы необходи­мой информацией инновационного характера, но и использо­вать полученные от специалистов выводы при определении корпоративных планов. Для анализа эффективности внедрения инновационных разработок в хозяйственный процесс целесооб­разным также представляется распределение предприятием фун­кций по осуществлению аналитических расчетов между службами и отделами.

Таким образом, распределение и систематизация функцио­нальных обязанностей позволяет определить долю ответствен­ности отделов и служб в процессе инновационного проектирова­ния и выявить центры ответственности. Координатором при этом может выступить группа стратегического развития. Такое рас­пределение целей и задач инновационного развития между цент­рами организационной ответственности, наделение их правами и обязанностями создают организационные возможности для реали­зации продуктовых и технологических нововведений и осуществ­ления поддержки этих процессов на корпоративном уровне.

Анализ отечественной и зарубежной экономической литера­туры позволяет сделать вывод о конкретных проблемах совре­менной методологической базы, которые требуют теоретическо­го разрешения. Среди выделенных задач следует назвать такие основные направления совершенствования концепции инноваци­онной деятельности, как:

  • выведение инновационного управления с функционального на корпоративный уровень руководства предприятием;
  • разработка методических подходов к формированию инно­вационного развития предприятия на принципах стратегическо­го менеджмента;
  • необходимость учета типа и масштаба инноваций в процес­се разработки, реализации и оценки новых технологий;
  • установление динамичного соответствия между текущей про­изводственной и перспективной инновационной деятельностью предприятий.

Выделенные проблемы повышают актуальность пересмотра под­ходов к основным принципам вовлечения новых технологий в хо­зяйственный оборот и к построению методологии, позволяющей описать поэтапный процесс стратегического развития пред­приятия в условиях трансформации экономической среды через понятие новых технологий и показать внутреннюю природу процессов разработки и ре­ализации различных инноваций на основе корпоративного уп­равления новыми внедряемыми технологиями.

Рецензенты:

  • Медников М. Д., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Национальная экономика» Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета,  г. Санкт-Петербург.
  • Титов В. А., доктор экономических наук, профессор, начальник факультета повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Санкт-Петербург.