Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE AGROFOOD MARKET OF RUSSIA AND ACCESSION TO WTO

Kartashov E.F. 1
1 Mordovian State University named after N.P.Ogarev
In article the basic aspects of activity of the World Trade Organization (WTO) are considered, the special attention is given questions of trade by agricultural production. Are revealed and presented positive and negative sides of joining of Russia to the WTO, including with reference to agrarian sphere. The basic obligations which are taken up by Russia on an agricultural problematics as a member of the World Trade Organization are considered. The separate attention is given to consideration of questions of the state support of agriculture in the different countries and in Russia at the introduction into the World Trade Organization. The mechanism of improvement of state regulation of foreign trade by the agrofood production including a number of the directions, among which measures for protection of the domestic agrarian market, measures for improvement of the legislation and a measure for formation and realization of strategy of import substitution is offered.
the agrofood market
the WTO
the state support
tariffs
import
Введение. На современном этапе экономического развития проблемы государственного регулирования агропродовольственного рынка все больше становятся непосредственно связанными с вступлением России в ВТО. Участие в ВТО представляется как необходимое условие интеграции России в мировое экономическое пространство. В то же время оно требует формирования комплекса условий для обеспечения конкурентоспособности отечественной агропродовольственной продукции и продовольственной безопасности страны.

Целью исследования является изучение вопросов обеспечения баланса выгод и потерь для агропродовольственного рынка, которые могут иметь место в результате присоединения России к ВТО, а также определение путей, методов и предложений предупреждения и снижения негативных последствий для экономики России в связи со вступлением в ВТО.

Основу для проведения исследования составили нормативные документы, труды отечественных и зарубежных ученых, аналитические публикации, связанные с проблемами присоединения к ВТО, периодические издания и разработки научно-исследовательских институтов.

Материал и методы исследования. Осуществление экономических реформ в России и развитие ее национальной экономики в условиях развертывающейся глобализации мировой экономики и возрастающей интернационализации хозяйственной жизни невозможно без эффективного участия в международном разделении труда. Становление и развитие рыночных отношений требует расширения внешнеэкономических связей, большей интегрированности нашей страны в систему мирового хозяйства. В связи с этим все более актуализируются проблемы присоединения России к ВТО, что означало бы не только появление дополнительных внешних стимулов для дальнейшего экономического развития, но и возможность укрепления в перспективе позиций нашей страны на мировом рынке.

Всемирная торговая организация является преемницей ГАТТ и создана в 1995 году в целях либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств. Именно она отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами, занимается разрешением международных торговых споров, осуществляет правовое и информационное обеспечение международной торговли.

В условиях функционирования ВТО фирмы-экспортеры, работающие на мировых рынках в условиях справедливой конкуренции, заботятся о снижении издержек, расширении ассортимента и качестве продукции, продвижении высоких технологий, что, несомненно, позитивно влияет на макроэкономические процессы государства - члена ВТО. Конечные потребители в данном случае получают доступ к разнообразным товарам и услугам иностранного происхождения, расширяя, таким образом, диапазон выбора. Крупные страны-импортеры получают выгоды от снижения торговых барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран. Определенные преимущества получают и ставшие членами ВТО развивающиеся страны, поскольку росту их внешней торговли способствуют специальные и дифференцированные режимы, установленные этой организацией.

В наиболее затруднительном положении находятся государства, не преодолевшие последствия системного кризиса при переходе от централизованно-управляемой экономики к рыночной. Для них необходимость либерализации торговли, снижения или устранения торговых барьеров, отказ от экспортных субсидий, от квотирования импорта и прочих мер протекционистского характера оказывается весьма болезненной, достижение необходимой конкурентоспособности на мировых рынках требует значительных капитальных вложений в производство и инфраструктуру, что может привести к усилению зависимости от мирового финансового рынка [5].

Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ в 1993 году. 10 ноября 2011 года в Женеве были завершены переговоры по присоединению Российской Федерации к ВТО. Российская сторона стремилась отстаивать свои национальные интересы в ходе переговорных процессов, что ей не всегда удавалось  в основном по причине жесткой позиции ряда стран-экспортеров, заинтересованных в либерализации доступа своей продукции на российский рынок. Присоединение можно рассматривать в первую очередь как способность овладеть «инструментом», с помощью которого обеспечивается доступ к различным мировым ресурсам.

В данном случае нельзя забывать о том, что, вступив в международную торговую систему, Россия должна будет принять на себя определенные, весьма непростые обязательства в отношении доступа стран-участниц ВТО на внутренний рынок страны, что, в свою очередь, может привести к определенным весьма негативным последствиям, которые могут сказаться на состоянии всей экономики страны и, в частности, на снижении конкурентоспособности некоторых секторов национального хозяйства.

Поэтому считаем целесообразным применение в исследовании абстрактно-логического метода, а также методов экспертных оценок и сравнительного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате изучения множества проведенных исследований и обсуждений данной проблемы были выделены предположительные положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО, но «чистые эффекты» от присоединения выделить не удавалось ни одной стране, получаемые возможности достаточно трудно однозначно отнести к выгодам или потерям.

По заявлению Германа Грефа [3], вступление в ВТО будет приносить России ежегодно 18,4 млрд  долл. Но в то же время в отчете Всемирного банка говорится о том, что выгода зарубежных игроков будет в 10 раз больше, чем отечественных. По расчетам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждается, что от вступления в ВТО Россия не получит ощутимой выгоды. Напротив, наша страна будет терять 1 % ВВП, или 7,2 млрд  долл. в год [4].

В целом, к позитивным аспектам присоединения можно отнести такие, как: выход России в унифицированное пространство, получение возможности оказывать влияние на формирование основных правил развития мировых торговых связей с учетом национальных интересов, внедрение в различные сферы экономики современных методов управления и международных стандартов, создание правовых границ для цивилизованного развития рынка страны.

Негативными моментами можно считать следующие:

  • усложнение защиты ряда российских отраслей, находящихся в кризисном состоянии, из-за облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг;
  • снижение импортных пошлин;
  • ограничение свободы государства при применении мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно в отношении импорта.

Предполагаемые негативные последствия могут сказаться только в 2013-2015 годах, после снижения таможенных пошлин и отмены налоговых льгот  и субсидий, в том числе и в сельском хозяйстве [2].

Наиболее важным и сложным аспектом указанной проблемы являются возможные последствия членства России в ВТО для аграрной сферы.

Оценивая ситуацию на рынке агропродовольственной продукции на сегодняшний день, следует отметить, что Россия продолжает оставаться нетто-импортером по таким видам продукции, как мясо, молочная продукция, овощи, фрукты, сахар. Членство в ВТО сделает российское сельское хозяйство более уязвимым, что может также привести к исчезновению отдельных его сегментов [2]. Возможно, что сравнительно чистые продукты будут вытеснены с прилавков ввозимыми дешевыми генетически модифицированными аналогами. Причем ограничить такой ввоз вряд ли удастся, поскольку страны, предпринявшие подобные попытки, уже были обвинены ВТО в создании продовольственных барьеров. Таким образом, после присоединения регулирующие возможности российского государства должны будут уменьшиться, а преимущества отечественных предприятий будут изъяты как недопустимые привилегии в формально равноправном торговом мире. Потери российского Агропрома, по расчетам ученых Российской академии сельскохозяйственных наук, после вступления в ВТО составят 4 млрд  долл. в год.

В этих условиях отечественным предприятиям необходимо уметь составлять достойную конкуренцию международному бизнесу, поскольку не исключена ситуация, что иностранные компании переместят производство в Россию, привнеся самые современные технологии и воспользовавшись российскими дешевыми рабочей силой и энергетическими ресурсами. Данная ситуация также может привести к уменьшению притока иностранных инвестиций, поскольку возможность свободно ввозить товары на отечественный рынок сделает бессмысленным вложение иностранных капиталов в российское производство. Определенный выигрыш от вступления России в ВТО могут получить сельхозпроизводители, которые успели модернизировать свои производства как самостоятельно, так и в рамках национального проекта «Развитие АПК». Предполагается, что модернизация отечественной сельскохозяйственной отрасли будет продолжаться и уже в рамках ВТО. Поэтому в проект госпрограммы на 2013-2020 годы были включены необходимые формы господдержки, направленные на обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции по адекватным для потребителя ценам.

На мировом рынке правила международной сельскохозяйственной торговли регулируются Соглашением по сельскому хозяйству [7]. Соглашение определяет следующие основные направления либерализации аграрных рынков:

  • обеспечение доступа на национальные рынки импортной агропродовольственной продукции;
  • снижение уровня государственной поддержки, которая искажает условия рыночной конкуренции;
  • постепенное снижение и полная отмена субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции;
  • регулирование санитарных, фитосанитарных, ветеринарных условий торговли.

В ходе переговоров, проводимых по сельскохозяйственной проблематике, должны были быть согласованы максимальный объем государственной поддержки (субсидий), которую страна-кандидат после присоединения сможет предоставлять аграриям, и максимальный уровень экспортных субсидий, которые после присоединения новый член ВТО сможет выделять для поддержки своего сельскохозяйственного экспорта.

В результате множества переговоров, согласно Справке Минэкономразвития РФ по обязательствам России в качестве члена ВТО [8], установлены следующие обязательства в отношении отдельных групп товаров:

  • на готовые продукты из рыбы пошлины снизятся с 15 до 12,5 - 12 % за 1-3 года. На рыбное сырье пошлины снизятся до 6-8 %, в отдельных случаях до 3-5 %;
  • пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 до 20 %;
  • пошлины для некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе  соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, винограда, бананов и т.п.), в особенности овощей и фруктов в зимний период, также будут снижены.
  • с момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину - 31.12.2019 г.
  • условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, по мясу птицы и свинины - ужесточатся.

Большое значение для развития сельского хозяйства страны имеет государственная поддержка. Все страны мира оказывают такой вид поддержки в той или иной форме. И чем богаче страна, тем в большей мере проявляется эта поддержка и защита. В странах с низкими доходами, как правило, практикуется обложение собственных производителей и экспортеров сельхозпродукции и продовольствия высокими налогами. Такая практика имеет место и в России на протяжении всего периода аграрных реформ.

В странах ЕС ежегодно выделяется более 40 млрд евро на поддержку сельского хозяйства и сохраняются высокие тарифы на продукцию, производство которой налажено. Уровень таможенных тарифов на ввоз продовольствия в странах ЕС в 10 раз выше, чем в России. Если пошлины на мясо в странах ЕС составляют в среднем 215 %, то в России в 14 раз ниже - всего лишь 15 %, на молоко в странах ЕС - 113 %, в России - 15 % (в 7,5 раза), на пшеницу - 173 % и 20 % (в 8,6 раза), на сахар - 274 % и 25 % (в 11 раз).  В США по официальным данным на поддержку своих сельхозпроизводителей ежегодно выделяется более 1,7 млрд долл. При этом следует отметить, что санкции ВТО за поддержку сельского хозяйства США не затрагивают.

Что касается обязательств России по поддержке сельского хозяйства, то здесь следует отметить, что они отличаются от стандартных обязательств, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом присоединяющаяся страна «связывает» общий объем поддержки, искажающий торговлю, на уровне трехлетнего периода, предшествующего присоединению, и сокращает в течение короткого периода после присоединения. Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд долларов США в первый год членства в ВТО. Затем разрешенный уровень поддержки будет постепенно сокращаться, а с 2018 года - будет «связан» на нынешнем уровне. Экспортные субсидии по отношению к сельскому хозяйству после присоединения применяться не будут [1].

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что при вступлении России в ВТО для вывода продукции на мировой рынок теоретически появляется больше возможностей, что является, несомненно, большим преимуществом, но фактически, чтобы выйти на данный рынок, необходима, прежде всего, серьезная защита позиций на собственном рынке. Следовательно, можно сделать вывод о том, что сложившаяся ситуация обусловливает необходимость применения протекционистских методов государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, направленных на защиту внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции, которые должны применяться в сочетании со стимулированием в той или иной степени экспортного производства. В то же время участие России в будущем в международных организациях и ее вступление в ВТО требуют также использования иных, чем внешнеторговый протекционизм, способов.

На наш взгляд, государственное регулирование внешней торговли агропродовольственными товарами должно осуществляться на основе механизма, включающего в себя меры следующих направлений.

1) Меры по защите внутреннего агропродовольственного рынка. Так, одним из основных инструментов регулирования внешней торговли являются тарифы. Развитие одного из основных инструментов регулирования внешней торговли - тарифных методов возможно путем координации таможенной политики между странами через создание зон свободной торговли или таможенных союзов. Применяемые меры должны быть адекватными и взаимоувязанными и должны иметь целью не ограничение импорта в целом, а избирательную защиту отдельных товарных рынков.

2) Меры по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы для обеспечения эффективных мер в регулировании внешней торговли, в особенности в области предотвращения поступления на российский рынок недоброкачественной продукции или продукции, произведенной с применением вредных компонентов для здоровья человека.

3) Меры по формированию и реализации стратегии импортозамещения. Замещение импорта должно осуществляться посредством стимулирования, развития и защиты собственного конкурентоспособного агропроизводства  как основного источника удовлетворения потребностей населения в полноценном и здоровом питании. Важным является создание условий для развития внутренней конкуренции. Цепочка посредников между производителем и продавцом должна быть сокращена до оптимального минимума. При совершенствовании структуры продовольственного импорта особое внимание следует уделять сокращению закупок продукции, которая не способствует обеспечению экономической и продовольственной безопасности, сократить импорт тех товаров, которые было бы целесообразно производить внутри страны, и удовлетворять спрос на них в рамках импортозамещения.

Выводы. Функционирование предлагаемого механизма позволит России активно и с наибольшей выгодой участвовать в международной торговле, но при этом в формировании этого механизма должны участвовать не только федеральные, но региональные и местные органы государственной власти.

Рецензенты:

  • Бурланков Степан Петрович, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела современного регионального развития НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск.
  • Полушкина Татьяна Михайловна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института (филиал) АНО ВПО Центрсоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Саранск.