Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

TO THE PROBLEM OF QUALITY OF FORMATION OF PUPILS OF AVERAGE COMPREHENSIVE SCHOOL

Dedenko N.I. 1 Dyatlova S.D. 1 Zuev I.V. 2
1 FGVOU VPО «Magnitogorsk state university», Magnitogorsk
2 MOU SOSh of No. of 12 g Magnitogorsk
В статье рассматриваются позиции ученых к постановке проблемы качества образования учащихся средней общеобразовательной школы на данном этапе развития общества. В контексте различных методологических и теоретических подходов сложились неоднозначные представления и о качестве образования. Проблема качества образования может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения педагогики изучается эффективность образовательных процессов, их роль в формировании определенной системы личностных качеств, профессиональной компетенции выпускника вуза, а с точки зрения экономики – качество проявляется в результативности работы, «отдаче» на производстве. Сегодня в науке и практике ориентированы на оценку качества образования по его результату, который в современной трактовке определен как целевая установка на освоение выпускником компетенций.
In article positions of scientists to statement of a problem of quality of education of pupils of high comprehensive school at this stage of development of society are considered. In a context of various methodological and theoretical approaches there were ambiguous ideas and of quality of education. The problem of quality of education can be considered in two aspects: from the point of view of pedagogics efficiency of educational processes, their role in formation of a certain system of personal qualities, professional competence of the graduate of higher education institution is studied, and from the point of view of economy – quality is shown in productivity of work, "return" on production. Today in a science and practice are focused on an assessment of quality of education by its result which in modern treatment is defined as a purpose on development by the graduate of competences.
quality of formation
pupils
average comprehensive school.
Принципиально новые политические и социально-экономические условия выдвигают иные требования к подготовке обучающихся на всех уровнях образования. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования, одной из ключевых идей которой является идея о необходимости формирования нового качества российского образования. Новое качество  требует иных критериев его оценки. В проекте Национальной доктрины развития российского образования отмечается необходимость осуществления мер по обеспечению высокого качества образования, обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования; способы оценивания качества образования; целостность системы и качество образования; взаимодействие ступеней образования и его качество; фундаментализация образования и его качество, факторы, обуславливающие качество образования; рыночная среда и качество образования; механизм управления качеством образованием, информационные технологии, мониторинг и качество образования; система управления качеством образования и др.

Качество как понятие трактуется неоднозначно: существенные признаки, свойства, особенности, отличающие один предмет или явление от другого; свойство, достоинство, степень пригодности к чему-либо. Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено к различным моделям образовательной практики и понимается как совокупность существенных потребительских свойств продукции, образовательных услуг, значимых для потребителя. При такой трактовке выделяют два признака качества любой продукции (услуг): наличие у нее определенных свойств и ценностей, востребованных потребителем.

В законе Российской Федерации об образовании качество образования выпускников трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания. Следует отметить, что понятие «качество» приобретает специфические своеобразные характеристики на уровне разрабатываемых в регионе концепций и моделей системы управления качеством образования.

В контексте различных методологических и теоретических подходов сложились неоднозначные представления и о качестве образования. В личностно-ориентированном образовании - это уровень развития личности, ее направленности и способностей. В культуросообразной модели качество определяется как творчество личности. В аспекте деятельностного подхода под качеством понимается заданный объем знаний и умений, как результат обучения и воспитания. Системный подход обусловливает понимание качества как готовность выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую. Авторы по-разному трактуют понятие «качество образования», обнаруживая его характеристики или в компонентах педагогического процесса или в конечном результате, т.е. в уровне развития личности. В науке сделана попытка найти зависимости педагогического процесса, обеспечивающие качество образования и качество результата профессиональной подготовки.

В документах Европейского Союза отмечено, что качество образования «должно соответствовать ценностям, целям и задачам трех групп пользователей: учащихся, покупателей образовательных услуг на рынке труда и общества в целом». Сходное определение понятия «качество образования» дано в проекте Кодекса Российской Федерации об образовании: «Качество образования - это способность образовательного процесса удовлетворять потребности организаций, учреждений, общества и государства в квалифицированных кадрах, а также удовлетворять потребности обучающихся в таком уровне знаний, умений и навыков, который позволит им быть востребованными профессиональной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству». Качество образования - это, прежде всего, функция качества составных частей всей образовательной системы. Качество образования как результат  определяется качеством образовательного процесса. В этом смысле можно считать, что система обеспечения качества является совокупностью средств и технологий, используемых для создания условий, гарантирующих достижение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает заданным обществом нормативам, критериям или стандартам.

Повышение требований к качеству товаров и услуг в условиях обострившейся конкуренции, возникшей в результате расширения экономических связей, заставляет сегодня по-новому переосмыслить концепцию качества. Качество рассматривается теперь как универсальный инструмент управления всеми аспектами деятельности организации с точки зрения ее непрерывного усовершенствования посредством усиления конкурентоспособности. Качество - это всемирный приоритет, символ цивилизованного развития и будущей выживаемости цивилизации. Проблема качества образования может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения педагогики изучается эффективность образовательных процессов, их роль в формировании определенной системы личностных качеств, профессиональной компетенции выпускника вуза, а с точки зрения экономики - качество проявляется в результативности работы, «отдаче» на производстве. Е. В. Бондаревская считает, что качество образования предусматривает не только хорошее усвоение некоторой суммы знаний по определенным предметным областям, но и формирование свободной, гуманной, духовной, творческой, практической личности. Качество образования - это такой уровень протекания образовательных процессов, при котором их субъекты получают все духовные и материальные предпосылки для самореализации и самосовершенствования, для восприятия всех ценностей, общечеловеческих смыслов и информации, накопленных в мировой культуре, и развития своего «Я» в ходе адаптации к постоянно усложняющимся условиям жизни. Качество образования чаще всего рассматривается как совокупность знаний, а в рамках компетентностного подхода как наличие комплекса профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику вуза адаптироваться к условиям производства. Понятие качества образования с трудом поддается определению, поскольку оно является многомерным и обладает сложной динамикой развития, которая обусловлена как изменениями в деятельности учебных заведений, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.

В ряде работ качество выражает существенную определенность, обусловленную ее способностью удовлетворять ее потребности (В. Тихомиров, Ю. Рубин, В. Самойлов, М. Н. Поташник, К. Шевченко А. М. Моисеев, Е. А. Ямбург и др.). Как утверждают многие авторы, качество образования не самоцель, а способ достижения достойной человека жизни. Под качеством образования они понимают соотношение операционально заданных целей и результатов, спрогнозированых в зоне потенциального развития обучающегося. А. А. Аветисов под качеством образования понимает качество функционирования системы образования, показателем которого является достижение личностью заданного (нормативного) уровня образования. Это говорит о том, что состояние образовательного процесса оценивается по результату этого процесса. Б. С. Гершунский  рассматривает качество образования как социально-экономическую и социально-культурную категорию, обусловленную экономическим, интеллектуальным и нравственным потенциалом страны. Исходя из этого, при оценивании качества образования необходимо учитывать собственно педагогические и образовательные параметры, критерии  и те, которые находятся вне сферы образования (библиотеки, музеи, спортивные площадки, стадионы) и др. В работах В. Тихомирова, Ю. Рубина, В. Самойлова высказано мнение об основных факторах, обеспечивающих качество образования, - тестирование, диагностирование, учебно-методическое сопровождение, образовательные развивающие технологии, профессиональные тренинги, что можно назвать педагогическим сопровождением учебного процесса. С. Е. Шишова и В. А. Кальней качество образования понимают как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп). Качество образования выступает совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие каких-либо качеств и свойств личности. Под качеством образования авторы понимают степень удовлетворенности ожиданий различных участников процесса образования от представляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач. На наш взгляд, данное понятие является достаточно общим определением и не позволяет выделить те характеристики, по которым можно определить качество образования. Остается открытым вопрос в исследованиях о зависимости качества образования от личностных качеств обучающегося, чья деятельность направлена на получение качества образования.

А. М. Моисеев трактует качество образования как важнейший показатель успеха учреждения, важнейшую системообразующую задачу и направление деятельности системы управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих учащихся, воспитанников, общества. А. М. Моисеев, изучая пути достижения качества образования, отмечает необходимость решения комплекса задач: моделирование и прогноза перспективных требований к выпускнику школы, т.е. создание модели, образа выпускника; обеспечение оперативного или опережающего реагирования системы управления на отклонения реального качества образования от требуемого образца; смена требований к существенным свойствам результатов образования и моделей выпускников, переход их в новое качество; диагностирование имеющегося уровня качества образования. Под качеством образования понимается качество функционирования системы образования, показателем которого является достижение обучающимися заданного (нормативного) уровня обученности (подготовленности). В работе А.М. Моисеева мы обнаруживаем посыл о том, что качество образования зависит от обучающегося и его личностных качеств.

В работах Ю. А. Конаржевского, П. И. Третьякова указано, что качество образования зависит от психологизации процесса управления, горизонтальной системы профессионального сотрудничества, мотивационной ориентации руководителя и педагогов, культуры деятельности всех субъектов учреждения. В свою очередь Б. А. Прудковский  замечает, что оценка качества образовательной структуры должна производиться не только по результатам оценки степени подготовленности выпускников, но и на основании оценки образовательного процесса, т.е. объективных компонентов системы (образовательная программа, цель и задачи деятельности учреждения, технологии, организация среды, источники финансирования и т п.). Качество образования представляет собой интегральное понятие, складывающееся из отдельных показателей (личность, программы, технологии, средства и т.д.). В. П. Панасюк рассматривает качество образования как «...совокупность свойств, которое обуславливает его способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности, в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств» [7, с.17]. Исходя из вышесказанного, мы предполагаем, что развитие личностных качеств студентов обусловит достижение качества образования. Именно воспитание ответственности как личностного качества обеспечивает успех студенту в учении.

Говоря о качестве образования, мы ориентированы на развитие личности выпускника  школы и количественные и качественные характеристики компонентов педагогического процесса. Образовательный стандарт задает эталонный уровень, образовательный ценз, который должен быть достигнут личностью при создании оптимальных педагогических условий. Основным дискуссионным вопросом в педагогической науке является проблема объекта оценивания качества образования - результат или процесс. На наш взгляд, результат обучения зависит от качества организации процесса обучения. 

Анализ различных трактовок понятия «качество» позволил определить его как многомерное и многообразное понятие, которое необходимо учитывать в системе обеспечения качества.

Таким образом, в контексте личностно-ориентированной модели образования его качество определяется уровнем развития личности; с позиций системного подхода - системой знаний; в аспекте деятельностного подхода - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений; в культуросообразной модели - развитием творческих способностей личности. Несмотря на то, что различные авторы качество образования понимают как процесс образования и как его результат, в целом сегодня в науке и практике ориентированы на оценку качества образования по его результату, который в современной трактовке определен как целевая установка на освоение выпускником  компетенций.

Рецензенты:

  • Климова Татьяна Егоровна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
  • Сайгушев Николай Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.