Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDY ON THE REGIONAL ENVIRONMENT MEAT MARKET

Saetgaliev Z.I. 1 Shayakhmetov I. T. 2 Huzhahmetova G.N. 2
1 FGBOU VPO "Bashkir State Agricultural University"
2 FGBUN "Institute for Social and Economic Research, Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
The conjuncture of commodity beef market in Russia includes the current changes and fluctuations in production and marketing of livestock, poultry, meat and meat products. Current status of the owners of the meat-properties is a crisis, as is the decline in production continuously. However, overproduction of no significant increase in inventory does not, prices are not falling, but rising. This is the main difference between the current crisis in the meat subcomplex of Russia from the cyclical crisis. The technique of studying and analyzing the situation on the commodity markets should be based primarily on the identification of trend functions that characterize the beginning of the suspension of crisis, ways and means of recovery of the normal functioning of the economy. The sequence of learning environment: identification of the ground features and characteristics of the market, collecting market information and the accumulation of (economic indicators of position in the market), and analysis environment, which in turn consists of identifying trends in the movement of economic indicators, the causes of market developments , determine the factors influencing the situation develops in the period under review.
meat
meat market
market conditions
cyclical crisis
methods of analysis of the meat market conditions
Исследование проблем формирования и функционировании мясного рынка во многом пересекается с изучением его конъюнктуры, а решение этих проблем собственно и направлено на создание благоприятных условий рынка [4].

Благоприятная или положительная конъюнктура имеет место тогда, когда емкость товарного рынка растет, производители получают достаточные для организации воспроизводственного процесса доходы, потребители - необходимые им товары в нужном количестве и требуемого качества по доступным ценам, а цены изменяются в основном только в связи с изменением качества товаров.

Конъюнктура рынка - это складывающаяся на нем в данный период экономическая ситуация, определяемая соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов, сезонными колебаниями в опросе населения, кратковременным действием различных факторов. Конъюнктура определяется, прежде всего, изменениями в воспроизводстве скота, птицы, мяса и мясных продуктов и находит свое проявление в динамике сельскохозяйственного промышленного производства, капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли. То есть, конъюнктура - это совокупность факторов и условий, влияющих на развитие мясного хозяйства и реализацию его конечных продуктов. Конъюнктура мясного товарного рынка включает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта скота, птицы, мяса и мясопродуктов. Функционирование рынка, его расширение или сокращение, изменение уровня цен на товары, спроса и предложения зависят от конъюнктуры. Изучение конъюнктуры рынка охватывает широкий круг производственных, технико-экономических и коммерческих вопросов.

Основой изучения конъюнктуры высокоразвитых товарных рынков обычно являлась теория циклического развития экономики, по которой цикл включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Для современной российской экономики это не совсем подходит, поскольку происходящие в ней процессы имеют иные характеристики, отличные от классических.

Так, классический кризис обычно характеризуется перепроизводством товаров, ростом товарных запасов, снижением товарных цен, сокращением капиталовложений и другими показателями [3].

Современное состояние мясного хозяйства России безусловно является кризисным, так как непрерывно идет падение производства мяса, сокращение поголовья скота и птицы. Однако перепроизводства нет, значительного роста товарных запасов нет, цены не снижаются, а растут. В этом главное отличие современного кризиса в мясном подкомплексе России от циклического кризиса. Это не циклический, а социально-экономический кризис, в котором решающей компонентой является духовная. Именно духовная деградация является причиной современного кризиса.

Производство падает в результате разрушения его жизненно необходимых связей. Цены на мясо и мясопродукты повышаются, прежде всего, вследствие искусственного роста цен на топливно-энергетические ресурсы, подгонки их под мировой уровень, роста цен на другие факторы производства. Поэтому выход из кризиса состоит не в рассасывании товарных запасов, а в снижении цен и повышении платежеспособного спроса населения.

Фаза депрессии также имеет отличительные черты от того, о чем сейчас говорят, как о стабилизации. Депрессия, прежде всего, держится на товарных запасах, созданных в период кризиса. В это время приостанавливается падение цен, рассасываются в результате этого товарные запасы, нет дальнейшего падения производства и капиталовложений. Мы же имеем дальнейшее падение производства, рост цен, снижение платежеспособного спроса, собственное производство замещается импортом товаров из-за рубежа. Поэтому стабилизация должна характеризоваться, прежде всего, остановкой роста цен, восстановлением экономических связей, началом духовного возрождения народа.

В фазе оживления характерным показателем является массовое обновление основного капитала, направленное на сохранение и увеличение прибылей в условиях низких товарных цен. Этого также не наблюдается в современных условиях.

В связи с этим мы имеем дело не с циклическим кризисом, вызванным перепроизводством товаров, а с разрушительным кризисом, вызванным разрушением экономики как целостной системы, ориентированной на обеспечение жизнедеятельности народа. Поэтому методика изучения и анализа конъюнктуры на товарных рынках должна быть иной и основываться на иных теоретических посылках. Она должна основываться, прежде всего, на выявлении тенденций, характеризующих начало приостановки кризиса, и на поиске путей и средств восстановления нормального функционирования экономики.

К показателям, используемым при изучении конъюнктуры рынков продовольственных товаров, в том числе и мясного рынка, относятся показатели общеэкономические, внутреннего и внешнего товарооборота, межрегионального товарооборота, кредитно-денежной сферы, отраслей сельского хозяйства и сферы переработки, данные об объеме капиталовложений, ценах и др.

К общеэкономическим показателям относятся динамика объемов валового внутреннего продукта, индексы промышленного и сельскохозяйственного производства, занятость, реальные доходы населения. Эти показатели характеризуют состояние общехозяйственной конъюнктуры [2]. При росте валового внутреннего продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, занятости создаются хорошие предпосылки и для благоприятной конъюнктуры на мясном рынке, так как повышаются доходы населения и увеличивается спрос на мясо и мясные продукты.

Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальном и региональном рынках. В их состав входят данные о розничной и оптовой торговле, платежеспособном спросе населения, движении товарных запасов, внутренних перевозках. Рост товарооборота розничной и оптовой торговли в сопоставимых ценах свидетельствует о благоприятной конъюнктуре на региональном мясном рынке.

Платежеспособный спрос населения определяется индексом стоимости жизни (индексом прожиточного минимума), индексом роста доходов, дифференциацией уровня доходов среди населения, индексом стоимости набора продовольственных товаров. Сопоставление индекса прожиточного минимума, а также индекса потребительского набора с индексом доходов и потребительских цен позволяет судить об изменении платежеспособного спроса населения и о его влиянии на конъюнктуру мясного рынка [5].

Рост товарных запасов свидетельствует о возникших затруднениях в реализации мяса и мясопродуктов, связанных с понижением спроса. Это признак ухудшения конъюнктуры. Рассасывание же запасов говорит о повышении спроса и улучшении конъюнктуры.

Внешнеторговый оборот региона характеризуется показателями ввоза и вывоза в пределах России, а также экспорта и импорта за ее пределы мяса и мясопродуктов, а также скота и птицы.

Показатели кредитно-денежной сферы важны, прежде всего, для оценки общехозяйственной конъюнктуры в стране и регионе. К ним относятся курс акций, величина учетного процента, количество банкротств, банковские депозиты и др.

Курс акций - цена, по которой покупаются и продаются акции, ценные бумаги, дающие право владельцу на получение дохода. Курс акций прямо пропорционален приносимому доходу (дивиденду) и обратно пропорционален преобладающей в данное время ставке банковского кредита. Повышение курса акций предшествует подъему конъюнктуры, а снижение курса является признаком пессимистической оценки ее перспектив.

Учетный процент (цена банковского капитала) при своем повышении свидетельствует об увеличении спроса на ссудный капитал, что означает будущее расширение инвестиций и рост производства. Снижение учетного процента означает, что экономика находится и депрессивном состоянии.

При современном кризисе учетная ставка растет при спаде производства. Вызван этот рост, прежде всего, недостатком у предприятий оборотных средств при резком росте цен на сырье, топливо и материалы. Банкротство - установленная судом неплатежеспособность предприятия. Банкротство предприятий и нарастание неплатежей свидетельствуют о кризисном состоянии экономики.

Данные об объеме капиталовложений важны при исследовании конъюнктуры мясного рынка. Их динамика отражает процесс обновления и расширения основного капитала, а, следовательно, и будущее расширение производства. При этом важны данные как по капиталовложениям в мясное хозяйство, так и в целом в экономику страны.

Если капиталовложения в мясное хозяйство увеличиваются, то это означает, что спрос на скот, птицу, мясо и мясопродукты растет, и производство их будет расширяться.

При росте капиталовложений в целом происходит оживление экономики, выход ее из кризиса, а, следовательно, растут занятость, доходы населения и, следовательно, спрос на мясо.

И наоборот, при сокращении капиталовложений в отрасль и народное хозяйство происходит падение спроса на мясо и падение его производства. Важна также динамика капвложений в смежные отрасли, связанные с мясным хозяйством, прежде всего, в потребляющие его продукцию отрасли, такие  как торговля, общественное питание.

Чрезвычайно важны сведения об объемах поступающих заказов. Основным показателем здесь является портфель заказов или договоров контрактации у предприятий мясного хозяйства на конец года или в разрезе кварталов. Портфель заказов отрасли позволяет судить о вероятной загрузке ее предприятий в будущем. Этот показатель чутко реагирует на все изменения спроса и поэтому важен для оценки перспектив развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры.

Увеличение портфеля заказов свидетельствует о повышении спроса, что в будущем вызовет расширение производства, а его сокращение свидетельствует об ухудшении конъюнктуры и будущем спаде производства.

Цены играют главную роль при изучении конъюнктуры, так как они выступают в качестве аккумулирующего показателя конъюнктуры, в их движении отражаются изменения многих конъюнктурных показателей - производства внешней торговли, капиталовложений, курсов акций.

Изучение конъюнктуры мясного рынка предполагает использование определенной методики. Она представляет собой совокупность методов и последовательность их применения для изучения конъюнктуры мясного рынка, т.е. для анализа сложившегося положения на мясном рынке и выработки прогноза в улучшении конъюнктуры.

Изучение конъюнктуры необходимо начинать с изучения качественных характеристик товаров мясного рынка: выявить потребителей этих товаров, определить размеры их потребления, особенности спроса и предложения отдельных видов и сортов товара.

Последовательность изучения конъюнктуры:

  1. выявление основных черт и особенностей рынка;
  2. сбор и накопление конъюнктурной информации (экономических показателей, характеризующих положение на товарном рынке);
  3. анализ конъюнктуры, который в свою очередь состоит из выявления тенденций в движении экономических показателей, причин происходящих на рынке изменений, определения факторов, под воздействием которых складывается конъюнктура в рассматриваемый период.

Анализ конъюнктуры производится в особой последовательности, начиная с производства, далее опроса и потребления, международной торговли и межрегиональных связей, цен и т.д.

Анализ производства начинается с определения объемов производства товаров в целом и по основным его производителям (категориям хозяйств), а также выявления степени загрузки производственных мощностей, ввода в действие новых мощностей.

Анализ спроса и потребления представляет собой учет их объемов и динамики по основным группам потребителей, сравнение с мировым уровнем потребления по основным странам, ввоза и вывоза товаров, изучение балансов их распределения, воздействия на спрос основных конъюнктурообразующих факторов, динамики запасов товаров у производителей, потребителей и в товаропроизводящей сети.

Анализ международной торговли, ввоза и вывоза между регионами заключается в исследовании динамики мирового экспорта и импорта, ввоза и вывоза в разрезе регионов страны, содержательности государственной политики в области импорта мясопродуктов, таможенной и валютной политики, кредитования и субсидирования экспорта.

И, наконец, анализ цен позволяет выявить тенденции в их движении и определить основные факторы их изменения (рост или снижение издержек производства, соотношение спроса и предложения, монополистическое воздействие на цены, госрегулирование цен и др.) [1].

На основе анализа и выявления конъюнктуры рынка осуществляется ее прогноз. Ее целью является определение наиболее вероятных оценок состояния конъюнктуры в будущем. Прогнозирование конъюнктуры рынка производится с использованием специальных методов, таких как:

  • метод экспертных оценок, заключающийся в использовании знаний, опыта, и интуиции специалистов, занимающихся изучением и прогнозированием данного вопроса;
  • метод статистической экстраполяции, состоящий в выявлении тенденций изменения показателей и продления их значений в будущее;
  • метод экономико-математического моделирования позволяет на основе экономико-математических моделей отобразить ожидаемые конъюнктурные ситуации на рынке;
  • комбинированные методы, представляющие собой различные сочетания методов экстраполяции с методами экспертных оценок, экономико-матетематического моделирования.

Прогноз конъюнктуры рынка предполагает оценку перспектив развития общехозяйственной деятельности производителей мяса по его производству, реализации, объемов потребления, развития международной торговли, движения цен.

Оценка перспектив развития потребления товара основывается в первую очередь на предполагаемых изменениях платежеспособного спроса населения.

При оценке перспектив развития производства главное внимание должно уделяться возможностям его приспособления к меняющемуся спросу в прогнозируемый период. В противном случае будет ощущаться разрыв между спросом и предложением, возможностями и направлениями использования производственного потенциала. Оценивая перспективы производства, следует также учитывать конкурентоспособность мясной продукции местного производства и при необходимости планировать меры государственной поддержки отечественным производителям мяса.

Рецензенты:

  • Гатауллин Ринат Фазлтдинович,  доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», Российская Федерация, г. Уфа.
  • Нусратуллин Вил Касимович, доктор экономических наук, профессор, заведующий Сектором прогнозирования территориального развития  ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», Российская Федерация, г. Уфа.