Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIALOGUE PROGRAM "VERBAL COMMUNICATION": LINGUISTIC DEMAND OF MODERN SOCIETY

Ucanova O.G. 1
1 Chelyabinsk State Academy of Culture and the Arts
This paper considers the multidimensional nature of modern speech: colloquial everyday, scientific, official, business, journalistic. The problem of education of speech culture develops in a humane and a wider problem - the problem of educating people, and in the scientific aspect - the problem of education of linguistic identity, aided by a special course of the dialogue of the "Speech Communication", allowing to increase the level of speech of students, both in everyday and in professional communication, and forming the students´ understanding of verbal and nonverbal communication, its species and an understanding of the communicative environment (domestic, industrial, political, commercial, public relations, etc.), and varieties of channels of communication (oral, print , audio-visual, virtual, etc.), set of generalized speech, to ensure the process of communication, communicative activities, skill is an aspect of the communicative culture of the individual. The quality of human communication with colleagues at work, school, friends and strangers serves as an important criterion of its general culture.
language
speech
communication
verbal and nonverbal communication
Введение

Понятие «языковая личность», как и языковая способность, кроме социолингвистической ценности представляет собой ценность и общепедагогическую. В реальной действительности за понятием языковая личность можно видеть цель - ценность, эталон, ожидаемый результат процесса освоения социальных норм и образцов культуры в виде межличностного общения, которое опредмечивает, конкретизирует цель учебно-воспитательной деятельности (коммуникативного образования и коммуникативного воспитания). Бесспорно, понятие позволяет выявить совокупность требований к языковой личности, критериев для диагностики уровня ее развития.

Цель 

Как показывают наблюдения, в последние десятилетия в России заметно снизилась речевая культура: активно вторгаются в оборот городское просторечие, жаргон, бранные слова, наблюдается широкомасштабный процесс бесконтрольного заимствования иноязычных слов и выражений; люди, для которых русский язык является родным, делают грубейшие речевые и грамматические ошибки. Языковая «раскованность» превращается в языковую «разнузданность» (Е. А. Земская). Ни журналисты телевидения, ни государственные деятели и политики, ни учителя не являются сегодня носителями высокой культуры речи и общей культуры. Между тем воспитание культурного человека - это «результат культуры раннего детства» (В. В. Виноградов) [2, с. 23-24]. Таким образом, языковая личность обнаруживает свои речевые способности и свойства в «продуктах» своей коммуникативной деятельности - текстах, широко понимаемых как любые устные и письменные высказывания монологического и диалогического характера, формирующие социально-коммуникативную компетентность студентов вуза, что и является целью диалоговой программы специального курса «Речевые коммуникации».

Материал и методы

Современная свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно, так как речь - это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и активного гражданина страны. Игнорирование этой истины приводит к  отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться того, что называется воздействием.

Высшая школа сегодня пополнилась новыми образовательными направлениями, которые с полным правом могут быть названы междисциплинарными (социальная работа, связи с общественностью, регионоведение и т.п.). Специальности традиционного филологического цикла также включили в себя прикладной аспект (лингвистика и межкультурная коммуникация, лингвистика и психология, лингвистика и семиотика). Расширяются исследовательские программы, связанные с изучением особенностей общения в производственной, политической, образовательной, медицинской и других социальных сферах коммуникации.

Теоретическим стержнем, вокруг которого группируются дисциплины данного профиля, является теория коммуникации. Специалист-коммуникатор сферы общения должен обладать определенными знаниями основ коммуникативного процесса и навыками ведения информационной и коммуникативной деятельности в различных средах (экономики, производства, управления, экологии, культуры, здравоохранения, сельскохозяйственного производства, массовой физической культуры, спорта, культурных и туристических обменов, в малом бизнесе, в политической, социальной, научной, финансовой и др. сферах).  Представителю новых профессий (пресс-секретарь, менеджер по рекламе и коммуникации, эксперт, консультант, референт в государственных, коммерческих и общественных учреждениях и организациях, структурах) необходимо быть знакомым с основными теориями и концепциями, относящимися к сфере информации, коммуникации и формирования общественного мнения, владеть навыками информационно-коммуникативной, рекламной, референтской работы, быть способным к самообучению и самостоятельной исследовательской деятельности [3, с.4-5].

Среди носителей русского языка есть две категории лиц: одни считают, что приобретенная с детства возможность общаться с помощью ограниченного количества языковых средств - это и есть совершенное владение языком, и сохраняют это заблуждение на всю жизнь; другие понимают, что свободное и целесообразное владение всем богатством национального языка есть результат образования и воспитания лингвистического вкуса. И те, и другие (хотя первые и не осознают этого) нуждаются в помощи филологов, так как для осознания положительных качеств необходимо глубокое научное изучение многих лингвистических явлений.

Однако речь - это не только лингвистическое, сколько социальное явление, ибо с ее помощью осуществляется общение людей; в речи может (иногда даже без осознания этого факта говорящим) передаваться различного рода социальная информация: например, если говорящий, используя слова ТРАМВАЙ и КВАРТАЛ, произносит тра[н]вай и квАртал, то он кроме смысловой информации (т.е. кроме того, ради чего он вступил в общение) передает и добавочную информацию социального плана - недостаточный уровень образования говорящего.

Речь - это ещё и явление эстетическое, и мы вправе ожидать, что каждый речевой акт будет вызывать у нас чувство удовлетворения с точки зрения его соотношения с пониманием прекрасного. Если же мы слышим в речи оратора словосочетания «в конечном итоге», «играет важное значение» и т.п., мы не дадим положительную оценку такому выступлению с точки зрения эстетической.

Эффективность речевого общения определяется уровнем владения языком, т.е. культура речи находится в тесной зависимости от ситуации общения, от целей и задач коммуникации. Эталоном подлинной речевой культуры является элитарная речевая культура (...), к сожалению, редко встречаемая в естественных  ситуациях общения [4, с. 37].

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации [1], формирующий государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов, включает обязательный  курс «Русский язык и культура речи».

В процессе получения высшего профессионального образования у студента формируется система многообразных отношений - отношение к себе, к будущей профессиональной деятельности,  к своим будущим воспитанникам, к преподавателям и др. [5, с. 54].

Вот почему так важны сегодня в высшем учебном заведении дисциплины, помогающие студентам овладеть культурой речевого общения, развить социально-коммуникативные способности.

 Результаты

Специальный курс профессионального речевого общения в диалоговой программе «Речевые коммуникации» формирует у студентов  понимание особенностей вербальной и невербальной коммуникации, ее разновидностей, знание особенностей коммуникативной среды (бытовая, производственная, политическая, торговая, сфера связей с общественностью и т.п.), каналов и разновидностей коммуникации (устная, печатная, аудиовизуальная, виртуальная и т.п.), аудиторий и принципов коммуникации; умение использовать принципы теории коммуникации при анализе коммуникативных мероприятий и событий (пресс-конференция, брифинг, семинар, коллоквиум и др.) и при планировании собственной деятельности.

Задачи курса: помочь студентам овладеть культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего - в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией; повысить  общую культуру студентов, уровень гуманитарной образованности и гуманитарного мышления; развить коммуникативные способности, сформировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнером по общению, стремление найти свой стиль и приемы общения, выработать собственную систему речевого самосовершенствования; способствовать формированию открытой для общения коммуникативной личности, имеющей высокий рейтинг в системе социальных ценностей.

В связи с этим студенты должны уметь: ориентироваться в различных речевых ситуациях; учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет); адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения; владеть такими жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности (уметь вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку; вести дискуссию и участвовать в ней; соблюдать правила речевого этикета); грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке, используя орфографические словари, пунктуационные справочники и т.д.

В соответствии с названными знаниями и умениями в программе курса представлены следующие блоки:

Первый блок  «Язык. Речь. Коммуникация. Общение» объединяет сведения о сущности языка как универсальной знаковой системы, его основных функциях, а также сведения об основных формах речи, структуре и разновидностях речевой деятельности и правилах общения.

Второй блок «Ортология (нормы современного русского литературного языка)» включает сведения об основных типах норм современного русского литературного языка и знакомит с принципами работы с различными лингвистическими словарями.

Третий блок «Речевой этикет» характеризует особенности устной речи и содержит сведения о жанрах устной речи, которые необходимы для свободного общения в процессе трудовой деятельности, соблюдая знания речевого этикета.

В четвертом блоке «Основы ораторского искусства» рассматриваются понятия: «риторика», «риторический канон», «типы речи», «качества оратора», «задачи оратора».

Такая структура программы курса позволяет показать, как средства языка реализуют различные функции и используются для решения задач общения в типичных для той или иной сферы деятельности речевых ситуациях. Она отражает речеведческий характер курса и способствует повышению уровня социально-коммуникативной компетентности студентов.

Теоретические основы курса закладываются на лекциях. Основными формами работы на практических занятиях являются следующие: фронтальная эвристическая беседа; классификация и исправление ошибок (письменно и устно); монологические подготовленные высказывания; выступления на дискуссионную тему; письменные контрольные работы и тестовые задания для проверки знаний языковых норм [3, с.6].

Выводы

Таким образом, специальный курс диалоговой программы «Речевые коммуникации», обеспеченный учебно-методическим пособием, рекомендациями, указаниями является хорошим дополнением для студентов, которые могут повышать свою культуру (и общую, и речевую) не только в аудиториях высшего учебного заведения, но и самостоятельно.

Рецензенты:

  • Костенок Павел Иванович, доктор педагогических наук, профессор, ректор Южно-Уральского государственного института искусств имени П. И. Чайковского, г. Челябинск.
  • Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, г. Челябинск.