Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF THE TRADITIONAL EDUCATIONAL SYSTEM OF NORTH CAUCASUS PEOPLES

Yarychev N.U. 1 Sarakaeva A.Kh. 1
1 Chechen Institute of Improvement Professional Skill of Educators
In accordance with the modern idea of ethnopedagogic the author highlighted the notion that traditions and customs of North Caucasus peoples are the means of transmitting relationship culture to the younger generation. On this basis the traditions and customs of North Caucasus peoples are considered as one of the elements of Chechen national pedagogic. It is justified that traditional centuries–old culture of Chechen education, its essence, methods and forms have powerful pedagogical potential for development of harmonic personality, its national self-realization, moral attitude of a man to reality. The author determines the place of progressive national traditions in the cultural heritage of Chechen people. Special attention is paid to didactic character of traditions, their directivity to formation of ideal image of personality. It is analyzed the moral aspect of education in the traditional culture of North Caucasus peoples. It is substantiated that the necessity of using progressive national traditions and customs in moral education is determined by aspects of world view and relationship of Chechen peoples. The author comes to conclusion that traditions and customs of Chechen can be the social and cultural reference point.
cultural national reference point
world view
ethnic ideology
people’s morale
traditional culture of Chechen
traditions and customs
education
ethnopedagogic
Воспитание подрастающего поколения - одна из главных задач изначальных потребностей человеческого общества и необходимое условие для существования и развития. Поэтому оно и возникло вместе с зарождением человеческого общества. Чем успешнее молодое поколение усвоит принятые в семье и обществе нормы общения, отношений, способы трудовой деятельности, тем благополучнее и стабильнее станет жизнь общества.

В современной педагогической науке воспитание некоторые ученые рассматривают как целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами и поведением как целостным процессом (З.А. Малъкова [3], Л.Н. Новикова [5]). Также под воспитанием понимают и организацию деятельности подростков как активной формы проявления их отношений (прежде всего нравственных) к окружающему миру (Е.Н. Шуркова [8]). Профессор А.Д. Солдатенков считает: «Воспитание - это, прежде всего, "вбирание" в себя каждой личностью духовно-нравственной культуры родного этноса, его национального духа, бытия. Воспроизводя себя из поколения в поколение (физически и духовно) и беспокоясь о своей вечности бытия в кругу родственных и сопредельных народов, каждая нация заботится о воспитании детей, чтобы они продолжали в веках культурно-исторические традиции отцов, дедов и прадедов» [6, с. 33].

Эти и другие концепции теории воспитания воплощаются в практике воспитательной работы общеобразовательных учреждений, предлагая целостную педагогическую систему, где ведущее место занимает процесс духовно-нравственного становления, развития личности, этнический фактор, который мы рассматриваем в данном исследовании.

Настоящее всегда связано с прошлым, создавать новое возможно лишь на основе усвоения определенного наследия прошедших веков. Каждое новое поколение начинает свою деятельность при определенных условиях, предпосылках (материальных, духовных), которые они получают от прошлых поколений.

Каждый человек является представителем своего народа, носителем огромного комплекса его этнических особенностей. Эти особенности человек перенимает большей частью у родителей в детстве, в процессе которого человеку прививаются черты той или иной этнической и полиэтнической среды, в которой он оказался.

Известный исследователь чувашской народной педагогики Г.Н. Волков пишет: «Совершенно очевидно, что знакомство с любым из народов не может быть успешным без изучения его системы воспитания: намерение глубоко узнать национальный характер может быть реализовано только при детальном знакомстве с исторически сложившейся национальной системой воспитания... Нет этой системы - нет и народа, есть население» [1, с. 80].

И вне зависимости от своей численности каждая нация, каждый народ, каждая народность вносили и вносят определенный вклад в развитие и воспитание детей.

В современной педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика».

Этнопедагогика - сравнительно «молодая» ветвь педагогической науки. Системные исследования в этой области начались во второй половине XX века. Впервые термин «этнопедагогика» был использован в нашей стране в 1972 году академиком Г.Н. Волковым. Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. По определению Г.Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности. Нормы морали, правила общежития, рациональные способы и методы организации трудовой деятельности, отношения к природе, земле, освященные общественным мнением, выдержавшие испытание временем, оформляются в стабильные традиции и обычаи.

Тенденции повышения национального самосознания побуждают обращаться к вековым традициям и обычаям народа. В них нашли отражение многие общечеловеческие ценности, в которых заложены основы формирования взаимоуважения и дружбы.

Усиление этнического самосознания как явление мирового масштаба относят к 60-70-м гг. XX столетия. Это выразилось в стремлении этносов сохранить самобытность, свой язык, уникальность своей культуры, познать свою историю, особенности национального характера и др. Данное явление, охватившее многие страны мира, получило название этнического парадокса современности, т.к. сопутствовало противоположной тенденции - все нарастающей унификации духовной и материальной культуры, глобализации. Но на самом деле этническое возрождение - это закономерная тенденция развития человечества второй половины XX - начала XXI в. Народные педагогические культуры содержат уникальные механизмы по формированию у детей и молодежи системы духовно-нравственных ценностей, приобщения их к труду. Россия изначально была полиэтничным образованием. Изучение уникального опыта многовекового совместного проживания разных народов на территории современной России может помочь в решении ряда проблем, связанных с межэтническими конфликтами. Традиции народного семейного воспитания также требуют своего изучения и применения в современной практике воспитания.

Великие умы прошлого с большим уважением относились к воспитательным традициям своих народов. Изучая культуру своего народа, в том числе и педагогическую, они отбирали в ней все лучшее и включали в свои научные труды и повседневную педагогическую практику.

Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592-1670) - гениальный сын чешского народа, демократ-гуманист, самоотверженный борец за мир и национальную независимость своего народа, один из основателей научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существу был первым, кто сумел с позиций гуманизма и демократизма осмыслить и обобщить традиционный опыт семейного и общественного воспитания детей чешского народа.

Я.А. Коменский одним из первых понял огромное значение этнопедагогических знаний и их роли в совершенствовании работы не только школы, но и в жизни целых государств. Великий ученый пополнил этнопедагогику такими научными знаниями: разработал фундаментальную идею педагогики - пансофизм: обобщение всех знаний, добытых разными народами, и донесение этих обобщенных знаний через школу на родном языке до всех людей независимо от их общественного положения, религиозной, расовой и национальной принадлежности; обосновал основные направления этнографических и этнопедагогических исследований, связав их с содержанием образования детей и юношества; доказал, что от природы все народы равны, каждый этнос имеет право на свою, даже самую своеобразную и непонятную для других культуру и систему воспитания; призывал к всеобщему миру между народами и созданию общечеловеческой культуры на основе обобщения всего лучшего, прогрессивного в традиционных культурах всех народов; разработал основные направления содержания подлинно народного образования на всех ступенях: обучение на родном языке с использованием фольклора своего народа; включение элементов этнопедагогического знания и прогрессивного опыта народной педагогики в умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание; изучение в полном объеме отечественной литературы, истории, географии; подтвердил и научно обосновал положение народной педагогики о труде как основном средстве формирования полноценной личности; разработал содержание образования, включающее в себя не только знание культуры всего человечества, но, прежде всего, глубокое всестороннее изучение истории, культуры, географии, поэзии, фольклора своего народа; доказал, что эффективными средствами воспитания детей, формирования у них высокой нравственности является устное народной творчество: сказки, рассказы из истории, предания, пословицы, поговорки и др.; определил школу как эффективное средство сохранения национальной самобытности своего народа; доказал, что школа должна давать глубокие и разносторонние знания на родном языке, особое внимание в ней должно уделяться изучению родной речи с использованием народного фольклора; творчески соединил традиционную народную воспитательную культуру со своим педагогическим учением [2].

Неоценимый вклад в развитие этнопедагогики внес К.Д. Ушинский (1824-1870), выдающийся педагог-демократ, основоположник народной школы России. К.Д. Ушинский обосновал ведущий принцип этнопедагогики: от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию и усвоению мировой культуры - и доказал, что на нем должно строиться все содержание образования в школе. Ученый показал необходимость культурных связей между народами, охарактеризовав их как эффективное средство обогащения национальных культур; доказал, что нельзя заимствовать воспитательные системы у других народов, у каждого народа есть своя особенная национальная система воспитания; определил, что каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания, что нет общей системы воспитания для всех народов, ее не существует не только на практике, но и в теории, и у каждого народа есть своя особенная национальная система воспитания. Выдающийся ученый особо подчеркивал, что в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих, воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое [7].

Им научно обоснован принцип народности русской школы. Под ним он понимал преобразование всей системы образования на основе установления органических связей с жизнью народа в целом; доказал, что педагогическая система народа должна базироваться на использовании сокровищ русской культуры в целом; ввел понятия «народная педагогика» как огромный воспитательный опыт народа и «народное воспитание», рассмотрев его очень широко, особо отметив, что школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Ученый рассмотрел также вопрос об идеале человека: идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью и развивается вместе с его развитием, народные идеалы воспитания, набор черт характера и качеств личности у разных этносов различны, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях, показал соотношение личности и народа и доказал, что всякая личность, даже самая одаренная, стоит ниже народа [7].

К.Д. Ушинский также обосновал воспитательное и образовательное значение родного языка, охарактеризовал его как единственно верное средство проникновения в характер народа, показал его огромную роль не только в воспитании детей, но и в сохранении самобытности своего народа, научно доказал, что прежде ребенок должен изучить свой родной язык, а потом другие, разработал научные рекомендации не только по изучению родного языка, но иностранных языков, подчеркивал, что родной язык должен изучаться в народной литературе, в народных песнях, в творениях народных писателей, в живой народной речи, рассмотрел язык не только как средство познания природы, но и как средство приобщения ко всей истории духовной жизни народа, определил его как величайшего духовного наставника и педагога народа; раскрыл воспитательный потенциал русского фольклора.

Основу этнопедагогики составляет духовная жизнь народа, определяемая трудом, душевным талантом и человечностью. Именно труд, душевный талант и человечность способствуют воспитанию подлинно народных характеров. Изучение проблемы общности этнопедагогической культуры убеждает в том, что именно она подчеркивает самобытность культур разных народов. Это еще раз доказывает, что в культуре каждого народа много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию.

Вайнахская народная педагогика - это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Все это исходит из глубин творчества народа и является основой в деле воспитания.

В области воспитания обычаи и традиции, как элемент чеченской народной педагогики, служат одним из средств передачи подрастающим поколениям культуры взаимоотношений людей. В целом воспитание детей в соответствии с традиционным этикетом регламентировало поведение всех членов общества в зависимости от пола, возраста, семейного и общественного положения. В основе воспитания лежали народные знания, проверенные жизненным опытом. Этикет, который складывался в течение длительного периода времени и соответствовал тем социально-экономическим условиям, в которых он появился и бытовал у чеченцев, таким образом играл существенную роль.

Основными методами воспитания были: убеждения, внушение, личный пример родителей, наставления. При этом главное внимание уделялось выработке таких черт характера, как терпение, упорство, настойчивость, сознательность, уважение к родителям, старшим, усвоение этикета поведения и др. Эти приемы воспитания подрастающего поколения соблюдались как в семье, так и в обществе. Они развивались путем регулярного повторения и передачи из поколения в поколение, поддерживаемые силой общественного мнения.

Чеченский народ в течение своей многовековой истории накопил огромный опыт воспитания подрастающих поколений. Особенно ярко он представлен в формировании норм и правил поведения, определяющих совместный труд и жизнь простого народа. Традиционная чеченская культура воспитания, как и культура воспитания многих народов, располагает нормами и ценностями нравственности, составляющими основу жизни людей.

Традиционная многовековая культура воспитания чеченцев, все богатство ее содержания, методы и формы направлены на формирование целостной гармоничной личности, ее национального самосознания, нравственного отношения человека к реальности. Народная философия и общественное мировоззрение явились источниками развития национального самосознания. Народная мораль и этническая идеология пронизывают все звенья национальной культуры воспитания. Народная мораль и народная идеология в полной мере представлены именно в этнопедагогике.

Прогрессивные национальные традиции являются сильнейшим культурным наследием. Традиции и обычаи чеченского народа складываются веками и передаются от старших к младшим. Традиции всегда носили поучительный характер. Их содержание являлось своего рода эталоном, по которому люди оценивали свои поступки, свою деятельность. Благодаря этому лепился идеальный образ личности.

В нравственном воспитании традиция - это основное средство. Нет традиции - нет воспитания, которое отвечает требованиям нравственности. В семьях, где сохранились прочные связи с традиционной национальной культурой, у детей формируются более высокие нравственные ценности. Необходимость использования прогрессивных национальных традиций и обычаев в нравственном воспитании объясняется прежде всего тем, что они связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношений людей; в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями опыт, человеческая мудрость, выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества.

Любому народу свойственна здоровая гуманистическая нравственность, и выражена она в его лучших самобытных традициях и обычаях. Поэтому возрождение добрых обычаев и традиций народа - это значит укрепление гуманизма, национального самосознания, уважения, подлинно человеческой морали, дефицит которой мы так остро ощущаем в современном обществе.

Громадно, обширно наследие любого народа. Веками копилось оно, и вкладывали люди в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты. «Чтобы смело заглянуть в завтра, нам нужно оглянуться на прошлое. Помня, что любое новое вырастает из недр старого, мы должны нести в будущее и славные традиции прошлого, замечательные свершения настоящего. Народ должен хранить заветы своих далеких предков, символически воплощенные в образцах эпических поэм и сказок, в памятниках материальной культуры» [4, с. 71].

И ни одно поколение людей не может решать задачу воспитания подрастающего поколения без учета и использования всего этого положительного и ценного, что накоплено предыдущими поколениями. А жизненный опыт предыдущих поколений, как правило, концентрируется в обычаях, традициях, привычках и навыках.

Традиции и обычаи чеченцев могут служить сегодня культурным национальным ориентиром, когда корректируются многие ложные идеалы.

Рецензенты

Кеспиков В.Н., доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, ректор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Ильясов Д.Ф., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.