Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL-LABOUR PERSONALITY SOCIALIZATION WHILE TRAINING SPECIALISTS

Красноперова А.Г.
The article is about the experiment’s results on the formation of students’ professional labor socialization of the educational complex consisting of a lyceum, a college, an institute. Methods of professional self- education, organizing the situations of creative activity, business games, holding valuable professional situations, out- doors creative activities with students are shown in educational process here.

Краснодарский кооперативный институт с целью улучшения системы подготовки специалистов для потребительской кооперации создал образовательный комплекс «лицей – колледж – вуз», состоящий из 4 блоков – лицея (10–11 классы), колледжа, вуза и подразделения повышения квалификации специалистов. В этом комплексе мы провели педагогический эксперимент по непрерывному формированию и развитию профессионально-трудовых качеств нашего контингента.

В работе со студентами экспериментальной выборки мы проводили деловые игры с партнерскими отношениями участников образовательного процесса, в которые включали действия по формированию ценностных ориентаций, адаптации студентов к различным видам их будущей профессиональной деятельности, к условиям труда на предприятиях в системе потребительской кооперации.

В учебные занятия включались элементы профессиональной ориентации, проводились: уроки английского языка в кабинетах производственного обучения, в условиях выполнения лабораторных работ по профилю изучаемой специальности. Эти уроки в каждой группе проводились в кабинете, соответствующем профилю подготовки ее студентов – экономики, бухгалтерского учета, пищевых продуктов, в кабинете-магазине. На уроках организовывалось обсуждение на изучаемом иностранном языке объектов трудовой деятельности, понятий, производственных ситуаций, результатов профессиональных действий и других обстоятельств. Включались приемы формирования профессиональных ценностных ориентаций, производственных и других жизненно необходимых коммуникативных умений и навыков. Организовывалось разыгрывание ситуаций сказок на современные темы рынка, обсуждение фильмов и спектаклей, касающихся тем делового этикета, человеческих взаимоотношений, обсуждение отрывков научно-популярных фильмов с их анализом и дальнейшим поиском решений научно-производственных проблем и ситуаций.

Проводились внеклассные мероприятия профессиональной направленности: КВН, викторины, встречи с интересными людьми, презентации результатов разнообразной творческой работы. Проводились защита экологических проектов, конкурсы по проблемам истории создания Красной книги, научно-практические студенческие конференции с обсуждением докладов на научно-фундаментальные темы и т.д.

Исследование проводилось с октября 2005 по октябрь 2006 г. Изучалось изменение познавательных интересов учащихся. В его начале и конце они были опрошены по одной и той же анкете. Результаты опроса представлены в табл. 1.

Таблица 1. Изменение любознательности учащихся лицея и колледжа экспериментальных (258 чел.) и контрольных групп (62 чел.) групп. К – контрольная выборка, Э – экспериментальная

Проявляемые

познавательные интересы

К– до эксп.

%

К- послеэксп.

%

Результат

Э– доэксп

%

Э– после эксп.%

Результат

Итого

1.Проявляют интерес к чтению

40

42

2

41

78

37

35

2. Читают литературу по специальности:

– журналы по специальности,

– научную литературу,

– дополнительную по предметам

 

23

8

6

 

30

8

18

 

7

0

12

 

26

2

8

 

67

10

67

 

41

8

59

 

34

8

47

3. Пользуются Интернетом

45

60

15

46

68

22

7

4. Считают себя любознательными

34

40

6

35

88

53

47

Анкетирование показало, что у студентов контрольных групп интерес к чтению почти не изменился, а в экспериментальных группах число его проявляющих увеличилось на 37%. К журналам по специальности интерес вырос во всех группах, но в контрольных лишь на 7%, а в экспериментальных – на 41%. Прирост интереса к этой литературе в экспериментальных группах относительно контрольных оказался равным 34%. Научную литературу в контрольной выборке никто не читал до эксперимента и не проявил к ней интереса вплоть до его окончания, а в экспериментальной он вырос с 2 до 8%. Интерес к дополнительной литературе по изучаемым предметам в контрольной выборке вырос на 6, а в экспериментальной – на 53%. Прирост этого показателя оказался равным 47%.

Интерес к информации в Интернете на старте исследования был примерно одинаковым (в процентном отношении) в обеих выборках, а за время эксперимента в контрольной число его проявляющих выросло на 15, а в экспериментальной – на 22%. Положительный эффект оказался равным 7%.

Перед экспериментом любознательными себя считали также примерно одинаковое количество студентов в обеих выборках, а после него их количество в экспериментальной увеличилось на 47% больше, чем в контрольной.

Проведенное анкетирование показало, что экспериментальные меры оказали существенное положительное влияние на познавательные интересы учащихся в области их будущей профессионально-трудовой деятельности.

Профессионально-трудовая социализация и социализованность зависят также от отношения к самостоятельной профессиональной подготовке. Мы провели анкетирование студентов для изучения его состояния. Результаты опроса представлены в табл. 2.

Анкетирование показало, что в процессе исследования процентное отношение количества студентов, которым нравится самостоятельно работать, увеличилось во всех группах, но в экспериментальной выборке на 12% больше. В последней выборке на 20% против 1% в контрольной возросло количество студентов, которые любят анализировать тексты.

Ответы на вопрос о проявлении самостоятельности в жизни показали, что число таких студентов во время эксперимента увеличилось во всех группах, но в экспериментальных на 9% больше. Аналогичные результаты получены по развитию стремления познавать мир.

Таблица 2. Адаптивное управление своей профессиональной самоподготовкой экспериментальных (268 чел.) и контрольных (63 чел.) групп

Проявления отношения к профессиональной самоподготовке

К- до эксп.

%

К- после эксп.

%

Результат

Э- до эксп.

%

Э- после эксп.

%

Результат

Итого

1. Считают профессиональную самоподготовку обязанностью профессионала

30

58

28

29

69

40

12

2. Любят профессиональную самоподготовку в библиотеках

9

18

9

8

28

20

11

3. Любят самостоятельную работу по спецпредметам

27

37

10

25

55

30

20

4. Посещают мастер-классы

64

84

20

68

98

30

10

5. Посещают семинары по специальным учебным дисциплинам

51

70

19

59

89

30

11

6. Знают как реализовать свои профессиональные планы на будущее

45

50

5

47

70

23

18

7. Желают реализовать свои профессиональные планы на будущее

78

90

12

80

100

20

8

8. Нравится познавать мир

45

50

5

46

60

14

9

9. Проявляют самостоятельность в жизни

50

60

10

51

70

19

9

10. Любят анализировать тексты

30

31

1

32

52

20

19

11. Любят самостоятельно работать

39

49

10

40

62

22

12

Количество желающих реализовать свои профессиональные планы на будущее по сравнению с другими показателями оказалось самым высоким и в процессе эксперимента увеличилось в обеих выборках. В контрольной оно выросло с 78 до 90%, а в экспериментальной – с 80 до 100%. Примечательно то, что среди 258 опрошенных не оказалось ни одного студента, не стремящегося к реализации в своей будущей жизни своих профессиональных намерений. Но с пониманием путей достижения этой цели ситуация сложилась иная. До эксперимента меньше половины студентов (45% в контрольных группах и 47% в экспериментальных) знали, что нужно делать. Во время исследования их количество возросло в обычных условиях учебного процесса, в контрольной выборке, на 5%, а в экспериментальных – на 23% и достигло 70%.

Не одинаково изменялось количество студентов, желающих посещать семинары по специальным учебным дисциплинам. В контрольных группах оно увеличилось с 51 до 70%, а в экспериментальных – с 59 до 89%. Это означает, что в контрольных группах осталось 30% нежелающих посещать эти занятия, почти третья часть студентов, а в экспериментальных их осталось всего лишь 11%, около одной десятой всего количества. Аналогичная ситуация сложилась и с желанием посещать занятия в мастер-классах по спецдисциплинам, однако общий уровень отношения к ним у всех заметно выше. В контрольной выборке количество желающих ходить на них росло с 64 до 84%, а в экспериментальной – с 68 до 98% и осталось лишь 2% нежелающих.

Полюбивших самостоятельную работу по спецпредметам на старте эксперимента было в контрольной выборке 27, а экспериментальной – 25%, а после него оказалось соответственно 37 и 55%. Однако экспериментальные меры принесли существенную пользу – перевели в число «любителей» этой формы обучения 20% учащихся. Число любящих заниматься профессиональной самоподготовкой в библиотеке значительно меньше – на старте их было по 9% в каждой выборке. Однако к концу эксперимента их число в первом случае удвоилось, а в последнем утроилось.

Количество считающих профессиональную самоподготовку обязанностью профессионала в контрольных группах при выполнении исследования выросло на 28, а в экспериментальных – на 40%.

Итак, проведенное анкетирование показало, что выполненный эксперимент существенно улучшил профессионально-трудовую социализацию учащихся.

Разработанный нами механизм профессионально-трудовой социализации личности, успешно работает. В нем проявились пути формирования профессионально значимых качеств личности будущего специалиста кооперации.

В проведенном эксперименте обозначились педагогические условия обеспечения эффективности процесса профессионально-трудовой социализации личности при непрерывном профессиональном образовании:

– включение в процесс изучения общеобразовательных учебных дисциплин конкретных примеров, связанных с будущей профессиональной деятельностью, создающих острую ситуацию, требующую творческих действий;

– проведение деловых игр, требующих самостоятельных творческих действий;

– включение творческих упражнений, развивающих профессиональные ценностные ориентации;

– проведение коллективных творческих действий с обсуждением и оценкой их результатов;

– организация изготовления, обсуждения и оценки продуктов профессиональных действий;

– организация проявлений начитанности профессиональной литературой;

– организация изготовления и совершенствования профессиональных объектов;

– использование кабинетов и лабораторий профессиональной подготовки в преподавании общеобразовательных предметов и на внеучебных мероприятиях для решения занимательных задач, организации викторин, конкурсов, выставок;

– использование в преподавании иностранных языков занимательных профессиональных ситуаций, побуждающих проявлять творчество, выражаемое в иноязычной речи.