Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MECHANISM OF STATE INFLUENCE ON CONSUMER DEMAND ACTIVATION IN CONDITIONS OF RUSSIAN ECONOMICS

Ганкевич О.Д.
Современная экономика России обладает неиспользованным потенциалом расширения внутреннего потребительского спроса. Задействовав его, органы государственного управления могут обеспечить более достойный уровень жизни, повысить благосостояние и платежеспособность населения, что способствует переходу российской экономики в состояние динамичного и устойчивого экономического роста. Государственная политика должна быть основана на разработке эффективного для российской экономики механизма расширения потребительского спроса. Механизм включает в себя две группы мероприятий. Первая группа мероприятий государственного воздействия на платежеспособный спрос домохозяйств направлена на создание, поддержание и увеличение спроса на потребительском рынке. Вторая группа мероприятий является стимулирующим воздействием государства на корпоративный сектор, что позволит увеличить заинтересованность отдельных организаций, предприятий, фирм в участии в этом процессе с другой стороны. Механизм должен представлять собой единую концепцию его применения, чтобы предотвратить неэффективное использование созданного платежеспособного спроса.
The modern Russian economy has an extra potential for expansion of an internal consumer demand. This potential is to provide worthy standard of living, raise well-being and solvency of the population. That would help to transfer the Russian economy into conditions of dynamical and steady economic growth. The state policy should be based on the effective mechanism to increase the demand in the consumer market. This mechanism should include measures to influence on solvent demand of households and to stimulate corporate sector, increasing interest of various firms in participation in this process on the other hand. This mechanism should form the unified concept of its application to prevent inef-ficient use of the created solvent demand.

Современная экономика России обладает неиспользованным потенциалом расширения внутреннего потребительского спроса, задействовав который органы государственного управления могут обеспечить более достойный уровень жизни, повысить благосостояние и платежеспособность населения, способствуя переходу российской экономики в состояние динамичного и устойчивого экономического роста.

Потребительский спрос влияет на формирование макроэкономического равновесия через расширение совокупного спроса в экономике. Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

Очевидно, что наращивание потребительского спроса будет способствовать экономическому росту в случае, когда в экономике страны отсутствуют ограничения со стороны производства и существует потенциал, способный обеспечить растущий спрос. Для эффективного использования потребительского спроса как фактора роста российской экономики, государственная политика должна быть направлена на поддержание баланса в экономике путем активизации потребления и параллельного стимулирующего воздействия на корпоративный сектор в целях избежания инфляции.

Размер потребительского спроса является ключевым фактором экономического роста, восприимчивым к инструментам регулирования экономики, находящимся в руках государства. Расширение и поддержание внутреннего потребительского спроса требует осуществления целенаправленной государственной политики в этой области. Политика должна быть основана на разработке эффективного для российской экономики механизма расширения потребительского спроса.

Механизм должен включать в себя мероприятия государственного воздействия на платежеспособный спрос домохозяйств, способствующие созданию, поддержанию и увеличению спроса на потребительском рынке, а также мероприятия стимулирующего воздействия государства на корпоративный сектор, увеличивающие заинтересованность отдельных организаций, предприятий, фирм в участии в этом процессе с другой стороны. Механизм должен представлять собой единую концепцию его применения с целью предотвратить неэффективное использование созданного платежеспособного спроса.

Структура мероприятий государственного воздействия на потребительский спрос

1.  Мероприятия по созданию и увеличению платежеспособного спроса домохозяйств:

♦ С двух сторон стимулировать покупательную способность каждого домохозяйства, тем самым, увеличивая спрос как домохозяйств, так и во всей экономике:

а) прямые мероприятия по увеличению покупательной способности домохозяйств;

б) косвенные мероприятия по увеличению покупательной способности домохозяйств (через корпоративный сектор).

♦ Мероприятия по увеличению числа домохозяйств, что будет способствовать росту спроса во всей экономике в долгосрочной перспективе.

2.  Мероприятия по увеличению платежеспособного спроса корпоративного сектора:

♦ Мероприятия по стимулированию покупательной способности корпоративного сектора;

♦ Мероприятия по увеличению инвестиций в корпоративный сектор (стимулирование покупательной способности корпоративного сектора в долгосрочной перспективе);

♦ Мероприятия, формирующие баланс между потреблением и необходимыми для инвестиций сбережениями.

3.  Мероприятия по предотвращению неэффективного использования созданного платежеспособного спроса.

Далее будут более подробно рассмотрены отдельные мероприятия государственного воздействия, следуя указанной выше схеме.

Прямые мероприятия по увеличению покупательной способности домохозяйств

1.  Мероприятия по увеличению доходов населения:

1.1.регулирование ставок минимальной оплаты труда;

1.2.индексации выплат заработной платы работникам бюджетной сферы;

1.3.обеспечение социальной защиты населения:

♦ образование, переподготовка, реабилитация нетрудоспособного населения трудоспособного возраста, развитие бирж труда и системы социальных пособий, контроль за сохранением естественного уровня безработицы;

♦ государственные социальные трансферты;

♦ государственные пенсии (последовательная пенсионная реформа).

1.4.перераспределение налогового бремени на более обеспеченные слои населения.

2.  Мероприятия по кредитованию спроса:

2.1.просветительская работа, работа с ожиданиями населения;

2.2.развития механизмов потребительского кредитования и ипотечного жилищного кредитования.

Косвенные мероприятия по увеличению покупательной способности домохозяйств (через корпоративный сектор)

1.  Мероприятия по увеличению доходов населения:

1.1.стимулирование повышения заработных выплат;

1.2.социальная защита;

1.3.контроль над естественным уровнем безработицы:

♦ стимулирование увеличения числа рабочих мест,

♦ дестимулирование содержания лишних рабочих мест,

♦ стимуляция переподготовки,

♦ вовлечение теневых доходов работников в систему социального страхования;

1.4.стимулирование благотворительности.

2.  Мероприятия по кредитованию спроса:

2.1.развитие финансового сектора;

2.2.регулирование финансового сектора;

2.3.государственная поддержка заемщиков (например, гарантии на выдаваемые кредиты).

Мероприятия по увеличению числа домохозяйств

1.  Мероприятия по контролю над демографической ситуацией:

1.1.контроль смертности:

♦ здравоохранение,

♦ безопасность жизнедеятельности;

1.2.контроль рождаемости:

♦ стимулирование (выплаты),

♦ социальные гарантии,

♦ здравоохранение.

2.  Мероприятия по контролю над миграцией:

2.1.привлечение квалифицированных кадров;

2.2.удержание квалифицированных кадров.

3.  Мероприятия по улучшению структуры потребления.

Мероприятия по увеличению платежеспособного спроса корпоративного сектора

1.  Мероприятия по стимулированию покупательной способности корпоративного сектора:

1.1.увеличение доходов корпоративного сектора;

1.2.повышение его конкурентоспособности:

♦ проведения активной промышленной политики,

♦ поддержки приоритетных отраслей потребительского комплекса,

♦ осуществления государственных программ внедрения современных методов хозяйствования на отечественных предприятиях,

♦ предоставления субсидий и налоговых льгот;

1.3.государственный заказ;

1.4.кредитование:

♦ развитие финансового сектора

♦ регулирование финансового сектора

♦ государственная поддержка заемщиков

2.  Мероприятия по увеличению инвестиций в корпоративный сектор:

2.1.привлечение внешних инвестиций:

♦ улучшение внешней инвестиционной привлекательности,

♦ стимулирование репатриации иностранных прибылей российских компаний и граждан;

2.2.привлечение внутренних инвестиций:

♦ улучшение внутренней инвестиционной привлекательности,

♦ рост государственных инвестиций,

♦ применение механизма государственно-частного партнерства,

♦ стимулирование сбережений,

♦ определение баланса между требуемыми сбережениями и спросом (планирование развития корпоративного сектора, его потребности в инвестициях и в спросе на его продукцию).

Мероприятия по предотвращению неэффективного использования созданного платежеспособного спроса

1.  Мероприятия по поддержанию покупательной способности спроса:

1.1.контроль над инфляцией;

1.2.прямое регулирование цен.

2.  Мероприятия по улучшению инфраструктуры потребительского рынка:

2.1.развитие инфраструктуры товарных рынков и сферы обращения, поддержка современных технологий розничной торговли, повышение открытости и прозрачности товарного рынка;

2.2.форсированное развитие сферы услуг в различных областях (как в бытовом и жилищном секторе, так и в финансовой области), расширение доступности услуг образования и здравоохранения широким слоям населения за счет льгот, грантов и др.

3.      Мероприятия по предотвращению реализации спроса вне Российской экономики:

3.1 повышение конкурентоспособности отечественных производителей;

3.2 таможенно-тарифная политика;

3.3 реформа налогообложения иностранных доходов, контролируемых российскими компаниями и гражданами и др.

4.  Мероприятия по переориентации потребительского спроса на продукцию отечественного производства через популяризацию российских товаров.

5.  Мероприятия по предотвращению перераспределения средств населения в непроизводительные или малопроизводительные сектора экономики:

2.1.защита от незаконных и мошеннических действий,

2.2.ограничение азартных игр и др.

6.  Мероприятия по расширению сферы защиты прав потребителей, контроля качества предлагаемых товаров и услуг.

Реализация перечисленных государственных мероприятий направлена на расширение базы доходов как основного источника формирования потребительского спроса, и на повышение эффективности использования этих доходов с точки зрения развития экономики в целом.

Увеличение среднедушевого дохода и доходов корпоративного сектора при помощи государственного воздействия с одной стороны повысит уровень потребления, а с другой стороны повысит сбережения и инвестиции в хозяйствующие субъекты, которые обеспечат дальнейший рост доходов. Рост доходов увеличит совокупный платежеспособный спрос, который в свою очередь станет стимулом к расширению производств. Расширяющиеся производства будут предъявлять больший спрос на ресурсы, в том числе труд, и таким образом возникнет мультипликативный эффект.

Наравне с этим необходимо стимулирование потребления отечественных товаров и соответствующего расширения отечественных производств, что приведет к росту экономики страны. При этом важно сбалансированное стимулирование спроса, учитывающее возможности расширения производства в экономике, поскольку излишний внутренний спрос приведет к росту инфляции и утрате положительных эффектов.

Роль государства заключается в обеспечении максимально благоприятных условий функционирования потребительского рынка. Для поддержания тенденции повышения роли потребительского спроса в структуре экономического роста необходимо не только ввести ряд преобразований в экономическую и социальную политику государства, но и определить мероприятия по воздействию на потребительский спрос, чтобы использовать его в качестве механизма экономического роста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Волков Ф.М. Количественные и качественные характеристики экономического роста в современной России. 2005. М., Полиграф сервис.

2.  Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. 2002. М., «Гелиос АРВ».

3.  Нуреев Р.М. Экономика развития. Модели становления рыночной экономики. 2001. М., Инфра-М.

4.  Расков Н.В. Переходная экономика России: Экономика кривых зеркал. 2006. С-Пб., СПбГУ.

5.  Снимщков И.В. Конечное потребление как фактор экономического роста // www.volsu.ru

6.  Программа социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) // www.businesspravo.ru