Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MULTICULTURALEDUCATIONIN THE SYSTEM PREPARING STUDENTSFOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES

Litvinova G.G. 1
1 Bryansk State University named after Academician IG Petrovsky
Currently, the global learning process occurs widely discussed new system of values and goals of education, reviving the concept of identity based on ideas of nature conformity, cultural conformity and individual personal development. There are new educational paradigm, which reflects the reality of teaching with the new language of science. In scientific use include such things as educational space and an educational area, multicultural learning environment, educational technology, etc. The existence of cultural differences inherent in multicultural societiesaffected the education system and analyzed the existing conflict between the requirements for the level of development of communication skills of students and their actual abilities The author substantiates the relevance of the problem of multicultural education and analyzes the issues of multicultural education among students in the preparation of future professionals.
educational activities
teacher communication
panpediya
intercultural communication
multicultural education
Термин «поликультурное образование» - не отечественного происхождения. Он является калькой, сформированного в западной интеллектуальной культуре в 1970-е годы понятия «multicultural education».

Первые попытки дефиниции этого понятия были предприняты авторами международного педагогического словаря, изданного в Лондоне в 1977 году, которые квалифицировали феномен «multicultural education» как отражение идеалов культурного плюрализма в сфере просвещения. Наиболее исчерпывающее определение понятия «multicultural education» представлено в Международной энциклопедии образования, где оно рассматривается как «педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

Даже беглое ознакомление со справочной, энциклопедической литературой показывает, что идея поликультурного образования возникает не изолированно, как некоторая, изобретенная специалистами в сфере педагогики теоретическая конструкция, она является частью определенной идеологии.

В настоящее время в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот входят такие понятия, как образовательное пространство и образовательный регион, поликультурная образовательная среда, образовательные технологии и др.

Первоначально исследования по межкультурному общению были предприняты в США в связи с потребностью изучения проблем конфронтации различных расовых и этнических групп. Эти исследования носили преимущественно описательный характер. Эволюция теории межкультурного общения продемонстрировала чрезвычайную комплексность феномена человеческого общения вообще и значительные различия в стандартах, ценностях, представлениях и даже моделях мышления и поведения, свойственных представителям различных культур в частности. Существование культурных различий, свойственных поликультурным обществам, не могло не отразиться на системе образования. Так, в последние годы очевидным является факт, что студенты различных культурных и расовых групп должны научиться уживаться вместе и уважать различные культурные традиции. В результате  произошли изменения в подходах к обучению в вузах, что привело к разработке поликультурного образования, включающего в себя уважение и признание языков и культуры всех этнических групп.

В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним.

Межкультурный компонент общения - явление многостороннее и предполагает изучение внутренних (общение между представителями различных этнических групп внутри поликультурного государства) и внешних (общение между представителями различных государств) аспектов различий в общении. Кроме того, межкультурные особенности общения охватывают различия межнационального, гендерного, социального, демографического, языкового и пр. порядка.

Развитие поликультурного образования обусловлено не только современными историческими и социокультурными предпосылками, но и опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии. Большой интерес, например, представляет программа Панпедия, разработанная Коменским в XVI веке. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает панпедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода. Существенную часть Панпедии составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей. Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н. К. Рериха о благодетельном синтезе, под которым он понимает единение культур, создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности Н. А. Данилевский, Э. Мейлер, А. Тойнби, Ю. Яковец о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов. Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П. Ф.Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П. Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству, сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ - единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному. По П. Ф. Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельности по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим. Важные сведения для обоснования поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики     Л. С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, ученый полагал, что опосредованность заключается в присвоении освоения культурно-исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии индивида появляется дважды, в двух планах, сначала в социальном, потом психологическом, вначале между людьми - как категория интерпсихическая, затем внутри индивида - как категория интрапсихическая. Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения. Существенное влияние на развитие поликультурного образования в различных странах мира оказывают процессы, происходящие сегодня непосредственно в самой системе образования и связанные с активным включением в образовательный процесс таких альтернативных идей, как идея открытости, партисипативности и многоперспективного планирования. Изучение всего комплекса перечисленных выше исторических и социально-культурных факторов, а также философско-педагогических и психологических детерминант позволяет выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования.

Одной из основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путём диалогичного общения, обменом смыслами, что требует от всех участников педагогического процесса высокого уровня коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения.

Анализ состояния проблемы в практике российских учебных заведений показывает, что межкультурное образование сегодня - не данность, а необходимость как на уровне педагога (недостаточное осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формирования межкультурной компетентности и отсутствие необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения в плане методического оснащения, в том числе соответствующими по содержанию учебниками гуманитарного цикла.

Существуют противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню развития коммуникативных навыков студентов и их реальными способностями. Трудности, которые испытывают студенты при построении высказываний, налаживании конструктивного диалога, организации полемики, пассивность в групповой и коллективной деятельности свидетельствуют об отсутствии комплексного педагогического подхода, направленного на системное развитие коммуникативных навыков в процессе общения.

Студенты различных специальностей, особенно педагогических, должны уметь работать с различными в культурном отношении людьми, правильно понимать человеческое различие, быть толерантными к ним, уметь утверждать своими личными делами и словами культурный плюрализм в обществе. С целью формирования такой готовности Т. Б. Менская выделяет ряд основных областей, в которых у студентов должны быть сформированы определённые компетенции в соответствии с требованиями поликультурного образования. К таковым относятся: культура и плюрализм, существо культуры; разнообразие и особенности культур; соотношение культур; динамика культуры, культурные перемены, схождение культур; коммуникация и культурные барьеры; теория коммуникации; культура и разнообразие форм воспитания; основной язык и невербальная коммуникация; языки и разнообразие способов мышления, связанных с культурой; психо-социальная идентификация и межнациональные связи; культурные различия и становление психо-социальной идентификации, снятие различий ассимиляция, закрепление различий, сегрегация; этноцентризм, расизм, дискриминация; стереотипы; взаимопонимание культур, бюрократия и положение меньшинств, социополитические аспекты.

Главной целью межкультурного компонента образования является также выработка у будущих специалистов навыков межкультурной компетенции. К ним относятся: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур. Эти навыки являются мостиками к пониманию представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан России как внутри государства, так и за его пределами.

При отборе содержания поликультурного образования следует учитывать:

  • социокультурное окружение студентов;
  • индивидуальные интересы студентов к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социокультурных групп;
  • изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионе (процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп);
  • этнические, социально-экономические особенности региона;
  • методологические, методические и личностные возможности как каждого отдельного педагога, так и всего педагогического коллектива.

При отборе форм учебной деятельности преподаватель должен опираться на обратную связь в работе со студентами, которая может быть организована через диалоговые формы работы - семинары, конференции, коллоквиумы и т.д. Одно из главных требований при этом - создание комфортных условий, исключающих недоверие и эмоционально-нравственную напряженность, а также использование образовательных возможностей социальной среды.

Образование выступает как своеобразная модель соответствующей культуры, которая вбирает в себя множество разновременных пластов. Можно сказать, что современный этап развития культуры не имеет адекватной ей системы образования. Это обусловливает интенсивные поиски оптимальной модели образования. Поликультурная среда позволяет воспитывать студентов в духе толерантности в условиях реального диалога культур. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям. Поликультурное образование предполагает стирание национальных различий между этносами, оно создает основу для взаимообогащения культур в учебно-воспитательном процессе. В процессе поликультурного образования должны решаться вопросы формирования у студентов представления о культуре и культурном многообразии, их приобщения к культурным ценностям, формирования позитивного отношения к своей культуре, воспитания у них толерантного отношения к культурным различиям.

Рецензенты:

  • Николаева Т. А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета им. ак. И. Г. Петровского, г. Брянск.
  • Хохлова М. В., д.п.н., профессор кафедры философии Брянской  государственной инженерно-технической академии, г. Брянск.