Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATION INTERNATIONALIZATION AS REALIZATION DIRECTION SOCIAL RESPONSIBILITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Lаvrоv А.А. 1 Stepanova N.R. 1
1 Ural federal university named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Internationalization of education creates new possibilities for higher educational institutions, promotes increase of the higher education availability and its quality, introduction of innovative methods in the higher education systems, to increase of higher school reputation, its share in the market and investment appeal. The purpose of the real research is studying of university social responsibility, the directions, problems and prospects of its realization, including internationalization of educational process. Today it is necessary for Ural federal university to pay huge attention of higher school internationalization. To achieve it, it is necessary to create comfortable «the dwelling environment»: to carry out modernization of laboratories, to buy the modern equipment, to create the strong professional environment, to develop social infrastructure, to pay a salary to the faculty, comparable with a salary in the West. Consolidation of federation, the region, the city, universities, the research organizations, the large companies is necessary. Construction of the new territory of scientific and technological development becomes result.
social responsibility
higher educational institutions
internationalization
realization directions
competitiveness
innovations
В современном мире университет - это «двигатель» регионального развития. Сегодня вузы призваны стать основными ресурсными центрами для общества и государства, осуществляя социальную функцию. Выполняя свои обязательства перед сообществом, они обязаны не только заниматься наукой и преподаванием, но и придерживаться этики корпоративной социальной ответственности по принципу бизнес-институтов.

Социальная ответственность вуза - это основное направление национальной образовательной политики. Социально ответственный университет способствует ускорению развития региона присутствия, уменьшению политических и социальных рисков, укреплению международных экономических связей региона и страны со странами-партнерами, укреплению репутации вуза, увеличению ценности его бренда, инвестиционной привлекательности. Социальная ответственность университета полезна для долгосрочного успеха самого вуза и для общества в целом, поэтому должна быть неотъемлемой частью его стратегии и долговременной политики.

Социальная ответственность вуза реализуется в двух направлениях: интернационализация и регионализация. Регионализация проявляется в тесном сотрудничестве вуза с бизнесом, научными центрами, обществом, учебными заведениями и органами власти региона [2].

Интернационализация университета заключается в обучении иностранных граждан, привлечении зарубежных преподавателей, в иностранных стажировках, студенческих обменах, международных исследованиях, конференциях, грантах и англоязычном сайте вуза.

Интернационализация - один из ключевых факторов конкурентоспособности вуза в современном мире. Направления интернационализации Уральского федерального университета (УрФУ) представлены на рис. 1.

В табл. 1 представлена общая характеристика учебных заведений, вошедших в топ-500 лучших вузов 2011-2012 гг. согласно рейтингу QS WorldUniversityRankings [6].

Рис. 1. Направления интернационализации вуза

Таблица 1. Общая характеристика университетов, вошедших в топ-500 лучших вузов по рейтингу QSWorldUniversityRankings

Университет, страна

Место в рейтингеQS World University Rankings 2011/12

Количество студентов, чел.

Количество иностранных студентов, чел.

% иностранных студентов к общей численности студентов

Количество аспирантов и магистрантов, чел.

Количество бакалавров и специалистов, чел.

Количе­ство преподавате­лей, чел.

Информационный источник

Кембриджский университет, Великобритания

1

18 310

3 660

20

6 206

12 104

2 957

http://www/.cam.ac.uk

Гарвардский университет, США

2

21 200

5200

24,5

14 500

6 700

2 100

http://www/.harvard.edu

Оксфордский университет, Ве­ликобритания

5

21 000

7500

35,7

9300

11 700

1 600

http://www/.ox.ac.uk

Стэнфордский университет, США

11

15 723

3419

21,7

8 796

6 927

1 934

http://www/.stanford.edu

Швейцарская высшая техниче­ская школа Цю­риха, Швейцария

18

16 342

4 800

29,4

7 991

8 351

9 809*

http://www/.ethz.ch

Торонтский уни­верситет, Канада

23

45 000

6 761

15

13 500

31500

9 845*

http://www.utoronto/.ca

Мельбурнский университет, Ав­стралия

31

40 000

7 600

19

-

-

-

http://www/.unimelb.edu.au

Университет Цинхуа, Китай

47

37 650

2 263

6

22 707

14 943

5010**

http://www.tsinghua.edu.cn/

Мюнхенский технический университет, Герма­ния

54

30 000

5 100

17

4 200

25 800

5 564

http://www/.tum.de

Московский государственный университет, Рос­сия

112

35 341

3 715

10,5

29 769***

5 572

11760

http://www/.msu.ru

Карлов университет,Чехия

276

42 000

6 000

14,3

28 000

14 000

4 000

http://www/.cuni.cz

Уральский федеральный универ­ситет, Россия

451-500

42 000

1 128

2,7

10 000

32 000

3 500

http://www/.ustu.ru

Российский университет дружбы народов, Россия

-

30 000

5 200

17,3

-

-

2 200

http://www/.rudn.ru

* Указано общее количество сотрудников.

** Включая 2 133 преподавателя, 1 064 профессора, 1813 доцентов.

*** Включая специалитет.

На рис. 2 представлена доля иностранных студентов, обучающихся в зарубежных и российских вузах.

Рис. 2. Доля иностранных студентов в России и за рубежом

Самая высокая доля иностранных студентов соответствует университетам Великобритании, США и школе Цюриха в Швейцарии. За ними следуют высшие учебные заведения европейских стран, Австралии и Канады. Наименьшая доля международных студентов принадлежит китайским и российским вузам. Исключение составляет Российский университет дружбы народов, так как данный вуз непосредственно специализируется на привлечении иностранных студентов.

В Уральском федеральном университете доля иностранных студентов составила всего 2,7 %. На первый курс УрФУ в 2011 г. поступили 611 иностранных студентов (табл. 2) [3].

Таблица 2. Число иностранных студентов первого курса УрФУ в 2011 г.

Страна

Количество студентов, чел.

% от общего приема иностранных студентов

Казахстан

355

58,1

Китай

82

13,4

Таджикистан

44

7,2

Гвинея

22

3,6

Корея

20

3,3

Монголия

13

2,1

Узбекистан

12

2

Кыргызстан

12

2

Прочие страны

51

8,3

Распределение международных студентов первого курса УрФУ по регионам мира представлено на рис. 3.

 

В Уральском федеральном университете действует около 200 договоров с международными организациями. УрФУ является крупнейшей региональной площадкой для проведения мероприятий международного масштаба (Петербургский Диалог, конференции RUDEA и др.). Уральский федеральный университет получил статус «хаба» в проекте Университет-сообщество фонда «Новая Евразия» и фонда Ч. Мотта.

Основные индикаторы результативности и базовые показатели интернационализации образовательного процесса Программы развития УрФУ в 2011 г. представлены в табл.3 [1].

Таблица 3 Достижение индикаторов результативности и базовых показателей интернационализации  образовательного процесса Программы развития УрФУ

Наименование показателя / индикатора

2011 г.

% выполнения

План

Факт

Место в мировом рейтинге вузов, место

600

461

130,0

Количество организованных международных мероприятий (конференций, выставок, симпозиумов), ед.

25

87

348,0

Доля обучающихся иностранных студентов, %

2,5

2,7

107,6

Численность зарубежных студентов является одним из критериев, который QS WorldUniversityRankings учитывает при составлении топ-500 лучших вузов [5]. Уральский федеральный университет должен уделить огромное внимание интернационализации вуза.

Сегодня экономический центр тяжести планеты перемещается на Юг и Восток. Около 68 % роста мировой экономики в 2012 г. обеспечат развивающиеся рынки, среди которых - Индия и Китай с миллиардным населением [4]. России необходимо сотрудничать с этими странами, выстраивая равные, партнерские отношения.

Смена парадигм должна наблюдаться и в образовании. Сейчас УрФУ в основном ориентируется на студентов из стран СНГ. Необходима диверсификация географии приема студентов. Развитие образовательных услуг должно выходить на развивающиеся образовательные рынки - причем это не только Китай, с которым у вуза уже есть договоры (но студентов обучается по-прежнему мало), но и образовательные рынки стран Юго-Восточной Азии.

Интернационализация УрФУ повысит репутацию вуза, увеличит ценность его бренда, инвестиционную привлекательность и приведет к укреплению международных экономических связей со странами-партнерами. УрФУ поднимется в рейтинге топ-500 лучших вузов мира, станет университетом мирового уровня.

Рецензенты:

  • Шеломенцев А. Г., д.э.н., профессор, зав. Отделом развития региональных социально-экономических систем Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук, г. Екатеринбург.
  • Ляпцев С. А., д.т.н, профессор, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Екатеринбург.