Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT SELF-SCHOOL STUDENTS IN THE AREA OF HIGH-COLLAR PROFESSIONS

Isaeva N.I. 1 Eroshenkova E.I. 1 Krolevetskaya E.N. 1
1 Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia
The article examines the content and organization of psycho-pedagogical support of self-determination in the area of high school students working trades. The authors stated reasons unclaimed working professions in modern society, the essence of professional self-defined as the highest level of professional orientation of the individual. Revealed relations between the concepts "educational support", "psychological support", "psychological support", "educational support", "psycho-educational support" and "psycho-pedagogical support" in foreign and domestic interpretations. Given the concept of "psycho-pedagogical support," describes the crises of professional orientation of the individual. Authors also presented a description of the major stages of psycho-pedagogical support of self-determination of high school students in blue-collar occupations: diagnostic, educational, advisory and reflexive. The article suggests the possible forms of collective, group and individual co-creation accompanying professional self in the field of high-tech professionals working with older students.
high-collar occupations.
work specialty
professional self
high school students
psychological and pedagogical support
Социально-экономическая ситуация в России переживает в настоящее время замедленный темп обновления и ротации рабочих кадров, острый дефицит высококвалифицированных рабочих, интересных рынку труда и востребованных работодателями, подготовленных к участию в модернизации экономики страны. Сложившиеся в обществе стереотипы, снижение престижа рабочих профессий пока не позволяют изменить ситуацию на рынке труда, несмотря на то, что высокотехнологичные рабочие профессии очень востребованы. Как свидетельствует ряд источников, это объясняется множеством причин, среди которых: изменение функций рабочего современного производства, модернизация его труда - от простого физического к сложному интеллектуальному; отсутствие слаженной системы профессионального образования, имеющиеся проблемы в трудоустройстве, соответственно, в мотивации старшеклассников к труду в сфере высокотехнологичных рабочих профессий.

Анализ эмпирических данных показал, что в настоящее время имеет место снижение профессионально ориентированной на рабочие специальности подготовки выпускников школ; отсутствие единой государственной политики в рассматриваемом вопросе; недостаточность популяризации высокотехнологичных рабочих профессий в средствах массовой информации; малая степень информированности старшеклассников о реализации внутрикорпоративных социальных программ для представителей рабочих профессий; противоречие между притязаниями выпускников школ и возможностями их удовлетворения; недостаточное использование трудового потенциала молодежи и потенциала социального партнерства общеобразовательными учреждениями (например, технологии образовательного аутсорсинга как инновационной модели управления процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий, коуч-технологий и др.). В этой связи возникает множество вопросов и противоречий, связанных с поиском новых подходов к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий.

Как указывает пресс-служба Д. А. Медведева, «...в стране заметно снизилась профессиональная подготовка выпускников школы, которая ощущается в острой нехватке рабочих кадров» (сайт Medvedev-da.ru). Данное высказывание подчеркивает актуальность и необходимость проведения специальной работы по профессиональному самоопределению личности на рабочие специальности еще в школе, в старшем школьном возрасте.

Отметим, что многие ученые относят профессиональное самоопределение к высшему уровню профориентации, когда личность обладает необходимым уровнем готовности самостоятельно и осознанно делать ответственный жизненный, личностный и профессиональный выбор [5, с.3].

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали склонностям и возможностям школьника, иначе в его сознании накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются неприемлемые способы решения встающих перед ним задач: уход от проблем, их игнорирование и пр. Недостаточная сформированность механизмов саморегуляции приводит к тому, что школьник остается объектом воспитания и внешних воздействий, будучи неспособным быть субъектом своей жизни, проектировать жизненные стратегии, сделать правильный самостоятельный выбор [3, с. 19].

В старшем школьном возрасте осуществление профессионального выбора затруднено происходящими «кризисами профессиональной ориентации личности, выражающимися в неудачном формировании профессиональных намерений и их реализации; несформированнности «Я-концепции» и проблемах ее коррекции (не ясны личностные смыслы, имеют место противоречия между совестью и стремлением «красиво жить» и др.); в случайных судьбоносных моментах жизни (подверженность негативным влияниям) и др.» [5, с.116]. Преодоление подобных кризисов возможно при систематическом психолого-педагогическом сопровождении молодежи в профессиональном самоопределении.

Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий основано на гуманизации взаимоотношений в школе, предоставлении школьникам возможности для творческой самореализации в социокультурном пространстве школы, взаимодействии школы с социальными партнерами (родителями, производственными предприятиями, заинтересованными общественными организациями и т.д.).

На сегодняшний день в науке существует два близких по смыслу понятия «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка». Некоторые авторы разделяют термины «педагогическая поддержка», «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение». Проблемам психологической поддержки уделяли внимание зарубежные психологи и педагоги А. Байярд, Р. Бернс, Т. Г. Гордон и др. Они утверждали, что у каждого человека есть возможности для позитивного и конструктивного развития, что источник и внутренние силы личностного роста находятся внутри человека, а не вовне.

Вопросы психологической и педагогической поддержки нашли свое развитие в современной отечественной науке. Так, А. А. Бодалев рассматривает «психологическую поддержку» как условие для создания доброжелательного психологического климата, А. Г. Асмолов - как содействие ребенку в его развитии. «Педагогическую поддержку» А. В. Мудрик понимает как помощь в социальном воспитании, О. С. Газман - как поддержку в индивидуальном развитии, в самореализации, Т. А. Мерцалова - как помощь в самопознании, Н. Б. Крылова - как оказание помощи детям в решении их проблем в условиях учебного заведения. В работах В. К. Зарецкого, И. Ю. Шустовой отмечается роль психолого-педагогической поддержки в процессе самоопределения и самоанализа [2, с. 133].

Пути педагогической помощи школьнику рассматривают в своих работах А. А. Вербицкий, В. В. Давыдов, Б. П. Никитин, Н. Е. Щуркова и др., предлагая гибкие изменения традиционных форм и способов педагогической деятельности, позволяющие не «воздействовать» или «влиять», а поддерживать становление личности. Развивая эти идеи, Е. В. Руденский, Л. Г. Субботин совмещают психологическую и педагогическую составляющие поддержки и под психолого-педагогическим сопровождением обучающихся понимают целостный и непрерывный процесс изучения личности, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами образовательного процесса в ситуациях взаимодействия. Таким образом, объединяются психологическая и педагогическая составляющие процесса сопровождения. Считаем, что такой подход продуктивен и в самоопределении старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий.

Исходя из вышеизложенного определим, что психолого-педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий - это создание психолого-педагогических условий для успешного становления их профессионального самоопределения в ситуации школьного взаимодействия. При этом следует учитывать единство четырех его этапов реализации.

Первый этап - диагностический - предполагает наблюдение профессиональной ориентации школьников с точки зрения их профессионально-личностного самоопределения, актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Эта задача многими учителями, психологами, классными руководителями, тьюторами воспринимается только как использование в работе со старшеклассниками имеющихся в наличии разнообразных методик и частичное отслеживание динамики в некоторых показателях у школьников. Нам данный этап сопровождающей деятельности представляется сложнее, содержательнее и осмысленнее. Для выявления исходного уровня профессионального самоопределения старшеклассника, а далее и его динамики, сопровождающий должен иметь четкое представление о параметрах, которые необходимо изучать и обследовать, а также об определенных критериях для оценки состояния сформированности конкретного показателя изучаемого явления; располагать соответствующим диагностическим инструментарием; иметь возможность изучать профессиональное самоопределение в течение ряда лет обучения в школе и делать это с необходимой и достаточной частотой.

Важным этапом психолого-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий является просветительский этап. Он заключается в проведении со старшеклассниками профессионально ориентированных бесед, решение проблемных профориентационных задач и ситуаций, организация встреч, экскурсий, вечеров вопросов и ответов, профессиональных проб и др., направленных на повышение уровня их профессионального самоопределения, информированности в мире профессий и специальностей, особенностей сферы будущей профессиональной деятельности и т.д. На данном этапе старшеклассники получают как можно больше профессионально важной информации, сведений о разнообразном инструментарии сопровождающей деятельности с соответствующими рекомендациями для старшеклассников и их родителей. Знание основ содержания будущей профессиональной деятельности, наличие соответствующих практических материалов и методических рекомендаций помогает школьнику сделать правильный профессиональный выбор.

Третий этап, который необходимо учитывать в реализации психолого-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий, - консультационный - создание психолого-педагогических условий для учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, взаимодействия в целях эффективного становления культуры самоопределения старшего школьника с учетом его индивидуально-личностных качеств, способностей, возможностей, характера ориентации на решение профессиональных задач.

При этом педагогу, осуществляющему профессиональное консультирование старшеклассников, целесообразно ориентироваться на активизирующий потенциал применяемых им методик и учитывать их главные характеристики: 1) интерес, увлекательность для старшеклассников; 2) личная значимость обсуждаемых вопросов; 3) добровольность участия старших школьников в консультировании; 4) двуплановость действия (как в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. Например, профконсультант и старшеклассник в имитационной игре могут перемещаться в иные времена, в самые разнообразные ситуации самоопределения, позволять себе работать с абстрактными образами тех или иных «пространств» самоопределения и т.п.; 5) организация совместного рассмотрения жизненно и личностно важных проблем [5, с. 273-274].

В период обучения в школе у старшего школьника потенциально имеются варианты содержания образования, его организации и реализации, самостоятельного выбора вариантов изучения учебных предметов и элективных курсов, форм обучения и дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности. Расширение пространства учебно-профессиональной деятельности школьников в рамках консультационного этапа психолого-педагогического сопровождения обеспечивается включением их в различные формы самопрезентаций, «встраиванием» в социально и профессионально значимые проекты, обеспечением их реализации, организацией допрофессиональных стажировок и производственных практик [4, с. 42]. Создание психолого-педагогических условий для результативного самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных профессий целесообразно осуществлять в коллективном со-творчестве сопровождающего самоопределение старших школьников, а также в микрогруппах или индивидуально:

  1. Коллективные профориентационные игры могут использоваться в качестве дополнения к диагностическим процедурам, дискуссиям, индивидуальным консультациям. В нашем опыте были проведены: ценностно-нравственные игры - «Пришельцы», «Три ветерана» («Три судьбы»); пробно-ознакомительные игры - «Угадай профессию», «Новичок - Наставник», «Завод»; игры - принятия решений - «Пять шагов», «Советчик» и др.
  2. Игровые профориентационные упражнения («Профессия на букву...», «Человек-профессия», «Самая-самая профессия») и микроситуации, в которых моделируются различные элементы профессионального общения.
  3. Настольные профориентационные игры, позволяющие моделировать проблемы личностного и профессионального самоопределения в игровой форме. Например, в игре «Или-или» участники передвигают фишки по игровому полю, совершая выписанные на каждой клеточке ходы, связанные с выбором или отказом от тех или иных составляющих профессионального, жизненного и личностного развития. По сделанным (в виде отобранных карточек) выборам в конце игры определяется, какой профессиональный и жизненный стереотип удалось реализовать каждому участнику.
  4. Аналитические обзоры статей из газет и журналов о людях, посвятивших себя рабочим профессиям. Особенное значение имеют тематические обзоры литературы о профессиональном подвиге, мастерстве, так как они знакомят старшеклассников с определенными приемами профессиональной деятельности лучших работников, их творческими поисками, но и формируют интерес к рабочим профессиям в сфере высоких технологий, потребность в профессиональном самоопределении.
  5. Встречи с представителями сферы высокотехнологичных рабочих профессий. Эти встречи посвящаются, прежде всего, рассмотрению особенностей и ценностей высокотехнологичных рабочих специальностей.
  6. Встречи с преподавательским составом учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, ведущих подготовку рабочих специалистов для сферы высоких технологий. Во время таких встреч старшеклассники узнают о содержании профессиональной подготовки в учебных заведениях, их традициях, успехах в подготовке кадров, научных достижениях и исследованиях и др.
  7. Встречи с бывшими выпускниками школы, добившимися успехов в сфере высокотехнологичных рабочих профессий, в ходе которых они делятся опытом работы, раскрывают этапы их профессионального становления, секреты профессионального мастерства. Эти встречи оказывают на старшеклассников большое воспитательное влияние.
  8. Вечера, посвященные выдающимся людям конкретной рабочей профессии. Такие вечера обогащают старших школьников новыми знаниями о жизни и деятельности представителей той или иной профессии в прошлом и настоящем, приобщают их к ценностям рабочих профессий.
  9. Индивидуальные и групповые беседы на профессионально-этические темы, которые подбираются с учетом пожеланий старшеклассников.
  10. Научно-практические конференции. Их проведение целесообразно готовить до производственной практики старшеклассников, обучающихся в межшкольных учебных комбинатах и ресурсных центрах, а проводить их - по окончании практики. Это позволит старшеклассникам сделать выступления более содержательными, использовать конкретный материал из состоявшегося собственного, пусть и небольшого, профессионального опыта.
  11. Диспуты по вопросам нравственности современного специалиста в сфере высокотехнологичных рабочих профессий и требований к нему. Большой интерес вызывают у школьников диспуты на темы: «Что важнее в профессиональном мастерстве: талант или опыт?», «Профессиональные способности и склонности. Что это: «дар природы» или продукт целенаправленного труда?», «Каков он, современный рабочий?» и др.
  12. Просмотр художественных и документальных фильмов, социальных видеороликов, пропагандирующих рабочие специальности в сфере высоких технологий, рекламных роликов крупных промышленных предприятий. При этом может возникнуть трудность с подбором современных фильмов соответствующей тематики. Они редко транслируются по телевидению, практически не демонстрируются в кинотеатрах, поэтому целесообразно воспользоваться специально подобранными для этой цели советскими фильмами, формирующими «культ рабочей профессии» из кинопроката, библиотек и т.д. Например, мелодрама «Весна на Заречной улице», где главным героем является лучший сталевар завода; киноповесть «Высота» о людях рисковой профессии верхолазах-монтажниках; кинофильм «Большая семья» о жизни большой рабочей семьи Журбиных от деда до правнука, их радостях, заботах и проблемах [1, с. 16].
  13. Школьные экспедиции с целью изучения отдельных вопросов организации профессионального труда рабочего в регионе.

Таким образом, при активной личной заинтересованности и непосредственном участии педагог, как сопровождающий, персонифицирует работу со старшеклассниками по профессиональному самоопределению, создает специальную воспитательную среду, организуя мероприятия, консультируя по актуальным профессионально значимым вопросам, раскрывая значимость профессиональной деятельности в сфере высокотехнологичных рабочих профессий, связывая их с социокультурными целями, наполняет их содержанием, формируя у старших школьников ценностное отношение к рабочим профессиям.

Четвертый этап - рефлексивный, направленный на создание специальных условий для рефлексии старшеклассниками собственной учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности, ее коррекции и решения проблем становления культуры самоопределения в сфере высокотехнологичных рабочих профессий. Рефлексивная составляющая данного этапа психолого-педагогического сопровождения обусловливается способностью старшеклассника анализировать осуществленную деятельность, на основании этого анализа оценивать свое настоящее и проектировать жизненные стратегии, создавать средства и аксиологическую среду профессионального саморазвития.

Таким образом, в ходе психолого-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий создаются необходимые условия, способствующие профессиональной самоактуализации, самоопределению, самораскрытию, осмыслению личностных и профессиональных смыслов, самостоятельности в суждениях старшеклассников об их профессиональном выборе.

 

Исследование выполнено в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Соглашение № 14.А18.21.0042

Рецензенты:

  • Исаев И. Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.
  • Шеховская Н. Л., д.п.н., профессор кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.