Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALISIS OF STUDENTS OPINION OF BELGOROD REGION ABOUT INFORMATION-COMMUNICATIVE BEHAVIOR IN ONLINE COMMUNITIES

Gordilov A.V. 1 Babintsev V.P. 1
1 National Research University "Belgorod State University"
The paper presents the results of the survey opinions of students about the specifics and problems of information-communicative behavior in online communities in the Belgorod region (May-June, 2011). Analisis of students´ opinion permits to do conclusion about insufficiently stable position of youth as the knowledge about problems of internet communication is impersonal abstract and not ransformed into readness to act in certain way for part of youth. Overriding task is to provide "tansfer" of virtual experiences in online communities in real activity to solve practical problems, the main of which is self-realization and self-affirmation of youth people in real life, coinciding with the transformation of real social relations and society social development. The study of youth opinion about virtual communication allows optimize the influence on its consciousness in order to form the subjective behavior mechanisms of regulation in online communities in rationalization direction.
students.
self-regulation
computer addiction
information-communicative behavior
Keywords: online community
Современное поколение российской молодежи формируется в условиях становления информационного общества, с которым связаны процессы ускорения темпа жизни, разрушения традиционных инсти­туциональных механизмов социальной регуляции, отмирания старых образцов поведения. Их место занимают новые неинституциональные механизмы саморегуляции, изучение которых представляет научный интерес. Социальное развитие молодежи в ХХI веке происходит под влиянием нового средства массовой коммуникации - Интернета, интернет-сообществ.

Интернет-сообщества представляют собой виртуальную среду взаимодействия групп людей, обладающих общностью интересов и осуществляющих совместную деятельность посредством системы интернет-коммуникаций, обеспечиваемых службами сети Интернет. Они структурируются благодаря активности составляющих ее субъектов, их субъектным качествам - самосознанию, целеполаганию, ценностям, мотивам, установкам, представляя собой автономные, саморегулирующиеся системы. Доступность Интернета, привлекательность интернет-сообществ для молодежи в настоящее время порождает проблемы информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах, требующие своего осмысления.

Под информационно-коммуникативным поведением молодежи в интернет-сообществах по­нимаются осознанные и неосознанные действия молодых людей как участников интернет-сообществ, являющиеся следствием реализации их потребностей, интересов и функциональных ролей, ори­ентированных на адаптацию и реализацию своего личностного потенциала в интернет-сообществах. Оно регулируется с помощью психологических и социальных регуляторов, а также специфической системы регуляторов, созданных интернет-сообществами. Вместе с тем неконтролируемый процесс освоения молодежью интернет-сообществ оборачивается угрозами безопасности личности: «расширением возможностей манипулирования сознанием человека, информационной перегрузкой, ростом интернет-зависимости и развитием форм психосоциальной депривации» [1; с.129]. В итоге, наблюдается тенденция «ухода» молодежи от решения жизненных проблем в виртуальную реальность. При этом в обществе практически не изучаются и не отслеживаются социальные установки молодежи-участников интернет-сообществ. Поэтому знание реальной картины отношения белгородской молодежи к интернет-сообществам позволит оптимизировать ее поведение в виртуальной реальности и в процессе ее реальной жизнедеятельности. Цель исследования: выявить проблемы информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи в Белгородской области. В ходе социологического исследования особенностей информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи Белгородской области, которое проводилось в мае - июне 2011 г., было выявлено мнение молодежи относительно проблем интернет-общения, источников получения информации о проблемах взаимодействия в Интернете, мер обеспечения безопасного использования Интернета. Объем выборочной совокупности социологического исследования составил 607 человек. В процессе исследования были использованы методы системного и функционального анализа, сравнения, обобщения и сбора эмпирических данных (опрос, анализ доку­ментов). Обработка эмпирических данных осуществлялась с применением методов математической статистики.

Согласно результатам проведенного исследования, 97,6 % опрошенных молодых белгородцев являются пользователями Интернета, что не удивительно, поскольку основной вид деятельности - учеба требует постоянной работы по поиску и обработке учебной и научной информации. В социальных сетях сегодня зарегистрированы 88,8 % молодых белгородцев - учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Типичным пользователем социальных сетей в Белгородской области является молодая девушка в возрасте 16-19 лет (58,6 %), студентка вуза (63,3 %), обучающаяся по гуманитарной специальности (46,9 %), из благополучной семьи (66,1 %). Самые популярные социальные сети учащейся молодежи - это «В контакте» (ими пользуются 84,6 % молодых пользователей Интернета), «Одноклассники» (33,3 %), третье место занимает сеть «Мой мир» (17,7 %), часть молодых людей зарегистрированы в зарубежных сетях «Facebook» (8,5 %), «My space» и «Twitter» (по 1 %).

Основными мотивами, побуждающими молодежь активно осваивать различные интернет-сообщества, блоги, форумы, чаты, многопользовательские сетевые игры, являются обмен полезной информацией и решение деловых вопросов (63,2 % и 24,6 %), желание познакомиться с кем-нибудь (30,4 %), а также способ «убить время» (37,4 %). Для 13,7 % респондентов общение в интернет-сообществах позволяет удовлетворять потребность в самореализации, «быть таким, какой есть на самом деле». Из этого следует, что интернет-сообщества привлекают молодежь как средство информационно-коммуникативного взаимодействия, идентификации и позиционирования в виртуальном пространстве.

Осведомленность молодежи о проблемах интернет-общения, их причинах и способах решения предопределяет ее способность регулирования информационно-коммуникативного взаимодействия в интернет-сообществах. Основной проблемой, по мнению респондентов, является зависимость от общения в Интернете (42,1 %). Интернет-зависимое поведение рассматривается специалистами как «нарушения поведения в виде повторяющихся поступков без ясной рационализации мотивации, которые противоречат интересам самого пользователя и других людей» [2, с.7]. Как и алкогольная, и наркотическая зависимости, данная аддикция так же создает иллюзию благополучия и решения проблем, ее последствия в меньшей степени вредят здоровью молодого человека, но в большей степени осложняют социальные отношения.

Молодежь также выделяет проблемы морального характера - возможная нечестность собеседника (37,1%), взлом аккаунта (пароля личной страницы) и киберхулиганство (35,3% и 21,9%). Такого рода действия нарушают нормы, как привнесенные из реального социума, так и выработанные в интернет-сообществах. Они характеризуют антисоциальный тип информационно-коммуникативного поведения и свидетельствуют о серьезном сбое в его регулировании.

Навязывание «сомнительной» информации рассматривают как проблему интернет-общения 27,8 % респондентов и примерно столько же видят проблему в самоизоляции от реальности и от самого себя (утрата личностной идентичности) (26,6 %). Интернет-ресурсы порнографического содержания, демонстрирующие и пропагандирующие насилие, суицид, навязывание невостребованной информации (спама, рекламы) выступают факторами деформации молодежного сознания. Неспособность распознавать деструктивную информацию определяет манипулятивный (или программированный) тип поведения, при котором действия человека регулируются деформированным сознанием в результате замены в сознании конкретного индивида информации, отражающей его потребности, другой, отвечающей интересам внешнего источника. Перечисленные выше асоциальные действия пользователей Интернета оцениваются респондентами как не соответствующие нормам морали и права, представляющие угрозу для социального и духовного развития личности.

Представляет интерес мнение белгородской молодежи о причинах интернет-зависимости. Большинство молодых белгородцев (52,1 %) считает, что интернет-зависимое поведение является следствием ухода человека от реальных трудностей жизни и неумением молодежи организовать свой досуг. Треть респондентов связывают компьютерную зависимость с влиянием сверстников, «модой» на сидение в чате (33 %).

Примерно треть опрошенных усматривает причину в отсутствии контроля со стороны взрослых - учителей, родителей (27,8 %). Однако запреты взрослых не могут обезопасить подростков от негативного влияния Интернета, ибо стремление к удовлетворению базовых потребностей в самопрезентации и самореализации способно преодолеть все препятствия на своем пути. Незначительное число респондентов указывает на «несформированность механизмов саморегуляции своего поведения» (14,7 %) и «узость интересов» (15,6 %).

Способность к распознаванию угроз и опасностей интернет-сообществ в большей степени характерна для мужчин (17,9 %), чем для женщин (11,8 %). Она повышается с возрастом: так, в возрасте 16-19 лет она составляет 16,2 %, повышаясь к 20-25 годам до 33,3 %. Зависит данная способность и от образования: чем выше образовательный уровень респондентов, тем больше они способны к распознаванию угроз и опасностей виртуальной среды. Следует отметить, что способность распознавать и предвидеть возможные риски лежит в основе выбора оптимального действия из множества возможных, что особенно важно в пространстве виртуальной неопределенности. По мнению экспертов - специалистов по работе с молодежью в сфере образования, управления молодежной политики, в религиозных организациях, психологических службах г. Белгорода - молодежь не осознает опасности интернет-зависимости (77,8 %), виртуализации общения (61,1 %), деструктивной информации, подрывающей основы духовного развития личности (55,6 %).

Согласно результатам опроса учащейся молодежи, основным источником ее информирования об угрозах и проблемах, связанных с общением в интернет-сообществах, явились друзья и знакомые (45,2 %), на втором месте - СМК: телевидение (42,2 %) и Интернет, участники интернет-сообществ (33,4 %). От родителей получают информацию 22,8 % молодых людей. Лишь 16,4 % респондентов информацию об угрозах виртуального общения получают от учителей школы и преподавателей учреждений профессионального образования. Таким образом, подтверждается тенденция ослабления институциональных механизмов социальной регуляции.

Вместе с тем, знание молодежи о проблемах виртуального общения не избавляет ее от непреодолимой тяги к Интернету. Об этом свидетельствует тот факт, что 20,7 % опрошенных непосредственно столкнулись с зависимостью, а еще 46,2 % респондентов сталкивались с проявлениями компьютерной зависимости у своих знакомых. Распознавание угрозы контента с сомнительным содержанием для духовного развития личности не мешает 10 % респондентов полностью доверять информации, циркулируемой в Интернете. Отдавая себе отчет в возможной нечестности собеседника, 5,4 % респондентов тем не менее используют Интернет в качестве способа знакомства с анонимным собеседником. Озабоченность вызывает и тот факт, что 24 % молодых людей не считают необходимым разграничивать виртуальное общение и реальный мир, а 17,3 % - не имеют мнения на этот счет. Из этого следует, что информация о негативном влиянии интернет-сообществ не интериоризуется, не соотносится частью молодых людей с собой и поэтому не становится основой для регуляции своего поведения.

Важным показателем информированности и ориентации учащейся молодежи в проблемах информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах является оценка способов обеспечения безопасного использования Интернета. По мнению белгородской молодежи, наиболее эффективным является обучение пользователей навыкам безопасного использования Интернета (43,6 %). Это обучение может осуществляться в контексте медиаобразования - изучения закономерностей массовой коммуникации с целью подготовки подрастающего поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различного рода информации, к осознанию последствий ее воздействия на психику человека. Оно может осуществляться как в школах, так и в созданных для этого молодежных организациях. Кроме этого, обеспечить безопасное использование Интернета, по мнению молодежи, может выпуск информационно-просветительских материалов (16,1 %) и создание экспертных советов (12,3 %); также допускается формирование в общественном мнении нетерпимости (5,7 %).

Мнение молодых людей и мнение экспертов об эффективных мерах, направленных на регулирование процесса взаимодействия молодежи с интернет-сообществами в Белгородской области, совпадают. Кроме этого, эксперты считают необходимым разработку эффективных способов саморегуляции поведения молодежи в интернет-сообществах (38,9 %), социальную антирекламу виртуализации сознания и интернет-зависимости (33,3 %), изучение установок молодежи - участников интернет-сообществ (22,2 %).

Таким образом, анализ мнения учащейся молодежи позволяет сделать вывод о недостаточно устойчивой позиции молодежи, поскольку знание о проблемах интернет-общения является для части молодежи безличным, отвлеченным и не трансформируется в готовность действовать определенным образом. Задача первостепенной важности - обеспечить «перенос» виртуального опыта, приобретенного в интернет-сообществах, в реальную деятельность для решения практических задач, главной из которых является самореализация и самоутверждение молодежи в реальной жизни, совпадающая с преобразованием реальных социальных отношений и социальным развитием общества. Это потребует от молодежи высокого уровня процессов моделирования, целеполагания, планирования и контроля. Данное обстоятельство актуализирует необходимость разработки и внедрения технологии саморегуляции информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи, результатом которой должна стать устойчивая диспозиционная готовность молодежи к саморегуляции в целях предупреждения виртуализации сознания и интернет-зависимости.

Если в более широком социологическом контексте саморегуляция рассматривается как «деятельность, направленная на предупреждение и преодоление возникающих отклонений от того, что индивид (группа) принимает для себя как должное и ожидаемое» [3, с.214], то под саморегуляцией информационно-коммуникативного поведения личности в интернет-сообществах понимается осознанное управление своим поведением в Интернете, осознанный и осмысленный выбор модели информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах в целях удовлетворения информационных и коммуникативных потребностей, в соответствии со своим представлением о должном и ожидаемом. Однако поскольку выбор в условиях неопределенности и риска не всегда бывает оптимальным, то «процессы саморегуляции и самоорганизации нуждаются во взаимодействии с институциональными механизмами социальной регуляции» [3, с.216].

Предпосылкой активного участия молодежи в информационной молодежной политике является базовая культура личности молодого человека, которая недостаточно эффективно формируется средствами гуманитарного образования: молодежи необходимы помощь в определении смысла жизни и содействие формированию самосознания, профессиональной «Я-концепции», ценностного отношения к жизни, потребности в ее проектировании и реализации, что составляет основу ее саморегуляции и самореализации.

Образовательные учреждения должны стать центрами медиаобразования, внедрять новые спецкурсы «Виртуалистика», «Виртуальная реальность», усиливать психологическую направленность образовательного процесса в целом: выявлять и развивать природные задатки и творческий потенциал каждого ученика и студента; создавать условия для развития внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности и готовности к рефлексии.

Нуждается в расширении социальное пространство для реального общения учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время на базе образовательных учреждений, для удовлетворения коммуникативных потребностей и потребности в самовыражении.

Необходимо создание сети электронных молодежных СМИ и привлечение молодежи, молодежных сообществ к наполнению Интернета культурным контентом. В формирующейся системе электронных молодежных СМИ, представленной информационной сетью «Новый взгляд», молодежным информационным агентством «Медиатрон», молодежной студией региональной телерадиокомпании «Мир Белогорья», сайтом областного управления по делам молодёжи http://www.portal-31.ru/, молодежь должна занять свое законное место. Представляется, что Интернет с помощью молодежи превратится в перспективе в современный инструмент реализации Государственной молодёжной политики.

Существенным фактором формирования внутренних механизмов саморегуляции информационно-коммуникативного поведения молодежи выступает контроль родителей, духовно-нравственная и информационная культура семьи в целом. Конечным результатом семейного воспитания должна стать устойчивость личности, ее способность к самоопределению и самоконтролю в пространстве социальной и виртуальной реальности.

Анализ мнения учащейся молодежи о проблемах информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах в Белгородской области показал, что проблемы информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах не осознаются учащейся молодежью в полной мере, не выступают предметом ее рефлексии, что делает проблематичным саморегуляцию ее поведения в интернет-сообществах. Так как информационно-коммуникативное поведение молодежи в интернет-сообществах быстро изменяется в результате появления новых средств коммуникации и виртуальных практик, то изучение мнения молодежи о виртуальном общении дает возможность оказывать воздействие на ее сознание с целью формирования субъектных механизмов регуляции поведения в направлении его рационализации.

Рецензенты:

  • Ельникова Галина Алексеевна, доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Белгородского университета кооперации, экономики и права, г. Белгород.
  • Данакин Николай Семенович, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова, г. Белгород.