Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

OPPORTUNITIES AND PROSPECTS OF E-PORTFOLIO AS RESOURCE EMPLOYMENT

Shilina N.G. 1 Smolyaninova O.G. 2
1 Voyno-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk
2 Siberian Federal University, Krasnoyarsk
В статье представлены результаты пилотного исследования возможностей и перспектив использования е-портфолио для трудоустройства выпускников в Красноярском крае. Разработчиками была предложена структура е-портфолио для трудоустройства. Исследование проводилось на базе Сибирского федерального университета в рамках экспертного семинара с привлечением работодателей различных сегментов рынка труда, выпускников общеобразовательных учреждений, вузов, ссузов, преподавателей и управленцев ВПО и СПО, представителей агентств по трудоустройству. В результате глубинных интервью в фокус-группах и обработки анкет участников методами непараметрической статистики были уточнены структура и содержание разделов е-портфолио для трудоустройства, выявлены предпочтения работодателей различных сегментов рынка труда по структуре е-портфолио. Анализ анкет позволил выявить противоречия в разных возрастных группах по способу представления информации в е-портфолио. Все респонденты отметили необходимость создания базы е-портфолио на региональном уровне.
The paper presents the resultsof the pilot study of the possibilities and prospectsof using e-portfolio forgraduates’ employmentin the KrasnoyarskTerritory.The authors haveproposed a structure foremployment e-portfolio.The study was conductedon thebasis of the SiberianFederal University inthe framework of an expertseminar with the involvement of employersof various segmentsof the labor market, secondary schools, universities and collegesgraduates, teachers and administrators of secondary and higher vocational education institutions, representatives of employment agencies. As a result of in-depth interviews in focus-groups and processing data received from the questionnaires with the use of nonparametric statisticsmethods the structure and the contentofthe e-portfolio sections were developed, preferences of the employers from different segments of the labor market in e-portfolio structure were revealed. Analysis of the data received from the questionnairesrevealedcontradictions in different age groups concerning the wayof information presentation in the e-portfolio. All respondents emphasized the need for creating e-portfolio database at the regionallevel.
focus-groups
labor market
graduate’s e-portfolio
Структура и содержание электронного портфолио является предметом изучения авторских коллективов нескольких вузов г. Красноярска. В работах [1-4] рассмотрены различные аспекты использования е-портфолио: для комплексного оценивания образовательных достижений студентов (магистров и бакалавров), а также для оценивания профессиональной деятельности педагогов. Результаты проведенных исследований доложены на конференциях различного уровня: российских и зарубежных [3-5].

Для исследования возможностей и перспектив использования е-портфолио для трудоустройства выпускников в Красноярском крае был проведен экспертный семинар на базе Сибирского федерального университета. В исследовании использовался метод фокус-групп и анкетирования различных категорий целевой аудитории. В качестве возможных целевых групп, заинтересованных в использовании е-портфолио для трудоустройства, были выделены: выпускники школ, вузов и сузов; преподаватели и управленцы системы СПО/ВПО; работодатели из различных сегментов рынка труда Красноярского края; представители агентств по трудоустройству.

Всего в работе экспертного семинара по исследованию перспектив и возможностей использования технологии е-портфолио для трудоустройства в различных сегментах рынка труда приняли участие 36 человек. Молодежная группа была представлена абитуриентами, учащимися бакалавриата, магистратуры, аспирантуры (47,2% респондентов).

Экспертный семинар состоял из двух частей: фокус-групп и глубинных интервью и анкетирования участников семинара.

Цель экспертного семинара: используя методы групповых дискуссий в малых группах, глубинных интервью, анкетирования различной категории респондентов исследовать перспективы использования технологии е-портфолио для трудоустройства в различных сегментах рынка труда, уточнить структуру е-портфолио для трудоустройства.

Задачи исследования

  • В ходе беседы и дискуссии в разнородных группах участников уточнить содержание отдельных разделов е-портфолио, значимых для работодателя. (Методы исследования: глубинные интервью, фокус-группы.)
  • Выявить предпочтения различных целевых групп по структуре и содержанию е-портфолио для регионального рынка труда. (Методы исследования: фокус-группы, опрос, анкетирование различных целевых групп.)
  • Получить данные для анализа возможностей и рисков использования е-портфолио в качестве инструмента трудоустройства. (Метод исследования: анкетирование работодателей, представителей агентств по трудоустройству.)

Следует отметить, что проводя фокус-группы, мы пытались изучить ожидания от ресурсов е-портфолио как инструмента трудоустройства различных целевых групп. Поэтому участники выбирались среди представителей различных сегментов рынка труда Красноярского края, различных типов общеобразовательных учреждений, представителей агентств по трудоустройству, центров карьеры в вузах и ссузах.

В число участников экспертного семинара вошли представители работодателей, представляющие различные сегменты рынка труда в Красноярском крае, студенты, работники Агентства труда и занятости населения Красноярского края и служб по трудоустройству в вузах региона.

Образовательные учреждения были представлены несколькими институтами Сибирского федерального университета, Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева, Красноярским государственным медицинским университетом им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярским педагогическим колледжем № 1 имени М. Горького, Красноярским индустриально-металлургическим техникумом.

Исследование проводилось в следующем порядке:

  • актуализация участия в исследовании;
  • свободная беседа с элементами дискуссии;
  • проведение фокус-группы;
  • обработка результатов глубинных интервью;
  • обсуждение на проектном семинаре результатов.

В данной статье мы опишем результаты анализа анкетного опроса респондентов, представляющих различные сегменты рынка труда Красноярского края.

Результаты анкетирования участников семинара обрабатывались методами непараметрической статистики. Множественное сравнение выполнялось с помощью критерия Kruskal-Wallis (Крускала-Уоллиса). Для сравнения данных в двух группах (пара вопросов) использовался критерий Манна-Уитни. Различия принимались статистически значимыми при Р£0,05. Размеры статьи не позволяют детально проанализировать все вопросы, заданные экспертам в анкетах, поэтому мы остановимся только на наиболее интересных и важных, по нашему мнению, результатах.

Все респонденты были разделены по возрастным группам. Распределение респондентов по возрасту и сферам деятельности представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение респондентов по возрасту

Диапазон, лет

Гр. 1 (20-29)

Гр. 2 (30-39)

Гр. 3 (40-49)

Гр. 4 (50-60)

Всего

Кол. человек

17

7

4

8

36

В результате анкетирования мы пытались выявить наиболее значимые с точки зрения респондентов разделы портфолио для трудоустройства выпускников как со стороны работодателей, так и со стороны выпускников. Разделы е-портфолио, предложенные разработчиками для анализа, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Разделы е-портфолио для трудоустройства

 

Раздел е-портфолио

1.

Резюме (персональная информация, образование, личностные характеристики, профессиональный опыт, компетенции)

2.

Видеорезюме

3.

Рекомендации предыдущих работодателей

4.

Награды и достижения (сертификаты, дипломы и т.д.)

5.

Примеры проектов/работ

6.

Карьерные планы (цели и перспективы профессионального и личностного развития)

7.

Социальная и общественная деятельность

8.

Условия работы (график работы, желаемая заработная плата)

9.

Мобильность (готовность к поездкам и переезду)

10.

Обратная связь

Ранжирование разделов е-портфолио по важности по возрастным группам значимых различий в ответах респондентов в группах (Р>0,05) не выявило.

Таблица 3 - Среднее значение признака со стандартной ошибкой

Раздел портфолио

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

1.

9,4±0,41

10±0,00

9,3±0,48

8,8±0,62

2.

6,2±0,77

4,7±1,19

5,3±1,44

4,8±1,36

3.

4,7±0,71

4,7±1,04

2,5±0,65

3,6±0,92

4.

6,5±0,59

5,9±0,99

5,3±1,89

5,9±0,97

5.

5,9±0,44

6,9±0,77

6,8±0,75

5,9±0,81

6.

4,5±0,58

3,9±0,96

4,5±0,87

4,6±0,32

7.

2,7±0,44

2,3±0,36

1,5±0,5

2,8±0,41

8.

7,3±0,43

6,7±0,57

7,5±1,04

8±0,63

9.

3,8±0,4

4,6±0,75

5,0±1,08

5,4±0,86

10.

4,5±0,72

5,1±1,26

5,5±1,85

5,5±1,02

В качестве примера приведем график (рис. 1), построенный в STATISTICA.Graph и описывающий результаты по определению важности раздела 1 портфолио (Резюме) для различных возрастных групп, представленные в табл. 2.

pic 

Рис. 1. Диаграмма размаха по разделу «Резюме» портфолио для трудоустройства.

Сравнение мнений работодателей и соискателей позволило выстроить приоритеты в структуре портфолио для трудоустройства (таблица 4).

Таблица 4 - Рейтинг разделов е-портфолио

№ вопроса

(наиболее важный 9 баллов, наименее информативный для Вас - 1)

Среднее

Резюме (персональная информация, образование, личностные характеристики, профессиональный опыт, компетенции)

9,33

Условия работы (график работы, желаемая заработная плата)

7,36

Примеры проектов/работ

6,17

Награды и достижения (сертификаты, дипломы и т.д.)

6,08

Видеорезюме

5,49

Обратная связь

4,97

Мобильность (готовность к поездкам и переезду)

4,44

Карьерные планы (цели и перспективы профессионального и личностного развития)

4,39

Рекомендации предыдущих работодателей

4,19

Социальная и общественная деятельность

2,5

Таким образом, с позиций различных целевых групп наиболее значимыми и обязательными разделами электронного портфолио для трудоустройства можно считать разделы: «Резюме», «Условия работы», «Примеры работ/проектов», документы подтверждающие достижения соискателя («Награды и достижения»).

Представляют интерес выявленные различия среди возрастных групп (работодатели, соискатели) по отношению к способам представления информации в электронном портфолио. Парные сравнения проводились с использованием критерия Манна-Уитни. Данные сведены в таблицу 5.

Таблица 5 - Отношение респондентов к способу представления информации

Сравниваемые возрастные

группы

Текст

Таблицы

Звуковые файлы (голосовые файлы)

Видеоролики

№ 3 - № 4

 

 

 

Р=0,046558

№ 1 - № 4

 

Р=0,008035

Р=0,054554

Р=0,012247

№ 2 - № 3

Р=0,058783

 

 

 

Представление информации для возрастной группы 2 (30-39 лет) в виде текста оказалось предпочтительней, чем для группы 3 (40-49 лет) в 1,8 раза. Для возрастных групп 1 (20-29 лет) и 3 (40-49 лет) представление информации в формате видеоролика оказались значимее в 1,5 и 1,7 раза соответственно, чем для возрастной группы 4 (50-60 лет). Звуковые файлы и таблицы предпочли респонденты 4 группы (значимее в 1, 2 раза и 1,5 раза соответственно). Сравнение проходило в возрастных группах 4 (50-60 лет) и 1 (20-29 лет). Для нас данные результаты оказались достаточно парадоксальными, так как мы предполагали, что различные мультимедиапредставления выберет самая молодая возрастная группа. Планируется проведение дополнительных глубинных интервью с респондентами для уточнения полученных результатов.

Рейтинг представления данных, выстроенный с использованием сравнения средних, выглядит следующим образом (таблица 6).

Таблица 6 - Способ представления данных

Вид представления информации

(самый важный - 1, наименее важный - 5)

Средние

Текст

1,83

Графические изображения (сканированные документы)

2,33

Видеоролики

3,25

Таблицы

3,31

Звуковые файлы (голосовые файлы)

4,2

Большую полемику на семинаре вызвал вопрос о необходимости подтверждения данных, вносимых в портфолио. Мнения респондентов разделились. Большинство (65% опрошенных) считают, что подлинность не всех материалов должна быть подтверждена. С другой стороны, есть ряд документов, которые, по мнению респондентов, должны быть подтверждены обязательно. Например, диплом. При анализе анкет мы обнаружили явное противоречие. В вопросе о структуре е-портфолило раздел «Рекомендации предыдущих работодателей» был отнесен на 9 (предпоследнее) место. Однако 60,6% респондентов считают необходимым подтверждать рекомендации предыдущих работодателей! 75,7% экспертов считают безусловным подтверждения подлинности диплома. Интересная информация заложена в структуре ответа на этот вопрос по возрастным группам. Эксперты среднего и старшего поколения все до одного считают подтверждение диплома обязательным. В то время как респонденты молодого возраста высказывали сомнения в достоверности скан-подтверждений и возможности электронных фальсификаций.

Исследования по использованию е-портфолио в качестве инструмента трудоустройства на рынках труда показали, что все респонденты (100%) считают необходимым создание базы е-портфолио специалистов на региональном уровне. При этом на международном рынке труда наличие е-портфолио, по мнению опрошенных, является конкурентным преимуществом. На региональном рынке пока оно таковым не является. Данные результаты были ожидаемы, так как работа по внедрению и использованию технологии электронного портфолио для трудоустройства в Красноярском крае только начинается.

Выводы

В ходе дискуссий, анкетирования представителей различных фокус-групп были:

  1. уточнены структура и содержание е-портфолио выпускников системы СПО/ВПО для трудоустройства;
  2. выявлены предпочтения различных целевых групп по структуре и содержанию разделов е-портфолио для регионального рынка труда;
  3. статистические методы обработки анкет позволили выявить предпочтения работодателей по содержанию отдельных разделов е-портфолио, значимых для различных сегментов регионального рынка труда.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований(«Электронный портфолио как средство профессионально-личностного развития»), проект № 12-26-19001 / The project "ePortfolio as the Means of Professional and Personal Development" is carried out with the support from Russian Scientific Humanitarian Fund, project № 12-26-19001."

Рецензенты:

Немировский Валентин Геннадьевич, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Россиев Дмитрий Анатольевич, доктор медицинских наук, проректор по информационным технологиям и корпоративной политике ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития РФ, г. Красноярск.