Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

POLYCULTURAL ENVIRONMENT IN MULTINATIONAL SCHOOL AS A CONDITION OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF LEAVERS

Косогова А.С., Дьякова М.Б.
Problem of successful social adaptation of school leavers is actual nowadays. It has special features in a polyethnically structured environment. In this case, organization of school polycultural educational environment can be regarded in two approaches: we can regard environment of school as educational institution or regard environment of a student as an activity subject at school. In the article, work of a school functioning in polycultural multinational environment is described.

Проблема адаптации выпускников школ в настоящее время получила новое звучание. Особенно актуальна эта проблема для сельской местности и специфическое звучание она получает в среде с полиэтнической структурой. Акценты переносятся на интеллектуально-духовное, свободное развитие, полное раскрытие творческого потенциала в содружестве со всеми совместно проживающими этносами в соответствии с той возросшей ролью и ответственностью за последствия своих действий, которая уготована личности в современной ситуации. Это не только интеллектуальная компетентность, но и практическая действенная инициатива, способность к самоорганизации и к саморегуляции в сотрудничестве. Поэтому важны развитые способности оперативного анализа ситуаций, готовность выйти за пределы заданного и развивать, не стимулируемую извне, интеллектуальную и практическую деятельность, используя механизмы коррекции ситуации и продуктивного решения возникающих проблем.

Приведём опыт такой работы одной из школ, функционирующих в поликультурной многонациональной среде. В состав Иркутской области вошёл Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Его характеризует полиэтническая структура населения, основу которой составляют буряты и русские, отличающиеся самобытностью национальных культур. Кроме того, в результате длительного совместного проживания сложилась особая общность людей - сибирская. Этнографический тип сибиряка («сибирский характер») с давних пор характеризуется такими чертами как миролюбие, нравственность, трудолюбие, независимость характера, чувство собственного достоинства. В полной мере эта характеристика относится и к административному центру округа - поселку Усть-Ордынский.

В экономическом и социокультурном плане для поселка Усть-Ордынский, и округа в целом, в настоящее время характерны миграционные процессы, недостаточная развитость производств. Всё это обусловливает необходимость образования и развития подрастающего поколения, способного найти возможности адаптации и продуктивной самореализации в своем месте проживания. Пренебрежение культурой человеческих отношений, особенностями сибирского уклада жизни как поликультурного, неумение понять их смысл, равнодушие к фольклору разрушает не только духовную культуру, но и обедняет ценностные ориентиры каждого человека, нарушая адаптационные процессы. В рамках решения поставленных задач мы увидели необходимость обратить внимание учащихся не только на рациональный анализ перспектив своей жизни, но и эмоциональные аспекты отношения к своей малой родине, чувство морального долга перед ней. Всё это возможно, если у школьников формируется не только интеллектуально-рациональная сфера, на что преимущественно ориентировано российское образование, но и сфера эмоционально-чувственная. Представилось возможным решать эту проблему при условии опоры на поликультурные исторические ценности народа и связанные с ними особенности воспитания.

Учитывая вышеописанную ситуацию, педагоги средней школы № 2 пос. Усть-Ордынский (авторы статьи с 2000 по 2006 г.г. являлись научными руководителями экспериментальной работы в средней школе № 2 пос. Усть-Ордынский) поставили перед собой цель организовать целостную поликультурную среду, и создать условия для полноценной адаптации учеников через оптимальное сочетание рационального и эмоционального компонентов деятельности субъектов учебного процесса в сотрудничестве и диалоге этнических культур (русской и бурятской).

Основанием для подхода, обеспечивающего успешную адаптацию учащихся стали следующие соображения. Вопрос о поликультурном образовательном пространстве часто рассматривается как вопрос межнациональный - культура многих народов в одной образовательной среде. Целью поликультурного образования определяют формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований [3, 4].

Однако поликультурную образовательную среду можно представить и более широко, как систему, где межнациональная культура является лишь одним из компонентов. Есть смысл вспомнить положение М.М. Бахтина о диалогичности современной культуры, о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами. В этом случае актуально положение В.С. Библера об обучении как о диалоге культур [1,2]. Одно другому не противоречит, но детализирует и конкретизирует как идею, так и процесс взаимодействия культур. Человек, как уникальный мир культуры, включает её национальные особенности отношения и поведения, а также индивидуальные и наднациональные особенности познания.

Таким образом, от уровня достаточно нивелированного (культура познания как условие успешной адаптации) переходим к уровню диверсификации (особенности адаптации в рамках национальной культуры), чтобы затем опять обратиться к некоторой унификации, но уже в другом контексте - контексте новой системы, методологической, в которой координируются и интегрируются особенности национальных культур в единую культуру мира. Единая культура мира достаточно относительна, так как восприятие мира в целом и его составляющих, в том числе культуры, зависит от особенностей каждого субъекта познания, его ментальности, маргинальности - поэтому возникает проблема моральной готовности каждого субъекта образовательной среды, носителя индивидуальной культуры, к успешной адаптации в поликультурной среде.

В процессе познавательной деятельности как достаточно унифицированной возникают представления о картине мира. Однако на формирование этой картины влияет язык, являющийся не только средством коммуникации и познания, но средством создания той особой реальности, той культуры, в которой живет человек. Современная лингвистика довольно активно разрабатывает направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации; возникает научное направление лингвокультурология, задачей которого является раскрытие ментальности народа и его культуры через язык [3, 4].

Считают, что языковая картина мира предшествует картинам природы и общества и, во многом, формирует их, так как понимать мир и себя человек может благодаря языку, в котором фиксируется индивидуальный, национальный и общечеловеческий опыт. Поэтому роль языка состоит не только в передаче сообщений, но и во внутренней организации того, что подлежит сообщению, а языковая картина мира эксплицирует различные картины мира человека и отображает общую картину мира. Возникла и крепнет убежденность, что путь к осмыслению феномена человека лежит через естественные языки. Разные языки по-разному концептуализируют мир [3, 4]. Поэтому одним из главных факторов, способствующих будущей адаптации учеников школы № 2 пос. Усть-Ордынский на основе сибирской культуры как синтеза многих культур, выступают бурятский и русский языки (в школе 56% детей бурят и 43% русских детей), традиции, обычаи, обряды, знание истории родного края, традиционный хозяйственный уклад.

В связи с этим особое значение, особую роль, приобретает в работе школы обучение языкам (иностранным и родным для учеников языкам, в том числе русскому и бурятскому), анализу текстов авторов различных национальностей. Всё это в контексте национальных культур и в контексте некоторой новой общности, ориентированной на взаимодействие этих культур, на обогащение, благодаря этому взаимодействию, культуры человека сибирской общности как этнографического феномена. Последнее осуществляется не только на классно-урочных занятиях, где используется национально-региональный компонент, но и в рамках занятий в художественно-эстетическом центре, акцентирующем фольклорную деятельность.

Таким образом, поликультурная среда школы создает условия для освоения универсальных, одинаковых для любого этноса, способов познания окружающей действительности, а, с другой, возникает возможность диалога разных культур на эмоциональном уровне, что способствует развитию каждой культуры в отдельности.

В современной ситуации развивающихся рыночных отношений актуальны практически действенная направленность образования, развитие личностных структур сознания (самопознания, саморазвития, рефлексии) через принадлежность к той или иной национальности и сибирской этнической идентичности. При этом особенно возникает необходимость соотнесения рационального и эмоционального, так как развитие детей в ситуации совместного проживания и обучения должно учитывать как необходимость адаптации к современным рыночным условиям, так и необходимость становления культуры личности, её национального и общечеловеческого самосознания.

Под рациональной составляющей развития детей понимаем опирающуюся на требования рассудка оптимальную адаптацию к обстоятельствам и последующее, логически выверенное, предварительно спрогнозированное и спроектированное продуктивное преобразование окружающей среды и обстоятельств с целью результативной самореализации.

Рациональное развитие детей связано с формированием логических умений, способностей выверять соответствие отдельных элементов знаний с требованиями поставленных целей и задач. Рациональное развитие - это развитие способностей, анализировать, прогнозировать и проектировать деятельность, учитывая комплекс значимых для проекта обстоятельств и факторов.

Это процесс универсален для любой культуры. Культура познания унифицирована, так как она связана с овладением структурой деятельности, способов познания и рационального (целесообразного) их использования в каждой конкретной ситуации. Она является элементом любой национальной культуры, которая связана с особенностями национального самосознания. Все это создает мировое пространство как поликультурное образование, интегрируясь в которое и адаптируясь в нем, учащийся овладевает навыками продуктивного взаимодействия с носителями различных культур.

Эмоциональная составляющая образования заложена в особенностях языка этноса, его традициях, фольклоре, то есть особенностях выражения (вербальных и невербальных) своих чувств, отношений и переживаний.

Это сигналы о том, насколько человек продвигается вперед в приобретении знаний и формировании жизненно важных умений. Эмоции не только сопутствуют всякой деятельности, «обслуживая» потребности организма, но сами являются объектом особой потребности. Любому человеку присуща жажда эмоционального насыщения, стремление к переживанию различных чувств.

Возникшие в результате взаимодействия организма со средой, положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные - заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

Ряд свойств и некоторые функции эмоций являются исключительно важными в образовательном процессе. Чувства могут выступать как дополнительный мотив учебной деятельности. При этом для организма важно не однообразное сохранение положительных эмоциональных состояний, а мозаика сменяющих друг друга чувств, имеющих оптимальную интенсивность. Уровень эмоционального и рационального развития выпускника предполагает динамику его устремлений к продуктивной самореализации через преобразование адекватно времени и собственным возможностям идей, мотивов, целей, интересов, поисков, замыслов, программ.

Очевидно, именно целостная поликультурная, эмоционально насыщенная образовательная среда школы может выступить условием последующей успешной адаптации выпускников в многонациональном социуме. Целостная поликультурная образовательная среда школы в таком случае может быть рассмотрена с двух позиций: среда школы как учреждения образования и среда ученика как субъекта деятельности в школе.

Первое, в случае школы № 2 пос. Усть-Ордынский, реализуется через создание вертикали лицейских классов (2-10), различных вариантов обучения как в начальной, так в основной и в старшей школах.

Уже в первом классе, наряду с общеобразовательной, осуществляются общая коррекционная подготовка и базовая с повышенным уровнем. Это позволяет на втором году обучения организовать классы для детей с повышенным уровнем возрастного развития, которые, по сути, являются пропролицейскими и позволяют оптимизировать подготовку детей сначала в пролицейские (5-8), а затем и в лицейские (9-11) классы.

В старшей лицейской школе (10-11 классы) появляется возможность акцентировать предпрофессиональную направленность обучения.

При этом активизируется рациональная (логическая) компонента, которая позволяет сделать акцент на обучение школьников структуре деятельности (структуре способов деятельности) как основе самообразования. В связи с этим коллектив школы работает над содержанием самостоятельной работы учеников, как в рамках отдельных учебных предметов, так и в межпредметных ситуациях. Происходит это, как указывалось выше, в поликультурной среде: полилог личностей-культур, преимущественно, бурят и русских, что, естественно, приобретает эмоциональную окраску, так как определяется национальным самосознанием, национальной общей культурой, в том числе национальными особенностями культуры познания.

С позиций ученика целостность образовательной среды определяется, в частности:

1.  Представлениями о себе и других с учетом национальных особенностей.

2.  Преемственностью и оптимизацией процесса обучения от класса к классу через насыщение его дисциплинами как рационального, так и эмоционального контекстов с привлечением художественно-эстетического центра (в рамках которого реализуются дисциплины, включенные в учебный план).

Результатом функционирования целостной поликультурной образовательной среды школы является выпускник, который хотел бы и был бы способен сделать осознанный выбор своего дальнейшего образования в зависимости как от личных устремлений, так и от особенностей развития региона и востребованности в подготовленных кадрах, способный адаптироваться в любой национальной среде и в среде любой деятельности, в том числе в среде познавательной деятельности, разумно сочетая её логическую и эмоциональную составляющие.

Исследования поддержаны грантом РГНФ (проект № 06 - 06 - 00312а)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.

2.  Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

3.  Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл; СПб: Лань, 2003. - 288 с.

4.  Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2004. - 208 с.