Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MAINTENANCE OF TRANSITION OF DEPRESSIVE RUSSIAN REGIONS TO THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT – THE BASIS OF THEIR SOCIAL STABILITY

Eskerhanov R.Z. 1 Bataeva J.D. 2 Bataeva A.D. 2
1 Groznensky state oil technical university of a name M.D.Millionshchikova
2 Complex scientific research institute of the Russian Academy of Sciences
The scientific aspect of maintenance of a sustainable development of depressive regions as process of changes in which operation of natural resources, the direction of investments, orientation of scientific and technical development, development of the person and institutional changes are coordinated with each other and strengthen present and future potentials for satisfaction of human wants and aspirations is analysed. Authors note a special role of regional economy in effective scientific maintenance of economic transformations, creation of uniform economic space at rationalization of inter-regional communications, formation of the regional markets, and also at development of effective, scientifically well-founded regional strategy. Transition to a sustainable development - difficult and long-term process which mentions all complex of problems of long-term development as the countries as a whole, and its separate regions. It is noticed that for transition of the Chechen Republic as one of depressive regions to a sustainable development working out and realization of a consecutive and effective economic, investment, ecological and regional policy is necessary
socio-economic systems of the region
sustainable development
Введение

Устойчивым развитием является стабильное социально-экономическое развитие, обеспечивающее непрерывный прогресс общества, способствующее экономическому подъему и одновременной защите ресурсной базы и окружающей среды с учетом интересов будущих поколений [4]. Развитие может быть неустойчивым в том случае, если происходят коллизии столкновения подсистем целостной системы.

Кризис, как особенное состояние системы, свидетельствует о возможности ее разрушения или перехода в новое качество [1]. Или гибель, или переход на более высокий уровень самоорганизации - вот в чем выражается современное бифуркационное состояние регионального вектора развития.

Особенно актуально это для регионов недавно образованного Северо-Кавказского федерального округа, отличающихся самыми низкими в стране макроэкономическими показателями. Современное состояние данных регионов при этом таково, что в стратегиях их развития требуется не только определение целей по основным показателям, но и создание предпосылок для формирования на их территориях новых экономических отношений с обязательным учетом институционального принципа зависимости результатов экономических трансформаций от предшествующей траектории развития и особенностей ныне существующей институциональной среды каждой территории.

В комиссии, созданной Организацией Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, и подготовленном ею докладе «Наше общее будущее» отмечалось, что человечество способно сделать свое развитие устойчивым, т.е. направленным на «удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности» [4].

 Термин «устойчивое развитие» с 1987 г. официально вошел в международную общественную лексику для обозначения длительного непрерывного развития, способного обеспечить потребности сегодняшних поколений людей без ущерба будущим поколениям [2].

Понятие «устойчивое развитие», по мнению ведущих авторов, имеет рациональное содержание и предполагает иерархию проблем, потому что предполагает объективное противоречие стабильности и прогрессивных изменений, включает многие естественно-научные и социально-политические аспекты [3].

В экономической науке термин «устойчивое развитие» применяется для обозначения типа экономического развития, которое обеспечивает экономическую и экологическую безопасность для живущих на Земле людей, придает воспроизводимость ограниченным ресурсам и обусловливает такое качество экономического роста, как справедливое распределение доходов [4]. Пристального изучения компонентов устойчивого экономического развития еще ожидает переход от количественных к качественным факторам роста.

Cоциально-экономическая система региона рассматривается как единый комплекс, и результаты всех основных видов региональной деятельности ярко проявляются и очевидны для всех именно тогда, когда управление социально-экономической системой региона строится на основе информации, собранной в ходе этого процесса. Регион в своем развитии использует экономические ресурсы, потенциал. Чтобы развитие было поступательным и устойчивым, структурные элементы потенциала должны использоваться взвешенно, грамотно, динамично и в институционально обоснованной пропорции.

Потенциал социально-экономической системы есть поликомпонентная система, имеющая свою собственную внутреннюю структуру, непосредственно влияющую на реализацию региональной политики. От нее зависят обеспечение экономического развития территорий и процесс регионального воспроизводства.

По мнению Р. Шнипера, элементный состав экономического потенциала включает основные производственные фонды; непроизводственные фонды; оборотные фонды; финансово-инвестиционные ресурсы; трудовые ресурсы, их образовательный и профессиональный уровень; естественно-природные ресурсы; нормативно-правовой пласт, информационную составляющую, значимость которой постоянно возрастает [6]. Региональная воспроизводственная система функционирует как механизм трансформации ресурсов в материальные и нематериальные блага для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения данного социально-территориального сообщества. Поэтому ключевым вопросом в региональной экономике является поиск путей увеличения эффективности использования потенциала социально-экономической региональной системы.

Над устойчивостью развития размышляли классики и неоклассики экономической мысли. Они решили, что развитие является неустойчивым тогда, когда из-за обострения внутренних противоречий или с окружающей средой возникает кризисное состояние системы, которое может вызывать или ее разрушение, или переход в принципиально новое качественное состояние [3].

В данном вопросе наиболее приемлемой является точка зрения О. Пчелинцева, который полагает, что острая необходимость перехода России на модель устойчивого развития вызвана: мощным дисбалансом организационно-экономических механизмов воспроизводства; усилением межрегиональной дифференциации; и, наконец, институционально требуется создать собственную институциональную инфраструктуру [5].

Следует отметить, что устойчивое развитие может включать две группы понятий [4]:

  • 1) возможность и потребность, необходимые для существования, т.е. для сохранения и развития;
  • 2) некоторые ограничения, обусловленные состоянием технологий и организацией общества, накладываемые на возможности удовлетворять потребности.

Вслед за ведущими учеными мы полагаем, что существуют макропоказатели устойчивости, которые необходимо поддерживать на определенных заданных уровнях, поскольку они задают направление и темп движения региональным системам. Они хорошо известны из теории макроэкономики.

Многие исследователи главной «ареной» для внедрения теории устойчивого развития в практику жизнедеятельности считают регионы, так как они готовы к этому: исторически - как самые традиционные и привычные российскому менталитету с определенным набором национальных и этнических признаков; территориально - как место проживания достаточно обособленных социумов; организационно - выступают наиболее управляемой структурой с равноудаленным положением в менеджерском смысле; зарекомендовали себя как достаточно толерантные государственно-общественные локалитеты; приобрели опыт гибких рыночных трансформаций; вполне могут конкурировать на арене мировой экономики не только с отдельными территориями, но и со странами.

В настоящее время разработка проблем экономической устойчивости регионов, их сбалансированного экономического роста ведется достаточно широко и активно. В настоящее время важнейшей задачей управления социально-экономическими системами является обеспечение их устойчивого развития на продолжительном временном горизонте, так как исторический опыт наглядно показывает, что страны, в истории которых преобладали эволюционные изменения, достигли наивысших результатов по уровню жизни - главной цели своего развития.

Итак, что же понимать под «устойчивым развитием региона»?

По мнению Л. Абалкина [1] - безопасность, стабильность, способность к постоянному обновлению и совершенствованию; Р. Шнипер [6] считает, что самое главное - это надежность экономической конструкции региона, адаптивность и эластичность регионального воспроизводственного процесса. Во всем нужна постепенность и никаких резких скачков в течении социально-экономических процессов.

Есть много точек соприкосновения и у понятий «экономический рост» и «устойчивое развитие». И там, и тут ключевое место занимает динамика, движение как характеристика экономических феноменов. Это - не статика, а именно последовательная смена состояний. Причем - не одномоментная характеристика, а повторяющаяся, которая наступила на длительный период, чтобы обеспечить высокое качество жизни общества. В региональном аспекте также важна макроэкономическая предопределенность обоих понятий при изучении экономической системы в целом.

Произошедшая в начале 90-х гг. XX в. дезинтеграция экономического пространства привела к тому, что некоторые регионы получили совершенно разные стартовые позиции в современных условиях ведения хозяйства. Однако непростая ситуация, ведущая к ежегодному увеличению разрыва в уровне социально-экономического благополучия в сравнении с развитыми территориями страны, наблюдается в экономике почти всей зоны Севера, во многих районах Урала, Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа.

В современных условиях, когда политическая обстановка отличается нестабильностью, обостряются межнациональные конфликты, региональная политика ставит своей главной целью выявить экономические предпосылки сохранения экономической целостности государства, чтобы не допустить торжества сепаратизма и не дойти до развала страны.

На первый план в результате выходят задачи недопущения социального конфликта, чрезмерной дифференциации населения, что, в первую очередь, касается депрессивных регионов Крайнего Севера, северокавказских республик и некоторых других национально-территориальных образований. Именно поэтому проводимая в России и на обозначенных территориях политика предполагает разработку системы экономических мер для стимуляции и поддержки воспроизводственных процессов.

Основной целью на начальном этапе является стабилизация социально-экономической обстановки, в связи с чем перед региональными образованиями стоят следующие задачи:

  • - создание организационных, финансово-экономических условий для развития отраслей материального производства;
  • - обеспечение социальной стабильности;
  • - разработка комплекса мер по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях.

На следующем этапе их деятельность, по нашему мнению, должна быть направлена на проведение внутренних преобразований сложившейся хозяйственной системы, обеспечивающих: формирование рациональной структуры экономики; технологическое обновление промышленного производства; внедрение наиболее эффективных методов хозяйствования; рациональное использование природных ресурсов.

На заключительном этапе решается проблема гармоничного развития социально-экономического комплекса регионального образования, что характеризуется: завершением формирования перспективной производственной структуры; повышением уровня жизни населения; устойчивым расширенным воспроизводством; поддержанием равновесного состояния окружающей среды.

Ныне существующая градация регионов на развитые и дотационные по праву должна быть заменена другими критериями: самообеспечивающие собственное перспективное развитие и несамообеспечивающие его. У первых видов регионов - самообеспечивающих - имеющаяся ресурсная база (в т.ч. производственная) позволяет достигать перспективные цели развития. Вторые регионы нуждаются в помощи со стороны федерального центра (в виде трансфертов, дотаций, преференций, субсидий) или со стороны соседних и иных регионов (в виде развития кооперационных связей и т.п.) [7].

Регионы могут различаться также по такому признаку, как развивающиеся и стагнирующие, в которых нет места приложения трудовым ресурсам, и люди активно выезжают. В связи с этим весьма показательным критерием развития регионов может быть состояние миграционных процессов. Так, у развивающихся регионов положительное сальдо миграции; то есть количество въезжающих (причем неважно, на постоянное или же временное проживание) людей выше, чем количество выезжающих, покидающих данный регион. Депрессивные регионы, как близнецы, похожи друг на друга из-за некоторой однобокости промышленной структуры, из-за слабой адаптации к альтернативным видам деятельности, из-за низкой диверсифицированности производства, отсталого характера социальной и промышленной инфраструктуры, рассогласованности конфигурации различных сфер экономики, а также обусловленной былым гигантизмом советских лет высокой концентрацией и монополизацией производства. Чисто внешний динамизм, который наблюдается в результате турбулентного роста вырвавшихся вперед отраслей - такая экономическая система очень уязвима для изменений рыночной конъюнктуры. Сбой в экономических циклах устоявшихся отраслей региональной экономики вызывает цепную реакцию кризисных явлений во всех сопряженных секторах и отраслях территориального мезокомплекса. Старые отрасли, которые были генераторами роста и стимуляторами развития региональной экономики, теперь превращаются в мощные тормоза, и даже в ее балласт. Параллельно с катастрофическим падением всех показателей воспроизводства к основным негативным социально-экономическим феноменам - последствиям развития процессов в депрессивных регионах - относятся хроническая безработица, связанная с этим миграция населения, криминализация экономики. В результате развития депрессивных ситуаций в региональной экономике становятся привычными также снижение доходов населения, застойная бедность, негативные тенденции в сфере демографии, экологии, социальных услуг.

Вывод

Основными изменениями, связанными с переходом от планово-директивной системы управления единым народно-хозяйственным комплексом страны к эффективному и устойчивому региональному управлению, являются следующие: создание организационно-экономических предпосылок и институциональных условий для реализации всеми экономическими субъектами региона рыночных принципов экономического либерализма и самостоятельности; безусловная ориентация развития региональной экономики на решение всех социальных проблем, на создание условий, дающих возможность для высокого качества и высокого уровня жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества.

Очень важны в этом отношении направленность инвестиционной и структурной политики региона на удовлетворение спроса и потребностей региональных факторных рынков, на выявление запросов как внутренних, так и внерегиональных потребителей.

Конечный результат преодоления депрессивности региона на основе эффективного регионального управления оценивается только степенью соответствия уровня экономического развития региона и достижения цивилизованных стандартов жизнедеятельности населения (обеспеченность расходных статей бюджета, соответствие структуры доходов и структуры расходов семей, соблюдение социальных стандартов, состояние демографической ситуации, уровень экологической безопасности и др.). Институциональные условия в этих регионах складываются так, что сами они не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы без помощи и активной регулирующей роли государства - т.е. Центра. Условием перспективного социально-экономического развития регионов выступает необходимость преодоления ситуации, способствующей воспроизводству депрессивных процессов. Реализация региональной социальной политики, направленной на рост человеческого капитала регионов, выдвигает в качестве основного направления устойчивого развития эффективное использование ресурсного потенциала, обеспечивающего устойчивый процесс регионального воспроизводства.

Исследовательская работа выполнена в рамках «Программа фундаментальных исследований Президиума РАН и Отделения РАН на 2012 год» (код Программы П 32).

Рецензенты:

Ибрагимов Канта Хамзатович, д.э.н., профессор, заместитель директора Комплексного научно-исследовательского института имени Х.И. Ибрагимова, г. Грозный.

Идигова Лалита Мусаевна, д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник отдела экономики и права Академии наук ЧР, г. Грозный.