Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

PHYSICAL CULTURE AND SPORT ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL SAFETY CULTURE: THEORETICAL REASONING

Trunov M.V. 1 Sergeev A.N. 2
1 Municipal Institution of Complementary Education Children’s and Youth Sport School “Youth”, Tula
2 Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, Tula
В статье обосновывается актуальная проблема развития культуры безопасности будущего учителя. С позиций методологии анализируется степень разработанности данной проблемы, рассматриваются современные взгляды, актуальные концепции, приводятся международные документы, касающиеся данного вопроса. Выявляются очевидные противоречия как в процессе подготовки будущих учителей, так и в теоретических разработках, ему посвященных. Предлагается использовать теорию физкультурно-спортивной деятельности для развития педагогической культуры безопасности будущего учителя. Становление и динамика педагогической культуры безопасности содержательно раскрываются во взаимодействии феномена безопасности и среды безопасности через социальные механизмы адаптации к происходящим внутренним и внешним изменениям. Одним из перспективных направлений обозначено поэтапное вовлечение педагогических кадров в массовую физкультурно-спортивную деятельность.
The paper substantiates the urgent problem of the development of safety culture of future teachers. The author analyzes existing methodological approaches, up-to-date conceptions, scientific research and international documents concerning the issue under consideration. The obvious contradictions in the practice of teacher training are examined from methodological point of view. The author suggests using the theory of physical culture for the development of safety culture of future teachers. The establishment and dynamics of pedagogical safety culture are discovered in the interaction of safety phenomenon and safety environment through the mechanism of social adaptation to its internal and external changes. Gradual involvement of future teachers into mass sport activities is considered as one of the most promising and fruitful ideas in the area of teacher training.
theoretical and methodological approaches
physical culture and sport activity
pedagogical safety culture
Глобальное развитие современного общества с его рисками и угрозами  рассматривается  специалистами в области безопасности различных областей жизнедеятельности как кризисное. Прогнозируются социальные, экологические, техногенные катастрофы, возникновение которых с тревожной периодичностью на протяжении последнего десятилетия оправдывает данные прогнозы.

Необходимость формирования, поддержания и развития культуры безопасности как важнейшего условия устойчивого развития современного общества обсуждается в политическом, экономическом, религиозном, социальном контексте на форумах различного уровня (Конференция ООН по окружающей среде и развитию, 1992; Международная конференция «Современное государство и глобальная безопасность», 2009; резолюции Генеральной ассамблеи ООН «О международной экономической безопасности», 1985; «Роль науки и техники в контексте международной безопасности и разоружения», 2000; «Достижения в сфере информатизации и коммуникаций в контексте международной безопасности», 2010 и др.). Это разнообразие связано с широтой трактовок концепции «культура безопасности», охватывающей сферы управления, законодательства, образования и воспитания (Горина Л. Н., Мошкин В. Н., Сапронов В. В., Кауфман Ф. К., Хадсон П., Юттал Б. и др.). При этом объединяет их концептуальная основа, согласно которой культура безопасности соотносится с «формированием такого национального климата, при котором безопасность является делом ежедневного внимания».

Современная педагогическая теория и практика не может оставаться в стороне от поиска путей и средств развития культуры безопасности. Наличие трудноразрешимых экологических, политических, национальных проблем, которые как бы персонифицируются, формируют кризисные состояния человека, вынуждают систему образования или адаптироваться к трудноразрешимым социально-экономическим и культурным проблемам, или противостоять им. В общеобразовательных школах России, в средних и высших профессиональных учебных заведениях внедряются курсы «Основы здорового образа жизни», «Валеология», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) и др. Однако эффективность развития культуры безопасности остается недостаточно высокой. По данным, приведенным на заседании круглого стола «Несчастные случаи с обучающимися: правовые аспекты», который был организован Комитетом Государственной думы по образованию в сентябре 2011 года, в 2009 году произошло 19136 несчастных случаев с учащимися; в 2010 году на рабочем месте пострадали 1284 работника образовательных учреждений. Родители, педагоги и общественность обеспокоены безопасностью учебных заведений. Не меньшее беспокойство вызывают и условия профессиональной деятельности учителя, когда его здоровье и жизнь подвергаются серьезной опасности в школе и за ее пределами.

Актуальные вопросы безопасности по-разному рассматриваются в отечественной и зарубежной научной литературе. Педагоги и психологи изучают данную проблему с позиций соответствия культуры безопасности современным условиям развития общества (Абаскалова Н. П., Бондырева С. К., Колесов Д. В., Сластенин В. А., Слободчиков В. И.). Речь идет о ценностном отношении к собственной безопасности, поскольку она, по сути, определяет поведение человека во всех сферах его жизнедеятельности. Ценностное отношение к безопасности, которая имеет общечеловеческую значимость, отражено в работах   Гориной Л. Н., Суллы М. Б., Попадейкина В. В., Устинова B. Е., Устинова В. И. Существенным моментом, на который обращают внимание многие авторы (Грищенко М. В.,      Забурдаева Т. И., Запесоцкий А. С., Колесников Л. Ф., Турченко В. Н.), является роль гуманитарного образования в процессе развития духовно-нравственной, экологической безопасности, сохранения культурной идентичности. Психологические аспекты безопасности в образовании рассмотрены Баевой И. А., Геллер Г. А., Краснянской Т. М. Проблему формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вузов исследовали Лызь Н.А., Немкова И. Н. и др. 

Наряду с этим необходимо отметить, что исследования совершенствования подготовки учителя в области культуры безопасности главным образом свелись к изучению формирования безопасности жизнедеятельности в процессе реализации узкоспециальных дисциплин (Вольхин С. Н. 2005, Снегирев А. В. 2007, Головачев М. В. 2004), что позволяет говорить о том, что педагогическая культура безопасности всесторонне и комплексно не рассматривалась. Использование физкультурно-спортивной деятельности в качестве основного инструмента развития профессиональной педагогической культуры безопасности также не получило широкого освещения в исследованиях последних лет.  Лишь Матвеев А. В. в 2001 г. и  Бикмаев И. А. в 2004 г. уделили внимание некоторым аспектам профессиональной педагогической подготовки и физкультурно-спортивной деятельности в связи с проблемой безопасности жизнедеятельности.

Своевременность исследования педагогической культуры безопасности определяется, таким образом, наличием ряда противоречий, среди которых наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие. Прежде всего, это противоречие между необходимостью повышения безопасности учебных заведений и отсутствием ощутимых результатов в деле ее обеспечения. В данном контексте приоритетной является интеграция усилий школы и других социальных и общественных институтов для решения задач повышения культуры безопасности, чему препятствует недостаточная эффективность применяемых с этой целью средств и методов. Не вызывает сомнения  потребность образовательных учреждений в учителях, физически и психологически подготовленных к педагогической деятельности в условиях повышенной угрозы безопасности. Однако недостаточное использование потенциала физкультурно-спортивной деятельности в процессе их профессиональной подготовки не позволяет удовлетворить эту потребность в полной мере.

Мы полагаем, что методологическое исследование культуры безопасности позволит также актуализировать проблемы содержательно-структурного и функционального аспектов, уровней, способов и форм  ее проявления.

Прежде чем рассматривать данный феномен, мы предлагаем развести  два понятия - «культура безопасности» и «безопасность жизнедеятельности». Мы согласны с мнением, что научная категория «культура безопасности» - сложное  социальное явление, воплощенное в науке, искусстве, мифологии, идеологии, религии, спорте и т. Это тот совокупный ответ общества на угрозы,  в поле которых вынуждена функционировать любая социальная система [2].

Безопасность жизнедеятельности как научная отрасль и учебная дисциплина (БЖД) систематизирует и обобщает данные разных наук, в понятийной форме отражает законы безопасности человека и общества. Безопасная жизнедеятельность на индивидуально-личностном уровне - характеристика человека и его жизнедеятельности, основной предпосылкой которой является творческое присвоение этим человеком культуры безопасности. Однако культура безопасности в личностном ее воплощении и безопасность жизнедеятельности как характеристика человека и его деятельности также не одно и то же. Безопасная жизнедеятельность - это жизнедеятельность по законам безопасности (профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов). Культура безопасности личности как минимум включает в себя целый ряд дополнительных компонентов - это не только безопасная жизнедеятельность, но и мотивация, опыт самосовершенствования готовности к безопасной жизнедеятельности. Отсюда следует, что понятие «культура безопасности» (личности) шире, чем понятие «безопасность жизнедеятельности» (человека) [5].

Для нас важнейшей является проблема теоретического обоснования содержания культуры безопасности личности, закрепления ее в сознании и мировоззрении, проявления ее в общении и деятельности.  Общетеоретическими основаниями анализа культуры безопасности и ее формирования у различных категорий граждан выступают идеи и концепции, содержащиеся в работах исследователей культуры: М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, Й. Хейзинги  и многих других.

В данных исследованиях культура представлена как исторически развивающаяся надбиологическая сфера человеческой жизнедеятельности (труд, поведение и общение), благодаря которой обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях. Она хранит и транслирует исторически накапливаемый социальный опыт. Она же генерирует новые программы поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой деятельности, порождают реальные изменения в жизни общества. Она пронизывает все без исключения сферы социальной жизни, и нет ни одного социального феномена, который не нес бы на себе печать ее воздействия. Никакие крупные социальные изменения невозможны без изменений в культуре.

Несмотря на разнообразие трактовок понятия культуры и широты ее научных определений содержательная основа охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов. Источники происхождения культуры связаны с деятельностно-практическим отношением человека к миру, которое представляет собой диалектическое единство объективного (зависимость деятельности человека от объективных условий и обстоятельств прошлого человеческого опыта) и субъективных (создание в деятельности новых условий и обстоятельств) [4]. Мы согласны с положением о том, что рассмотрение процессов и явлений с позиций культурного освоения природного и общественного бытия является своеобразной альтернативой естественнонаучному и технико-технологическому детерминизму и направлено не на объяснение природы, ее форм и способов проявления в обществе, а на чувствование и понимание одного человека другим, на описание духовно-нравственных, политико-правовых, экономических, экологических и иных феноменов общества и внутреннего мира человека [1; 3; 6]. Отказ от сциентистского, технократического подхода, от формирования узко конформного человека и от подготовки специалиста для определенного вида производства, позволяет рассматривать любое знание как обращенное к человеку и его культуре. К той культуре, «которая не является лишь совокупностью готовых ценностей и продуктов, лишь жаждущих потребления или осознания», а представляет собой «способность и усилие человека быть, владение живыми различиями, непрерывно, снова и снова возобновляемое и расширяемое» [7].

Определение «культура безопасности», которое дают отечественные и зарубежные исследователи (Гафнер В. В., Горина Л. Н., Мошкин В. Н., Кузнецов В. Н., Снегирев А. В., Юттал Б., Кауфманн Ф. К.) отражает сущностные черты данного явления: разделяемые людьми ценности (ценностный компонент) и когнитивные установки (когнитивный компонент), которые реализуются организационными структурами и системами контроля с целью выработки соответствующих норм поведения (деятельностный компонент) [8].

В научной литературе, посвященной исследованию культуры безопасности, представлены, по меньшей мере, два подхода к анализу понятия:

1) во-первых, культура безопасности может рассматриваться с точки зрения ее содержания - взгляды, ценности и отношение группы людей (организации) относительно обеспечения безопасности;

2) во-вторых, с точки зрения ее процессуального обеспечения, т.е. как структуры, осуществляемые ими стратегии и контрольные процедуры, способствующие созданию безопасной среды.

Мы предлагаем рассматривать культуру безопасности комплексно с учетом обоих аспектов, поскольку считаем важным и изменение когнитивных и ценностных установок, и развитие деятельностного потенциала, что будет способствовать созданию безопасной среды.

Идеальная культура безопасности является тем «мотором», который продвигает систему к цели сохранения ее максимальной устойчивости к потенциальным рискам. К. Е. Уэйк описывает безопасность как динамическое «не-событие». Не-события по своей природе воспринимаются обычно как нечто само собой разумеющееся, особенно тогда, когда ход общественных процессов ничем не нарушается. Безопасность невидима, т.к. безопасные последствия не отклоняются от ожидаемых результатов, поэтому внимание на них не фиксируется. А если люди ничего не видят, то они предполагают, что ничего не происходит и не будет происходить, если они будут продолжать действовать прежним образом. Но это заблуждение, т.к. создание устойчивых результатов требует определенных динамических усилий [9].

В отсутствие неблагоприятных событий лучшее, что можно сделать для стимулирования и поддержания состояния разумной осмотрительности, это собирать определенную информацию. Это означает создание информационной системы безопасности, которая собирает, анализирует и распространяет информацию, извлеченную при разборе причин происшествий, а также при профилактических проверках жизненно важных процессов, обеспечивающих функционирование системы. С точки зрения некоторых исследователей все эти мероприятия составляют так называемую культуру осведомленности, в которой те, кто обеспечивает функционирование системы и управляет ей, обладают необходимой суммой знаний о природных, организационных и человеческом факторах, которые определяют безопасность всей системы. В определенном смысле культуру безопасности можно определить и как культуру осведомленности.

Таким образом, в структуру культуры безопасности, по нашему мнению, должны входить следующие элементы: персональное осознание приоритета и важности безопасности как ценности; знания и компетентность, обеспечиваемые соответствующей подготовкой, мотивация поступков и действий с постоянным самоконтролем. В контексте предмета нашего исследования мы предлагаем учитывать и такие важные аспекты, как  укрепление доверия общественности к безопасности в образовательном учреждении, открытость в надзоре и контроле за безопасностью. Следовательно, мы определяем культуру безопасности как социальную психологическую, квалификационную характеристику личности, предполагающую восприятие безопасности как приоритетной цели и внутренней потребности, которое приводит к самосознанию ответственности и контролю в процессе деятельности.

Учитывая тот факт, что специфическое проектирование педагогической культуры учителя, которое проявляется в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной деятельности, также можно рассматривать как педагогическую культуру, мы видим педагогическую культуру как совокупность профессиональных ценностей, специфический способ профессиональной деятельности, как процесс творческой профессиональной реализации. Мы полагаем, что к указанным характеристикам необходимо добавить рефлексивную составляющую, которая выражена в совокупности индивидуальных социально обусловленных способов осознания и переосмысления учителем собственной деятельности, адекватных природе педагогического процесса.

Мы полагаем, что процесс развития педагогической культуры безопасности будущего учителя определяется теснейшим взаимодействием внутренних и внешних факторов, которые влияют на динамику ее развития. Среди внутренних (индивидуальных) назовем факторы, детерминированные статусными и ролевыми характеристиками субъектов педагогического процесса, их установками и готовностью действовать определенным образом. Среди внешних факторов ведущими, полагаем, являются природные, социокультурные, экономические, политические, обстоятельства, т.е. внешняя среда, социум, окружающий субъектов. Становление и динамика педагогической культуры безопасности содержательно раскрываются во взаимодействии феномена безопасности и среды безопасности через социальные механизмы адаптации к происходящим внутренним и внешним изменениям.

Физкультурно-спортивная деятельность, включенная в профессиональную подготовку будущего учителя и осуществляемая на основе целенаправленно разработанных программ, способствует развитию педагогической культуры безопасности. Эффективность данного процесса обеспечивают следующие организационно-педагогические условия: интеграция формального, неформального и информального образования; реализация концепции «физическая культура через всю жизнь»; сетевое взаимодействие педагогического вуза и спортивного сообщества; использование инновационных технологий физкультурно-спортивной и оздоровительно-рекреационной деятельности.

Учитывая достаточно низкий уровень физической активности и здоровья сегодняшних студентов педагогических вузов, невоз­можно с уверенностью говорить о готовности будущего учителя к осуществлению своих профессиональных обязанностей в условиях рисков и угроз современного общества. Уровень их педагогиче­ской культуры безопасности необходимо развивать через интеграцию формального, неформального и информального образования на основе сотрудничества педагогического вуза с широким кругом социальных партнеров, включая спортивное сообщество.

Физкультурно-спортивная деятельность обладает высоким по­тенциалом в развитии педагогической культуры безопасности. Взаимосвязь физи­ческого саморазвития личности и ее способности обеспечить свою безопасность позволяет рассматривать высокий уровень физической подготовленности будущих учителей, их готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях в качестве важнейших составляющих профессиональной компетентности.

Рецензенты:

Орехова Елена Яковлевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры молодежной политики, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.

Туревский Илья Маркович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула.