Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE HYGIENIC EVALUATION OF RIGHT NUTRITION STUDENTS OF SIBERIAN STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Lyapin V.A. 1 Kovalenko E.V. 1
1 SIBERIAN STATE UNIVERSITEY OF PHYSICAL CULTURE and SPORTS
The aim of this research work was to identify the rationality and balance of nutrition, inconsistencies between actual dietary intake, vitamins and minerals and physiological norms of consumption of student-athletes and students who do not exercise. The research was conducted in Siberian state university of physical culture and sports. Students should fill out the menu-layout and the questionnaire “Evaluation of nutrition” and make the calculation of daily energy consumption. As a result of this research work we have an information about feeding habits of the study group. Students nutrition characterized continuous losses of the most biologically valuable products in daily consumption. The hygienic evaluation of students nutrition identified "carbohydrate-fat" model of supply. The identified model of students nutrition is characterized by vitamin deficiency, lack of protein of high biological value, the prevalence in the diet of animal fats and polyunsaturated fatty acid deficiency, an excess of simple carbohydrates, not enough fiber.
the multiplicity of nutrition
nutrition
the qualitative composition of food
students

Введение

Ухудшение здоровья населения в последние десятилетия способствовало формированию негативных тенденций в показателях здоровья студенческой молодежи. По мнению ведущих ученых, недостаточно изучены как особенности состояния здоровья студентов, так и факторы его, формирующие на этапе профессиональной подготовки [3, 5, 6].

Интеграция системы подготовки специалистов страны в международный образовательный процесс, развитие коммерческого финансирования обучения, введение новых специальностей и расширение образования за счет освоения смежных профессий способствуют возрастанию учебных нагрузок, меняют информационную базу учебного процесса и требуют оценки и коррекции существующих условий подготовки специалистов высшей школы [2, 8].

Выделение приоритетных направлений предупреждения нарушений здоровья студентов в период обучения в системе высшего профессионального образования должно рассматриваться как государственная задача [1, 2, 4].

Для её решения необходимы новые подходы, направленные на выявление рисков здоровья, связанных с комплексом факторов, характеризующих условия жизнедеятельности студентов.

Период реформ в Российской Федерации сопровождался изменением структуры питания населения, снижением потребления продуктов животного происхождения, фруктов и овощей, дефицитом белков, энергии, биологически активных веществ, что отразилось на состоянии здоровья всех групп населения, в том числе студентов [7, 8, 9, 10].

Цель исследования: выявить рациональность и сбалансированность питания, несоответствия между фактическим потреблением пищевых веществ, витаминов и минералов и физиологическими нормами потребления студентами-спортсменами и студентами, не занимающимися спортом.

Методы исследования: Исследование проводилось на базе СибГУФК. В ходе исследования студентами были заполнены таблицы «Суточные энерготраты спортсмена» и «Меню-раскладка». Состояние фактического питания изучали анкетно-опросным методом по меню-раскладкам, таблицам химического состава продуктов. Полученные данные сравнивали с рассчитанными нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп студентов.

Результаты исследования: Результаты гигиенического анализа суточных энерготрат студентов СибГУФК представлены на рис. 1.

Анализ энерготрат у студентов СибГУФК показал, что питание у более 30 % студентов не покрывает их суточных энерготрат, а у 15 % регистрируется переизбыток.

Сравнительный анализ энергозатрат студентов выявил, что питание у 56,2 % спортсменов-студентов покрывает энерготраты, но имеется группа студентов (34,48 %), получающих недостаточное количество пищевых веществ, а у 6,28 % отмечался переизбыток их потребления.

У 24,36 % студентов, не занимающихся спортом, отмечался дефицит основных питательных веществ и у 23,37 %  – избыток, покрывающий суточные энерготраты (рис. 1).

Рис 1. Соответствие поступления пищевых веществ и суточных энерготрат студентами СибГУФК

Для режима питания студентов характерно нерациональное распределение суточного рациона в динамике дня. Завтрак составлял 25,1 % калорийности суточного рациона; обед – 34,6 %; ужин – 40,4 %.

Время последнего приема пищи у 30,0 % студентов было в 21–22 часа, у 27,7 % студентов интервал между приемами пищи составлял от 8 до 10,5 часов.

Результаты исследования показали, что нерациональный режим питания студентов сопровождался ростом числа обращений по поводу болезней органов пищеварения (гастритов и дуоденитов).

Далее нами был проанализирован режим питания студентов СибГУФК.

Как видно из табл. 1, большинство студентов-спортсменов (45,52 %) питаются 4 раза в день; студенты, не занимающихся спортом, предпочитают питаться 3 раза в день (44,51 %).

Таблица 1

Периодичность питания студентов СибГУФК 

Периодичность питания (кол-во раз в сутки)

Спортсмены

(%)

Студенты, не занимающиеся спортом (%)

2

15,42

16,22

3

27,05

44,51

4

45,52

28,28

5

9,25

10,96

Таблица 2

Регулярность питания студентов СибГУФК

Регулярность питания

Спортсмены

(%)

Студенты, не занимающиеся спортом (%)

регулярно

72,91

63,69

не регулярно

27,09

36,31

Из табл. 1 видно, что спортсмены питаются чаще, так как им для поддержания мышечной массы в периоды интенсивных физических нагрузок рекомендуется увеличение кратности питания до 5–6 раз в день.

Спортсмены также отличаются более регулярными приемами пищи (72,91 %), чем студенты, не занимающиеся спортом (63,81 %). Это связано с установленным режимом дня, тренировок спортсменов, необходимостью питаться в строго определенное время (табл. 2). Не регулярно питаются 27,09 % спортсменов и 36,31 % студентов, не занимающихся спортом.

При гигиенической оценке питания студентов была определена «углеводно-жировая» модель питания. Для установленной модели питания студентов характерны дефицит витаминов и других микронутриентов, преобладание в рационе углеводно-жирового компонента, недостаток белков с высокой биологической ценностью (животного белка), преобладание в рационе животных жиров и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, избыток простых углеводов (сахаров), недостаточное количество пищевых волокон. У студентов наблюдается дефицит витамина С, недостаточная обеспеченность витаминами В1, А.

Несбалансированное питание способствует снижению общей устойчивости к воздействию стрессовых факторов, развитию обменных нарушений и хронических заболеваний.

При этом дефицит белковой пищи составляет 50,18 %, а углеводная часть рациона значительно увеличена, что является показателем качественной неполноценности питания студентов. Недостаток белков приводит к серьезным нарушениям в деятельности функциональных систем организма, наиболее ранним признаком которых является снижение сопротивляемости организма.

В рационах питания студентов всего лишь на 30–45 % выполнялись рекомендуемые нормы среднесуточного потребления рыбы и морепродуктов, на 57,1 % молока и молочных продуктов, на 60,8 % яиц, на 67,3 % мяса и мясопродуктов. На этом фоне потребление круп и макаронных изделий составляло от 133 % до 155 %, а кондитерских изделий от 138 % до 160 % от рекомендуемой нормы потребления.

Большое значение имеют витамины, обладающие каталитическими свойствами. Они являются катализаторами происходящих в организме химических реакций, участвуют в образовании ферментов и др. Без них немыслимо нормальное течение обмена веществ, так как они связаны с развитием и становлением организма, повышают сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды.

Содержание витаминов В1 в 39,9 %–61,4 % наблюдений было ниже норм физиологических потребностей. Недостаток витамина С выявлен у 54,9–65,0 % студентов. У 51,9–78,9 % студентов недостаточная обеспеченность витаминам А у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом.

Значительная часть студентов испытывает недостаток минеральных веществ: кальция, фосфора, железа; что является неблагоприятным прогностическим признаком.

Дефицит кальция и фосфора составлял 34,6–38,9 % и 27,4–41,61 % по отношению к рекомендуемым величинам. Железо в рационе юношей было ниже рекомендуемых величин на 31,8–39,3 % у студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, соответственно.

Выводы

Анализ суточных энерготрат у студентов СибГУФК показал, что питание у более 30 % студентов не покрывает их суточных энерготрат, а у 15 % регистрируется переизбыток. Установлен дефицит энергетической ценности пищевого рациона у 34,48 % студентов- спортсменов и у 24,36 % студентов, не занимающихся спортом.

Структура питания студентов характеризуется продолжающимся снижением потребления наиболее биологически ценных продуктов питания. При гигиенической оценке питания студентов была определена «углеводно-жировая» модель питания.

Для установленной модели питания студентов характерны дефицит витаминов и других микронутриентов, преобладание в рационе углеводно-жирового компонента, недостаток белков с высокой биологической ценностью (животного белка), преобладание в рационе животных жиров и недостаток полиненасыщенных жирных кислот, избыток простых углеводов (сахаров), недостаточное количество пищевых волокон.

Анализ фактического питания студентов показал, что суточный рацион не сбалансирован ни по качественному, ни по количественному составу и отличается однообразием перечня продуктов питания. Основу рациона составляют картофель, хлебобулочные и макаронные изделия, кондитерские изделия, их суточные поступления превышают рекомендуемые величины.

Рацион питания студентов-спортсменов был более рациональным и сбалансированным, приближенным к нормам потребления, однако он нуждается в увеличении количества витаминов и минеральных веществ. Питание студентов, не занимающихся спортом, отличается несбалансированностью и нерациональностью, регистрируется недостаток основных питательных веществ, витаминов и минералов и нуждается в качественной и количественной корректировке.

Рецензенты:

Корягина Юлия Владиславовна, д.б.н., профессор кафедры анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены СибГУФК, г. Омск.

Новикова Ирина Игоревна, д.м.н., профессор, начальник отдела по надзору за условиями воспитания и обучения и питанием населения Управления Роспотребнадзора по Омской области, г. Омск.