Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SYSTEM OF THE STATE STIMULATION OF INNOVATIONS IN AGRICULTURE

Baranova O.A. 1 Tuskov A.A. 1
1 RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES FND BUSINESS
В статье рассмотрены понятие инноваций в агропромышленном комплексе, их специфика и условия развития. Выявлены основные условия и факторы, объекты и направления инновационного развития отрасли, разработан механизм государственного стимулирования инновационной деятельности в аграрном секторе. Наиболее важным косвенным методом стимулирования инновационной деятельности является льготное кредитование предприятий, реализующих инновационные проекты, организаций, осуществляющих инновационные разработки, формирование фонда кредитного поручительства инновационных направлений в АПК. Доказано, что система государственного кредитного стимулирования инновационной деятельности будет способствовать решению комплекса задач государства в сельском хозяйстве: общей активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности аграрного сектора экономики.
The article deals with the definition of innovations in agricultural sector, their specificity and development conditions. The author identifies the main conditions and factors, objects and the direction of the innovative development of this sector, suggest state stimulation mechanism of innovation activity in agrarian sector. The most important indirect method of innovative stimulation is the concessional lending of businesses. They implement innovative projects of the organizations, engaged in the development of innovative, form guarantee credit fund innovative trends in agriculture. It is proved that the system of state credit stimulation of innovation help то solve the complex problems of the state agriculture. The overall revitalization of innovation ensures the restructuring and rise of competitiveness of the agricultural sector.
agriculture
innovation
directions of innovative development
mechanism of government credit incentives. agriculture
innovation
directions of innovative development
mechanism of government credit incentives. agriculture
innovation
directions of innovative development
mechanism of government credit incentives.

Современный агропромышленный комплекс (АПК) находится в сложном финансово-экономическом состоянии: в отрасли еще не преодолена полностью убыточность, себестоимость продукции по-прежнему остается высокой, велика доля просроченной кредиторской задолженности. Сильно изношены основные производственные фонды, остро не хватает оборотных средств, отсутствуют необходимые методы технологического обновления производственных мощностей, недостаточно эффективны механизмы ведения хозяйственной деятельности предприятий АПК с применением современных технологий производства, управления и организации. В отрасли большей частью применяются устаревшие технологии, сорта растений и пород скота, несовершенные методы и формы организации производства и управления.

Отсутствуют отработанные механизмы внедренческой деятельности, система научно-технической информации, соответствующая рыночной экономике, нет апробированной эффективной схемы взаимодействия научных учреждений с внедренческими структурами. Крайне низкая активность инновационной деятельности также связана с несовершенством организационно-экономического механизма освоения инноваций. Это усугубляет деградацию отраслей комплекса, ведет к росту себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социально-экономическое развитие сельской местности, резко снижает качество жизни на селе [5].

Следует отметить, что основными экономическими и внутренними факторами, сдерживающими инновации, по-прежнему, остаются недостаток собственных денежных средств, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск.

Инновации в АПК – это новые технологии, новая техника, новые сорта растений, новые породы животных, новые удобрения и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и т. д. [9, с. 207].

Инновационные процессы в АПК имеют свою специфику. Они отличаются многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Условия и факторы, влияющие на инновационное развитие АПК, подразделяются на негативные (сдерживающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов) [4].

Условиями и факторами, способствующими инновационному развитию АПК, являются переход к рыночному способу хозяйствования, наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания.

В качестве негативных условий, факторов следует выделить ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки. Для отечественной аграрной науки характерны: высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность (более 20 министерств и ведомств, участвующих в решении проблем АПК); многообразие форм научно-технической и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; большая продолжительность исследования некоторых проблем, связанных с воспроизводственным процессом. Эта специфика создает определенные трудности в управлении аграрными научными исследованиями и аграрной наукой в целом [8, с. 3].

Развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса является одним из основных направлений государственной аграрной политики, что находит свое отражение в концепциях современной экономической политики [10].

Из опыта стран с рыночной экономикой следует отметить: высокая инновационная активность экономики обеспечивается ведущей ролью государства на научно-техническом рынке, в определении национальных приоритетов и активным воздействием государства на процесс инновационного развития через систему экономического стимулирования [6].

Приоритетом экономической государственной политики должна быть поддержка инновационной деятельности, что, в свою очередь, требует от государства разработки соответствующих механизмов и инструментов для стимулирования инновационной активности.

Основными методами системы государственного стимулирования инновационной деятельности являются:

– прямое государственное стимулирование путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов в соответствии с системой государственных приоритетов, формирования инновационной инфраструктуры, прогнозирования и планирования;

– косвенное государственное стимулирование освоения научных достижений посредством налоговой, амортизационной, патентной политики, льготного кредитования, страхования, финансового лизинга и т.д. [1; 3, с. 73–74].

Прямые методы фактически стимулируют предложение научных разработок, услуг со стороны субъектов инновационной инфраструктуры, а косвенные – спрос на эти разработки, услуги.

Наиболее важным косвенным методом стимулирования инновационной деятельности, на наш взгляд, является льготное кредитование предприятий, реализующих инновационные проекты, организаций, осуществляющих инновационные разработки, формирование фонда кредитного поручительства инновационных направлений в АПК.

Объектом стимулирования должна являться научная и инновационная деятельность и инновационная заинтересованность реальных секторов экономики (в частности, аграрный сектор), признанная общественно-приоритетной, направления которой определяются государством, финансируются (полностью или частично) из бюджета и контролируются соответствующими органами исполнительной власти [6].

По мнению Л. Э. Миндели, значение косвенных методов государственной поддержки определяется, прежде всего, тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, и в то же время им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов [7, с. 127].

Создание комплексного механизма стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве – сфере, характеризующейся высокой степенью риска и неопределенности, позволит активизировать научно-технический прогресс по всей цепочке, от фундаментальных исследований до внедрения разработок в производство, с учетом ограниченности ресурсов предприятий и государственных (общественных) приоритетов развития отрасли, и обеспечить устойчивое развитие отрасли в перспективе [10].

Основной задачей на этапе разработки системы государственного стимулирования АПК является выделение направлений инновационно-ориентированной аграрной экономики. С учетом специфики сельского хозяйства ученые выделяют следующие типы инноваций в АПК: селекционно-генетические, технико-технологические и производственные, организационно-управленческие, экономические, социальные, экологические, информационные (таблица 1) [4].

Таблица 1. Основные направления инновационного развития АПК, входящие в систему государственного стимулирования

Тип инноваций

Селекционно-генетические

Технико-технологические и производственные

Организационно-управленческие и экономические

Социальные

Экологические

Информационные

1. Новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений.

2. Новые породы, типы животных и кроссы птицы.

3. Создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям, неблагоприятным факторам окружающей среды.

1. Использование новой техники.

2. Новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

3. Новые индустриальные технологии в животноводстве.

4. Новые виды удобрений и их системы.

5. Новые средства защиты растений.

6. Новые ресурсно-сберегающие технологии производства и хранения пищевых продуктов, направленных на повышение потребительской ценности продуктов питания.

7. Внедрение нанотехнологий в аграрном производстве.

1. Развитие кооперации и формирование интегрированных структур в АПК.

2. Новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК.

3. Новые формы организации и управления в АПК.

4. Маркетинг инноваций.

5. Создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности

6. Концепции, методы.

1.Формирование системы кадров научно-технического обеспечения АПК.

2. Улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры тружеников села.

3. Развитие сельского туризма.

4. Инновационные образовательные проекты в деревне.

1. Биологизация и экологизация земледелия

2. Ведение экологического хозяйства.

3. Оздоровление и улучшение качества  окружающей среды.

4. Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

1.Компьютеризация процессов производства в сельском хозяйстве и управления.

2. Внедрение ППП управления предприятием  на основе систем MRP и ERP.

3. Использование GPS-систем спутникового наблюдения и навигации в управлении производственными процессами.

4. Программы охвата сельской местности сетью Интернет.

В условиях объективной ограниченности инновационно-инвестиционной активности аграрного сектора методы государственного стимулирования должны касаться смежных сфер деятельности, обеспечивающих развитие инноваций в АПК (рисунок 1).

Рисунок 1. Объекты и направления государственной поддержки инновационного развития АПК

Механизм государственного стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве представляет собой совокупность экономических, организационных (а в ряде случаев – также политических) способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования (субъектов предпринимательства, научно-технического развития) и воздействия на активизацию их деятельности в области инновационного развития.

Необходимость разработки системы государственного стимулирования развития инноваций в сельском хозяйстве вызвана тем, что в настоящее время адаптация агропромышленных предприятий к инновациям и нововведениям носит пассивный характер, который предполагает принятие к реализации научной продукции, создаваемой за пределами сельскохозяйственных предприятий.

Основным источником финансирования аграрной науки должен стать государственный бюджет, а также деятельность научно-исследовательских организаций по хозрасчетной тематике.

Возможности заключения договоров на научные исследования с предприятиями и организациями ограничены, так как большинство заказчиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей) не имеет возможности их оплатить. Таким образом, единственным эффективным способом развития инновации в АПК становится перевод его на рыночную основу при условии ограниченного государственного контроля и существенной бюджетной поддержки в форме косвенного финансового стимулирования.

В общем виде механизм государственного стимулирования развития инноваций в сельском хозяйстве должен включать следующие функциональные элементы (рисунок 2):

– объекты стимулирования;

– приоритетные направления приложения бюджетных ресурсов;

– формы и методы косвенного стимулирования;

– инструменты государственного косвенного воздействия;

– учет условий инновационного развития конкретного периода времени и конкретных региональных условий;

– механизмы оценки результатов инновационной политики в аграрном секторе, основанной на государственном стимулировании.

В нынешних нестабильных экономических условиях, когда значительная часть сельскохозяйственных предприятий хронически неплатежеспособна, именно государство посредством косвенных методов стимулирования и поддержки должно содействовать: повышению инновационной активности, освоению научно-технических достижений, обновлению материально-технической базы отрасли, чтобы способствовать эффективности сельскохозяйственного производства, росту конкурентоспособности отечественного продовольствия на мировом рынке [3, с. 76].

Рисунок 2.  Механизм косвенного государственного стимулирования развития инноваций в АПК

Таким образом, система государственного кредитного стимулирования инновационной деятельности будет способствовать решению комплекса задач государства в сельском хозяйстве: общей активизации применения инноваций, обеспечению структурной перестройки и повышению конкурентоспособности аграрного сектора экономики.

Рецензенты:

Бахтеев Юсеф Джафярович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета, г. Пенза.

Сергеева Ирина Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета, г. Пенза.