Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE QUESTION ABOUT TYPOLOGY OF MODERN FAMILY

Zaykova S.A. 1
1 Federal State-Funded Educational Institution “Yugorskiy state university”
The article tells about author’s position to typology of modern family. The family is considered as a system of relations, witch determines the character of experience type, peculiarity of apperception, specific feature of behavioral reactions on external influences. The experience of positive and negative emotional relations by the child will be formed in the family. There is friendship, love, attachment or to the contrary aversion, disaffection, opposition, hate. Therefore a man can be understood and helped only with the system, whose member he is. In the meaning of our problem it is the family. The basis of typology can be included following: 1) family members; 2) happiness in marital relations; 3) period of family existence. This typology of families is conditional. It can be classified in other types. In our opinion this typology of families can be allowed to understand specific feature of marital relations, their relativity and development. It can be helped to find more accurate methods of psychological follow-up.
secured and unsecured family.
typology
marital relations
family

Проблема типологии семьи является достаточно сложной, дискуссионной и до настоящего времени не имеющей однозначного решения в области психологии. Вся сложность ее решения кроется в самой специфике семьи, отношений внутри нее, их закрытости, интимности, изменчивости многих происходящих в ней событий и отсутствии их четких контуров.

Прежде чем классифицировать семьи, необходимо остановиться на не менее важном вопросе: что же такое семья?

Множественность подходов к изучению такого феномена как семья приводит к тому, что в разных работах мы находим разные сущностные характеристики семьи. Исследователи выделяют различные системообразующие основания для ее определения: функциональные, моральные, социальные, педагогические, психологические и другие.

В. С. Торохтий рассматривает семью как активную социальную систему. С этой точки зрения под семьей понимается малая социальная группа, которая преимущественно адекватно реагирует на социальный опыт и со временем по мере реализации своих потенциальных возможностей превращается в воспитывающий коллектив, ориентированный на процессы, происходящие в социуме.

В. И. Зацепин и В. И. Цимбалюк считают, что семья – это форма общности людей, состоящая из соединенных браком мужчины и женщины, их детей, а также в некоторых случаях из других лиц, связанных с вышеназванными кровнородственной связью.

По определению Н. Я. Соловьева, Я. С. Ломизе, семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и другими родственниками, живущими и ведущими общее хозяйство.

А. В. Петровский, рассматривая семью с социально-психологической точки зрения, определяет семью как социальную группу, соответствующую нормам и ценностям данного общества, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

По утверждению И. А. Зимней, семья – это сеть межличностных отношений типа «принятие – непринятие», «симпатия – антипатия», «уважение – пренебрежение», «поддержка –безразличие», «любовь – неприязнь» и т.п.. Семья без общения мертва – это некоторый социальный конструкт, в котором межличностное или социальное взаимодействие сведено к нулю.

С точки зрения А. Г. Харчева, семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Данное определение в отечественной науке является практически общепризнанным, на него мы будем опираться в нашем исследовании.

Таким образом, все исследователи семьи в определениях подчеркивают наличие «связей», «отношений» между членами семьи, в частности, супружеских отношений, родительско-детских, детско-родительских, родственных и т.д. Между тем, известно, что концепция отношений личности впервые была выдвинута А. Ф. Лазурским, разработана В. Н. Мясищевым. Понятием отношение пользовался В. М. Бехтерев. В психологическом плане отношения человека представляют собою субъективную, внутреннюю индивидуально-избирательную сторону его многообразных связей с различными сторонами действительности и со всей действительностью в целом. Психология отношений выражает подлинную динамику личности, меняющей позиции под влиянием меняющейся ситуации или сохраняющей их вопреки изменению требований этой ситуации или обеспечивающей внешнюю неизменность за счет динамической перестройки и мобилизации ресурсов. В концепции В. Н. Мясищева психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует соответствующую систему отношений личности. Именно в семье у ребенка формируется опыт положительных эмоциональных отношений, выражающийся в дружбе, любви, привязанности, и, наоборот, опыт отрицательных эмоциональных отношений, выражающийся в антипатии, неприязни, вражде, ненависти. [3]

Таким образом, человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. С точки зрения теории систем семья является живой системой. Семейная система – это группа людей, связанных общим местом проживания, совместным хозяйством и взаимоотношениями. Эта система является открытой, то есть находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семья как все системы состоит из независимых частей, взаимодействие которых обеспечивает такие свойства системы, которыми ни одна из частей не обладает. С точки зрения теории систем система первична по отношению к входящему в нее элементу, и поэтому намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. Поэтому поведение и потребности членов семьи невозможно правильно понять, если рассматривать их изолированно. Системный подход означает взаимообусловленность поведения всех членов семьи. Таким образом, отдельные характеристики семьи можно понять, только изучив взаимоотношения между ее членами и взаимодействие ее различных параметров. При системном подходе к семье особое внимание уделяется равновесию системы или ее гомеостазу, то есть способности системы поддерживать необходимое равновесие при внешних воздействиях. Для того чтобы изменить взаимодействие, необходимо изменить всю организацию системы, а не только поведение одного ее члена. В соответствии с концепцией системного подхода выделяют структуру семьи, семейные взаимодействия, семейные функции и жизненный цикл семьи. Структура семьи включает ресурсы семьи и характеристику ее отдельных членов. Это вход системы, формирующий семейные, культурные, идеологические стили семьи и семейные взаимодействия. В процессе семейных взаимодействий семья выполняет свои функции и удовлетворяет свои потребности. Они являются выходом системы. Наконец, семья как целое постоянно изменяется по мере продвижения по стадиям своего жизненного цикла [2, 4, 5].

Как показал анализ классификаций семьи, именно эти перечисленные выше особенности семьи, ее внутрисемейных отношений часто остаются не учтенными. Основания классификаций самые различные: «трудные дети» как результат семейного воспитания (Б. Н. Алмазов, Н. Н. Верцинская), особенности отношений в семье – последствия подобных отношений, насыщенность эмоциональных отношений в семье, эмоциональные переживания ребенка (Л. С. Алексеева, Г. П. Бочкарева), дефекты воспитания, состояние стресса у ребенка (М. И. Буянов, И. В. Казакова), эмоционально-нравственный климат в семье, уровень педагогической компетентности родителей (Г. А. Карпова), степень проявления семейных проблем (Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьев), противостояния в сфере интересов, потребностей (В. С. Торохтий). Таким образом, каждый из авторов классифицирует неблагополучные семьи на основе разных показателей, которые реально могут инвариантно сочетаться. Кроме того, авторами не учитывается время функционирования семьи и ее состав, а так же тот факт, что семейным отношениям свойственна динамичность, склонность к изменяемости в своем индивидуальном темпе и направлении (как благоприятном, так и неблагоприятном).

Мы разработали типологию семей, в основу которой заложены следующие основания: 1) состав семьи; 2) благополучие в сфере супружеских отношений; 3) время функционирования семьи. Благополучие семьи складывается из устойчивых, длительно действующих обстоятельств жизни и кратковременных ситуаций, способствующих удовлетворению актуальных потребностей. В научных исследованиях содержатся показатели благополучия, которые позволяют (количественно и качественно) оценить динамику жизни. К ним относятся показатели материального благосостояния, показатели отношений в коллективе, семье, социальное самочувствие, представления о том, что означает «хорошо жить», быть «благополучным». Восприятие благополучия личностью – целостный образ, как складывается жизнь в целом. Так благополучная семья оценивается через показатели материального достатка, отношений в семье, поведения ее членов. Неблагополучные семьи чаще оцениваются через показатели не уровня жизни, а нравственного поведения членов семьи. Шкала оценок благополучие – неблагополучие детерминирована многими переменными: полом, возрастом, социальными ожиданиями и притязаниями и др.

Считаем необходимым семьи условно делить на три категории: 1) благополучные, 2) временно-неблагополучные и 3) неблагополучные. Важно отметить, что семьи временно неблагополучной категории занимают промежуточное, переходное положение между благополучными и неблагополучными. И лишь внутри каждой категории мы предлагаем выделять типы семей.

Так к категории временно неблагополучных семей мы отнесли – деструктивные и новые.

М. И. Буянов, И. В. Казакова, Медведева называют деструктивной – полную семью, но между ее членами нет эмоциональной сплоченности и близости. Это, как правило, высокообеспеченная, либо сверхобеспеченная семья. Нередко благополучие носит только видимый характер. Каждый из ее членов ведет обособленный образ жизни. Ссоры и конфликты между супругами не долговременны. Если они приобретают постоянный, систематический и затяжной характер, тогда данную семью нужно относить к категории неблагополучных семей, к типу конфликтная семья.

Новая семья – это вновь образованная семья, в связи с чем, внутрисемейные отношения в ней еще только зарождаются: идет процесс становления отношений в супружеской подсистеме, налаживание родительских и детско-родительских с отчимом (мачехой). Если данные процессы будут протекать благоприятно, тогда данная семья из категории временно неблагополучной перейдет в категорию благополучной, что в свою очередь говорит о том, что психологический климат и условия для реализации воспитательного процесса улучшатся. Иными словами, семья приобретет основные признаки гармоничной. В том случае если адаптация ребенка к условиям новой семьи будет затруднена, то его жизнь будет протекать не менее сложно, чем в распадающейся или распавшейся семье.

Категория неблагополучная семья включает следующие типы: распадающаяся, распавшаяся, конфликтная и аморальная.

Распадающаяся семья – это семья, находящаяся в ситуации, предшествующей бракоразводному процессу. В данной семье возрастает отчуждение между супругами, т.е. супружеские отношения находятся в состоянии кризиса. Существует два выхода из создавшейся ситуации: 1) развод; 2) капитуляция. Если выходом из кризисной ситуации будет развод, то данная семья из категории временно неблагополучной перейдет в категорию неблагополучных семей и приобретет черты распавшейся. Если супруги решают сохранить семью ради детей, то путь исхода – капитуляция. Реально конфликт остается неразрешенным, и один из родителей продолжает жить в унижении. Кризис также психотравматичен для детей, как и развод.

Распавшаяся семья – это семья, образовавшаяся в результате бракоразводного процесса супругов. Развод – это способ прекращения брака при жизни супругов. Каковы бы ни были причины развода, от его последствий в той или иной степени страдают все члены распавшейся семьи, и это осложняет процесс воспитания. Положение усугубляется тем, что бывшим супругам не всегда удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития детей. Еще больший урон развитию дошкольника наносится, если родители после распада семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения друг к другу, каждый старается обелить собственное поведение в его глазах. Родители, пытающиеся убедить дошкольника в том, что вина за распад семьи лежит на совести бывшего супруга, лишь усиливает его эмоциональное неблагополучие. И. В. Гребенников указывает на тот факт, что развод, как правило, сопровождается ухудшением материальных и жилищных условий разведенных супругов; ухудшением стабильности их жизненного положения, снижением активности, возрастанием риска алкоголизма, наркомании, то есть негативным влиянием социальных факторов.

Конфликтная семья – это семья, в которой ссоры и отрицательные эмоции супругов носят устойчивый характер и тенденцию к закреплению в отрицательных формах поведения. Причем, матери чаще, чем отцы, оценивают супружеские отношения как конфликтные. Это связано не столько с большей критичностью женщин, сколько с гиперсоциализированными чертами их характера, излишне не терпимым и бескомпромиссным отношением к проблемам семейной жизни. Наиболее конфликтной диадой в семье будут отношения матери с отцом при наличии дочери, наименее – отношения отца с дочерью. Такой семье свойственна повышенная возбудимость, беспокойство; отсутствует конструктивность в решении возникающих семейных вопросов; преобладают озабоченность, пониженный фон настроения, пессимизм.

В аморальной семье целью является уничтожить в скандалах друг друга или разделить алкогольную радость. Супруги адаптировались к самым крайним, негативным формам поведения, пришли к полному забвению этических и моральных норм поведения. В такой семье ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Наглядным примером данного типа семей являются алкогольные семьи.

Следует отметить, что во временно неблагополучных и неблагополучных семьях подвергнута деформации система внутрисемейных отношений. Так в распадающейся семье нарушена подсистема супружеских отношений, в аморальной семье недостаточно полноценными являются родительские и детско-родительские отношения, а в распавшейся – совсем отсутствует подсистема супружеских отношений, в то время как в новой семье только начинают свое развитие все внутрисемейные отношения. Деформация системы отношений между родителями и детьми негативно влияет на психическое развитие последних [1].

Между тем, источником травматизации является противоречивость отношений, вытекающая из противоречивости в аффективно-напряженной ситуации. Так конфликт, вражда, столкновение между родителями создают острую борьбу, конфликт любви и агрессивности. Психогенные нарушения связаны с острыми, тягостными, потрясающими переживаниями, которые в свою очередь могут быть объяснены только в связи с эмоциональными отношениями [4].

Разработанная нами типология представлена на следующем рисунке:

Рис. 1. Типология современной семьи

Рисунок наглядно показывает, что любая семья из категории благополучной может перейти в категорию временно неблагополучной или оказаться в категории неблагополучных семей и наоборот. Но необходимо указать на тот факт, что описанный процесс является обратимым. Влияние определенных факторов, например, таких как: конструктивное решение конфликтной ситуации перед бракоразводным процессом, благоприятное развитие и становление новых внутрисемейных отношений, наполнение родительско-детских отношений эмоционально насыщенными контактами и т.п. – может способствовать гармонизации внутрисемейных отношений [1].

Полагаем, что такая типология позволит раскрыть более глубоко специфику семейных отношений, их изменчивость, развитие и, как следствие, находить более точные методы и приемы в процессе психологического сопровождения.

Рецензенты:

Шибаева Людмила Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Сургутского государственного университета, г. Ханты-Мансийск.

Подымов Николай Анатольевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Столичной финансово-гуманитарной академии, г. Москва.