Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMITATION AND POSITIVE PROJECTS IN CROSS-BORDER COOPERATION OF POST-SOVIET STATES

Leontieva A. N. 1 Sapryka V. A. 2
1 Institute of regional economy problems of the Russian Academy of Sciences
2 Research University «Belgorod State University»
The analysis of imitation and positive projects in cross-border cooperation of post-Soviet States has been present in the article. The authors substantiate the position that it is cross-border cooperation and regional integration could become the basis for the development and implementation of design projects for the post-Soviet States. The authors substantiate the position that it is cross-border cooperation and regional integration could become the basis for the development and implementation of design projects for the post-Soviet States. The border regions due to the historical and socio-cultural conditions have unique potential for the development of integration in the timing of the post-Soviet space. The number of problems impeding the implementation in the integration processes in large international projects has been highlighted. Dependence these problems attaches to the projects of euroregions in a greater or lesser extent the nature of the simulation practices. The input of the author´s sociological analysis have been present in the article, its identified the simulation practice in cross-border cooperation, carried out the assessment of the status of integration processes on the post-Soviet space. The authors considered of the model of the euroregion and the experience of implementation of this model on the territory of the Russian Federation. The practical recommendations have been proposed for the further integration in the post-Soviet space.
state of the CIS
simulation
projects
the post-Soviet space
cross-border cooperation

В настоящее время для постсоветских государств характерна активизация процессов интеграции как на государственном, так и на региональном уровне, приграничное сотрудничество регионов играет все более заметную роль на постсоветском пространстве. Многие современные авторы отмечают, что постсоветское пространство остается геополитической, исторической и в значительной мере правовой реальностью. На наш взгляд, это обусловливает необходимость исследования характера проектов в приграничном сотрудничестве [7,3].

Для понимания роли приграничного сотрудничества необходимо выделение интеграционных проектов, в котором участвуют постсоветские государства. В частности, с января 2012 года Российская Федерация инициирует новый проект – Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана, который должен превратить интеграцию в понятный, привлекательный для граждан и бизнеса, устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры [6].

Следует отметить, что межгосударственные проекты на постсоветском пространстве не всегда направлены на интеграцию государств бывшего СССР, так проект Восточного пространства, реализующийся по инициативе Европейского союза на территории Украины, Молдавии, Азербайджана, Армении, Грузии и Белоруссии направлен на их будущую интеграцию в ЕС [9]. Опыт развития межгосударственных отношений показывает, что такие международные организации, как ЕС, ОБСЕ, Совет Европы заинтересованы в построении единого экономического и социального пространства на основе регионального сотрудничества [2].

На наш взгляд, именно приграничное сотрудничество и региональная интеграция могут стать основой для разработки и реализации конструктивных проектов для постсоветских государств. Приграничные регионы в силу исторических и социокультурных условий обладают уникальным потенциалом для развития интеграции в хронотопе постсоветского пространства [4]. Одним из успешных проектов приграничного сотрудничества стала внедряемая в Европейском союзе модель еврорегиона, которая в конце 90-х годов получила распространение и  на постсоветском пространстве. Еврорегионы могу быть основой для стратегического партнерства в вопросах пространственного развития, касающихся приграничного сотрудничества [8]. В частности, эта модель получила распространение на западной границе Российской Федерации. В 1997 г. был создан еврорегион «Неман», еврорегион «Балтика» создан в 1998 г, в том же году  основан еврорегион «Карелия». Еврорегион «Днепр» создан в 2003 г. в составе Брянской области (Россия), Гомельской области (Белоруссия) и Черниговской области (Украина). В 2003 г. создан еврорегион «Слобожанщина» в составе Белгородской области России и Харьковской области Украины. С 2004 г. действует еврорегион «Псков – Ливония», в который входят 5 районов Псковской области, 4 района Латвии и 3 уездных Союза самоуправления Эстонии. В 2006 г. между Курской и Сумской областью был создан еврорегион «Ярославна», а в 2010 создан еврорегион «Донбасс», который объединил Донецкую и Луганскую области Украины и Ростовскую область Российской Федерации.

В данный момент все приграничные регионы Российской Федерации и Украины используют в той или иной степени модель еврорегиона, однако говорить о полной успешности ее реализации пока еще рано. Углубление интеграции должно происходить и на межрегиональном и на межгосударственном уровне, так как без поддержки еврорегионов на государственном уровне проекты и программы приграничного сотрудничества смещаются в социогуманитарную сферу, оставляя не задействованным экономический потенциал приграничных территорий. Оптимальным для этих процессов является вступление Украины в Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Однако этот вопрос остается открытым, так как у украинской политической элиты четко выделен вектор евроинтеграции и ориентация на ЕС, что подтверждает и проведенное нами социологическое исследование (опрос проводился среди экспертов в области государственного и муниципального управления, ученых и депутатов всех уровней Украины, N=20, 2012). Данный экспертный опрос дал возможность оценить эффективность интеграционных проектов на постсоветском пространстве, а также определить перспективы для дальнейшей интеграции Украины в свете новых интеграционных проектов Российской Федерации.

Рисунок 1. Оценка состояния интеграционных процессов на постсоветском пространстве (%)

Большинство экспертов отмечают, что при реализации интеграционных проектов наблюдается узкая специализация и отсутствие системности (44 %).

Для определения вектора направленности интеграционных устремлений Украины экспертам было задано несколько вопросов, касающихся СНГ, ЕС и других интеграционных проектов.

Рисунок 2. Необходимо ли, на Ваш взгляд, активизировать интеграционные процессы Украины и СНГ ? (%)

Как видно из рисунка 2, большинство экспертов до сих пор считают СНГ одним из перспективных для Украины интеграционных проектов (90 %). Вместе с тем украинские эксперты отмечают необходимость активизации интеграционных процессов Украины и ЕС (рис. 3).

Такие интеграционные проекты, как Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана, Таможенный союз намного меньше привлекают участников опроса, что, на наш взгляд, затруднит реализацию этих проектов.

Рисунок 3. Необходимо ли, на Ваш взгляд, активизировать интеграционные процессы Украины и ЕС ? (%)

В то же время приграничное сотрудничество может стать реальным инструментом для включения постсоветских государств в интеграционные проекты. Необходимо подчеркнуть, что находит подтверждение, в глазах экспертов, наша гипотеза о необходимости активизации проектов в рамках модели еврорегионов, 95 % экспертов отметили ее важность как интеграционного проекта на постсоветском пространстве.

Следует отметить, интеграция и сотрудничество на постсоветском пространстве последнее время показывают свою неэффективность в организации сотрудничества – такие крупные надгосударственные организации, как СНГ, ЕЭП и ГУАМ. В современной научной мысли  и в политической среде государств СНГ существует точка зрения на то, что данные интеграционные проекты нередко носят декларативный и имитационный характер [5]. Не случайно, большое количество экспертов в ходе нашего опроса отметили, что интеграционные процессы на постсоветком пространстве – декларативны (24 %). Варианты ответов «Интеграционные проекты отвечают потребностям государств на данном этапе их развития», «Межгосударственные программы и проекты постсоветских государств полностью используют интеграционный потенциал», «Интеграционные проекты и программы реализуют стратегические цели развития государств СНГ» были оценены экспертами в равной степени (4 %).

В определенной степени это действительно верно. Элементы имитации прослеживаются в ряде проектов. В частности, это в определенной степени относится к сотрудничеству по модели еврорегиона. Реализация модели еврорегиона требует от участников приграничного сотрудничества не только согласованных действий во время  инициации проектов, но и использование методов проектного управления при их реализации.

Но анализ процессов приграничного сотрудничества на территории постсоветского пространства позволяет сделать вывод о том, что существует комплекс проблем, затрудняющих внедрение модели еврорегиона, в частности, это:

- отсутствие единой методологической и методической базы при управлении социально-экономическими проектами и программами приграничного сотрудничества;

- низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования влияния приграничных факторов на региональное развитие, экономический потенциал приграничных регионов;

- отсутствие системного подхода при формировании нормативно-правовой базы, отсутствие согласованности при принятии региональных и межгосударственных нормативно-правовых актов;

- отсутствие интерактивных методов включения населения в процесс реализации моделей еврорегионов;

-  отсутствие мониторинга эффективности интеграционных проектов.

Неразрешенность этих проблем придает проектам еврорегионов в большей или меньшей степени характер имитационных практик. При этом под имитационными практиками мы понимаем систему действий, в ходе которых реальные значения и смыслы замещаются и подменяются формальным воспроизведением операций и процедур, сопровождаемым их демонстрацией, декларацией и декорацией [1]. Распространение имитационных практик в приграничном сотрудничестве имеет ряд негативных следствий:

- нерациональное использование ресурсов приграничных территорий;

- дискредитация идеи интеграции в среде предпринимательства, общественных организаций  и населения;

- ограничение возможностей гражданского участия в проектах и программах межрегионального приграничного сотрудничества;

- рост взаимного недоверия между партнерами в лице администраций приграничных регионов, органов местного самоуправления и т.д.

Использование имитационных практик не ставит под сомнение саму идею необходимости приграничного сотрудничества в процессах интеграции на постсоветском пространстве. Их нивелирование и переход к декларациям на региональном уровне  ведет к распаду и дезинтеграции крупных межгосударственных интеграционных проектов. Задача заключается в том, чтобы сделать такие практики максимально конструктивными. Таким образом, использование конструктивных практик приграничных регионов России и Украины позволит избежать отмеченных в статье проблем и создать условия для дальнейшей интеграции на постсоветском пространстве в рамках как старых проектов, так и новых.  

Статья подготовлена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы. Соглашение № 14.A18.21.2124. (рук. В. П. Бабинцев).

Рецензенты:

Тарабаева Виктория Борисовна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.

Шаповалова Инна Сергеевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.