Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INEFFICIENCIES OF MICE-TOURISM IN UDMURTIA

Zvereva O.A. 1
1 St. Petersburg State Engineering University of Economics
On the example of the Udmurtia explored the organization and conduct MICE-activities. The article discusses the factors of inefficient development MICE-tourism in the country. In this paper we use market research methods (survey in the form of personal interviews, a survey by e-mail), conducted among participants of international and Russian specialized exhibitions managed to collect and analyze a large amount of information about the quality of the organization of industry events (fairs, exhibitions), and their relationship to the need of these activities, preferences in choosing the venue. Study has proved the usefulness of the MICE-activities (in particular, international and Russian exhibitions) in the Udmurtia. It is concluded that there are a number of problems hindering the development of MICE-tourism in the Udmurtia.
factors of development.
MICE-tourism
factors of development. international exhibitions
MICE-tourism
factors of development. international exhibitions
MICE-tourism
international exhibitions
MICE-туризм (организация встреч, поощрительных поездок, конференций, посещение выставок) как специфическая отрасль мирового туризма наиболее активно развивается в мировом туристском пространстве. Доходы данной отрасли имеют высокий удельный вес в структуре доходов от международного туризма; в целом ряде стран они играют заметную или даже в отдельных случаях ведущую роль в государственном бюджете. Специалисты высказывают мнение, что именно туристическая отрасль способна остановить падение, а затем и стимулировать развитие мировой экономики [3]. Рассматривая структуру MICE-туризма, уже сейчас можно сделать вывод, что его отдельные сегменты в меньшей степени ощущают на себе влияние мирового экономического кризиса. Это относится к организации и проведению выставок и семинаров [5].

На примере Удмуртской Республике нами изучены возможности организации и проведения MICE-мероприятий.

Удмуртия - промышленно развитый субъект Российской Федерации, один из наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. Основные отрасли промышленности в Удмуртской Республике - машиностроение, металлообработка, черная металлургия, деревообрабатывающая промышленность, энергетика. В кризис произошел серьезный спад промышленного производства, но с 2010 г. наблюдается оживление в деловой сфере, в том числе рост международных отраслевых мероприятий [4].

Большое количество крупных промышленных предприятий, а также ряд строительных фирм имеют интерес в проведении презентаций производимой продукции и оказываемых услуг, поскольку участие в выставках - эффективный способ поиска покупателя производимого товара или оказываемой услуги [1].

В Удмуртской Республике в период 2006-2011 гг. было проведено 49 международных и всероссийских специализированных выставок, а также ряд конгрессных и выездных мероприятий. По данным статистики участниками выставок 2006-2011 гг. стали 2432 компании Удмуртской Республики, 1331 предприятие из 54 регионов России, а также Украины, Латвии, Швейцарии, Китая, Германии и других стран. Ежегодно география посетителей охватывает Центральный, Приволжский, Уральский федеральные округи России. Выставки также посещают специалисты из стран ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Германии, Китая.

С каждым годом увеличивается число проектов и география участников, привлекаются посетители из все большего числа регионов и стран, тем самым создаются благоприятные условия для развития экономики региона в целом и стабильного роста бизнеса предприятий-экспонентов.

В 2009 году в Ижевске было проведено 7 всероссийских и международных специализированных выставок, в которых приняли участие 419 предприятий из 22 регионов России, а также Германии и Латвии, 263 предприятия из Удмуртии, впервые приняли участие в выставках 126 предприятий.

А в 2010 году прошло уже 10 всероссийских и международных специализированных выставок, в которых приняли участие 771 предприятие, что на 84 % больше по сравнению с прошлым годом. География участников расширилась до 40 регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья. Почти в два раза увеличилось число местных экспонентов, на 45 % выросло количество предприятий впервые участвующих в выставке.

На 2011 год было запланировано и проведено 11 отраслевых мероприятий, число участников которых по сравнению с 2010 г. увеличилось на 6,31 %. Наблюдается также расширение географии участников до 42 регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Целью нашего исследования явилось определение факторов неэффективного развития MICE-туризма (в частности, в проведении международных и всероссийских выставок), оценка целесообразности его развития в Удмуртской Республике.

Материалы и методы. В качестве методов исследования нами были выбраны опрос в виде личного интервью, опрос по электронной почте. Опрашиваемую группу составили 286 участников, принявших участие в период 2006-2011 гг. в международных и всероссийских специализированных выставках Удмуртской Республики: «Нефть. Газ. Химия», «Машиностроение. Металлургия. Металлообработка», «Энергетика. Энергосбережение», «Город XXI века», «Комплексная безопасность», «ИнфоТех» и др. Среди участников опроса 208 (72,73 %) респондента являлись представителями регионов России, 32 (11,19 %) - представителями ближнего зарубежья (Украины, Белоруссии), 46 (16,08 %) - представителями дальнего зарубежья (Латвии, Швейцарии, Китая, Германии).

Опрос в виде личного интервью заключался в сборе первичной информации путем прямо заданных опрашиваемым вопросов относительно качества организации отраслевых мероприятий (выставок, ярмарок), их отношения к необходимости проведения данных мероприятий, предпочтений в выборе места проведения. Почтовый опрос заключался в рассылке анкет и получении на них ответов по электронной почте. Проведение опросов состояло из нескольких этапов, а именно: разработка, проверка и тиражирование анкеты; формирование выборки; проведение опроса и контроль качества данных; обработка и анализ полученной информации; составление итогового отчета [2].

Личное интервью, продолжительностью 15-20 минут, проводилось в местах организации международных и всероссийских выставок. При проведении опроса в виде личного интервью, наблюдалось незначительное чисто отказов респондентов, что дало возможность охватить значительный круг участников мероприятий. Поскольку анкеты содержали ряд открытых вопросов, нам удалось получить достаточно полные и развернутые ответы, узнать мнения и оценки опрашиваемых на интересующие вопросы. Все ответы респондента заносились в анкету интервьюера.

Почтовый опрос позволил охватить большой круг участников опроса (как в количественном отношении, так и по географическому показателю). Важным при рассылке анкет было наличие сопроводительного письма, в котором указывалось, кто проводит исследование, цель исследования, гарантии сохранения анонимности ответов, сроки возврата заполненных анкет, предварительная благодарность за возможное участие респондента в исследовании. В качестве основного недостатка следует отметить неполный возврат анкет (число безответных анкет составило 30 %), а также долгое ожидание ответов (срок ожидания иногда достигал от 1 до 2 месяцев).

Результаты. В результате анализа полученной от респондентов информации было установлено, что 275 (95,15 %) респондентов считают необходимым проведение международных выставок, которые являются эффективным способом поиска покупателя производимого товара или оказываемой услуги. Кроме того - это отличный способ найти партнеров по бизнесу, осуществить полезные знакомства, провести результативную рекламную кампанию. И лишь 11 (3,85 %) опрашиваемых участников указали, что организация выставок не является необходимостью для продвижения товара или услуг. По вопросу качества организации отраслевых мероприятий в Удмуртской Республике 234 (81,82 %) респондента отметили недостаточный уровень подготовки, по сравнению с городами, такими как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону, 52 (18,18 %) участника оказались довольными качеством организации. При ознакомлении с предпочтениями в выборе места проведения отраслевых мероприятий выяснилось, что 142 (49,65 %) респондента обращают особое внимание на качество размещения (наличие соответствующих требованиям гостиниц, круглосуточного Интернета, собственного ресторана, тренажерного зала и др.), 106 (37,06 %) - транспортную доступность, 38 (13,29 %) - имидж региона (экономическая, политическая стабильность; благоприятная экологическая обстановка; низкий риск межнациональных конфликтов).

Опрос показал, что в Удмуртской Республике существует ряд факторов, препятствующих развитию MICE-туризма. В качестве основной проблемы 205 (71,67 %) участников опроса отметили неразвитость инфраструктуры (дефицит выставочных центров, конференц-залов для большого числа, свыше 2000 участников), 42 (14,69 %) - действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, 39 (13,64 %) - высокий уровень загрузки гостиничного фонда. Также в качестве факторов, препятствующих развитию данной отрасли, участниками опроса были отмечены: несоответствие запрашиваемых цен качеству размещения и обслуживания, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие грамотного продвижения и PR по формированию «положительного» образа Удмуртской Республики для развития въездного туризма.

Выводы. 1. Большинство респондентов указало, что к основному фактору неэффективного развития MICE-туризма в Удмуртской Республике (в частности, в проведении международных и всероссийских выставок) относится неразвитость инфраструктуры.

2. Порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, уровень загрузки гостиничного фонда, несоответствие запрашиваемых цен качеству размещения и обслуживания, недостаток квалифицированных кадров, отсутствие грамотного продвижения и PR, по мнению опрашиваемой группы, препятствует развитию MICE индустрии в Удмуртской Республике.

3. Развитие MICE-туризма в Удмуртской Республике является целесообразным, поскольку проведение выставки - это огромное число участников, доходы компаний-организаторов, гостиниц, предприятий питания и т.д., сотни занятых рабочих мест.

4. Международные выставки - это международное сотрудничество и совместный поиск путей решения существующих проблем, возможность выравнить экономическое развитие региона.

Рецензенты:

Боголюбова С.А.,  д.э.н., профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, г. Санкт-Петербург.

Боголюбов В.С., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, г. Санкт-Петербург.