Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMMUNICATIVE MOBILITY IN EDUCATOR-PSYCHOLOGIST’S JOB DESCRIPTION STRUCTURE

Algaev A.N. 1
1 Chechen Institute of Advanced Training of Educators
This article notices the peculiarities of educator-psychologist’s profession that are connected with constant com-munication with many people, different on their age, gender, education, intelligence, social status. The author associates the success of this activity with the development of educator-psychologist’s communicative mobility. It is a new term so in the article there is an author’s point of view according to the definition of the terms “professional communication” and “professional mobility”. The need to develop communicative mobility is shown on the structure and content of educator-psychologist’s job description. An analysis of functions is made and it shows that the communicative activity plays the main part in the structure of the job. The peculiarities of educa-tor-psychologist’s job are noticed, such as an ability to carry on a dialog and form the idea of a healthy lifestyle and law obedience among the young. The concept that educator-psychologist is the manager of other people’s communication activity is highlighted (a single person, group or crowd). There is a conclusion that the success of this activity depends on the degree of communicative mobility development.
educator-psychologist’s job description.
educator-psychologist
communicative mobility
communicative activity
communication
Профессиональная деятельность педагога-психолога связана с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми, разными по индивидуально-психологическим характеристикам; родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус; коллегами и администрацией учебного заведения, которые часто имеют профессиональные деформации; социальными партнерами и др. Данный факт указывает на коммуникативную ответственность педагогов-психологов и повышенные требования к уровню их коммуникативной мобильности.

Следуя традициям научных исследований, перед определением понятия «коммуникативная мобильность педагога-психолога», необходимо определить авторскую позицию по вопросам трактовки понятий «профессиональная коммуникация» и «профессиональная мобильность». Дополнения в понятия слова «профессиональная» обусловлено тем, что коммуникативная мобильность рассматривается применительно к определенной профессии - педагога-психолога, следовательно, и коммуникация и мобильность должны рассматриваться в профессиональном аспекте.

Принципиально важным для нас также является укоренившееся в философии и психологии положение о том, что коммуникация представляет собой некое единение людей в совместной деятельности, которая интегрирует их в общество [3]. Сущностную сторону такой интеграции раскрывает единение людей в практической деятельности и в аспектах разума и мышления. Единение людей в аспектах разума и мышления характеризуется возникновением и развитием языка, формированием общественного и индивидуального сознания. Проявлением единения людей в практической деятельности является создание и развитие обществом материальных и духовных ценностей, возникновение и совершенствование речевых и неречевых форм взаимодействия людей. При этом обе составляющие коммуникации образуют диалектическое единство, одна сторона которой отражает явную (видимую) сторону коммуникативного процесса как социального явления, а другая - скрытую сторону как индивидуально-психологического явления.

Анализ научных исследований показал, что понятие «коммуникация» в настоящее время имеет три основных интерпретации: 1) коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира; 2) коммуникация трактуется как общение, в процессе которого люди обмениваются информацией; 3) коммуникация подразумевает передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.

Профессиональная коммуникация может рассматриваться как процесс «делания» той или иной информации достоянием общества или группы, целью которого является взаимопонимание в профессиональной деятельности.

При установлении взаимопонимания педагогу-психологу необходимо учитывать личностные особенности субъекта взаимодействия, а при условии, что таких субъектов много и они отличаются по возрасту, полу, профессиям, образованию, социальному статусу и т.д., то возникает необходимость быстрого подбора коммуникативных средств, методов и форм. Мы считаем, что это есть коммуникативная мобильность.

Отметим, что в научной литературе рассматривается (как правило) профессиональная мобильность, которая трактуется в двух аспектах: 1) возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда; 2) способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность профориентационной деятельности [5].

По нашему мнению, понятие «мобильность» вполне уместно применять в контексте «коммуникативная мобильность», что означает способность и готовность личности осуществлять эффективные коммуникации с людьми различного возраста, социального статуса и интеллектуального развития, гибко применяя разнообразные коммуникативные техники и приемы, известные из прошлого опыта, и быстро осваивая новые.

Для понимания важности и необходимости развития коммуникативной мобильности у будущих педагогов-психологов целесообразно определить роль и место интересующей нас мобильности в профессиограмме данных специалистов, которая является идеальной моделью, образцом, эталоном, представляющими основные качества личности специалиста, а также знания, умения, навыки, необходимые для выполнения профессиональных функций. Выполнение этой задачи позволит применять профессиографический метод изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у будущего педагога-психолога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью.

Профессиограмма педагога-психолога обычно имеет следующую структуру:

1. Точный адрес (на какую специальность составлена профессиограмма). Психолого-педагогическая деятельность представляет собой широкий спектр работ, каждый из которых существенно различается как по объекту воздействия, так и по средствам воздействия. К особенностям объекта воздействия относятся, прежде всего, возрастные особенности субъектов взаимодействия (например, дошкольники, младшие школьники, подростки, родители, бабушки), кроме того, имеет значение их возраст, социальный статус. Безусловно, важное значение имеет тип образовательного учреждения (детский сад, школа, гимназия, лицей, интернат, учреждение дополнительного образования) и его специфика.

2. Объем знаний, умений и навыков педагога-психолога. В этой части профессиограммы задаются требования к специальной и методической подготовке педагога-психолога, включающей не только определенный набор знаний, но и навыки самостоятельной работы, способность к приобретению новых знаний и повышению своего профессионального уровня. Содержательная сторона профессиограммы педагога-психолога включает:

- свойства и характеристики, отражающие нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности педагога-психолога;

- требования к его психолого-педагогической подготовке;

- объем и состав специальной подготовки;

- содержание методической подготовки по специальности.

3. Психофизиологические требования и противопоказания к профессии. Профессиональная деятельность педагога-психолога требует повышенной ответственности. Многими исследователями психолого-педагогическая деятельность рассматривается как деятельность в особых условиях, предполагающих постоянное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов. Поэтому в профессиограмме педагога-психолога отражаются личностные и психофизиологические особенности, затрудняющие выполнение его профессиональной деятельности.

4. Профессиональные вредности. Наиболее частыми причинами профессиональных деформаций педагога-психолога являются постоянная напряженность, высокая вероятность конфликтных ситуаций с коллегами и родителями, однообразие деятельности. Профессиограмма педагога-психолога включает полное описание профессиональных вредностей и описание индивидуальных особенностей, делающих специалиста устойчивым к влиянию профессиональных вредностей и профессиональным деформациям.

5. Возможность повышения квалификации. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение уровня профессионального мастерства, однако требования профессии необходимо согласовывать с реальными возможностями человека, учитывая его профессиональные нагрузки, мотивы профессиональной деятельности и многие другие факторы. Иногда возникает необходимость переквалификации специалиста, поэтому профессиограмма должна включать и описание смежных специальностей, которые может приобрести педагог-психолог.

6. Перечень моральных стимулов педагогического труда. У многих педагогов-психологов по мере роста педагогического стажа появляется чувство бессилия, безнадежности, отсутствия перспектив. Таким образом, у педагога-психолога не остается моральных стимулов труда, а, учитывая низкую оплату труда большинства работников образования, можно сказать, что у педагога-психолога не остается вообще никаких стимулов к осуществлению его профессиональной деятельности. Именно поэтому необходимо изучение факторов, которые могут оказать мотивирующее влияние на специалиста.

7. Учебные заведения, готовящие по этой специальности. При выборе профессии немалое значение имеют возможности профессионального обучения, поэтому представляется целесообразным включать в профессиограмму педагога-психолога перечень учебных заведений, которые готовят специалистов в данной области.

Педагог-психолог в своей деятельности реализует различные функции: развивающую, коммуникативную, диагностическую и коррекционную, конструкторско-организаторскую, координирующую, функцию самосовершенствования. Такая полифункциональность деятельности педагога-психолога предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями: гностическими, конструктивными, коммуникативными, организаторскими, специальными и др.

В рамках поставленной проблемы особо следует подчеркнуть приоритетность умений в области коммуникации (постановка и решение коммуникативных задач, владение приемами продуктивного общения и пр.). Пристальное внимание исследователей к коммуникативным процессам в педагогике можно объяснить тем, что это - центральное звено, сущность профессии. Можно сказать, что коммуникация является движущим механизмом всего образования.

Раскрывая важные для педагога-психолога способности к профессиональной деятельности, ученые на первое место выводят те, которые способствуют успеху в коммуникации. Так, В. А. Крутецкий выделяет способности: устанавливать контакты с ребенком, общаться с ним (коммуникативные); воспринимать и понимать психологические состояния ребенка (перцептивные); формировать определенный тип и вид деятельности (академические); передавать ребенку необходимую информацию (дидактические); профессионально оценивать себя и ребенка (оценочно-рефлексивные); предвидеть последствия своих действий, проектировать и прогнозировать развитие личности ребенка (педагогическое воображение) [2].

Исследование особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога, изучение характера и содержания осуществляемых им функций показывает, что в структуре профессиональной деятельности ведущее место занимает коммуникативная деятельность. Очевидно, что коммуникативное взаимодействие педагога-психолога не только пронизывает все содержание его профессиональной деятельности, но и является своего рода ее каркасом или стержнем.

Процесс коммуникативной деятельности, согласно Б. Ф. Ломову, строится как «система сопряженных актов», каждый из которых представляет собой взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностями к инициативному общению людей [4]. М. М. Бахтин отмечает, что в этом проявляется диалогичность коммуникативной деятельности, а сам диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов» [1].

По существу, диалог является реальной единицей коммуникативной деятельности. В свою очередь элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако в практике педагог-психолог выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта - организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать отдельная личность, группа людей, масса.

Общение педагога-психолога как субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) - как личностно-групповой, общение с массой - личностно-массовой. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность педагога-психолога. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия основываются на едином организационно-методологическом подходе социальной практики педагога-психолога - личностно-деятельностном. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Продолжая изложение вопроса о содержании коммуникативной деятельности педагога-психолога, следует остановиться и на ее ценностной стороне. В коммуникативной деятельности важное значение играют те ценности, которые позволяют педагогу-психологу удовлетворять его духовные потребности и являются ориентиром его профессиональной и социальной активности, направленной на достижение общественно значимых гуманистических целей и идеалов.

Становление доминирующих ценностных ориентаций педагога-психолога, его коммуникативных умений и совокупности свойств личности определяют его так называемый «аксиологический профиль» [7]. «Аксиологический профиль» личности педагога-психолога определяет гуманистическую направленность его профессиональной деятельности и качество его взаимодействия с различными субъектами (детьми, педагогами, родителями, социальными партнерами) и является базисом полноценной коммуникативной деятельности, а также важнейшей предпосылкой профессионально-личностного совершенствования.

Развивая представление о содержании и структуре коммуникативной составляющей профессиональной деятельности педагога-психолога, следует подчеркнуть, что любой аспект коммуникативной деятельности реализуется посредством вполне определенных действий и операций, а также имеет свои технологии. В основе эффективного выполнения таких операций, действий и технологий находятся коммуникативные умения педагога-психолога, осуществление которых определяется наличием соответствующих коммуникативных способностей, технических средств и внешних условий.

Таким образом, можно утверждать, что коммуникативная составляющая выполняет интегративную роль в профессиональной деятельности педагога-психолога, а коммуникативная деятельность представляет собой деятельность, предметом которой является другой человек - партнер по общению. Успешность этой деятельности опосредована степенью развитости коммуникативной мобильности, которая обеспечивает скорость и точность установления взаимопонимания между субъектами коммуникации.

Рецензенты:

Резанович И. В., д.п.н., профессор, зав.кафедрой управления персоналом ФГБОУ «Южно-Уральский государственный институт» Министерства образования и науки РФ, г. Челябинск.

Ильясов Д. Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», г. Челябинск.