Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATION SYSTEM AND ENGLIGHTENMENT OF CITIZENS IN THE 1930TH (ON MATERIALS OF THE AVTOZAVODSKY DISTRICT OF GORKY)

Gordin A.A. 1 Varakin S.A. 1 Tamanova E.V. 1
1 Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
The task of preparation of comprehensively developed members of communistic society was set for an education system. All educational system worked for Automobile works. Task of schools was not only to train, but also to bring up children, to acquaint them with culture. For ensuring leisure the wide network of clubs where viewing of movies was the main occupation was created. During the 1930s dynamic development of an educational network of the industrial region was observed. Schools, libraries carried out a lot of work with the population of Automobile plant. Many "yesterday´s peasants" thanks to enormous educational activity became competent, joined works of world art culture. This work is based on various information sources - documents kept in the Centre Archive of the Nizhny Novgorod region, GAZ history museum. This publication opened development education system on materials of the Avtozavodsky district of Gorky.
education system.
school
englightenment

Введение

Советская индустриализация 1930-х привела к усилению миграционных потоков из сельской местности в города, активизации процессов урбанизации страны. Вместе с промышленными новостройками первой пятилетки росли рабочие города и поселки. Это была типичная картина советской действительности 1930-х годов. Одним из крупнейших градостроительных проектов периода индустриализации в СССР стал социалистический город Горьковского автозавода. В 1931 году в промышленом районе насчитывалось три школы: две фабрично-заводские семилетки (на Восточном и Западном поселках), в которых обучались советские ребята, и одна «особая» школа, предназначенная для детей иностранцев, трудившихся на Автострое [9]. Самая большая школа располагалась на Западном поселке - здесь обучалось примерно 1200 учащихся, и около 500 ребят посещали занятия на Восточном поселке [9]. На Западном поселке занятия проходили в небольшом холодном бараке и «мизерном доме» бывшей сельской школы (с 3 классными комнатами). Фабрично-заводская семилетка (ФЗС) на Восточном поселке располагалась в бараке. Заводская многотиражка констатировала в сентябре 1931 года: «Не говоря уже о полнейшей неприспособленности этих зданий, - они не могут удовлетворять предъявленным требованиям даже с количественной стороны» [9]. Обучение в ФЗС Западного поселка проводилось в три смены. Причем на площади в 20 - 25 квадратных метров размещалось по 30-40 человек [9].

В отношении политехнизации школ ситуация была крайне сложной. ФЗС должны были готовить кадры высококвалифицированных рабочих для будущего автогиганта. На практике в школе на Западном поселке имелось два холодных барака, отведенных под школьные мастерские (в одном из них было несколько тисков и сверлильный станок, в другом - верстаки). ФЗС на Восточном поселке школа располагалась в бараке, мастерских в ней не было. Обе школы осенью 1931 года заключили договоры с предприятиями - литейным цехом автозавода и гаражам 13 Стройтреста. «Однако дальше формального подписания договора дело не пошло. Никаких попыток дать учимся производственную практику, никакого содействия политехнизации со стороны предприятий-шефов не заметно», - отмечала газета «Автогигант» [9].

Первое время в школах катастрофически не хватало буквально всего - учебников и тетрадей, парт и стульев. Но самым главным был страшный дефицит квалифицированных педагогических кадров. В 1931 году в школе на Западном поселке насчитывалось 32 учителя, причем все - без высшего образования. Преподаватели первого концентра имели образование 9 классов школы, некоторые из них прошли краткосрочные курсы. Во втором концентре - преподаватели, закончившие педтехникум. Дело с учителями осложнялось еще и тем, что, несмотря на директивы ЦК, приравнявших педагогических работников в отношении снабжения к нормам промышленных рабочих, кооперативная организация в 1931 году долго не могла определиться, к какому списку - первому или третьему, отнести учителей [9]. В итоге - «качество учебы в школе, - писала заводская многотиражка, - не может стоять на высоком уровне. Слабость дисциплины мешает сколько-нибудь регулярно наладить занятия» [9].

В «особой» иностранной, или американской, школе (она располагалась на Американском поселке) условия для занятия иностранных детей были лучше, по сравнению с тем, как учились их советские сверстники. Но дело «скверно обстояло» с учебными пособиями, планами, программами, преподавателями [9]. В 1931 году эту спецшколу посещало 30 ребят, разделенных на две группы по знаниям, соответствующим 4 и 6 группам ФЗС. Педагогический коллектив состоял всего из двух учителей. Все занятия велись на английском языке. Ученики, распределенные на две группы, изучали русский, английский, финские языки, математику и обществоведение [9].

Изначально вся образовательная система района была сориентирована на подготовку кадров для Горьковского автозавода. Как и на других предприятиях страны в конце 1920-х - начале 1930-х годов, она строилась на идеях НОТ (Большую работу в этом направлении проводили Центральный институт труда (ЦИТ), возглавляемый А.К. Гастевым - основоположником советской научной организации труда) [10], концепции «непрерывного обучения» [8]. Кузницей кадров автогиганта называли Профтехкомбинат предприятия, историю которого, вероятно, следует начинать с 1931 года, когда стали действовать отдельные его структуры еще за пределами промышленного района [6]. Профтехкомбинат, размещавшийся в специально построенном для него громадном четырехэтажном корпусе, состоял из семи различных учебных заведений (школа ФЗУ; автотехникум; производственно-технические курсы; курсы по повышения квалификации инженеров, техников, мастеров; автошкола; филиал Горьковского индустриального института им. Жданова и рабфак) [6]. В 1934 году в Профтехкомбинате обучалось с отрывом и без отрыва от производства 5 000 человек [6].

В 1931 году на Автозаводе насчитывалось 3 школы, в 1934 году - 18 (из них: 12 начальных и 3 неполных и 3 полных средних школы) [2]. Если в 1930-1931 году учащихся насчитывалось 543 чел. [1], то в 1935 году - 9 451 чел. [3] Количество учителей на Автозаводе составляло в 1930-1931 году 25 чел. [1], в 1934 -1935 г. - 248 педагогов [3].

Автозаводские школьники начала 1930-х годов не только учились, но и активно занимались общественной работой. Пионеры в поселках, где они проживали, устанавливали шефство над бараками рабочих. Юные большевики в возрасте 10-14 лет проводили общие собрания жильцов, вывешивали плакаты и лозунги о подписке на займы пятилетки и выполнение Промфинплана, проводили субботники по уборке жилых помещений, боролись с пьянством и «религиозными заблуждениями» в среде рабочих, обучали их грамоте, устраивали концерты, проводили революционные праздники.

В школах практиковались социалистические соревнования за лучшую успеваемость учеников. Устраивались внутрисемейные соревнования между родителями и детьми. «Ребята вызывали отца или мать, работающих на заводе, быть примерными рабочими, и, в свою очередь, брали на себя обязательство - быть примерными учениками и пионерами. Причем по своей конкретности ряд таких договоров по соцсоревнованию мог служить образцом для взрослых», - отмечалось в отчете парткома автозавода за 1933 год [4].

В 1939 году на Автозаводе уже насчитывалось 30 школ, в которых обучалось более 16 000 школьников [2] и работало примерно 500 учителей [2]. Большая работа в эти годы проводилась в области ликвидации безграмотности (так, с 1936 г. по 1938 г. было обучено неграмотных 5492 чел., малограмотных - 7471 чел.; на 1 января 1939 г. в школах ликбеза обучалось неграмотных 1668 чел., малограмотных - 2987 чел.) [2].

Большую просветительскую работу проводила библиотека автозавода, которая начала формироваться в 1931 году. Первоначально она состояла из двух ящиков книг в вестибюле заводского комитета профсоюза. Потом ей передали две комнаты в нижнем этаже заводского клуба, в них расположились шесть стеллажей и два стола для читателей. Спрос на книги был колоссальным [5].

Большую просветительскую работу проводила заводская библиотека (заведующие Зарубина, Чиркова, Т.Е. Вознесенская, И.И. Куприянов, В.Т. Солнцев). Опыта организации заводских библиотек тогда еще не существовало. Поэтому автозаводские библиотекари разработали собственную систему. Намного позже, в 1958 году, она была принята в качестве эталонной для построения структуры государственных и профсоюзных библиотек на крупных предприятиях. Основные фонды библиотеки разместились в 1932 г. Центральном клубе Соцгорода, а в производственных цехах были организованы ее филиалы.

Основной формой массовой работы с читателем были громкие читки [10]. В 1934 г. на автозаводе были организованы двухмесячные курсы чтецов. На заводе по инициативе комсомольской организации молодые рабочие стали сдавать литературный минимум по «специальным маршрутам» (например, Бабель «Конармия», Новиков-Прибой «Цусима», Толстой «Петр 1», Гладков «Энергия» и др.) [5].

Библиотекой Горьковского автозавода, появившейся одновременно с началом его строительства, прилагались огромные усилия для ликвидации неграмотности и малограмотности среди рабочих, помощи в учебе, поступлении в учебные заведения, популяризации знаний. В пропаганде книги, в расширении читательской аудитории важная роль принадлежала заводской газете «Автогигант». Именно это печатное издание, появившееся в 1930 году, стало самой востребованной газетой рабочих, инженеров и служащих предприятия (главные редакторы С.Л. Козьменко, П.И. Бурага, В.Г. Макаров, Ю.В. Мирецкий, М.В. Кузнецов, М.В. Драгунов, М.А. Камчатов, А.М. Недосугов) [7]. Руководил заводским издательством И.В. Бибихин. Газета старалась объективно отразить все стороны жизни трудового коллектива. Ее корреспонденты (А.В. Рудаков, З.А. Розанова, И.О. Филиппов, П. Кузнецов, В.В. Ефимкин (Булыжник) и другие) принимали активное участие в решение сложных производственных вопросов, рассказывали о передовиках производства, оперативно реагировали на письма читателей. В 1934 году в газете появилось приложение «Литературный Автогигант». Заводская многотиражка был не просто газетой, а настоящим собеседником инженеров и рабочих.

В 1930-е годы росла сеть клубных учреждений. Так, в 1933 г. было 4 клуба (с пропускной способностью 1650 чел.) и один театр с пропускной способностью 930 чел. [3]. Большой популярностью у автозаводцев пользовались Центральный клуб Соцгорода (ЦКС) и Щитковый театр, а одним из любых форм проведения досуга - просмотр кинофильмов. В клубах демонстрировались последние новинки отечественной и зарубежной киноиндустрии. В 1930-е годы самым популярным фильмом стал «Чапаев». В первый день 29 ноября 1934 г. фильм посмотрело 906 чел. партийного и профсоюзного актива. Во второй день - рабочие механического цеха, вечером - работники центральной лаборатории, ОТК. 1 декабря - 1 760 рабочие прессового цеха, типографии «Автогиганта» и ИТР. За три дня фильм посмотрели 4 143 человека[11].

Итак, в период 1930-х годов наблюдалось динамичное развитие образовательной сети промышленного района. Школы, библиотеки проводили большую работу с населением Автозавода. Многие «вчерашние крестьяне» благодаря колоссальной просветительской деятельности становились грамотными, приобщались к произведениям мировой художественной культуры.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение №14.В37.21.0492 «Социалистический город как историко-культурный феномен советской эпохи (на материалах соцгорода Горьковского автозавода.1930 -сер. 1960-х гг.)» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

Рецензенты:

Мельников М. В., доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), г.Нижний Новгород.

Курбакова Е.В., доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, истории и древних языков НГЛУ, ГОУ ВПО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ), г.Нижний Новгород.