Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERNIZATION OF THE ENTERPRISE AS AN IMPERATIVE OF INNOVATION DEVELOPMENT

Dyuzhkova O.M. 1
1 Samara State University of Economic
The analysis of the modernisation of the environment of the modern economy of Russia in relation to the key unit and the level of the national economy - to the enterprise. The company is launching pad for fundamental changes in the institutional and technological sphere, in connection with the consideration of the main aspects of improvement of organizations is of special relevance. The article considers the preconditions and problems for the successful integration of the enterprises in system modernization of the state. Given their key performance indicators, results and barriers relevant to the concept of a unified strategy of modernization of the state. In addition to this утоняется typology of the factors affecting the outcome of the processes of economic modernization depending on the way of its implementation and the nature of production. It seems important to strengthen the role of the subjectivity of the enterprise, which can be a critical link in the mainstream of the modernization of the conversion.
the level of subjectivity.
competitiveness
innovation activity
Modernization of the enterprise

Тема модернизация являлась актуальной во все периоды развития российской экономики, начиная с момента появления самого понятия в 60-е годы ХХ столетия и заканчивая статьей Д. Медведева «Россия, вперед!», в которой звучал призыв к переходу к новой, «умной» экономике [5]. Однако особую роль в структуре системного усовершенствования экономики России играет микроэкономическая модернизация, ядром которой является модернизация российских предприятий [3]. Предприятие в России было и остается основной ячейкой, своеобразной структурной единицей в масштабной системе народного хозяйства. Это связано с тем, что, во-первых, на уровне предприятия взаимодействуют и реализуются все виды модернизации на основе разнообразной ресурсной базы. Во-вторых, деятельность и структура предприятия тесным образом переплетаются с функционированием предприятия, и все изменения, которые имеют место в обществе, параллельно воздействуют на предприятия.

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении основных аспектов процессов модернизации на уровне предприятия и дальнейшей разработке практических рекомендаций по их интеграции в систему экономических связей. Исследование производилось посредством метода анализа и синтеза, графического, описательного методов с опорой на труды отечественных авторов, посвященные изучению вопросов модернизации в контексте микроэкономики.

Прежде чем составить ясную картину о склонности предприятий к процессам обновления, протекающих в русле модернизационных преобразований, стоит обратиться к статистическим материалам исследования.

Все большее количество предприятий не закупают оборудование более двух месяцев подряд. С учетом сохраняющейся недостаточной уверенности руководства предприятий в будущем ожидать начала активизации их инвестиционной деятельности и реструктуризации производства не приходится (табл. 1).

Таблица 1 – Доля промышленных предприятий, не закупавших оборудование два и более месяцев подряд, % [4]

Годы

2007

2008

2009

2010

Значения

30

33

48

45

Технологические инновации осуществляют менее десяти процентов предприятий [4]. Это объясняется отсутствием адекватной поставленным задачам институциональной и технической базы, высококвалифицированных специалистов с техническим образованием, а также рядом причин, среди которых фигурируют: недостаток собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита и сложность его получения для реализации инновационных проектов, неопределенность экономической ситуации в стране, а также инновационные риски (табл. 2).

Таблица 2 – Основные показатели инновационной деятельности предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды [4]

Го-ды 

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство

и распределение электроэнергии,

газа и воды

 

Уд. вес предпри-ятий, осущест-вляющих технологи-ческие инновации, в общем числе обследо-ванных предпри-ятий, %

Уд. вес инноваци-онных товаров, работ, услуг в общем объеме отгружен-ных товаров, выполнен-ных работ, услуг, %

Уд. вес предпри-ятий, осущест-вляющих технологи-ческие инновации, в общем числе обследо-ванных предпри-ятий, %

Уд. вес инноваци-онных товаров, работ, услуг в общем объеме отгружен-ных товаров, выполнен-ных работ, услуг, %

Уд. вес предпри-ятий, осущест-вляющих технологи-ческие инновации, в общем числе обследо-ванных предпри-ятий, %

Уд. вес инноваци-онных товаров, работ, услуг в общем объеме отгружен-ных товаров, выполнен-ных работ, услуг, %

2003

1,3

0,2

1,6

1,5

0,8

1

2005

1,2

5

1,7

3,1

0,6

-

2007

3,5

3,2

4,5

6,4

1,6

3,6

2009

3,1

0,4

4,3

1,5

1,8

0,2

Из всех предприятий, действующих на территории Российской Федерации, практически 30% считаются убыточными [3]. Если в половине случаев причиной является пошатнувшееся в ходе мирового кризиса финансовое положение российских предприятий, то в оставшейся своей части сказывается неконкурентность производимой продукции в связи с высокими издержками по энергетике и заработной плате.

Помимо прочего, оказывает влияние убыточность производств, которая логически связана со сложившейся преимущественно сырьевой ориентацией российской экономики. Данные о количестве убыточных предприятий представлены на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Доля убыточных предприятий в общей структуре организаций Российской Федерации, % [4].

В условиях повышения открытости российской экономики и усиления международной конкуренции на склонность предприятия к модернизации влияют различные факторы. Их можно подразделить на следующие.

Макроэкономические и институциональные факторы, которые включает меры государственного регулирования, направленные на обеспечение макроэкономической стабильности, совершенствование инвестиционного климата и снижение административных барьеров.

Также выделяют группу факторов ресурсного обеспечения, которые традиционно оказывают влияние на рост производительности труда, повышения качества и развития способности к созданию и внедрению инноваций. В дополнение к этому можно рассматривать факторы производственного управления, связанные с применением специфических принципов и подходов к организации производства.

В обобщенном варианте классификация всех факторов, влияющих на модернизационные процессы в границах предприятий, представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на модернизацию предприятий [1]

Объективные - факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта (экономические законы)

Субъективные - факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений

Глобальные - определяются макроэкономикой и обществом в целом

Локальные - определяются на микроуровне предприятий

Внешние - способствуют модернизации деятельности предприятия

Внутренние - направлены на налаживание и управление модернизационной деятельностью предприятия

1. Закон получения и присвоения прибыли - его можно назвать законом движения рыночной экономики, т.к. прибыль является движущей силой производства

1. Инновационная политика государства как важнейшая составляющая государственной экономической политики

1. Политическая ситуация внутри страны и на международном уровне

1. Стратегия руководства

1. Использование внешних источников для поддержки всех фаз процесса модернизации

1. Мотивированное руководство

2. Закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок

2. Денежно-кредитная политика организаций, выступающих в роли инвесторов.

2. Конкуренция на внешнем рынке

2. Техническая оснащенность

2. Коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами

2. Интеграция технологических и организационно-управленческих технологий

3. Законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением

3. Стратегии конкурирующих фирм - возможность других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, получение материальных ресурсов

3. Взаимо-отношение

с властями

3. Наличие финансовых средств (собственных или привлеченных)

3. Лоббирование интересов в государственных институциональ-ных структурах

3. Эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в процесс модернизации

4. Закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы

4. Поведение потребителей - наличие спроса на конечную продукцию предприятия

4. Налоговая политика

 

 

4. Непрерывное организационное обучение

5. Закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности, и соответствующей фазы «цикла»

 

 

 

 

5. Эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями

 

 

 

 

 

6. Управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием

Указанные выше факторы релевантны трудностям осуществления модернизации, возникающим в условиях рынка. В самом агрегированном варианте возможные на пути обновления предприятий барьеры состоят в следующем. Во-первых, финансовое положение компании. Оно дает представление о финансовой устойчивости, степени зависимости от внешних источников финансирования инноваций, платежеспособности компании и ее возможности получения кредита для реализации. Во-вторых, научно-технический потенциал, который характеризует возможностью организации в области НИОКР. В-третьих, производственный потенциал, подразумевающий производственную базу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность. И, наконец, в-четвертых, кадровый потенциал как уровень профессиональной квалификации персонала организации, необходимый для осуществления модернизации [2].

Из всего вышесказанного вытекает содержание целевой функции модернизации применительно к уровню предприятия и основные направления его развития. В первую очередь, это техническая модернизация посредством смены оборудования. Обновление может осуществляться посредством использования либо российского оборудования, что является самым дешевым, но и в то же время низкокачественным способом, либо при использовании зарубежного оборудования. Также это разработка продуктных инноваций – модернизация производственных технологий от их фундаментальных и прикладных исследований до внедрения в жизнь. В данном случае речь идет о «вертикальном» трансфере технологий с центра НИОКР до коммерциализации результатов научных разработок. Помимо прочего, необходимо обновить маркетинго-сбытовую систему предприятий. Поиск нетрадиционных решений в этой сфере включает, во-первых, активизацию продвижения своей продукции, во-вторых, поиск новых ниш на рынке с упором на государственные организации и «госзаказы» как основные институциональные звенья в цепочке расширения сбыта. И, наконец, требуется усовершенствование технологии работы с персоналом, что требует инвестирования в повышение квалификации молодых специалистов достаточно высокого уровня [1].

Вышеуказанные направления должны происходить в условиях последовательного и полномасштабного уровня ответственности и самостоятельности, т.е. субъектности предприятия. Это предусматривает защиту суверенитета функционирующего предприятия, учрежденного в установленном порядке, от посягательств лиц, заинтересованных в лишении организации права самостоятельно распоряжаться своим имуществом и результатами деятельности. Это предполагает практику осуществления представительства предприятий в органах законодательной власти страны, создания сбалансированной системы управления предприятиями на основе партнерства всех основных групп социальных субъектов – участников производства (владельцев капитала, полномочий, труда, знаний), суверенитета и целостности предприятия [3]. Не лишним будет систематизация порядка действий по созданию и ликвидации предприятий с дальнейшим уровнем контроля за ходом данных мероприятий.

Таким образом, системная модернизация экономики, охватывающая все уровни и подразделения народного хозяйства: от макро- до микроэкономики, – базируется на выявлении узловых структурных единиц стратегии модернизации предприятий России как главных звеньев экономики страны. Именно предприятие должно стать основным полигоном системной модернизации, поскольку в границах предприятия разнообразные аспекты модернизации: технологические, социальные, организационно-управленческие – находятся в тесном взаимодействии, оказывая влияние на изменение всей рыночной системы экономики.

Рецензенты:

Степанова Татьяна Евгеньевна, д.э.н, профессор зам. директора по научной работе Самарского института (филиала) РГТУ, г. Самара.

Коновалова Мария Евгеньевна, д.э.н., профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета АМОУ ВПО «САГМУ», г. Самара.