Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT TENDENCY OF NUMERICAL STRENGTH AND NATIONAL COMPLEMENT IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Bondartsova T.M. 1 Gumenchuk O.N. 1
1 RSE “Karaganda state industrial university”, Temirtau, Kazakhstan
The article is dedicated to the issue of revelation and research of main tendencies in national and Republic of Kazakhstan population staff during the years of independence (1991 – present). Based on the national census of 1999 up to 2009 results as well as on intermediate data of Kazakhstan statistics agencies, the comparative analysis of changes in the population numbers and its ethnic staff is carried out, the organic link of this process to the historic features of the country development is described. The main ways of the state management of the achieved numbers increase in accordance with the forecast and national complement stability prediction are characterized briefly. Basis of this issue significance is given in the presence of social, political and economical programs of Kazakhstan.
repatriate.
repatriation
national groups
tendency
migration
demographic processes
national (ethnic) complement
ethnicity
population numerical strength
Введение

Численность населения, его характеристики - важнейшая проблема демографической политики, весьма актуальная сегодня для многих стран мира. Стабильный же прогнозируемый численный и национальный состав - это базовые составляющие успехов экономического и социально-политического развития любого государства. На долю Казахстана выпало неоднократно пережить острые моменты с точки зрения выше обозначенных факторов. В настоящее время Республика Казахстан относится к числу малонаселенных стран мира. По территории она занимает 9-е место в мире, а по количеству жителей - 62-е , здесь проживает 0,23 % от численности населения Земли (1; 23).

Цель исследования - анализ численности населения Республики Казахстан в условиях обретения независимости, его этнического среза, особенностей и тенденций формирования в контексте исторического развития страны.

Материалы и методы исследования - данные агентства РК по статистике, собрания актов президента и правительства РК, а также публикации по проблеме. Методы - историко-сравнительный, обобщения, прогнозирования.

Результаты исследования. Распад огромной страны - Советского Союза - наряду со многими негативными факторами имел и такой, как изменение, ломка процессов численности, падение рождаемости населения на большей части постсоветского пространства. Например, в 1991 году в России проживало 148,3 млн, а сейчас, несмотря на большой приток мигрантов из ближнего зарубежья, - около 143 млн человек (по данным переписи 2010 года). Но самые существенные колебания в численном и национальном составе населения в рамках СНГ после 1991 года испытала наша Республика. Хотелось бы акцентировать такой факт - явления дестабилизации в численности населения уходят своими корнями в глубокое прошлое. Крупнейшие вливания людских ресурсов в Казахстан шли во время переселенческой аграрной политики царизма, в годы массовых политических репрессий, в период Великой Отечественной войны, целинной эпопеи и индустриального бума 50-х гг. 20 века. Ученые останавливаются на цифре в 2 млн прибывших в казахские степи только в досоветский период и более того - в эпоху социализма [4; 118]. Пережил Казахстан и тяжелые этапы истории, на которых численность населения, в первую очередь коренного, резко сокращалась. Это и 1916 год, когда около 300 тысяч коренных жителей перекочевали в Китай, и годы коллективизации, когда более 2 млн погибло от голода и т.д. [5; 276]. Целесообразно привести и несколько цифр, подтверждающих исторический факт резких колебаний в численности казахов относительно других этносов за период пребывания в составе СССР: в 1926 году - 61,3 %, в 1959 г. - 29 %, в 1971 году - 32,6 %, в 1979 - 36 %, 1989 - 40,1 % [5;399. 9;29-31]. Накануне обретения независимости в Казахской ССР проживало на начало 1989 г. 16 млн 200 тыс. человек (по данным Всеобщей переписи в СССР), а на середину 1991 г. ~ 17 млн 200 тыс. человек [2; 83]. По I-ой казахстанской переписи независимого Казахстана 1999 года (28.02-4.03) общая численность населения в нашей республике составила 14 млн 953,1 тыс. человек - или сократилась относительно предыдущей на 8 %. Национальный же спектр был представлен 130 национальностями. Остановимся кратко на этническом составе населения и истории его формирования в контексте данного источника [7;426-439]. Самыми многочисленными этносами республики являлись казахи - 7 млн 985 тыс. или 53,4 % и русские - 4 млн 479,6. Вторая по численности диаспора в полиэтническом Казахстане - украинская - 547 тысяч человек. Ее оформление своими корнями уходит еще в дореволюционное время, существенное пополнение произошло накануне Великой Отечественной войны (депортация западных украинцев, белорусов, поляков), а также особенно в годы целинной эпопеи. После национально-территориального размежевания Средней Азии в 1924 году большое количество узбеков осталось жить в Сырдарьинской губернии (ныне часть её районов входит в Южно-Казахстанскую и Жамбылскую области РК). После русских и украинцев узбеки составили третью по численности диаспору Казахстана - 370 тыс. 663 чел. В 1926 году (по данным Всесоюзной переписи) в Казахстане проживало 42 корейца. В результате их массового переселения в Казахстан в 1937-1942 годах корейская диаспора на 1999 год составляла 99 тыс. 657 человек и остается самой стабильной по численности. Переселение дальневосточных корейцев осуществлялось в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1937 года «в целях пресечения проникновения японского шпионажа в край». Это было начало масштабной кампании признания врагами не отдельных классов или элементов, а целых народов, обвиненных в потенциальном шпионаже. Одной из самых мощных диаспор в Казахской ССР в конце 1980-х годов была немецкая - около 1 млн человек. В конце 90-х годов немцев проживало в нашей стране всего 350 тыс., преимущественно в Карагандинской и Акмолинской областях. Немцев Поволжья Автономная Советская Социалистическая Республика существовала в составе РСФСР с 19 декабря 1924 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» данная государственность упразднялась, а все ее жители подлежали депортации по причине опять же потенциальных «тысяч диверсантов и шпионов». В Казахстане представлены практически и все многочисленные народности Кавказа: азербайджанцы - 78295; чеченцы - 31799; ингуши - 16893; армяне - 14758 и т.д. Хотелось бы отметить, что депортация всех представителей чеченской и ингушской национальностей Чечено-Ингушской АССР проводилась в рамках операции «Чечевица» с 23 февраля по 7 марта 1944 года по решению высшего советского руководства. Около 85 % от общей численности ингушей и чеченцев были выселены в Казахстан, остальные - в другие восточные районы. Наша республика волею судеб и истории стала родиной и для татар, курдов, болгар, латышей, литовцев, поляков, греков и многих других. В целом, относительно численного и национального состава населения по итогам переписи 1999 года хотелось бы констатировать следующие основополагающие тенденции:

- значительное уменьшение численности населения РК сравнительно 1991 года произошло в первую очередь в силу мощных миграционных процессов, обусловленных распадом огромного государства и историческими особенностями его развития. Отрицательное сальдо внешней миграции населения за этот период составило 1 млн 969,6 тыс. человек. Несомненно, сыграло свою роль падение рождаемости и увеличение смертности в 90-е годы 20 века [9; 83-91]. Пик кризиса в демографической ситуации в нашей Республике, прежде всего в плане сокращения численности населения, приходится на 1993-1997 годы. Многие ученые давали прогнозы, что к 2003 году возможен «демографический крест», то есть превышение смертности над рождаемостью;

- в оформлении национального состава впервые за многие десятилетия основной тенденцией становится рост коренного этноса и значительное уменьшение таких крупных диаспор, как русская, немецкая, украинская, белорусская;

- существенное смещение акцентов в численном и национальном срезе связано, несомненно, со множеством факторов. Но общее, что их объединяет - это конкретные исторические события (нередко далекого прошлого), напрямую влиявшие в свое время на процессы формирования численного и национального состава Казахстана и сохраняющие свою актуальность в контексте реалий сегодняшнего дня.

Численность населения Республики имела тенденцию к снижению вплоть до середины 2002 года. 2003-2005 годы стали годами закрепления положительных показателей по общей численности и естественному приросту населения. Так, на 1 декабря 2005 г. число жителей впервые превысило данные 1999 года и составило 15 млн 205,1 тыс. человек, а естественный прирост за этот год - 112 тыс. 376 человек [2; 93]. Наряду с плюсовыми показателями по общему росту численности в данный период резче обозначились и некоторые негативные особенности, тенденции, сохраняющие свою актуальность и по сей день. Во-первых, неравномерность расселения коренного этноса и, во-вторых, достаточно глубокий перепад в количестве жителей по областям. Абсолютными лидерами по численности казахов в массе населения стали Кызылординская, Атырауская, Мангистауская области - [от 90 % и выше]. Эти же области оказались и самыми малонаселенными - около 1,5 млн жителей на все 3 области. Гораздо меньшее число коренных жителей составило в Костанайской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областях - от 38 до 45 % в общей численности населения. Самой густонаселенной традиционно осталась Южно-Казахстанская область (занимает предпоследнее место по площади) - свыше 2,4 млн человек или 16 % [2; 5]. Данная специфика была учтена в разработке и реализации Указа президента РК Н. А. Назарбаева о поэтапном переводе делопроизводства на казахский язык по областям.

В контексте проблемы роста и механизма стабилизации численного потенциала государства целесообразно акцентировать внимание на следующем. Во всем мире эта задача решается двумя способами: внутренними (увеличение рождаемости, рост продолжительности жизни) и внешними - привлечение мигрантов. В Республике Казахстан на уровне государственной политики с первых месяцев независимости прослеживается стремление эффективно использовать оба обозначенные пути. Но, естественно, результат быстрее стал очевиден от иммиграционных процессов. Следует отметить, что соотношение казахов, проживающих на территории РК и за ее пределами - еще одна специфическая особенность исследуемой проблемы. Сведения по количеству этнических казахов за рубежом и распределению диаспор по странам сегодня несколько расходятся. Доктор исторических наук В. В. Козина приводит цифру в 3,5 млн казахов, проживающих за пределами нашей Республики [9;80]. По статданным Комитета по языкам, общая численность казахов за рубежом ~ свыше 4 млн человек, диаспоры есть в 40 странах, а самые многочисленные в Узбекистане, Китае, России. По данным других экспертов, ученых-демографов за пределами нашего государства проживает до 5,5 млн казахов.[8; 193]. Расхождение в данных цифрах связано: а) с процессами репатриации (нередко учет жителей осуществляется дважды); б) с методикой исчисления. Доктор М. Б. Татимов, например, сторонник использования максимального варианта подсчета, включающего всех переходных маргиналов и метисов, других ассимилированных личностей, которые так или иначе связаны с казахским происхождением.

Возвращение этнических казахов из-за рубежа - важный источник роста численности населения в Республике. В сентябре 1992 года в городе Алматы на Первом Всемирном курултае казахов президент РК Н. А. Назарбаев обратился к рассеянным по миру соотечественникам с призывом вернуться на родину. Казахстан стал одной из 5 стран, целенаправленно занимающейся репатриацией и выделяющей для этого немалые бюджетные средства. Решение по квотам для репатриантов принимается также непосредственно президентом РК. Квоты для приема переселенцев и присвоение им статуса «оралмана» за прошедшие годы не были одинаковыми: 1993 г. - на 10 тыс. семей, 1994 г. - на 7 тыс. семей и т.д. С 2009 года - квота увеличивается до 20-тысячного рубежа. Следует отметить, что реально квоты ежегодно перевыполнялись, то есть фактически прибывало репатриантов гораздо больше. В 2005 году, например, вернулось 35 тыс. семей вместо 15 тыс. по квоте [2; 87]. По прибытии в Казахстан глава семьи репатриантов получает единовременное пособие в размере 15-кратного месячного расчетного показателя (МРП; на 2013 год 1 МРП=1731 тенге или ~ 12 $), на каждого члена семьи выдается пособие в размере 10-кратного МРП. На приобретение жилья из республиканского бюджета выделяются средства в размере 100-кратного МРП на каждого члена семьи. По признанию и прибывающих, и принимающей стороны материальных дотаций в данном объеме явно недостаточно для обустройства переселенцев. Самые тяжелые последствия такой ситуации - вероятность сталкивания интересов местного населения и репатриантов, не обладающих высокой квалификацией и вынужденных на любых условиях конкурировать за работу, а также самовольный переезд переселенцев из предписанных регионов в другие, по собственному выбору. Именно так можно обозначить один из уроков событий в Жана-Озене (Западный Казахстан) в декабре 2011 года. В апреле 2012 года Комитет миграционной полиции МВД Казахстана сделал заявление о том, что квота на иммиграцию этнических казахов временно приостановлена до особого распоряжения правительства РК. В перспективе первоочередными мерами в корректировке программы переселения должны стать повышение и дифференциация пособий имеющим статус оралмана (строго в зависимости от выбора района проживания), расширение льгот, повышение эффективности мер по ускоренному оформлению гражданства и трудоустройства и т.д.

Следует отметить, что общие данные о численности прижившихся репатриантов в РК также не всегда совпадают. Это связано, прежде всего, с тем, что возвращение этнических казахов на родину идет как регулируемым способом (через квоты), так и стихийно. Цифра, которая не оспаривается на сегодняшний день, - это не менее 1 млн оралманов укоренились на своей исторической родине за годы суверенного развития РК [8; 196].

С 25 февраля по 6 марта 2009 года в Казахстане состоялась вторая всеобщая перепись населения. С учетом скорректированных данных общенациональной переписи численность населения Казахстана на 1 октября 2010 года составила 16 млн 372 тыс. человек. За межпереписной период количество жителей РК увеличилось на 1 млн 27 тысяч человек. Основными источниками роста стали - сокращение числа покидающих пределы страны; увеличение потока этнических казахов из-за рубежа; повышение рождаемости и продолжительности жизни [7]. Что касается национального среза итогов переписи, то здесь однозначно нашла закрепление тенденция к росту численности казахов, составивших 65 % или более 10 млн человек от всего населения (рост к 1999 году - 26 %). Диаспоры, численность которых существенно уменьшилась сравнительно I - ой переписи - русская на 15,3 %, украинская на 39,1 %, немецкая на 49,5 %. Увеличились узбекская (457 тыс.) и уйгурская (224,7 тыс.) диаспоры. [7]. Следует отметить, что существенные изменения в национальном составе характерны для всех регионов и областей страны. Так, в нашей Карагандинской области национальный состав на 2011 год представлен (в скобках для сравнения дается процент на 1 января 2005 г.): казахи - 46,9% (41 %), русские - 39 % (42 %), украинцы - 3,7 % (5 %), татары - 2,4 % (1,5 %) и т. д. В Темиртау общая численность жителей составляет 178 тыс. 193 человек, из них казахи - 42 тыс.176 тысяч или 23,6 % (15 %). [3;13,15].

На 1 октября 2012 года опубликованы текущие данные Агентства РК по статистике, свидетельствующие о полном соответствии выше обозначенным тенденциям. Общая численность РК составила 16 млн 850 тыс., казахи - 10 млн 946 тыс., русская диаспора - 3 млн 700 тыс., узбекская - 504 тыс., немецкая - 181 тыс. и т.д. [1; 29].

Как отмечалось выше, в стабилизации процессов численности населения Республика Казахстан использует и внутренний, и внешний пути его воспроизводства, но приоритетным определяется естественный прирост как имеющий меньшие риски, точнее прогнозируемый и менее болезненный в плане адаптационных моментов. Весьма важным, рубежным является в этом аспекте Послание президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана 2008 года «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики», которое по праву называют еще демографической программой. В нем сделан существенный акцент на материальные стимулы в рождаемости, на качество медицинского обслуживания детства и материнства, на поощрение многодетных матерей и т.д. Эта концепция поддержки детства и материнства получила закрепление в последующих Посланиях президента народу Казахстана и программах по их реализации. В обращении к своему народу в январе 2011 года «Построим будущее вместе!» Нурсултан Абишевич в рамках Стратегического плана на ближайшее десятилетие одной из приоритетных целей обозначил приближение численности населения к 18 миллионам. А главными составляющими реализации таковой задачи должны стать увеличение рождаемости на 25 %, снижение смертности на 11 % и в итоге увеличение естественного прироста населения в 1,7 раза [10; 3].

Выводы. 1) Республика Казахстан за годы независимости пережила весьма острые, критические моменты, связанные с уменьшением численности населения. Особенностью ситуации было одновременное изменение национального среза. В целом данные процессы стали отражением во многом внешнего воздействия (нередко насильственного) на формирование людского ресурса страны в предшествующие периоды. 2) В настоящее время демографическое влияние представителей европейских этнических групп, многие десятилетия определявших динамику численного и национального состава населения, практически не имеет значения. В республике абсолютное большинство жителей составляют казахи и представители других тюркских народов. В стабилизации численного потенциала и его нынешнего национального среза большую роль сыграла иммиграционная политика относительно этнических казахов, а также постепенно увеличивающийся объем социальных программ по стимулированию рождения, поддержки многодетных семей. 3) Актуальность изучения, анализа тенденций, специфики кардинально меняющегося состава населения Казахстана будет неизменно возрастать. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью разработки и претворения в жизнь таких крупнейших социально-политических и экономических программ, как занятость населения и борьба с безработицей, регулирование внутренней и внешней миграции, реализация программы репатриации этнических казахов, языковой политики, развития образовательных структур и проектов и множества других.

Рецензенты:

Козина Валерия Викторовна, доктор исторических наук, профессор кафедры «История Казахстана» Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, г. Караганда.

Евдокимов Валерий Валентинович, доктор исторических наук, профессор кафедры «Археология, этнология и отечественная история» Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, г. Караганда.