Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MODEL OF FORMATION OF VALUABLE MOTIVES OF INFORMATIVE ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS OF VOCATIONAL TRAINING

Kalashnikova A.V. 1 Chizhakova G.I. 1
1 The Siberian state technological university
Статья посвящена актуальной проблеме формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения, призванных в дальнейшем осуществлять подготовку высококвалифицированных рабочих кадров. В ней охарактеризовано понятие «ценностный мотив познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения», представлена структурно-функциональная модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения с учетом специфики их подготовки в вузе к осуществлению профессионально-педагогической деятельности. Авторами показаны в единстве и взаимосвязи структурные компоненты данной модели, обладающие направляющей, смыслообразующей, организующей, преобразующей функциями, с позиции деятельностного, аксиологического и компетентностного подходов. Результативность разработки и реализации данной модели подтверждается с помощью анализа методик, позволяющих выявить уровень сформированности ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения.
Article is devoted to an actual problem of formation of valuable motives of informative activity of future bachelors of the vocational training, called further to carry out preparation of highly skilled personnel. In it the concept "valuable motive of informative activity of future bachelors of vocational training" is characterized, the structurally functional model of formation of valuable motives of informative activity of future bachelors of vocational training taking into account specifics of their preparation in higher education institution to implementation of professional and pedagogical activity is presented. By authors are shown, in unity and the interrelations structural components of this model possessing directing, reformative, smysloobrazuyushchy, organizing functions, from a position of deyatelnostny, aksiologichesky and kompetentnostny approaches. Productivity of development and realization of this model is confirmed by means of the analysis of the techniques, allowing to reveal level of formation of valuable motives of informative activity of future bachelors of vocational training.
criteria of a forming.
aksiosfer
model
valuable motive of informative activity of future bachelors of vocational training
Изменения, происходящие во всех странах, выражающиеся в необходимости реализации идеи непрерывного образования на протяжении всей жизни человека, требуют акцентировать внимание образования на формирование ценностных мотивов познавательной деятельности личности. Нормативные документы, связанные со стратегией развития образования в России в ХХI в. (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях»; Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы), отмечают необходимость создания новой системы непрерывного образования, что подчеркивает значимость задачи формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения, призванных в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности «учить учиться» будущих высококвалифицированных рабочих кадров.

Следует отметить, что познавательная деятельность будущих бакалавров профессионального обучения отличается от познавательной деятельности, к примеру, школьников, тем, что она направлена на получение как базовых знаний, так и на получение знаний о профессии и способах ее осуществления; формирование навыков предметного и межпредметного характера, так и профессионально-значимых умений и навыков.

Таким образом, на наш взгляд в основе ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения лежит как ценность познавательной, так и ценность профессиональной деятельности.

Ценностный мотив познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения мы определяем как сложное интегральное образование, включающее личностные и профессиональные характеристики. В основе названного образования лежит внутреннее побуждение к осуществлению познавательной деятельности как ценностно-значимой для дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, которая характеризуется направленностью на личностное и профессиональное самосовершенствование в соответствии с гуманистическими ценностями профессионально-педагогической деятельности.

В обобщенном варианте процесс формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения заключается в определении ценностей - целей (личностное и профессиональное самосовершенствование), характеристике ценностей - средств (средства осуществления познавательной и профессиональной деятельностей), реализации ценностей - отношений (гуманистическая направленность познавательной и профессиональной деятельностей), формировании ценностей - качеств (личностные и профессионально-значимые качества), достижении ценностей - знаний (базовые и профессиональные знания) будущими бакалаврами в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Данные выводы позволили создать структурно-функциональную модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения с учетом специфики их подготовки в вузе к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

Мы опирались на утверждение В. А. Сластенина о том, что модель - это любой образ, аналог (мыслительный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график и т. д.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели).

По словам А. М. Новикова, модель - некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, являющийся упрощенной версией моделируемого объекта или явления, в достаточной степени повторяющей свойства, существенные для целей конкретного моделирования, опуская несущественные свойства, в которых он может отличаться от прототипа.

Структурно-функциональная модель включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-рефлексивный, которые раскрывают единство и взаимосвязь исследуемого процесса с позиции аксиологического, деятельностного и компетентностного подходов и обладающие соответственно направляющей, смыслообразующей, организующей, преобразующей функциями.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» квалификации «бакалавр» определяет основную цель непрерывного образования: потребность общества в профессионалах, обладающих универсальными способами деятельности, освоение которых позволяет человеку понимать ситуацию и достигать желаемых результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Познавательная деятельность будущих бакалавров представлена на каждом этапе процессами самости (самовоспитание, самообучение, самоизменение, самоактуализация, самосовершенствование, самоанализ, самокоррекция, самоорганизация, самореализация), проектируемыми посредством «Я-концепции».

В соответствии с вышесказанным, целевой блок характеризует направленность будущего бакалавра профессионального обучения как ключевой установки на ценности профессионального образования.

Содержательный блок представляет комплекс образовательных программ, нормативно-правовой документации, формы и методы образовательного процесса.

Следует отметить, что основными документами данного блока, регламентирующими деятельность преподавателя, являются: ФГОС ВПО по направлению 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» квалификации «бакалавр»; Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (ред. от 12.11.2012); Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях; Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Несмотря на то, что в педагогике существует множество методов обучения, мы в данном блоке представили методы традиционного и активного обучения, в том числе методы устного изложения материала (рассказ, беседа, обсуждение и др.), основанные на предоставлении готовых решений в качестве образца. Данная группа методов была направлена на усвоение новых знаний, расширение, углубление имеющихся знаний, полученных при изучении других психолого-педагогических дисциплин на предыдущем этапе обучения в вузе.

Методы активного обучения (турнир-викторина, собрание-диспут, микроконференция и др.) были направлены на развитие творческого, критического мышления и способностей решать профессионально-педагогические задачи.

Данные методы обучения реализовывались через разнообразные организационные формы:

  • проблемная лекция, основой содержания которой служило моделирование педагогических ситуаций, что позволяло студентам увидеть предметные и социальные аспекты их будущей профессии;
  • имитация научных семинаров и дискуссий, отражающих все основные свойства оригинала;
  • семинарские занятия проблемного, исследовательского характера, в основу проведения которых была заложена методика организации самостоятельной работы студентов на основе постепенного нарастания трудности и проблемности заданий, выполняемых под руководством преподавателя;
  • самостоятельная работа во внеаудиторное время, организуемая на основе того же принципа, что и семинарские занятия проблемного характера.

Организационно-деятельностный блок интегрирует в себе реализацию организационно-педагогических условий, способствующих развитию аксиосферы будущих бакалавров профессионального обучения.

При этом мы опирались на точку зрения З. З. Утягановой, которая аксиосферу человека представляет в виде многоуровневой системы, включающей:

  • уровень аксиологической открытости: открытость новым ценностям и идеям, сформированная установка и умение фиксировать непохожее, новое, выделять его из информационной диалогической среды;
  • уровень аксиологического анализа: владение способами оценивания генерализированных чужих идей с целью присвоения или отвержения новых ценностей;
  • уровень аксиологической самоорганизации: владение способами реконструирования собственной аксиосферы;
  • уровень самореализации: преломление новых ценностей в жизненную философию, составляющую индивидуальность бытия и способа самореализации.

Таким образом, организационно-педагогические условия включают в себя:

  • организацию проблемного обучения будущих бакалавров посредством усвоения специализированных знаний о ценностях познавательной деятельности будущего бакалавра, развития критического мышления, осознание их значимости для профессионального становления, актуализация этих знаний в самостоятельной познавательной деятельности с целью побуждения будущих бакалавров к активному самостоятельному поиску;
  • разработку и реализацию дидактической игры посредством планирования собственной индивидуальной траектории познавательной деятельности, способности к сотрудничеству, сотворчеству, оценивания результата коллективной познавательной деятельности, рефлексии игрового действия и эмоционального состояния с целью развития интереса как осознанного побуждения к познавательной деятельности;
  • включение будущих бакалавров в проектную деятельность посредством усвоения знаний о проектной деятельности, реализации собственной индивидуальной траектории познавательной деятельности, самостоятельной разработки проекта и предоставление результата в виде мультимедийной презентации, доклада, ролевой игры с целью формирования ценностного отношения к познавательной деятельности.

Оценочно-рефлексивный блок предусматривает осуществление будущими бакалаврами ценностной рефлексии как внешней (относительно осуществленной познавательной деятельности), так и внутренней (относительно своего эмоционального состояния).

В целом реализация структурно-функциональной модели обеспечивает формирование ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения.

В качестве основных критериев сформированности ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения были выделены: когнитивный, отражающий осознание значимости познавательной деятельности как личностной и профессиональной ценности; эмотивно-аксиологический, характеризующийся наличием положительного отношения к познавательной деятельности как личностной и профессиональной ценности; рефлексивный, включающий анализ собственной познавательной деятельности.

Сформированность ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения определялась с помощью следующих методик, позволяющих выявить уровень их сформированности (высокий, средний, низкий):

  1. Ориентационная анкета (Б. Басс) по изучению направленности на себя, на общение, на деятельность.
  2. Методика «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) по изучению жизненных ценностей в сфере образования.
  3. Методика «Цель-Средство-Результат» (А. А. Карманов) по изучению наличия у будущих бакалавров умений ставить цели, выбирать соответствующие им средства, адекватно оценивать результат своей деятельности.

Подводя итог вышесказанному, особенностью разработки и реализации структурно-функциональной модели формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения является:

  • реализация инновационных педагогических технологий, которая способствует формированию субъективной позиции, расширению личного опыта студентов, мотивирует их на ценности познавательной деятельности для дальнейшего саморазвития как в профессиональной деятельности, так и в успешной адаптации в жизни;
  • освоение студентами новых способов самостоятельного получения знаний, получение результатов активного самостоятельного поиска и их восприятие как личностной ценности способствует созданию собственной индивидуальной траектории познавательной деятельности у каждого студента;
  • включение студентов в проектную деятельность способствовало формированию компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО, осмысление которых позволило интегрировать имеющиеся у них знания, находить и применять новые (путем самообразования), объективно оценивать свои возможности.

В целом реализация структурно-функциональной модели формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения позволила преобразовать имеющиеся мотивы познавательной деятельности, среди которых преобладали мотивы прагматической направленности, в ценностные, что подтверждается наличием положительной динамики их сформированности по окончанию опытно-экспериментальной работы.

Рецензенты:

Игнатова Валентина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.

Пономарев Василий Викторович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры и валеологии ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.